Универсальный UI/UX. Как не переучивать посетителей пользоваться вашим сайтом Часть 2. Инпуты и Формы

В первой части нашей статьи мы уже рассказали о том, что такое интуитивно понятный интерфейс и о некоторых базовых UI-элементах. В этой статье мы расскажем о дизайн-элементах, которые помогают получить обратную связь от пользователей. Если вы не читали первую часть, для лучшего понимания советуем сначала ознакомиться с ней.

Универсальный UI/UX. Как не переучивать посетителей пользоваться вашим сайтом Часть 2. Инпуты и Формы

Основные элементы поля ввода

Когда необходимо предоставить пользователю возможность ввести некоторые данные в приложение (или на сайте) (например, свое имя, электронную почту или номер телефона) – используется элемент интерфейса "Поле ввода" или, как его чаще называют, "Инпут" (от англ. input — ввод). Существуют универсальные способы отображения каждого вида инпута, которые применяются в большинстве приложений.

Чтобы пользователь понял, что требуется ввести в конкретное поле, ему нужно название, которое четко сообщает пользователю цель ввода. Оно пишется с заглавной буквы. Поля необходимо называть существительными, при этом лучше избегать слов "ваш", "введите" и т.д: они не несут смысловой нагрузки и создают визуальный шум, как и двоеточие в конце.

Универсальный UI/UX. Как не переучивать посетителей пользоваться вашим сайтом Часть 2. Инпуты и Формы

Если из названия не очевидно, в каком виде пользователь должен ввести данные, используйте плейсхолдер – подсказку внутри поля ввода. Не забывайте, что он заменяется текстом, напечатанным пользователем. Использовать плейсхолдер вместо названий полей во всей форме не стоит, т.к. в заполненном состоянии такая форма будет "слепой", следовательно, пользователь не сможет проверить правильность заполнения перед отправкой.

Универсальный UI/UX. Как не переучивать посетителей пользоваться вашим сайтом Часть 2. Инпуты и Формы

Не забывайте про функциональные кнопки с иконками в полях ввода. Это необязательный элемент, однако часто они могут облегчить работу пользователя. Добавляйте возможность скрыть или показать текст при вводе данных, которые должны быть защищены: например, пароль или номер карты. Для облегчения заполнения формы можно добавить иконку в виде микрофона для ввода текста голосом или иконку для считывания информации по QR-коду.

Универсальный UI/UX. Как не переучивать посетителей пользоваться вашим сайтом Часть 2. Инпуты и Формы

В случае, если форма подразумевает частое очищение, для удобства можно предусмотреть кнопку очищения (обычно реализуется в виде крестика). Она появляется, как только будет введен хотя бы один символ, и показывается, даже если фокус не на поле ввода.

Универсальный UI/UX. Как не переучивать посетителей пользоваться вашим сайтом Часть 2. Инпуты и Формы

Размер поля должен быть такой, чтобы пользователю не составило труда попасть в его область, но при этом не чрезмерным. Ширину поля стоит делать соответствующей ширине вводимого значения. Это помогает пользователю предположить, какое значение от него ожидают, и помогает убедиться, что поле заполнено верно.

Универсальный UI/UX. Как не переучивать посетителей пользоваться вашим сайтом Часть 2. Инпуты и Формы

В прошлой статье мы также рассказывали о важности состояний кнопок — к полям ввода применяются эти же правила. Внешний вид поля должен изменяться в зависимости от взаимодействия с ним. Необходимо продумать все необходимые состояния: неактивно, наведение курсора, недоступное поле, фокусировка, проверка, ошибка.

Универсальный UI/UX. Как не переучивать посетителей пользоваться вашим сайтом Часть 2. Инпуты и Формы

Типы инпутов

После того, как мы рассмотрели основные принципы, используемые при построении любого инпута, давайте обратим внимание на конкретные типы текстовых полей и их особенности.

Практически все типы инпутов основаны на самом простом однострочном текстовом поле. Оно используется для ввода коротких текстовых или цифровых значений без предсказуемого формата. Когда необходимо ввести более 5 слов, как правило, используют многострочное поле ввода.

Чтобы облегчить и ускорить заполнение формы, используйте специальные поля ввода, например, поле с телефоном, паролем или с маской.

Поле с маской помогает пользователю не ошибиться в количестве символов. Оно используется для полей с заранее известным количеством символов и форматом (номер карты, номер паспорта, дата). Также, если в поле необходимо ввести только числовые значения – на мобильных устройствах можно показывать пользователю соответствующий тип клавиатуры.

Существуют поля, которые предоставляют пользователю возможность ввести свое значение либо выбрать его из списка. Такое поле похоже на раскрывающийся список, но при вводе данных с клавиатуры список фильтруется, что помогает пользователю быстро выбрать нужное значение

Используйте тип инпута, соответствующий тем данным, которые вы ожидаете от пользователя. Таким образом, можно избежать ошибок ввода данных и сделать процесс заполнения формы простым и эффективным.

Универсальный UI/UX. Как не переучивать посетителей пользоваться вашим сайтом Часть 2. Инпуты и Формы

Форма и ее составляющие

Теперь рассмотрим форму как совокупность различных инпутов, заголовков и кнопок.

Не стоит допускать загромождения вашей формы. Сейчас нет необходимости указывать, являются ли поля обязательными или опциональными: согласно большинству исследований UX и UI, использование звездочек — уже не лучшая практика. Лучше отметить необязательные поля, чтобы пользователь не чувствовал дискомфорт при виде красных звездочек. К тому же, обязательных полей обычно всегда больше.

Универсальный UI/UX. Как не переучивать посетителей пользоваться вашим сайтом Часть 2. Инпуты и Формы

Сообщение об ошибке должно указывать на конкретное поле, чтобы пользователю было проще ориентироваться по форме. Также стоит добавить описание ошибки, чтобы помочь пользователю понять, что именно он ввел неверно — тогда он сможет быстрее исправить данные в форме.

Универсальный UI/UX. Как не переучивать посетителей пользоваться вашим сайтом Часть 2. Инпуты и Формы

Кнопку отправки формы стоит сделать неактивной до полного заполнения полей и исправления всех допущенных ошибок. Активация кнопки в момент завершения заполнения данных не только избавит от попыток отправить неоконченную форму, но и привлечет внимание пользователя.

Универсальный UI/UX. Как не переучивать посетителей пользоваться вашим сайтом Часть 2. Инпуты и Формы

Плохой практикой является встроенная проверка в момент, когда пользователь только набирает текст. В случае с установкой нового пароля это может ему помочь, однако в большинстве форм лучше установить проверку формы перед отправкой или после того, как фокус ушел с инпута.

Универсальный UI/UX. Как не переучивать посетителей пользоваться вашим сайтом Часть 2. Инпуты и Формы

Пользователи часто избегают заполнения длинных форм, что приводит к потере клиентов. Разделите форму на логические группы или даже шаги — так пользователь будет быстрее понимать смысл формы, и она не будет казаться монолитной.

Универсальный UI/UX. Как не переучивать посетителей пользоваться вашим сайтом Часть 2. Инпуты и Формы

Лучший способ убедиться, что вы все сделали верно – тестирование. Дайте заполнить форму нескольким людям, желательно из вашей целевой аудитории. Это основной способ понять, эффективно ли все спроектировано.

Большое спасибо, что дочитали до конца! Желаем вам классных дизайнов ;)

7272
15 комментариев

По поводу крестика для стирания поля - удобная вещь, но очень часто на сайтах оно конфликтует с браузерным значком ключа в полях пароля. И приходится мучаться пытаясь попасть тот, который тебе нужен) в этом плане выигрывают крестики не внутри формы, а снаружи, хоть и выглядят не так эстетично

7
Ответить

Если для инпута добавить правый паддинг на ширину функциональной кнопки, а саму кнопку позиционировать абсолютно и вписать в этот паддинг, то кнопка браузера с ключем не будет конфликтовать с кнопкой просмотра пароля

Например, как на скрине ниже =)

7
Ответить

Можно сверстать так, чтобы крестик фактически был вне поля, но визуально - его частью.

2
Ответить

строчки с полями обязательно это просто кошмар, меня они ужасно раздражают, вроде ничего такого, но словно давят на тебя

4
Ответить

Ставлю лайк за данный абзац, просто всегда невероятно раздражает, когда едва ввел первый символ и уже горит эта красная ошибка:
"Плохой практикой является встроенная проверка в момент, когда пользователь только набирает текст. В случае с установкой нового пароля это может ему помочь, однако в большинстве форм лучше установить проверку формы перед отправкой или после того, как фокус ушел с инпута."

3
Ответить

Рады, что вам понравилась статья! =)

2
Ответить

Столько слов, а бревна можно сказать у себя не заметили - глядя на картинки каждый! раз приходится вглядываться в смайлик чтобы понять, он довольный или нет - гораздо лучше было бы использование злого красного и обычного смайликов, или вообще не изобретать велосипед и использовать зеленую налку и красный крестик..

2
Ответить