Софт-скилы продуктового дизайнера

Софт-скилы продуктового дизайнера

Всем привет. Я Паша — продуктовый дизайнер. Помимо улучшения опыта, я обучаю и занимаюсь менторской поддержкой. Веду небольшой канал в Telegram @uxelno. Меня часто спрашивают, как стать продуктовым дизайнером, поэтому расскажу про компетенции. В этой статье поговорим про софты (мягкие навыки) или Soft Skills.

Одна из ценностей компании, где я работаю, саморазвитие и важно, чтобы сотрудник думал о росте своих навыков. Обычно оценивают скилы вместе с лидом и дальше строите ИПР (индивидуальный план развития). А спустя какое-то время, можно снова чекнуть навыки и увидеть прогресс. Для оценки используется классическая табличка, где напротив навыка ставится оценка от 0 — не знаю и не использую в работе, до 5 — экспертиза, обучаю других.

По итогам наглядно видно: какие области требуют улучшения. Важно, чтобы они бились запросами команды. Растете вы и помогаете продукту. Такая взаимовыгодная позиция получается.

На заре карьеры UX/UI я думал: ну сделаю красивый UI и немного подтяну логику и всем будет счастье. Оказалось, что иногда рисовать ничего и не надо. Надо полечить процесс (по совместительству, так сказать) , и с UI убрать лишнее. Чтобы понимать процесс, надо разговаривать с участникам и думать, как улучшить уже имеющийся опыт.

Коммуникация. Я объединил в этот пункт фасилитацию встреч и в целом мастерство переговоров. Вам придется много спрашивать, узнавать и докапываясь до сути. Юзеры, заказчики, разработчики, тестеры, аналитики. Не всегда вас слышат, не всегда будет так, как хотите вы. А иногда, придется объяснять респонденту как включить Zoom. Многие, кто думает что продуктовый диз, это про космические визуалы и офигенный UI, я вас огорчу. Переговоры, интервью и тестирование – это добрых 60% вашей работы. А еще надо опыт причесать, не говоря уж о UI.

Софт-скилы продуктового дизайнера

Эмпатия. Считаю очень важным скилом для дизайнера. Без эмпатии нет дизайна. Это способность понимать людей, для которых вы делаете продукт. Не путать с сочувствием: это именно про понимание и про способность «встать на место» юзера. Кажется, основа для развития эмпатии – понимание того, как принимает решения юзер и о том как устроен мир.

Ответственность. Возьмете её за то самое место и решите задачу. Будет ли страдать юзер, решаете во многом вы, соответственно, несете за это ответственность. Увидев лажу на проде вы закроете глаза или придете к команде и будете с пеной у рта требовать изменений? Тем самым будете защищать пользователя, добиваясь избавления от боли. Ну это и про то, как задачки доводить до прода. А потом еще надо померять результат, помогло ли.

Софт-скилы продуктового дизайнера

Насмотренность. Я отнес это к софтам. Потому что чувство стиля это тонкое умение. Тренируется ежедневными просмотрами и анализом решений и паттернов. Но избавь вас Бог, это делать только на дрибле. Это 50% решения задачи. Остальные 50 – красивый титул к макету в Figma).

Эмоциональный интеллект. Это умение отделять свои эмоции от фактов, уметь управлять ожиданиями. И вообще понимать что от тебя хотят люди и чего хочешь ты.Навыки можно разделить на 4 категории.

– Умеете общаться с другими, объяснить ожидания, активно слушать, влиять, работать в команде.

– Общая эмпатия и комфортное самоощущение в большой группе людей: независимо от того, экстраверт вы или интроверт, вы чувствуете эмоциональные сигналы других и редко сталкиваетесь с недопониманием.

– Знаете свои сильные и слабые стороны и спокойно живете с ними, а также хорошо знаете свои эмоции и можете их распознать.

– Умеете управлять эмоциями, ограничиваете их разрушительное влияние на себя, способны поддерживать долгосрочные отношения и меняться в соответствии со средой.

Умение принимать критику. Может случиться так что команда или заказчик будут ожидать другой результат. И придется быть гибким. Слышать что от вас хотят. Спокойно. Делать выводы. Уточнять, исправлять и на будущее сделать выводы. Пока вы джун – скорее всего вы будете слушать и внимать. С годами, вы поймете что на самом деле хотел решить заказчик или оунер. А пока , пожалуйста сберегите нервы. Постарайтесь углубиться в проблему, и спокойно принимайте критику.

Софт-скилы продуктового дизайнера

Аналитическое мышление. Если вначале налажать, получится фигня. Поэтому, сперва думаем логику и как будет работать а только потом UI. Пригодится и чтобы говорить с командой на одном языке, и просчитывать поведение, и предугадывать крайние ситуации, а еще работа с цифрами и аналитикой. Во всё вам придется вникать. А ну процесс ещё, куда ж без него. Может случиться так, что вам придется рисовать карту процесса, за аналитика. Это нормально, в команде может его не оказаться.

Критическое мышление. Это про способность воспринимать, сопоставлять информацию и делать из нее выводы. А это будет удобно? А почему так, а не иначе? Есть несколько фреймворков один из: плохо/хорошо/интересно. Любую задачку или решение можно раскинуть на него. Постоянный поиск альтернатив, наблюдение и формирование выводов. Есть упражнения, для тренировки. Напишу как его можно тренировать.

Любознательность. Пожалуй, самый популярный софт-скилл для всех профессий во все времена. Здесь выделяю 2 ключевых аспекта.Первый — любознательность, которая позволяет держаться в актуальном инфополе, следить за трендами, новыми инструментами, запрашивать обратную связь, задавать много вопросов и расширять свой кругозор.Второй — гибкость и открытость к изменениям. Пандемия показала, нет смысла держаться за привычные механизмы работы, и всё, что может меняться — изменится. И чем гибче наш ум будет, тем легче нам это будет даваться.

Аргументация и работа с возражениями. Понимать собеседника и его мотивы. Правки потому что это хотелка? или ты не до конца разобрался в процессе. Каждый из аргументов надо будет разобрать на молекулы и спокойно подумать над тем, как защититься. Если ты профакапился, признать и спокойно учесть на будущее. Ну и яйца придется отрастить. Тут они пригодятся.

Креативное мышление. Часто в процессе обсуждения надо придумать что-то. В контексте проддиза, речь о решении задачи (не о красивом бантике): очевидно и понятно. Креативность креативов для креатива в маркетинге, оставьте для тех, кто рисует билборды. Хотя метафоры хорошие подбирать/рисовать тоже надо уметь, но скорее это про харды.

Проактивность и самостоятельность. Команда ждет от вас решений в виде макетов и доказанных на юзерах гипотез. Ждет, что вы будете приходить и говорить как надо, попутно улучшая процесс. Многое придется изучать самому, если не знаете. Вы из тех кто постоянно ждет задачек? Скорее всего вы джун, либо случайно тут оказались в продуктовом локомотиве долго пассажирить не выйдет и вас выдавит. Тем более ваша роль одна из ключевых, и от вас зависит сколько времени уйдет на разработку и будет ли решение удобным.

Больше материалов тут @uxelno.

3131
10 комментариев

Привет, тезка. Хорошие вопросы подымаешь, но нужно большее раскрытие вопроса. Например, матч навыков на книги и материалы, которые позволяют их раскачивать. Вот ссылки, где это можно подсмотреть, если есть интерес:
https://trends.rbc.ru/trends/education/5e90743f9a7947ca3bbb6523#ei
https://vc.ru/education/101011-samaya-bolshaya-podborka-po-prokachke-soft-skills-hvatit-na-vsyu-zhizn
https://volkov.ru/samaya-bolshaya-kollekcziya-materialov-po-razvitiyu-soft-skills

5
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Насчёт принимать критику – это самое болезненное для "творческой" души дизайнера. Он душу вложил, а в ответ по рукам надают

2
Ответить

Почему))))) я же пишу как раз в статье – одно из умений принимать обратную связь – как раз, проф, норм с этим. Не будет рвать волосы в известном месте, спокойно сделает выводы и в будущем учтет.

Ответить

Не знаю, почему об этом мало говорят, но дизайнеру просто необходимо быть нетерпимым к хаосу. Если вы даже умеренный, но распиздяй, и вам тесновато в жестких рамках гайдов, если вам непринципиальна системность во всем, вам будет тяжело в этой профессии. А самое херовое - ежедневно ходить на нелюбимую работу, вредить продукту и быть не в почете у коллег. Оценивайте трезво себя, ребятки

1
Ответить

Дизайнер не распиздяй это оксюморон

Ответить

Я бы ещё добавил к списку скиллов хорошего продакт дизайнера умение презентовать своё решение, то есть рассказать быстро, но ёмко. И почему-то ничего не сказано про работу с метриками, а ведь без них никак не оценить прогресс продукта.

1
Ответить