Product designer - этапы собеседования за границей и их особенности

Привет. Я Кузин Вова - продуктовый дизайнер. В прошлом году я переехал в Израиль и потратил больше 4 месяцев на поиск работы. На тот момент у меня было больше 5-ти лет опыта и я работал лид дизайнером в Сбере, где сам участвовал в процессе найма новых дизайнеров. Отсмотр портфолио, интервью кандидатов, оценка тестовых заданий - все это было частью моей повседневной рутины.

За границей я столкнулся с полным непониманием того, что меня ждет во время собеседований. Прошлый опыт поиска работы не помогал, провалы возникали там, где я был уверен в себе на все 100%.

Эта статья поможет понять отличия в процессе поиска работы и прохождения собеседований продуктовым дизайнером зарубежом, а главное - правильно расставить приоритеты во время подготовки.

Офис Microsoft в Герцлии (Израиль)
Офис Microsoft в Герцлии (Израиль)

Почему процесс найма Израиля похож на найм в Европе и США?

Из FAANG в Израиле нет только Netflix. Помимо этого открыты большие офисы Microsoft, Intel, Nvidia и тд. Сотрудники перетекают из одной компании в другую и уносят с собой "бест практис", в том числе и в процессах найма. И продукты большинства местных компаний нацелены на внешний рынок и тоже пытаются не отставать от мирового опыта.

Этапы интервью

Помимо израильских компаний я для практики окликался в российские и европейские компании, поэтому контраст собеседований был особенно заметен. Количество этапов было больше, а формат собеседований следовал четким правилам и требовал специфичной подготовки.

Собеседования в русскоязычные компании не отличались от тех, что я сам проводил в Сбере, и имели аналогичный порядок:

  • контакт с HR;
  • собеседование;
  • домашнее тестовое задание;
  • обсуждение тестового (редко);
  • знакомство с командой (редко);
  • звонок от HR о результатах и оффер.

В зарубежных компаниях было больше этапов и некоторые из них я проходил впервые. Последовательность была везде разной:

  • звонок HR;
  • зум HR;
  • экспириенс интервью;
  • домашнее тестовое задание;
  • вайтборд челенж;
  • апп критик;
  • обсуждение тестового (редко);
  • знакомство с командой (у меня было редко, но это объясняли ковидом);
  • оффер интервью.

Конкретно про каждый этап и как к нему подготовиться я расскажу в следующих статьях.

Отклик и портфолио

Подготовка портфолио - долгий и мучительный процесс. Дизайнеры тратят месяцы, так и не чувствуя удовлетворения от результата. Но важно понимать, что будет после того, как вы отправили портфолио на рассмотрение в “компанию мечты”. Складывается ощущение, что в России принято уделять портфолио огромное внимание, ведь помимо него нас ждет лишь собеседование (на котором могут быть вопросы про портфолио) и затем тестовое задание.

Портфолио в зарубежных компаниях выполняет функцию первичного фильтра - звать вас на собеседование или нет. На дальнейших этапах портфолио вам уже будет не нужно, потому что на экспириенс интервью просят подготовить 2-3 кейса, и сайт-портфолио не лучший артефакт для их демонстрации. Для представления кейсов на интервью лучше всего подходит презентация с понятным сторителлингом.

Кроме того прохождение первичного фильтра “звать на собеседование или не звать” не достигается лишь качеством портфолио, важно, как вы откликаетесь на вакансию. За рубежом развита система реферальных откликов, это своего рода рекомендация от сотрудников компании. Такой отклик увеличивает конверсию в собеседования в разы и получить его легче, чем тратить месяцы на портфолио, которое могут даже не октрыть из-за огромного количества откликов. Просто найдите людей на Linkedin из этой компании, которые смогут вам помочь.

Коммуникация с HR

Не стоит пренебрегать различиями в этом этапе. В российских компаниях моя коммуникация с HR ограничивалась в большей степени организационными вопросами. Назначить интервью, запросить документы, куда направить тестовое и тд. В западных компаниях обычно - телефонный звонок, где помимо стандартных вопросов на адекватность, знание языка, вас могут сразу проскринить на опыт и ожидания по зарплате. Поэтому уже на этом этапе надо иметь короткий рассказ о себе, о своем опыте и результатах.

Собеседования

К чему я привык в российских компаниях: быстрое формальное знакомство, 1-2 интервьюера представляются, озвучивают свою роль в компании, над каким продуктом работают. Дальше идет блок вопросов, который всегда является полной неожиданностью. Вопросы могут быть абсолютно разного уровня абстракции, от самых банальных про технические скиллы, до очень глубоких - о твоей миссии как дизайнера, мотивациях и целях на обозримое и не обозримое будущее. Также могут попросить открыть портфолио и перейти к его обсуждению.

После этого часть, во время которой интервьюеры рассказывают о продукте, куда идет найм и отвечают уже на ваши вопросы. Здесь я хочу особенно выделить ощущение неизвестности и непредсказуемости.

Меня сильно удивило своей открытостью знакомство в израильских компаниях. Обычно было 2-3 интервьюера, и каждый рассказывал о том сколько он работает в компании, где работал до этого, о своих увлечениях, о своей семье, чем занимается муж или жена, и даже возраст их детей. В первый раз это смутило, но когда это стало повторяться, я тоже сделал рассказ о себе более человечным. Блок вопросов наоборот был сфокусированным. Собеседования были разделены на четкие этапы, с понятной целью. Мне даже присылали инструкцию на почту, о том что меня ждёт на следующем этапе. Например к первой встрече обычно просили подготовить два-три кейса, к апп критик предлагали заранее выбрать приложение, а для вайтборда скидывали ссылки на статьи, где разбирается что это такое.

Тестовое и вайтборд

Тестовое сейчас дают реже, и чаще переходят на вайтборд челенж, у меня было 50/50, а в одной компании - и тестовое, и вайтборд.

Тестовые задания в России были зачастую с очень открытой постановкой вопроса: “подумай над тем как может выглядеть приложение через три года”, “предложи решение проблемы для группы пользователей”.

В Израиле тестовые задания мне показались со слишком четкими границами. Было подробно расписано какой функционал необходимо реализовать, предоставлялись примеры экранов приложения и описание того какой уровень проработки они ожидают. Это не мешало мне ставить под сомнение необходимость реализации данного функционала. Поэтому я часто делал шаг назад и пытался понять какую проблему мы хотим решить на самом деле, я предполагаю, что это тоже является частью тестового. Никто не был против, когда в тестовом на этапе приоритезации возможных решений я выбирал отличное от того, что звучало в задании, но с понятными аргументами.

Product designer - этапы собеседования за границей и их особенности

Вайтборда в РФ я не встречал. Этот этап предполагает решение задачи прямо во время собеседования за 60-90 минут. К этому этапу проще относиться как к ролевой игре, где вы коммуницируете с интервьюером, уточняете проблему, делаете предположения о целях бизнеса, болях пользователя и тд. Никто не ждет идеально проработанных макетов за такое время. Это тот случай, когда процесс важнее результата и управление процессом полностью на вашей стороне. Я проходил большинство вайтбордов онлайн и у меня была целая стена из стикеров помогающая не забыть спросить все важные вопросы.

Про тестовые и вайтборд будут отдельные выпуски с примерами и финальными презентациями.

Дальше расскажу, что представляет из себя каждый этап с примерами моих решений и контентом по которому я готовился. Пишите вопросы в телеграмм @Kuzin_V

3232
17 комментариев

Привет, Владимир! Спасибо за то что поделился опытом, достаточно интересная статья.
Вопрос: Почему свапают знакомство с командой? Тут важно уточнить с продуктовой или дизайн командой, но как по мне и то и это достаточно важная часть чтобы команда тоже знала кто в скором времени попадёт к ним в штат
Я понимаю что ковид достаточно важная причина, но сейчас можно собрать всех коллег в онлайне и познакомиться, по мне так достаточно странно.

1
Ответить

Владислав, спасибо! Тут сложно ответить однозначно. Многое зависит от самих компаний, куда приходишь интервью. Возможно у меня преобладали компании, где "основная" команда это дизайн команда, а не продуктовая. Поэтому по сути знакомство уже состоялось на дизайн интервью. Ещё так может происходить из-за того, что распределение дизайнера в определенную команду не происходит на этапе интервью, а идет уже после прохождения буткемпа, но это скорее частный случай. Кстати пара компаний говорила, что до ковида даже была практика приглашать кандидата на оплачиваемый рабочий день

1
Ответить

Владимир, привет! Спасибо за статью. Понимаю, что я немного не туда географически поворачиваю, но. Нахожусь сейчас в Казахстане и столкнулся с тем, что тут почти нет такого понятия как продуктовый дизайнер. К портфолио в Notion отношение чаще, мягко говоря, холодное. Расскажи как выглядело твое портфолио?

1
Ответить

Привет! Портфолио у меня было оформлено в виде сайта с описанием двух проектов, и для этого не обязательно использовать вебфлоу, тильду и тд. Я сделал тоже самое в фигме и просто отправлял прототипом (из плюсов можно было видеть, как его просматривают). Могу поделиться ссылками :)

1
Ответить

Отличный опыт! Спасибо за материал!

1
Ответить

Спасибо! Скоро продолжение

Ответить

Спасибо! С удовольствием буду ждать следующих статей.

Ответить