Искусство или дизайн?

Работая какое-то время с профессиональными дизайнерами, вы поймете, что приравнивания искусства к дизайну — это верный способ разворошить осиное гнездо. Вы рискуете получить тонну заявлений вроде:

  • «Дизайн — это не искусство. Дизайн должен работать».
  • «Искусство должно вызывать эмоции, но оно не решает проблем».
  • «Художники работают инстинктивно, тогда как дизайнеры используют методичный процесс, основанный на данных и исследованиях».

Внутренняя дискуссия между дизайнером и художником и вынудила меня написать эту статью. Что происходит на самом деле? Почему искусство и дизайн противопоставляются друг другу и почему дизайнеры так непреклонны в том, что дизайн не может быть искусством? Эти вопросы являются отправной точкой для дискуссии между дизайнерами. Сейчас я расскажу о двух мнениях, о которых все говорят, а какое мнение ближе вам?

Дизайн — это искусство. Искусство — это дизайн

Давайте будем честны: я осознаю, насколько это непопулярная позиция, особенно среди дизайнеров. Мы все ходили на лекции, читали книги, разговаривали с коллегами, изучали инструменты, полные решимости расставить границы между искусством и дизайном.

Моё мнение: отличный дизайн — это прежде всего искусство. На чем оно основано? На философское понимание искусства. Такие философы, как Платон, веками спорили о влиянии искусства и определении дизайна.

Платон считал, что искусство является отражением того, что реально. Но так как его взгляды широко оспариваются, а нам нужно с чего-то начинать, мы должны стремиться к пониманию, которое признает историю и разнообразие мировой мысли и культуры.

Искусство существует и существовало во всех человеческих культурах и состоит из объектов, действий и переживаний, которые намеренно наделены их создателями высокой степенью эстетического интереса.

В силу этого определения дизайн, является искусством. Его можно найти в любой человеческой культуре. Он создает объекты, перфомансы и переживания. И дизайнеры привносят значительный эстетический интерес в свою работу.

Сейчас кто-то закричит: «Стой! Слово “Эстетично” всё портит!»

А как же утверждение о то что красивые вещи работают лучше? Дизайнеры любят проявлять небрежность в отношении эстетики, но давайте по-честному уродливым наборы кнопок и менюшек пользоваться никто не будет.

Как и искусство, эстетика представляет собой сложную область философии и не может быть простым стереотипом, который означает «делать вещи красивыми».

Эстетика затрагивает много вопросов, которые важны для дебатов «искусство не дизайн, дизайн не искусство»:

  • «Можно ли разделять эстетику и практику?»
  • «Исходя из чего мы судим о полезности и красоте?»
  • «Как время, культура и жизненный опыт влияет на убеждения, основываясь на которых мы делаем эстетическое суждение?»

По моему в мире современного дизайна искусство имеет малое значение и это несправедливо. Дизайнеры преувеличили значение собственных дисциплин, которые различаются только лишь названием. Столетия художественной практики, философских исследований и культурного понимания и привели нас к тому что мы сейчас называем дизайном. Дизайн — это искусство. Искусство — это дизайн.

Дизайн выполняет функцию. Это не искусство

Прежде всего мы должны понять, о каком типе дизайна идёт речь. Я понимаю, что в случае с графическим дизайном, иллюстрацией или брендингом дизайн может быть чем-то вроде “искусства”, но если мы говорим о более функциональном дизайне, таком как UX дизайн или промышленный дизайн, то нужно немного углубиться и тогда станет ясно: дизайн — это не “искусство”.

Хороший дизайн скорее похож на науку, отчасти это процесс и отчасти набор практических решений с добавлением эстетики. Выходя за пределы оформления, дизайнер поймет, что отличный дизайн — это решение проблем, а потом всё остальное.

Мы с трудом подбираем правильные слова, чтобы описать процесс проектирования в Apple. Но это в значительной степени связано с проектированием, прототипированием и изготовлением.

Джонатан Айв

UX дизайнеру всегда нужно копать глубже, и смотреть на картину более широко и целостно: целевая аудитория, пользовательские сценарии, контекст использования, устройство, это может быть: телевизор, смартфон, ПК, планшет, банкомат и т. д. И когда дело доходит до дизайна продукта, не будем забывать о тестировании и метрики. Если бы дизайн был искусством, как бы мы его тестировали? Как насчет юзабилити или таких концепций UX как обратная связь, целостность и стандартизация, предотвращение ошибок, гибкость и ясность. Разве дизайн не про функции и удобство? Если вы хотите быть художником, будьте им, но не называйте себя дизайнером.

Это красота, когда что-то работает, и это работает интуитивно.

Джонатан Айв

Интуитивность не может быть достигнута с помощью искусства, она основана на исследованиях и тестировании. Хороший дизайн также зависит от данных. Более того, ИИ скоро изменит способ создания дизайна. Он будет сверхперсонализированным и опережающим. Сможет ли дизайн как искусство сделать это? Звучит нереалистично.

Невозможно назвать дизайн интерфейса автомата по продаже билетов искусством. Несомненно, эстетика и эмоции вступают в игру, как упоминалось ранее, потому что эстетика играет роль в дизайне в той мере, в какой дизайн с лучшей эстетикой делает продукт «работающим лучше». Но все же надо учитывать функцию дизайна и контекст использования.

Например, Д. Норман говорит о дизайне как о концепции возможностей.

Возможности дают сильные ключи к действию. Пластины предназначены для толкания. Ручки предназначены для поворота. Прорези предназначены для вставки вещей. Мячи предназначены для бросков или отскоков. Когда возможности используются в своих интересах, пользователь знает, что делать, просто взглянув: не нужно никаких изображений, этикеток или инструкций.

Д. Норман

Таким образом, возможности — это «воспринимаемые свойства» функции в дизайне, и о них необходимо сообщать пользователю с помощью «означающих», которые дают пользователю подсказки о существовании этой возможности. Как сочетать концепции возможности и "означающих" с искусством. Это важные концепции дизайна взаимодействия в области HCI. Они не имеют ничего общего с искусством.

Как UX дизайнер я не могу думать о дизайне как о искусстве. Можете ли вы представить автомат по продаже билетов, который спроектировал Пикассо в стиле кубизма? Не сказать, что получилось бы плохо, но возможно он был бы не такой функциональный.

Что такое хороший дизайн?

Искусство решает проблемы. Хороший дизайн — это просто один из путей к решению

Автомат по продаже билетов в кубизме Пикассо? Вот это был бы дизайн! Я могу представить талантливого художника, использующего кубизм в четко определенной визуальной иерархии. Наконец, мы простимся с святынями из кнопок, в которыми мы все привыкли.

Такая идея не является новой. В городах по всему миру паблик-арт инсталляции использовались для улучшения опыта, ранее упускаемого из виду. Прекрасный пример это — путь Ван Гога, созданный голландским художником Дааном Роозегаардом.

Голландская студия Studio Roosegaarde превратила велосипедную дорожку в  Нидерландах в млечный путь. На создание маршрута дизайнеров вдохновила работа нидерландского художника Винсент Ван Гога «Звёздная ночь».
Голландская студия Studio Roosegaarde превратила велосипедную дорожку в  Нидерландах в млечный путь. На создание маршрута дизайнеров вдохновила работа нидерландского художника Винсент Ван Гога «Звёздная ночь».

Технологии экспериментального инсталляционного искусства оказывают существенное влияние на мир дизайна.

Видение Роозегаарда намного шире. Путь Ван Гога — это доказательство концепции в рамках большого проекта — Smart Highway. Амбициозного проекта, направленного на переосмысление голландского ландшафта путем создания устойчивой системы светящихся интерактивных дорог. Искусство и художники способны решать существенные проблемы.

Решение проблем требует знаний, опыта, навыков, исследований, риска и понимания человеческого поведения, но, дизайнеры не признают, что художники используют методологию решения проблем в своей работе, даже несмотря на то, что художники искали творческие решения на протяжении веков, ещё до того, как в моду вошло понятие «дизайнер».

Рассмотри ещё один пример, голландский художник, мастер света и автор «Девушки с жемчужной сережкой» Иоганн Вермеер. Он жил в 17 веке, добился скромного успеха как художник и умер под горой долгов. Но спустя почти два столетия после смерти, его работы были открыты заново, и он был признан одним из величайших художников.

«Девушка с жемчужной серёжкой» — одна из наиболее известных картин нидерландского художника Яна Вермеера.
«Девушка с жемчужной серёжкой» — одна из наиболее известных картин нидерландского художника Яна Вермеера.

Случилось странное. Чем больше люди изучали его работы, тем больше понимали, что его картины и процесс не похожи на работы других художников. Как так?

  • Вермеер не имел формального художественного образования и не обучался живописи.
  • У него мало картин, всего 50.
  • У него никогда не было учеников.
  • Почти все картины Вермеера были поставлены в одной из двух комнат его дома.
  • Набросков Вермеера, не сохранилось.
  • Рентгеновские снимки картин Вермеера не выявляют ни подрисовок, ни композиционных исправлений.
  • Его картины содержат искажения освещения и перспективы, которые можно увидеть только через искусственные линзы.
  • Вермеер был близким другом Антони ван Левенгука, голландского ученого, известного своими новаторскими работами в области изготовления линз и микроскопии.

Что все это значит? Вермеер, вероятно, использовал передовую и до сих пор неизвестную форму камеры для создания своих шедевров. Существует достаточно доказательств, подтверждающих это утверждение.

Как это вообще связанно с нашей темой? Вермеер изобрел процесс, который остался незамеченным и не повторялся более 350 лет, это позволило ему создать технически совершенные картины без какой-либо формальной подготовки. Это и есть решение.

Дизайн — это форма искусства, метод самовыражения, который тоже следует системе, чтобы наполнить объекты. Как и все формы искусства, дизайн решает проблемы, но нет гарантии, что решение верное.

Дизайнеры должны осознать, что искусство — это не субкультура отверженных дизайнеров, которые рисуют пальцами свои чувства. По сути, низки взгляд на искусство всё равно что низкий взгляд на дизайн, науку, историю и культуру, это сильно ограничивает творческий потенциал и прогресс.

В конце концов, искусство решает проблемы. Хороший дизайн — это просто один из путей к решению.

Хороший дизайн беспристрастен и дает то, что нужно людям

Заметьте, не «чего хотят люди», а «что нужно людям». Люди не всегда знают, чего хотят, дизайнеры должны это выяснить. Вы скажите «А как картины решают проблемы?».

Хороший дизайн, в какой то степени субъективен, но по моему он вырабатывается в ходе итеративного процесса с большим количеством испытаний. Дизайнерское мышление существует уже несколько десятилетий, это то что работает, когда вещи собираются вместе правильным образом, в нужное время.

Хороший дизайн определенно не только про искусство или эстетику это только поверхность. Хороший дизайн оценивается по нескольким факторам, таким как целевая аудитория, контекст использования, устройство на котором он будет использоваться. В случае автомата по продаже билетов эстетика может не иметь большого значения — люди просто что-то делают, а вещи просто работают на них.

Хороший дизайн — это дизайн, правильно сбалансированный между эстетикой и проектированием. Используя, пример автомата по продаже билетов, в этом сценарии эстетика менее важна и должна занимать соответствующую часть в балансирующей шкале, а удобство использования и дизайн взаимодействия должен занимать больше места в этой шкале.

Также можно противопоставить «хороший дизайн» и «плохой дизайн». Плохой дизайн — беспорядок, который раздражает и замедляет людей. На самом деле он может быть не эстетичным и поэтому не достойный чьего-либо внимания. Для вашей аудитории плохой дизайн — это препятствие, а не расширение возможностей.

Выглядит круто, но хороший ли это дизайн?

Дизайн субъективен или объективен?

Это смесь того и другого в разных пропорциях

Искусство и дизайн связаны. Я рассматриваю дизайн как что-то целостное включающее искусство. Дизайн одновременно субъективен и объективен, но объективность дизайна достигается за счет исследований пользователя (определение целевой аудитории, наблюдение за контекстом использования), проработки основных этапов процесса проектирования и пользовательского тестирования.

Дизайн может родиться в уме блестящего дизайнера, но его практическое использование еще нуждается в доработке. Если бы дизайн был только субъективным, не было бы необходимости в юзабилити-тестировании (что, скорее всего, расстроило бы дизайнера, потому что дизайн бы просто не работал). Дизайн будет исходить от одного человека, что не очень хорошая идея. Дизайнеры, которые на 100% субъективны слишком высокомерны.

Но субъективность все же играет роль — эстетика играет роль, возможно именно здесь начинается эмоциональный дизайн, это шаг где дизайнерская чувствительность, искусство и субъективность выдвигается на первый план. Дизайнера наряжают свой дизайн в основе которого функциональность, чтобы создать что-то, что работает на всех эмоциональных уровнях — интуитивном, поведенческом, рефлекторном, чтобы предоставить продукт с потрясающим UX.

Некоторые дизайнеры считают, что хороший дизайн должен быть объективным. Я в это не верю. В проектах Старка или Джонатана Айва есть что-то гениальное. Они привносят в свои проекты нотку субъективизма, что связано со вкусом.

Искусство и все его дисциплины включая дизайн сочетают в себе объективность и субъективность

Искусство и его дисциплины, включая дизайн, требуют сочетания объективности и субъективности. Конечно, найдутся дизайнеры, которые закатят глаза и заявят «Искусство чисто субъективно. Это может означать разные вещи для разных людей». Очевидное сочетание? «То же самое с дизайном!»

Но давайте разберёмся.

Когда дизайнеры говорят, что искусство должно быть субъективным, они обычно имеют в виду то, как люди оценивают результаты усилий художника. Этот способ мышления об искусстве ставит результат на первое место. Другими словами искусство равнозначно объектам. Искусство — это живопись, танец, шоу.

С этой точки зрения искусство субъективно. Американская готика жуткая, но она вдохновляет. Искусство это результат, результат открыт для интерпретации, и каждый прав!

Справедливо ли судить об искусстве исключительно по результату усилий художника?

Определение искусства, которое было приведено в начале этой дискуссии, более тонкое, так что давайте освежим наши воспоминания:

Искусство существует и существовало во всех известных человеческих культурах и состоит из объектов, действий и переживаний, которые намеренно наделены их создателями высокой степенью эстетического интереса.

Обратите внимание на фразу «намеренно наделены». Другими словами, художники сознательно наделяют свои произведения смыслом в высокой степени. Намерение сочетается с действием. То есть искусство — это не результат. Искусство — это процесс, а процесс переполнен объективностью.

Не согласны? Подумайте о веках практик, стандартизированных инструментов, химических реакций и научных открытий, обязанных искусству. Как могут существовать реальности, независимые от разума, искусство объективно, потому что оно зависит от процесса. Если керамист обожжет посуду, не дав ей высохнуть, она взорвется или если дизайнер выберет декоративный шрифт для основного текста, большая часть сайта будет неразборчива.

Главный вывод в том, что искусство и, следовательно, дизайн — это смесь объективности и субъективности, приправленная двусмысленностью, чтобы споры об искусстве и дизайне продолжались долгие годы.

Вывод

На самом фундаментальном уровне и искусство, и дизайн стремятся что-то сообщить, и какими бы ни были различия, обе формы вызывают эмоциональный отклик.

Разница между изобразительным и прикладным искусством заключается в контексте и больше связана с оценочным суждением о своей работе, чем с любым различием между двумя дисциплинами. Кроме того, сравнение искусства и дизайна, хотя и возвышенное стремление, поскольку ни одно из них не может быть определено абсолютно, так как это довольно гибкие понятия, границы постоянно меняются, надеюсь так будет и дальше.

Как мы определяем, что такое искусство, а что такое дизайн, почему отношения между ними такие натянутые. Разница между функциональным дизайном и нефункциональным и искусством создает разногласия? Искусство это просто объект, или это оно имеет функцию? Можем ли мы изменить знаменитую аксиому «форма следует за функцией», на «форма и функция едины»?

В заключение, не стоит противопоставлять искусство дизайну или наоборот, превосходный дизайн как особая симфония где искусство и дизайн должны звучать вместе.

*Я очень надеюсь, что эта статья была для вас полезна😉
Спасибо всем, кто дочитал до конца, если у вас есть какие-то дополнения или интересные мысли для обсуждения, жду вас в комментариях, прошу без токсичности. Всем добра💗

66
2 комментария

Вот интересно как современные технологии, такие как искусственный интеллект и автоматизированные процессы, могут повлиять на будущее взаимоотношений искусства и дизайна?

Ответить

Уже существует artificial intelligence art - любое художественное произведение, созданное с использованием программ искусственного интеллекта. Дизайнеры тоже могут его использовать в своих целях, для генерации изображений или анимации, даже если, то что сгенерировано не будет отличаться высоким качеством, то это вполне подходит для референсов. Скорее всего, граница между дизайном и искусством будут более размыты

Ответить