Полевое UX исследование по оплате транспорта с помощью QR-кода

Это мы на фото с Faruh Faizulin и Malika Yagudina во время нашего исследования с одним из респондентов, сейчас уже дома

Проверяем оплату с помощью QR-кода в общественном транспорте города Астана
Проверяем оплату с помощью QR-кода в общественном транспорте города Астана

Зачем нужно это исследование?

В полевом исследование мы видим реальную ситуацию, в которой происходит взаимодействие с интерфейсом. Эта ситуация включает в себя факторы, которые нельзя воссоздать или о которых мы не узнаем в лаборатории, где среду взаимодействия создаем сами. Это могут быть особенности организации рабочего пространства, подсказки-стикеры, наклеенные на экран, общение с коллегами и клиентами, специальные устройства (например, дисплей Брайля) , погодные условия и освещение (например, при тестировании банкоматов).

Как проводится это исследование?

Исследователь проводит выбранный им метод полевого исследования в естественных для респондента условиях.

Полевые исследования бывают направлены на получение информации непосредственно от респондентов (этнографические исследования), так и для анализа их поведения (расширенные наблюдения).

Классификация которую мы использовали:
- Опрос и интервью;
- Наблюдение;

О самом исследовании

Совсем недавно, в нашей команде поднялся вопрос об улучшение платежей с мобильного баланса внутри нашего суперприложения Kcell АО. В рамках спринта была задача: улучшение оплаты общественного транспорта с помощью QR кода в городе Нур-Султан (Астане).
Буквально за день, мы обсудили детали с Андрей Тихонов Асылхан Назиров Galymbek Zhumabayev, PSPO I и за выходные собрали вещи в путь.

Нам впервые выдался шанс проресёрчить людей в их естественной среде. Два дня мы толпились в пустых и полных автобусах с целью выцепить крутые инсайты, и нам это удалось. Поначалу нам показалось, что заинтересовать людей в том, чтобы нам помочь будет не сложно, но не тут-то было)
Одной из самых тяжелых и времязатратных вещей в полевых исследованиях оказалось уговаривать людей поучаствовать в наших исследованиях. Чем старше обычно был человек, тем сложнее было его убедить что мы не мошенники.

Полевое UX исследование по оплате транспорта с помощью QR-кода

Вот так, после методов проб и ошибок, нам удалось собрать 10 респондентов, которые совершили оплату транспорта с нашего мобильного приложения и прошли наш опросник. После беседы со многими из них удалось вытащить инсайты, которые мы могли не получить, будучи в других условиях.

Влад раскидывает нам по фактам как нужно выживать в общественном транспорте Астаны)
Влад раскидывает нам по фактам как нужно выживать в общественном транспорте Астаны)

Одним из примеров послужил Влад, которому 16 лет (на фото выше). Он подсказал нам что во всех столичных автобусах написаны пять цифр (номер автобуса) без учёта цифры 0 в начале. А когда ты будешь вбивать номер автобуса в приле, цифру нужно вбивать вручную в самом начале, а потом уже номер автобуса.

Нигде об этом не написано и ранее мы этого не знали) И таких инсайтов мы получили много, в ходе наблюдения за людьми мы составили целый список тех кто, как и каким способом оплачивает общественный транспорт.

Предварительным результатом всего этого станет полная переработка уже существующего флоу оплаты транспорта с учётом нашего исследования.#ux #research #usability #mobile

77
18 комментариев

Ну и как, удобно оплачивать по QR коду в транспорте, который движется и даже раскачивается. Пассажирам, у которых в одной руке ноша, а в другой - поручень?
Первая задача исследователя это определение: а подходит ли инструмент для задачи вообще

1

Да, у нас рынок так сложился в Казахстане, что оплатить транспорт с помощью QR-кода достаточно удобно, т.е. это возможно сделать в несколько шагов с одной руки.
Есть и те кто оплачивают картами, но таких людей в разы меньше, обычно это пользователи уже преклонного возраста

Этот метод оплаты уже проходили уже в десятках стран и сотнях городов. Полная шляпа. Зачем прыгать на грабли 1001-й раз?

А какие по вашему альтернативные методы лучше?

NFC, mobile payment (прямо в транспортной прилаге)

Рынок в данный момент не позволяет такие штуки как NFC. Почти во всех автобусах стоят считыватели карт, но там очень много подводных камней с ними, и реализация не на самом высоком уровне. Поэтому как альтернативу ввели QR-коды которые весят по всему периметру автобуса. Многим людям этот способ оплаты стал более удобным, из тех что имеются сейчас.
Поставщики оплаты транспорта в разных городах Казахстана все разные, у каждого свои требования и стандарты.
Мы проводили исследование как раз-таки, чтобы улучшить пользовательский путь внутри нашего приложения, в котором, в том числе можно производить оплату как вручную, так и с помощью скана QR-кода.