Топ-5 проблем в карьере дизайнера. Мой опыт дизайн-менторства

Midjorney Image/promt: junior ui/ux designer burn out
Midjorney Image/promt: junior ui/ux designer burn out

Привет, я Никита, дизайн-лид в Kaspersky. Последний год я занимаюсь менторством и помогаю дизайнерам разного уровня в построении карьеры и решении дизайн-задач.

Когда я набирал собственную команду дизайнеров, ко мне приходили на собеседование много хороших ребят, но для полного соответствия требованиям им не хватало элементарной уверенности в себе. Они не знали как правильно себя презентовать, терялись на интервью.

Этих простых навыков им не хватало, чтобы получить оффер, не смотря на то, что они обладают хорошими дизайн компетенциями для своего уровня.

В тот момент я решил, что моя миссия помогать таким ребятам, закрывать их проблемные зоны и помогать им найти работу. Так я стал дизайн-ментором. В этой статье хочу описать основные проблемы, с которыми сталкиваются дизайнеры на разных этапах карьеры.

1. У меня есть резюме и портфолио, но меня не приглашают на собеседование

Это самый распространенный запрос у начинающих дизайнеров. После окончания популярных дизайн-курсов, «стартер-пак» дизайнера следующий:

  • Он знает как работать в Figma
  • У него есть один-два учебных кейса в портфолио
  • Поверхностное представление о процессах работы в продуктовых командах.

Дизайнер быстро собирает резюме, которое состоит из шаблоных навыков и ключевых фраз, таких как: CJM, JobsToBeDone, CusDev. Им кажется, что, перечислив такие сложные термины в резюме, они будут казаться более компетентными. Однажды я видел резюме где на 4 страницы просто были рандомно перечислены все термины из дизайн индустрии, о некоторые из которых, даже я не знал.

И проблема в том, что таких дизайнеров тысячи, а дизайн вакансии в десяток раз меньше. И когда дизайн-лид или HR оценивает такие резюме, порой в них даже не видишь отличие, кроме имени и фамилии, все одно и тоже. За пару секунд, оценки профиля, понимаешь, что это очередной шаблон и двигаешься дальше искать ценные кадры.

Здесь нет никакой вины самих дизайнеров, просто они впервые сталкиваются с подобным опытом, и не знают как правильно. Особенно, если люди приходят в дизайн из других сфер: последнее время часто общаюсь с начинающими дизайнерами, которые совсем недавно были успешными юристами, психологами и даже военными.

Основная задача резюме, выделиться на фоне тысяча себе подобных. При создании примените творческий подход, учитесь мыслить вне шаблонов. Ведь именно подобные задачи вы будете решать в компании.

Относитесь к резюме как своему очередному проекту. Выделите сильные стороны и опишите их своими словами, без шаблонов и готовых структур.

Создайте уникальную историю о своем опыте, которую будет интересно читать. Вы можете записать видео о себе, сделать презентацию, где вы честно расскажете о последнем проекте и чем вы ценны для компании как дизайнер, без сложных терминологий.

Маленький шаг в сторону и креативный подход поможет вам обратить на себя внимание работодателя.

2. Я хочу устроиться в крутую компанию, но мне не хватает компетенций

С таким запросом приходят даже опытные дизайнеры, которые проработали в одной и той же компании долгие годы. Там они не развивались, но при этом локально были эффективны.

Например: дизайнер работал в компании, где разработка IT продуктов не основной профиль. Обычно в таких компаниях дизайнеры решают задачи, начиная от покраски стен, заканчивая разработкой дизайна сайта компании. Он чувствует себя уверенно, его все хвалят и его компетенций достаточно для этого уровня, но в какой то момент дизайнер хочет устроиться в технологическую компанию, как Яндекс, например.

Тогда он понимает, что индустрия ушла далеко вперед и требования к позиции дизайнера выросли, процессы уже совсем другие. И ему предстоит заново изучить весь этот дивный дизайн мир, с Agilе, UX-исследованиями и продуктовым подходом.

Этот запрос решаемый, но требует больше времени и погружения. В таких случаях мы с дизайнером строим карту компетенций, где оцениваем его текущие навыки, думаем как их выгодно подсветить, выявляем скиллы, которых ему не хватает для новой позиции, и строим план обучения для их прокачки. Используя все возможные источники, книги, курсы, совместное решение дизайн-задач, разбор реальных кейсов.

Чаще всего у дизайнеров пробелы в проведении UX-исследований, продуктовых метриках, уверенной презентации своих дизайн решений, просто потому что на предыдущем месте работы у них не было возможности это практиковать.

Кроме прокачки конкретных навыков я погружаю дизайнера в процессы больших корпораций, рассказываю о вариантах взаимодействия в командах и особенностях работы в IT компаниях.

3. Скоро презентация работы клиенту, нужно дизайн-ревью от эксперта

Чаще всего подобный запрос поступает от дизайнеров — «одиночек», которые работают в компаниях, где он единственный дизайнер в коллективе.

Такие дизайнеры, сами себе арт-директора, копирайтеры и ux-исследователи. Как то даже столкнулся с Head of Design Department из одного человека.

Таким ребятам, сильно нехватает внешней обратной связи, поддержки эксперта и советов по его дизайн-макетам.

Им не с кем обсудить в курилке дизайн-тренды и захейтить очередной редизайн известного сервиса.

Я как человек, всегда работающий в дизайн-командах, понимаю насколько важен фидбек от дизайнеров, где на одном синке можно выслушать 1 000 комментариев и вопросов:

  • Почему ты выбрал именно такую цветовою палитру?
  • Врятли эту кнопку заметят пользователи, давай увеличим.

Обратная связь сильно улучшает дизайн-макеты и придает уверенности самому автору, так как его идеям дают объективную оценку.

Также дизайнер может видеть работы и опыт других, анализировать и использовать в своем проекте.

Как правило, дизайнер приходит с несколькими концепциями, при чем некоторые из них очень классные.

Я со своей стороны комментирую, что можно улучшить, а что лучше вообще не показывать клиенту. В результате обсуждения, дизайнер получает целый список доработок и еще пару новых концептуальных решений.

Мы разбираем не только визуальную составляющую макетов, но и погружаемся в бизнес, думаем как лучше презентовать работу, на что сделать акцент. Обсуждаем ошибки, которые были допущены в процессах, чтобы избежать их в дальнейшем.

4. Мой босс — «токсик», что делать?

В процессе консультаций приходиться решать не только дизайн-задачи, но и разбирать ментальные проблемы дизайнеров.

Был ряд запросов, на улучшение взаимоотношений дизайнеров со своим руководителем.

По статистике такие проблемы возникают в маленьких стартапах, где СЕО, выполняет все функции в компании и никому не доверяет.

Дизайнера воспринимает как «руки», которые двигают компоненты в Figma. Любая инициатива дизайнера по построению дизайн-процессов игнорируется, потому, что СЕО «знает как нужно» и в дизайне, и в маркетинге, и в разработке.

Еще бывают начинающие руководители, которые самоутверждаются за счёт своих подчиненных, постоянно упрекая их в некомпетентности или публично критикуют работы.

Дизайнер на этом фоне фрустрирует, перестает быть увереренным в себе и в своих компетенциях.

Консультация похожа на сеанс психотерапии. Иногда дизайнерам необходимо просто высказаться, о своих проблемах и услышать объективное мнение со стороны.

Мы разбираем последние кейсы и ищем точки опоры, где можно улучшить взаимоотношения, какой подход выбрать и на что мы действительно можем повлиять. Начинающие дизайнеры часто боятся говорить о проблемах, находятся под постоянным давлением, в страхе увольнения.

В таких случаях помогают референсы процессов, когда дизайнер рассказывает руководителю, как дизайн-процессы эффективно работают в других компаниях. Что есть встречи 1:1, где дизайнер может, обсудить все вопросы со своим «боссом» и получить не только обратную свзяь о своей работе, но и дать ее своему начальнику.

Если ситуация совсем «патовая» и доходит до абьюза, я рекомендую ребятам поберечь свои нервы и начать поиски новой работы, где все уважают друг друга.

5. Нужно попрактиковаться в собеседовании и сделать тестовое

Однажны ночью мне написал дизайнер, с запросом: «У меня завтра утром собеседование, мне нужна практика, можешь помочь?»

Так я в ночи проводил тренировочное собеседование. Дизайнер был настолько взволнован, что вообще сутки не спал, как перед экзаменом.

В тренировочных собеседованиях я применяю подход — погружения.

На консультации представляюсь не как дизайн-ментор, а как нанимающий менеджер, компании X и сразу начинаю импровизационное интервью.

Провожу соискателя, по всем вопросам, которые ему могут задать на собесе, создаю неловкие ситуации, в которых может оказаться дизайнер.

После полноценного часа собеседования, провожу анализ. Разбираю ответы и реакции, подсвечиваю, где можно было поступить иначе, на чем нужно было сделать акцент и как показать проект более выгодно.

В собеседованиях, как и в любом деле, важна практика, конечно если вы 10 лет не сталкивались с этим вы будете стрес совать, даже если вы классный специалист. Поэтому я всегда рекомендую дизайнерам соглашаться на все собесы, даже в компании, которые вам не нравятся. Чтобы потренироваться, отработать все приёмы и отточить навык презентации проектов.

Эффективное прохождение собеседований, это целая наука, не зря создают целые сервисы и пишут книги «Как пройти собеседование в Google»

Кроме собеседований мы с дизайнерами разбираем их тестовые. Я не даю готовых решений, как в школьной книжке: «Готовые домашние задания».

Как ментор, я помогаю выбрать правильный подход в решении задачи.

При выполнении тестового задания важно уточнять у работодателя компетенции, которые он хочет проверить с помощью тестового. Бывает такое, что дизайнер в тестовом делает упор на UI и тратит время на десятки вариантов дизайна, а оказывается, что для работодателя визуал не важен, а он хотел убедиться в навыках ресерча и погружения в проблематику пользователя. В таком случае match не происходит, а дизайнер потратил кучу сил и времени на задание.

Заключение

За год я провел около 100 часов консультаций и познакомился с классными ребятами начиная от стажеров заканчивая дизайн-директорами.

Благодоря этим встречам, я не только помог ребятам найти работу и решить конкретную дизайн проблему, я и сам прокачался как специалист.

Потому что когда ты обучаешь других, ты обязан структурировать и доступно доносить свои знания. Это помогло мне самому упорядочить мысли и выработать принципы, которых я придерживаюсь в своей роли как дизайн-менеджер. Для того чтобы научится искусству Кунг-фу, недостаточно прочитать книжку про Кунг-фу, вам нужен наставник-сенсей и постоянная практика.

С дизайнерскими навыками аналогичная ситуация. Книги и курсы дают базовые навыки, скорее позволяют ознакомится с какой-то новой изучаемой областью. Дальше вам нужен референс, ментор, наставник и песочница для практики. Не стесняйтесь обращаться за советом, это нормально! Успехов.

Если хотите «обкашлять» дизайн вопросы пишите мне в телегу https://t. me/nikitadizer

А в этом легендарном канале https://t. me/designtochka рассказываю про свой опыт в дизайне и создаю классное дизайн-комьюнити

Мой профиль на Эйч

1717
5 комментариев

5. придумали там какую-то нейросеть из-за которой я останусь без работы

3
Ответить

Вот точно, очень обидно, что ежедневно падает мотивация двигаться вперёд в творческом плане, видя, как ИИ тебя опережает и будет ещё долго опережать

Ответить

"У меня есть резюме и портфолио, но меня не приглашают на собеседование"- нужно уметь себя продвигать и продавать

1
Ответить

К сожалению не все рождаются с таким навыком, круто, что есть люди, которые могут помочь же

Ответить

Так-то да, но с умением себя продвигать и продавать зачем тогда вообще дизайном заниматься? Жизнь себе усложнить?))

Ответить