Обратная сторона «Зарядья»: как строился парк в digital

Привет! Меня зовут Маргарита Комиссарова, я руковожу отделом аналитики и проектирования в агентстве Notamedia.

Осенью 2016 года мы выиграли тендер на разработку сайта и мобильного приложения для парка «Зарядье», строительство которого стало одним из самых спорных, нашумевших и претенциозных проектов московского правительства за последние годы. И цифровая часть этого проекта должна была стать примером для родственных городских пространств.

Парк «Зарядье» mos.ru
Парк «Зарядье» mos.ru

В этой статье я расскажу, как мы «строили» парк и сколько грабель собрали по пути. А также поделюсь своими соображениями, как этого всего можно было избежать.

Архитектура цифрового пространства и подводные камни

Я должна сразу признаться: разработка сайта и мобильного приложения для «Зарядья» далась нам непросто и держала в тонусе всю нашу команду от начала до самого конца.

Проект состоял из следующих компонентов:

  • Сайт — с информацией о парке, новостями и, главное, афишей мероприятий. Их можно фильтровать по теме, дате и аудитории. На сайте можно купить билеты, проверить наличие мест и зарегистрироваться на мероприятия, оставить заявку на просветительские программы.
Афиша мероприятий на сайте
Афиша мероприятий на сайте
Подробная информация о событиях
Подробная информация о событиях
  • Приложение. Во многом оно дублирует функции сайта — там тоже можно посмотреть афишу и записаться на мероприятия, купить билет. Но в приложении абсолютно другая навигация по афише, а также добавлены маршруты по окрестностям «Зарядья».
Мобильное приложение  «Зарядья»
Мобильное приложение «Зарядья»
Маршруты в приложении
Маршруты в приложении
  • Личный кабинет. Можно авторизоваться — через соцсети или «Госуслуги» — и пользоваться сайтом и приложением через личный кабинет. А также смотреть свой календарь избранных мероприятий, хранить билеты.
Личный кабинет на сайте парка
Личный кабинет на сайте парка
Личный кабинет в приложении <br />
Личный кабинет в приложении
  • Корпоративный портал. В нём осуществляется групповая работа над задачами, обновляется внутренняя лента новостей, доступна визуальная структура проекта и телефонный справочник компании.
  • Интернет-магазин, где располагается сувенирная продукция парка, а также изделия от известных дизайнеров.
Интернет-магазин с сувенирной продукцией <br />
Интернет-магазин с сувенирной продукцией

Звучит не так уж сложно? На деле для того, чтобы всё это реализовать, мы интегрировались с семью сторонними коммерческими сервисами и ещё тремя городскими.

Несколько раз приходилось буквально как в настольной игре возвращаться на первую клетку и начинать всё заново. А правила игры иногда менялись прямо посреди очередного кона.

Сервисы сайта и приложения <br />
Сервисы сайта и приложения

В чём особенность цифровых проектов для общественных пространств

Под общественными пространствами мы подразумеваем такие места, где постоянно проходят массовые мероприятия: это могут быть крупные парки вроде «Зарядья», музеи, выставочные центры.

В чём сложность для тех, кто будет проектировать веб-сервисы для подобного пространства? На одном сайте — и в приложении — нужно создать сложную логику: есть афиша, которая постоянно обновляется, к ней должна быть прикручена возможность покупки билетов и регистрации на мероприятия. Добавьте еще интернет-магазин, карту и маршруты, личный кабинет, программу лояльности...

И все это должно работать без перебоев, потому что сайт — часть самого пространства. Если не будет работать опция покупки билетов или, например, невозможно будет зарегистрироваться онлайн из-за технических проблем, люди просто не придут на мероприятие.

При создании сайта и приложения потребуется множество интеграций со сторонними сервисами — онлайн-кассами, платёжными и билетными сервисами, информационными киосками и так далее. К тому же культурно-просветительские проекты обычно связаны с городом — значит, все согласования становятся многоуровневыми, потому что в принятии решений участвует несколько структур.

Мы столкнулись со всеми этими сложностями во время проекта, который мы делали для «Зарядья». Расскажем, как удалось с ними справиться.

«Зарядье» — парк будущего: в чём суть цифрового пространства

На одно лишь строительство и реконструкцию парка «Зарядье» городские власти потратили 14 млрд рублей. Проект получил массу номинаций и премий в области градостроительства и туризма: победил в международной премии ArchDaily, попал в рейтинг «Топ-100 лучших мест мира» по версии журнала Time в 2018 году, стал финалистом престижной архитектурной премии MIPIM Awards 2018.

Естественно, цифровое представительство такого проекта должно быть на уровне. Сайт и приложение «Зарядья» — дополнительные инструменты для привлечения в парк как местных жителей, так и туристов. И эти платформы должны быть красивыми, функциональными, иметь сложную архитектуру и работать быстро и без перебоев.

Цифровое представительство «Зарядья» <br />
Цифровое представительство «Зарядья»

Спойлер — нам удалось создать именно такое цифровое пространство, но на пути к финальному результату перед командой агентства возникало множество совершенно неожиданных — иногда случайных, иногда нелепых, иногда просто немыслимых — препятствий.

Первые сложности начались ещё на этапе согласования ТЗ — после того как мы выиграли конкурс и стали обсуждать с заказчиком подробности задачи. Сначала были какие-то мелочи: тут подправить, это убрать, а вот это добавить.

Потом оказалось, что идеи команды парка — очень смелые и интересные — не всегда совпадали с ограничениями контракта. Дело в том, что парк разрабатывал свои требования параллельно с нашей работой — и нам постоянно приходилось искать компромиссные варианты. В итоге ряд ключевых механик — таких как составление афиши или покупка билетов — пришлось проектировать заново.

Потом, уже в середине всех согласований, появились новые лица, принимающие решения. В принципе, это не редкость для любого крупного проекта: команды — и соответствующие ЛПР — могут меняться, расширяться, схлопываться. На длинном проекте это понятные и известные для нас риски.

Чтобы минимизировать их, мы постоянно вели формальную переписку. Совет — фиксируйте все вехи по проекту, составляйте список ЛПР и обозначайте стратегии поведения с ними. Но всё равно, когда появлялись новые участники, приходилось что-то переделывать — это, как я уже упомянула, неизбежный риск крупного проекта.

Потом, прямо в процессе нашей разработки, вышел новый закон — о необходимости подключать онлайн-кассу для передачи данных о продажах в налоговую. Разговоры об этом законе шли ещё тогда, когда разработка только начиналась, и мы были морально готовы.

Поэтому, когда закон приняли, мы бросили усилия разработчиков на решение этой проблемы — хорошо, что подготовились и заранее усилили команду! И рекомендуем: очень полезно постоянно мониторить законодательство в сфере ИТ и смежных отраслях.

Покупка билетов в приложении, версия на английском языке <br />
Покупка билетов в приложении, версия на английском языке

Почему же всё оказалось так сложно

Мой главный ответ — потому что на проекте не было системного архитектора, который как раз и должен был следить, чтобы все продукты были совместимы, требования к разным продуктам согласовывались между собой и интеграции проходили гладко.

Поэтому первый этап в таком сложном проекте должен быть следующим — назначить системного архитектора. Если его нет со стороны клиента, взять это на себя, а оплату его услуг заложить в смету.

Что ещё нужно учесть, если вы проектируете сайт или приложение общественного пространства или другого проекта со множеством интеграций?

  • Создайте мастер-хранилище — единое место, куда все системы будут передавать информацию.
  • Убедитесь перед началом разработки, что все участники интеграционного процесса работают по единому сценарию. Если появляется новый участник, он должен ознакомиться со всеми существующими артефактами до того, как присоединиться к процессу.
  • Если работаете с городом, закладывайте больше времени на все процессы. Для интеграции с городскими системами требуются специальные ключи и сертификаты. На получение каждого уходит от трёх дней до двух-трёх недель, техподдержка отвечает долго. Наберитесь терпения.

  • Общайтесь! Как и в отношениях между людьми, в процессе разработки важно постоянно обсуждать всё со всеми подрядчиками, получать обратную связь и вовремя вносить коррективы.

  • Управляйте требованиями. Если изменится хотя бы одно требование хотя бы к одной системе, нужно пересматривать весь процесс интеграции: это изменение наверняка затронет как минимум одну другую систему, и, скорее всего, это будет ваш сайт.

Проект по разработке сайта и приложения для «Зарядья» оказался очень амбициозным — одновременно непростым и крайне увлекательным. Это был один из самых технически сложных проектов за всю многолетнюю историю существования агентства Notamedia.

Сегодня сайт и приложение парка уже запущены — ими ежедневно пользуются тысячи туристов и жителей Москвы.

1212
27 комментариев

"Архитектура digital-пространства"

где так банят в русском языке?

5
Ответить

Велик и могуч русский язык. Возможны любые, даже самые неожиданные сочетания слов, если это требуется для того, чтобы максимально точно выразить смысл)

1
Ответить

Глянул ваше портфолио... Расскажите лучше как выигрываете конкурсы, "правительственные и около". Какие сейчас откаты? Кто у вас родственник "высокопоставленного"? Ну и остальные нюансы данного вопроса...

3
Ответить

Нюансы прозаичны. Посмотрите закупки по этим тендерам. Какие там предложения, какие условия участия.
Тендеры, в которых участвует наша компания, всегда понятны и прозрачны с т.з. определения конечного поставщика. Есть критерии по цене, есть критерии по квалификации и качеству поданного предложения (что и как будем реализовывать, протопы, дизайн-макеты). Лучшее предложение и выигрывает. Иногда ноздря в ноздрю идем буквально с другими участниками. Часто проигрываем.

1
Ответить

Ужас, а не сайт.

2
Ответить

Понравиться всем невозможно), но мы двигаемся в этом направлении.

2
Ответить