Что спросить у заказчика ДО того, как начинать работу над дизайном. Брифы для разных типов макетов

Часто заказчик сам не до конца понимает, что ему нужно и какую информацию ждет исполнитель. В статье вы найдете список вопросов для брифа, который поможет понять задачу и сделать классный макет.

Что спросить у заказчика ДО того, как начинать работу над дизайном. Брифы для разных типов макетов

Привет! Меня зовут Евгений Кузнецов, я сооснователь WIM.Agency. Мы занимаемся CRM-маркетингом, веб-разработкой и дизайном. Эту статью помогла подготовить Кристина Гордиенкова, арт-директор WIM: она наверняка знает, какие вопросы задать клиенту перед работой, чтобы результат устроил обе стороны.

Рассмотрим разные типы макетов: письмо, печатный материал, 3D-модель и другие. Информация будет полезна начинающим дизайнерам, чтобы ничего не упустить, и менеджерам, который ставят ТЗ дизайнерам, чтобы понять какие моменты важно уточнить у клиента, в зависимости от типа креатива.

Что узнать первым делом

Главное, что нужно понять перед стартом работ — кто целевая аудитория и для чего разрабатывается макет. От этого зависит все: структура макета, стилистические приемы, функционал и прочее. ЦА и цель работы — главные пункты брифа не только при разработке дизайна, а вообще при любой задаче: от копирайтинга до разработки.

Также нужно запросить необходимые материалы и референсы. Важно, чтобы референсы были представлены именно изображениями или ссылками на изображения, а не просто описаны на словах. «Хочу, как у Apple» — это не референс. Необходимо собрать как можно больше примеров работ, которые нравятся и не нравятся заказчику, — это увеличит вероятность, что результат устроит обе стороны.

Материалы, которые понадобятся в работе над макетом:

  • Логотип. Должен быть векторным или, в крайнем случае, растровым на прозрачном фоне в высоком разрешении.
  • Брендбук (документ, отражающий позиционирование бренда).
  • Гайдлайн (набор правил, например, ToV и фирменные цвета).
  • Исходники. Должны быть в редактируемом формате, иначе их нельзя использовать в работе. Если файл открывается без специального графического редактора — это не исходник.
<p><i>Форматы визуальных материалов</i></p>

Форматы визуальных материалов

  • Изображения. Должны быть высоком разрешении, подходящие под формат макета (для web — от 600 px, для печати от 3000 px). Не лишним будет уточнить у клиента, где он взял изображение, чтобы убедиться, что вы имеете право его использовать.
  • Фирменный шрифт.

Бриф для имейла

При формулировании ТЗ на email-рассылку важно уточнить тип письма (промо, контентное, триггерное и т.д.) и какому сегменту целевой аудитории оно будет отправлено. Сразу узнайте про адаптивность под мобильные почтовики и темную тему — нужна ли она. Если клиент новый — попросите примеры предыдущих писем и спросите, что в них нравится, а что хотелось бы исправить.

Вопросы для брифинга:

  • тип письма,
  • повод, к которому приурочено письмо,
  • какой сегмент ЦА,
  • адаптивность,
  • примеры прошлых рассылок и/или референсы,
  • материалы для работы.

Бриф для сайта

Детали, которые необходимо уточнить перед началом работы с сайтом, схожи с брифом для письма. Спрашиваем, какой тип сайта необходим (landing page, визитка, интернет-магазин и т.д.), цель, ЦА, просим референсы и материалы.

Вопросы для брифинга:

  • тип сайта,
  • с какой целью создается,
  • кто основная ЦА,
  • страницы, разделы, контент,
  • адаптивность,
  • референсы,
  • материалы для работы.

Бриф для баннера

Баннер — графический блок с рекламой. Он может быть размещен на сайте, в социальных сетях бренда, в карточке товара на маркетплейсе или может использоваться для таргетированной рекламы.

Виды баннеров

Важно узнать, где именно будет размещаться баннер, потому что у каждой площадки свои требования к характеристикам изображения: максимальный вес и размер, допустимое количество текста, необходимые отступы, наличие кнопки и т.д. Если у площадки нет требований, нужно уточнить их у клиента.

Еще один важный момент — нужно узнать, какие ресайзы могут потребоваться. Если изначально заказчик попросил сделать баннер 200х200 px, а в будущем ему понадобится ресайз 1600х800 px, то могут возникнуть сложности. Лучше разрабатывать сначала самый большой баннер, и затем делать из него баннеры поменьше.

Вопросы для брифинга:

  • цель баннера,
  • основная ЦА,
  • место размещения,
  • целевая страница (куда ведет баннер),
  • технические требования,
  • размеры и ресайзы,
  • нужна ли анимация,
  • адаптивность (если это html5),
  • референсы,
  • материалы для работы.

Бриф для геймификаций

Чтобы сделать классную геймификацию, нужно уточнить у заказчика ряд моментов.

Где планируется размещение геймификации: приложение, отдельная страница или оконная версия. От этого зависит формат геймификации и стиль (если игра будет открываться в окне, она не должна сильно отличаться по стилю от основной страницы).

Механика геймификации и основная идея. Перед началом работы над дизайном важно утвердить механику (аркада, ребус, лабиринт и т.д.), сюжет и героев.

Вопросы для брифинга:

  • место размещения,
  • основная ЦА,
  • цель и повод,
  • механика и основная идея,
  • адаптивность,
  • референсы,
  • материалы для работы.

Полиграфия

Что спросить у заказчика ДО того, как начинать работу над дизайном. Брифы для разных типов макетов
Основные виды печатных материалов
Основные виды печатных материалов

Уникальная характеристика печатной продукции — это цветность. Печать бывает полноцветная и черно-белая, обозначается цифрами 4 и 1 соответственно. 0 обозначает отсутствие печати вообще. То есть, если вам нужна брошюра цветная с одной стороны и черно-белая с другой, — цветность будет обозначаться как 4+1.

<i>Обозначение цветности</i>
Обозначение цветности

Еще одна характеристика — это цветовая модель. Цвета, которые вы видите на мониторе ноутбука, — это RGB-цвета. Но, если вы попробуете распечатать фотографию красивого пляжа, который стоит у вас на обоях, она получится темной и блеклой. Чтобы этого не произошло, следует использовать палитру CMYK. Это специальная цветовая модель для печати, у нее меньшее количество цветов, но она помогает максимально точно передать исходное изображение.

Некоторые типографии предоставляют свои цветовые профили, которые настроены специально под оборудование и помогают попасть в цвет. Если заказ крупный и важный, перед отдачей в тираж стоит заказать цветопробу. Вам распечатают образцы цветов на том материале, который вы хотите использовать, чтобы вы убедились в корректности цветопередачи.

Также важно помнить про постобработку, ведь она тоже влияет на исходный дизайн. Если после печати изделие планируют сгибать или обрезать, необходимо узнать об этом до отрисовки макета.

<p><i>Основные виды постобработки печатных материалов</i></p>

Основные виды постобработки печатных материалов

Вопросы для брифинга:

  • вид печатной продукции,
  • цель макета,
  • место размещения или распространения,
  • формат и размер,
  • односторонняя или двухсторонняя печать,
  • цветная или черно-белая печать,
  • материал,
  • постобработка,
  • метод печати,
  • цветовой профиль типографии,
  • количество экземпляров,
  • референсы,
  • материалы.

Наружная реклама

Что спросить у заказчика ДО того, как начинать работу над дизайном. Брифы для разных типов макетов
<i>Основные виды наружной рекламы</i>
Основные виды наружной рекламы

Наружка — самый старый вид рекламы, и она тоже имеет свои особенности. Это широкоформатная печать, для которой используют износостойкие материалы: баннерная сетка, винил, пластик, бэклит, стекло и пр. У наружной рекламы зачастую невысокие требования к качеству изображения, ведь прохожий будет смотреть на нее издалека, и детали не так важны. Обычно разрешение составляет 10-75 dpi (точек на дюйм).

<i>Виды постобработки наружной рекламы</i>
Виды постобработки наружной рекламы

Ограничения на количество показов

При печати любой продукции нужно узнать, какое количество показов планируется, потому что у фотостоков есть ограничения на количество показов. И, если листовки можно посчитать поштучно, то с наружной рекламой сложнее. Существует специальный показатель — OTS (Opportunity to see), он оценивает потенциальное количество зрительных контактов с рекламой. У разных стоков разные ограничения: например, у Shutterstock, если количество показов на кампанию больше 500 000, нужно покупать расширенную лицензию на изображения.

Вопросы для брифинга:

  • вид наружной рекламы,
  • цель макета,
  • место размещения,
  • формат и размер,
  • материал,
  • постобработка,
  • метод печати,
  • цветовой профиль типографии,
  • количество экземпляров (показов),
  • референсы,
  • материалы.

Бриф для POS-материалов

К POS-материалам относятся постеры, ценники, баннеры и другие рекламные изделия, которые используются в местах продаж.

<p><i>Пример POS-материалов</i></p>

Пример POS-материалов

В целом, детали, которые нужно уточнить у клиента перед началом работы, совпадают с требованиями к остальной печатной продукции. Главное разбираться в типах POS-материалов и запомнить, чем отличается воблер от некхенгера.

<p><i>Виды POS-материалов</i></p>

Виды POS-материалов

Вопросы для брифинга:

  • вид POS-материала,
  • цель макета,
  • место размещения,
  • материал,
  • постобработка,
  • метод печати,
  • цветовой профиль типографии,
  • количество экземпляров,
  • референсы,
  • материалы.

Бриф для 2D-иллюстрации

<i>Пример иллюстрации</i>
Пример иллюстрации

Перед работой над иллюстрацией нужно узнать у клиента, где и как он планирует ее использовать. Будет это стикерпак, упаковка, презентация или пойдет в печать? От этого зависит, в каком формате лучше передать файл с картинкой, чтобы им было удобно пользоваться в дальнейшем.

Вопросы для брифинга:

  • место и способ использования,
  • формат файла,
  • референсы/стилистика,
  • материалы для работы,
  • гайдлайн по иллюстрациям (если есть).

Бриф для 3D-дизайна

Мы рассмотрим два вида 3D-дизайна — 3D-иллюстрации и 3D-модель. Они отличаются тем, что иллюстрация — это вымышленный предмет, а модель — это реально существующий объект, который вы можете увидеть и потрогать.

<i>Примеры 3D-дизайна</i>
Примеры 3D-дизайна

3D-иллюстрация

3D-иллюстрация обычно создается на основе 2D-драфта, который рисует иллюстратор. Если такого исходника нет, то дизайнеру потребуется очень подробное техническое задание с референсами и детальным описанием модели: какие цвета нужно использовать, какие текстуры (металлик, стекло, камень и тд). Работа 3D-дизайнера очень трудоемкая, и, если не описать задачу правильно с самого начала, на правки может потребоваться еще десяток часов.

3D-модель

Предметная 3D-модель создается на основе реального физического объекта. Поэтому лучший вариант — передать дизайнеру этот предмет прямо в руки, чтобы он мог его осмотреть и потрогать. Если такой возможности нет, нужно сделать качественные фотографии предмета с разных ракурсов в разных состояниях (открытый, закрытый и т.п.). Для понимания реальных размеров в кадр можно добавить линейку.

Но одних только фото недостаточно, чтобы увидеть все характеристики предмета. Следует запросить у клиента видео, чтобы понять, как ведет себя предмет и его материал при разном освещении. Плюс потребуется текстовое описание объекта: где он используется, какой он на ощупь, какой имеет функционал и возможности. Вся эта информация нужна для того, чтобы дизайнер мог нарисовать предмет, даже если никогда не видел его в живую.

Форматы 3D-моделей

1. Рендер — растровое изображение смоделированного объекта в формате jpeg или png. Его можно использовать в макетах, но нельзя редактировать.

Что нужно узнать:

  • требуемый формат (jpeg или png),
  • разрешение изображения,
  • максимальный вес,
  • необходимые ракурсы,
  • настройки света.

2. Web-формат — модель можно посмотреть через специализированное ПО и/или сервисы, но нельзя отредактировать. При необходимости её можно конвертировать в редактируемый формат.

Что нужно узнать:

  • должна ли модель разбираться,
  • требуемый формат,
  • максимальный вес,
  • настройки света.

3. Исходник — файл, который создан в специализированном графическом редакторе (Cinema 4D, Blender, ZBrush). Открыть и посмотреть его можно только в этом самом редакторе. Клиент может запросить исходник для дальнейшей работы с моделью.

Что нужно узнать:

  • должна ли модель разбираться,
  • требуемый формат,
  • настройки света.

Вопросы для брифинга:

  • место и способ использования,
  • требуемый формат файла,
  • сам объект или фото/видео-материалы,
  • технические требования,
  • референсы, стилистика, текстуры.

Бриф для маскота/стикерпака

<p><i>Типы маскотов</i></p>

Типы маскотов

Список необходимой информации здесь небольшой, главное — сразу определиться со стилистикой. От этого зависит, какой специалист будет привлечен к работе — иллюстратор или 3D-дизайнер. Затем нужно понять количество поз/эмоций/ситуаций, чтобы оценить объем работы.

Также стоит спросить у клиента, планирует ли он в будущем анимировать маскота, особенно если он в 3D, потому что от этого зависит процесс создания модели. Если анимация нужна, модель сразу будет создаваться как персонаж, а не статичный объект, чтобы его было легко анимировать в будущем.

Вопросы для брифинга:

  • место и способ использования,
  • цель создания,
  • 2D или 3D,
  • набор поз и эмоций,
  • нужна ли анимация,
  • референсы, стилистика,
  • материалы.

Бриф для motion-дизайна

Основные типы motion-дизайна

Motion-дизайн — анимация, с помощью которой оживляют статичное изображение. Его используют в приложениях, email-рассылках, масс-медиа и рекламе. От места использования motion-дизайна зависит формат рендера, длительность, вес файла и другие характеристики (например, должна ли анимация зацикливаться).

Еще очень важный момент брифа — раскадровка. Описания вроде «сначала девушка танцует, потом вылазит текст» недостаточно. Нужно согласовать с клиентом пошаговый сценарий с описанием каждого кадра, его длительностью и пояснениями для переходов.

Вопросы для брифинга:

  • место и способ использования,
  • цель создания,
  • тип анимации,
  • раскадровка,
  • технические требования,
  • референсы, стилистика,
  • материалы.

Цель брифинга — получить вводные, которые помогут правильно понять задачу и сделать именно то, что ожидает клиент. Конечно, в процессе работы у вас могут возникнуть и другие вопросы. Но лучше, если они будут касаться креатива, а не банальных технических моментов, которые не проговорили заранее.

1111
8 комментариев

Позволю заметить,
цветность в полиграфии бывает и 6+6, и 5+0. И использование плашечных цветов вместе с CMYK, как раз важный момент, который имеет смысл обсудить с клиентом.

Обсуждать с клиентом на брифинге цветовые профили типографии крайне странно)) Ему важно лишь увидеть в финале именно то, что он утвердил на этапе создания макета.

А вместо "лазерной резки", которая не является форматом наружки, а всего лишь технологией производства много чего, на фото - 2 LED экрана под углом 90 градусов, создающие псевдо 3D эффект с определенной точки.

"Обычно разрешение составляет 180-360 dpi (точек на дюйм)"
На самом деле от 10-15dpi для брандмауэров, который здесь на фото называется "баннер" до 50-75 dpi для билбордов.

Про остальные разделы не могу ничего сказать, не специалист, в отличии от авторов ;) Вот уж действительно, каков специалист, таков и бриф

2

Да, бывает цветность 6+6 и даже 7+7, но это уже специфичный момент. Цель статьи — дать начинающим дизайнерам и менеджерам базовое понимание для углубленного изучения при необходимости.

По цветовым профилям — к сожалению, если их не запросить, то снижается вероятность, что клиент "в финале увидит именно то, что он утвердил на этапе создания макета". Да, цветовые профили можно запросить самостоятельно в типографии, где клиент планирует печатать макет. В разных ситуациях можно действовать по-разному, главное помнить про этот момент.

Насчет остальных пунктов — вы правы, спасибо, что заметили, внесли коррективы)

Заказчику достаточно пояснить, что такое цветовые профили чем, отличаються и как используются. Про вектор и растр тоже на словах зватает.

А заказчик на все вопросы будет говорить «я не знаю, сделайте на ваш вкус, вы же тут дизайнер»))

2

такое тоже бывает, но, если начать с технических вопросов, то обычно получается «раскачать» заказчика и узнать нужную инфу

2

Разве PPTX не редактируемый?) я бы сказал что он частично редактируемый. )

1

Если речь идёт о самой презентации, то формат конечно редактируемый. Но иногда бывает, что заказчик вставляет jpeg в презу и думает, что с этим можно работать.