Обратная сторона «Зарядья»: как строился парк в digital

Привет! Меня зовут Маргарита Комиссарова, я руковожу отделом аналитики и проектирования в агентстве Notamedia.

В закладки
Аудио

Осенью 2016 года мы выиграли тендер на разработку сайта и мобильного приложения для парка «Зарядье», строительство которого стало одним из самых спорных, нашумевших и претенциозных проектов московского правительства за последние годы. И digital-часть этого проекта должна была стать примером для родственных городских пространств.

Парк «Зарядье» mos.ru

В этой статье я расскажу, как мы «строили» парк и сколько грабель собрали по пути. А также поделюсь своими соображениями, как этого всего можно было избежать.

Архитектура digital-пространства и подводные камни

Я должна сразу признаться: разработка сайта и мобильного приложения для «Зарядья» далась нам непросто и держала в тонусе всю нашу команду от начала до самого конца.

Проект состоял из следующих компонентов:

  • Сайт — с информацией о парке, новостями и, главное, афишей мероприятий. Их можно фильтровать по теме, дате и аудитории. На сайте можно купить билеты, проверить наличие мест и зарегистрироваться на мероприятия, оставить заявку на просветительские программы.
Афиша мероприятий на сайте
Подробная информация о событиях
  • Приложение. Во многом оно дублирует функции сайта — там тоже можно посмотреть афишу и записаться на мероприятия, купить билет. Но в приложении абсолютно другая навигация по афише, а также добавлены маршруты по окрестностям «Зарядья».
Мобильное приложение «Зарядья»
Маршруты в приложении
  • Личный кабинет. Можно авторизоваться — через соцсети или «Госуслуги» — и пользоваться сайтом и приложением через личный кабинет. А также смотреть свой календарь избранных мероприятий, хранить билеты.
Личный кабинет на сайте парка
Личный кабинет в приложении
  • Корпоративный портал. В нём осуществляется групповая работа над задачами, обновляется внутренняя лента новостей, доступна визуальная структура проекта и телефонный справочник компании.
  • Интернет-магазин, где располагается сувенирная продукция парка, а также изделия от известных дизайнеров.
Интернет-магазин с сувенирной продукцией

Звучит не так уж сложно? На деле для того, чтобы все это реализовать, мы интегрировались с семью сторонними коммерческими сервисами и еще тремя городскими.

Несколько раз приходилось буквально как в настольной игре возвращаться на первую клетку и начинать всё заново. А правила игры иногда менялись прямо посреди очередного кона.

Сервисы сайта и приложения

В чем особенность digital-проектов для общественных пространств?

Под общественными пространствами мы подразумеваем такие места, где постоянно проходят массовые мероприятия: это могут быть крупные парки вроде «Зарядья», музеи, выставочные центры.

В чём сложность для тех, кто будет проектировать веб-сервисы для подобного пространства? На одном сайте — и в приложении — нужно создать сложную логику: есть афиша, которая постоянно обновляется, к ней должна быть прикручена возможность покупки билетов и регистрации на мероприятия. Добавьте еще интернет-магазин, карту и маршруты, личный кабинет, программу лояльности...

И все это должно работать без перебоев, потому что сайт — часть самого пространства. Если не будет работать опция покупки билетов или, например, невозможно будет зарегистрироваться онлайн из-за технических проблем, люди просто не придут на мероприятие.

При создании сайта и приложения потребуется множество интеграций со сторонними сервисами — онлайн-кассами, платёжными и билетными сервисами, информационными киосками и так далее. К тому же культурно-просветительские проекты обычно связаны с городом — значит, все согласования становятся многоуровневыми, потому что в принятии решений участвует несколько структур.

Мы столкнулись со всеми этими сложностями во время проекта, который мы делали для «Зарядья». Расскажем, как удалось с ними справиться.

«Зарядье» — парк будущего: в чем суть digital-пространства?

На одно лишь строительство и реконструкцию парка «Зарядье» городские власти потратили 14 млрд рублей. Проект получил массу номинаций и премий в области градостроительства и туризма: победил в международной премии ArchDaily, попал в рейтинг «Топ-100 лучших мест мира» по версии журнала Time в 2018 году, стал финалистом престижной архитектурной премии MIPIM Awards 2018.

Естественно, digital-представительство такого проекта должно быть на уровне. Сайт и приложение «Зарядья» — дополнительные инструменты для привлечения в парк как местных жителей, так и туристов. И эти платформы должны быть красивыми, функциональными, иметь сложную архитектуру и работать быстро и без перебоев.

Digital-представительство «Зарядья»

Спойлер — нам удалось создать именно такое digital-пространство, но на пути к финальному результату перед командой агентства возникало множество совершенно неожиданных — иногда случайных, иногда нелепых, иногда просто немыслимых — препятствий.

Первые сложности начались ещё на этапе согласования ТЗ — после того как мы выиграли конкурс и стали обсуждать с заказчиком подробности задачи. Сначала были какие-то мелочи: тут подправить, это убрать, а вот это добавить.

Потом оказалось, что идеи команды парка — очень смелые и интересные — не всегда совпадали с ограничениями контракта. Дело в том, что парк разрабатывал свои требования параллельно с нашей работой — и нам постоянно приходилось искать компромиссные варианты. В итоге ряд ключевых механик — таких как составление афиши или покупка билетов — пришлось проектировать заново.

Потом, уже в середине всех согласований, появились новые лица, принимающие решения. В принципе, это не редкость для любого крупного проекта: команды — и соответствующие ЛПР — могут меняться, расширяться, схлопываться. На длинном проекте это понятные и известные для нас риски.

Чтобы минимизировать их, мы постоянно вели формальную переписку. Совет — фиксируйте все вехи по проекту, составляйте список ЛПР и обозначайте стратегии поведения с ними. Но всё равно, когда появлялись новые участники, приходилось что-то переделывать — это, как я уже упомянула, неизбежный риск крупного проекта.

Потом, прямо в процессе нашей разработки, вышел новый закон — о необходимости подключать онлайн-кассу для передачи данных о продажах в налоговую. Разговоры об этом законе шли ещё тогда, когда разработка только начиналась, и мы были морально готовы.

Поэтому, когда закон приняли, мы бросили усилия разработчиков на решение этой проблемы — хорошо, что подготовились и заранее усилили команду! И рекомендуем: очень полезно постоянно мониторить законодательство в сфере ИТ и смежных отраслях.

Покупка билетов в приложении, версия на английском языке

Почему же всё оказалось так сложно?

Мой главный ответ — потому что на проекте не было системного архитектора, который как раз и должен был следить, чтобы все продукты были совместимы, требования к разным продуктам согласовывались между собой и интеграции проходили гладко.

Поэтому первый этап в таком сложном проекте должен быть следующим — назначить системного архитектора. Если его нет со стороны клиента, взять это на себя, а оплату его услуг заложить в смету.

Что ещё нужно учесть, если вы проектируете сайт или приложение общественного пространства или другого проекта со множеством интеграций?

  • Создайте мастер-хранилище — единое место, куда все системы будут передавать информацию.
  • Убедитесь перед началом разработки, что все участники интеграционного процесса работают по единому сценарию. Если появляется новый участник, он должен ознакомиться со всеми существующими артефактами до того, как присоединиться к процессу.
  • Если работаете с городом, закладывайте больше времени на все процессы. Для интеграции с городскими системами требуются специальные ключи и сертификаты. На получение каждого уходит от трёх дней до двух-трёх недель, техподдержка отвечает долго. Наберитесь терпения.

  • Общайтесь! Как и в отношениях между людьми, в процессе разработки важно постоянно обсуждать всё со всеми подрядчиками, получать обратную связь и вовремя вносить коррективы.

  • Управляйте требованиями. Если изменится хотя бы одно требование хотя бы к одной системе, нужно пересматривать весь процесс интеграции: это изменение наверняка затронет как минимум одну другую систему, и, скорее всего, это будет ваш сайт.

Проект по разработке сайта и приложения для «Зарядья» оказался очень амбициозным — одновременно непростым и крайне увлекательным. Это был один из самых технически сложных проектов за всю многолетнюю историю существования агентства Notamedia.

Сегодня сайт и приложение парка уже запущены — ими ежедневно пользуются тысячи туристов и жителей Москвы.

#разработка_сайта

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Маргарита Комиссарова", "author_type": "self", "tags": ["\u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u043a\u0430_\u0441\u0430\u0439\u0442\u0430"], "comments": 27, "likes": 22, "favorites": 20, "is_advertisement": false, "subsite_label": "design", "id": 63072, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 02 Apr 2019 15:57:36 +0300" }
Акции банка «Тинькофф»
19,20$
0,04$
{ "id": 63072, "author_id": 277287, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/63072\/get","add":"\/comments\/63072\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/63072"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199114, "last_count_and_date": null }

27 комментариев 27 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
5

"Архитектура digital-пространства"

где так банят в русском языке?

Ответить
0

Велик и могуч русский язык. Возможны любые, даже самые неожиданные сочетания слов, если это требуется для того, чтобы максимально точно выразить смысл)

Ответить
2

Он могуч, но не дурак, знаете ли.

Ответить
2

Глянул ваше портфолио... Расскажите лучше как выигрываете конкурсы, "правительственные и около". Какие сейчас откаты? Кто у вас родственник "высокопоставленного"? Ну и остальные нюансы данного вопроса...

Ответить
1

Нюансы прозаичны. Посмотрите закупки по этим тендерам. Какие там предложения, какие условия участия.
Тендеры, в которых участвует наша компания, всегда понятны и прозрачны с т.з. определения конечного поставщика. Есть критерии по цене, есть критерии по квалификации и качеству поданного предложения (что и как будем реализовывать, протопы, дизайн-макеты). Лучшее предложение и выигрывает. Иногда ноздря в ноздрю идем буквально с другими участниками. Часто проигрываем.

Ответить
2

Ужас, а не сайт.

Ответить
2

Понравиться всем невозможно), но мы двигаемся в этом направлении.

Ответить
0

Оу! 20 мегабайт, неплохой такой хай-резик…

Ответить
2

Спасибо, поправили

Ответить
1

Выглядит симпатично. Но даже это не скроет всю унылость Зарядья

Ответить
3

Унылой была гостиница «Россия» ) сейчас территория Зарядья выглядит гораздо лучше.

Ответить
1

почему "унылость"?

Ответить
1

чем проще тем лучше

Ответить
1

Чтобы получилось просто, пришлось пройти непростой путь)

Ответить
1

Для уникальных посетителей)

Ответить
1

Зашёл на сайт, и сразу баги:

· Логотип в шапке не отображается полностью (значек есть, а надписи нет и появляется только в фиксированном хедере)
· Простите, но текст в слайдере — это криво размещенный текст (он сьехал выше, чем нужно)
· Плашка с обьявлением сверстана тоже криво

и это только начало...

Сколько отмыли денег?

Ответить
1

Спасибо за комментарий. Контент подправили.

Ответить
0

Уникальный парк на уникальном шаблоне!

Ответить
1

Возможно, это скоро станет часто используемым термином)

Ответить
0

Ничего интересного, извините (
Хоть бы каких-то деталей добавили. Какие конкретно законы добавили сложностей?

Ответить
1

Проект был очень большим, это скорее обзорная статья. Закон 54ФЗ, он конечно был не новый, поэтому мы держали руку на пульсе, а так же рекомендуем это другим)

Ответить
0

Видимо не только разработка сайта и мобильного приложения для «Зарядья» далась непросто, архитектурная компания проект парка тоже составляла непросто))) https://www.reserve.ru/naberezhnaya-v-parke-zaryade.html

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }