реклама
разместить

5 дурацких кейсов про косяки и грабли, на которые лучше не наступать проектировщику

22 апреля в рамках UX-Марафона пройдёт онлайн-конференция «Грабли и кейсы UX-дизайнера», на которой смелые дизайнеры и проектировщики расскажут о самых страшных фейлах и факапах в своей практике. В числе спикеров — Алексей Бородкин, Product Lead компании Ozon, глава Гильдии вольных проектировщиков и автор ТГ-канала Who_X. Сегодня мы хотим познакомить вас с подборкой провальных кейсов по созданию прототипа из доклада Алексея на нашей онлайн-конференции «7 навыков UX-проектировщика».

5 дурацких кейсов про косяки и грабли, на которые лучше не наступать проектировщику

Создание прототипа — лишь небольшой этап в процессе проектирования, но именно с ним бывает связано огромное количество косяков. Ошибок там можно допустить великое множество, а цена ошибки в этой точке просто космическая.

Кейс 1. Гордыня

Заказчику нужен был сайт, посвящённый (условно) яхтингу. Он очень хорошо и подробно рассказал о своём проекте, по итогам встречи записали требования, составили техническое задание и передали дизайнеру. Но когда заказчик увидел готовый дизайн-макет, выяснилось, что он «ожидал не то». Дизайн отвечал всем зафиксированным требованиям, но совершенно не соответствовал представлениям клиента о результате работы! Случилось самое страшное — разрыв ожиданий.

Почему так вышло? Дело в том, что прототип — это в первую очередь отличный инструмент по подготовке клиента к тому, что он увидит на дизайне. Здесь этого этапа не было. И вот, пока дизайнер рисовал, а команда воодушевленно подсчитывала будущие прибыли — клиент сидел и фантазировал. Он нафантазировал себе некий классный проект, и когда дизайнер показал ему что-то совершенно другое — заказчик был разочарован и зол.

В итоге денег команда не получила, дизайнер был демотивирован, клиент — разгневан. Этот случай научил двум важным вещам: во-первых, прототипы нужны; во-вторых, — прототипы нужно показывать всем участникам процесса.

5 дурацких кейсов про косяки и грабли, на которые лучше не наступать проектировщику

Кейс 2. Жадность

Клиент был достаточно специфический — айтишник, заточенный на техническую сторону дела. Команда уже поняла, что не будет составлять и отдавать дизайнеру техзадание, пока не нарисует прототипы. Но зачем тратить много денег на прототипы, ведь это всё равно промежуточное звено? Поэтому после проведения аналитики был сделан достаточно простенький, крайне схематичный прототип. Заказчик посмотрел на него и сказал — ребята, я сам нарисую такое за пять минут. Этот прототип нам ничего не показывает!

И снова пришлось потратить много ресурсов, чтобы исправить ситуацию, и всё равно в итоге с клиентом расстались не очень хорошо. Эта история научила тому, что прототипы не просто должны быть, но и не должны быть излишне примитивными. Если мы показываем клиенту какую то информацию — она должна быть подробной и понятной.

5 дурацких кейсов про косяки и грабли, на которые лучше не наступать проектировщику

Кейс 3. Лень

Крупная бизнес-компания заказала крайне сложную внутреннюю систему:несколько контрагентов, электронный документооборот, передача денег, комментирование транзакций и так далее. Проектировщик сделал хороший прототип, но с очень схематичным изображением интерфейса, непонятным без долгих и подробных объяснений.

Результат показали представителю компании-заказчика, подробно рассказали, что к чему, и всё было замечательно, пока через три месяца этот человек не уволился из компании. Его преемник открыл прототип и сказал — ребята, вы работаете над этим три месяца, но я ничего не понял! И снова пришлось тратить ресурсы на то, чтобы довести прототип до ума.

Так стало ясно, что прототип должен быть отчуждаемым. Это значит, что мы можем в любой момент взять прототип, отдать совершенно новому человеку, и ему будет более-менее понятно, как это всё работает, без дополнительных объяснений.

Из этого следует два вывода:

  • прототип должен быть наглядным, то есть, говорить сам за себя;
  • прототип должен быть опрятным.

Второй момент часто упускается проектировщиками. Но нужно помнить, что прототип — это публичный документ, который мы показываем клиенту. И если клиент видит небрежный, неопрятный прототип, он воспринимает это как признак неуважения к себе и непрофессионализма.

5 дурацких кейсов про косяки и грабли, на которые лучше не наступать проектировщику

Кейс 4. Беспечность

Обаятельный и дружелюбный клиент заказал сложную бухгалтерскую программу. Проектировщики, уже наученные всем прошлым опытом, подробно обсудили с ним проект и сделали отличный прототип: опрятный, интуитивно понятный и интерактивный.

Клиент, вне себя от восторга, попросил прототип на денёк, чтобы изучить его более детально. А на следующий день он пришёл и попросил внести одну-единственную правку… но эта правка переворачивала весь проект с ног на голову. Чтобы её внести, нужно было переосмыслить и перерисовать 70% спроектированных экранов. В итоге это вылилось в месяц работы проектировщика.

Этот проект научил одной простой вещи — нельзя кидаться сразу же рисовать прототип. Сначала нужно составить общее архитектурное описание, которое не имеет прямого отношения к интерфейсам, но поможет, во-первых, вытянуть из заказчика все тонкости и детали проекта, а с другой стороны — зафиксировать, что именно должно быть сделано.

И второй важный урок, извлечённый из этой всей истории — что не прототипом единым жив проектировщик: кроме прототипов всегда существует огромная система со сложными взаимосвязями, и это надо учитывать.

5 дурацких кейсов про косяки и грабли, на которые лучше не наступать проектировщику

Кейс 5. Тщеславие, или Проигранный тендер

Владелец крупной сети лакшери-заведений хотел сделать сайт. С представителями клиента быстро был найден общий язык, и команда погрузилась в работу, благо тема была интересная и многообещающая.

Сначала был сделан обычный прототип. Потом решили копнуть глубже (проект-то интересный) и сделали прототип интерактивный. Потом заменили стандартные шрифты на шрифты в фирменном стиле компании. Тут подключился арт-директор и предложил сделать ещё круче: подвигать плашки, поиграть с цветами, добавить реальные фотографии…

Результат клиентам не понравился. Претензий было две: делали слишком долго и «прототип у вас некрасивый». А всё потому, что в своём стремлении сделать ещё круче команда вышла за границы прототипа, но так и не дошла до дизайна. Получился довольно уродливый «недодизайн» или непонятный «перепрототип». Тендер был со свистом проигран, заказчики ушли к конкурентам.

Поэтому важно помнить, что ключевая задача прототипа — сформировать ожидания у заказчика и получить от него обратную связь, ну и подготовить почву для работы дизайнеров. И он должен выполнять эту задачу, не больше и не меньше. Не надо стремиться сделать максимально красивый прототип, потому что прототип должен не нравиться, а показывать информационную структуру страницы и расположение контента.

5 дурацких кейсов про косяки и грабли, на которые лучше не наступать проектировщику

Выводы

  1. Прототип должен быть, он реально облегчает восприятие.
  2. Прототип выполняет свою чёткую задачу; клиент не должен воспринимать его с точки зрения стиля.
  3. Прототипу должны предшествовать аналитика и архитектура.
  4. Прототип должен выглядеть опрятно и солидно.

***

Полностью посмотреть доклад Алексея Бородкина можно на платформе ux-marafon. ru. А 22 апреля глава Гильдии вольных проектировщиков выступит с новым остроумным и полезным докладом «Доводим UX-специалиста до Кондратия вместе!» на нашей новой онлайн-конференции.

88
реклама
разместить
2 комментария

Доклады Лехи всегда праздник!

1

В феврале мы тоже публиковали статью по докладу Алексея Бородкина https://vc.ru/design/620207-produktovye-metriki

1
Госдума приняла законопроект о запрете рекламы на «нежелательных» и «запрещённых» сайтах — например, в Instagram* и Facebook*

За нарушение грозят штрафы.

3434
1717
22
11
"Порой даже не задумываясь, они переводят деньги тем, кто намеренно вредит нашей стране" Да вроде бы эти деньги не депутатам Госдумы уходят.
реклама
разместить
Блогеры начнут брать деньги по серым схемам, большинство перейдёт в Telegram: участники рынка — о том, к чему приведёт запрет рекламы в Instagram*
88
ИИ в HR: хайп или новая реальность

Директор по персоналу arcsinus Мане Фаворская рассказывает о нюансах делегирования HR-задач нейросетям.

22
Китайская DeepSeek обновила модель V3: в соцсетях заметили, что она «лучше» рассуждающей R1 в программировании

Компания заявила, что новая версия сравнима с Claude 3.7 Sonnet и превосходит GPT-4.5.

88
22
11
Мой пункт выдачи заказов Ozon: Полгода с момента открытия. Показываю цифры.

Парень открыл ПВЗ Озона и делится цифрами за полгода работы. Без прикрас, всё как оно есть на самом деле.

Мой пункт выдачи заказов Ozon: Полгода с момента открытия. Показываю цифры.
4242
66
55
33
11
Большое помещение на 2 входные группы, мог бы и Озон и ВБ одновременно открыть, а теперь ВБ отжирает половину выручки
Дубайский YallaMarket с основателями из России решил закрыться после четырёх лет работы

Компания не смогла выстроить устойчивую бизнес-модель, а финансовые ресурсы и энергия команды «иссякли».

1414
77
11
11
11
Запрет на рекламу в Instagram, Facebook и X. Как повлияет на рекламный рынок в России и что делать дальше?
Запрет на рекламу в Instagram, Facebook и X. Как повлияет на рекламный рынок в России и что делать дальше?
SuperJob начал тестировать «аукционы» — работодатели смогут открыто «торговаться» за соискателя

Перебивать предложения других компаний — по зарплате и условиям.

Скриншот SuperJob
3838
2929
22
11
Когда сильно увлекся клепанием фич.
Петербургская полиция приступила к проверкам курьеров на электровелосипедах «на постоянной основе»

В феврале 2025 года местные депутаты предложили запретить ездить на них по тротуарам.

Источник фото: «РИА Новости»
1010
44
22
11
Щемите эти электропомойки полностью. Так их!
реклама
разместить
Госдума приняла законопроект о борьбе с телефонным и кибермошенничеством

Он в том числе запрещает массовые звонки без согласия, передачу SIM-карт третьим лицам и позволяет назначить «уполномоченное лицо» для подтверждения банковских операций.

1515
66
Меры хорошие. Но никак не воздействуют на коренные причины процветания телефонного мошенничества. Готовность людей поверить в любой бред, уверенно сказанный начальственным тоном. И общий упадок критического мышления.
Госдума запретила рекламу в Instagram, WhatsApp и Twitter. Что теперь будет с рынком?
Госдума запретила рекламу в Instagram, WhatsApp и Twitter. Что теперь будет с рынком?

Ещё вчера бизнес спокойно крутил рекламу в Instagram*, запускал прогревы в WhatsApp и закидывал бюджеты в Facebook*. А сегодня — всё. Госдума приняла закон, который официально запрещает рекламу на всех платформах, признанных экстремистскими или нежелательными.

44
Китайский автопроизводитель BYD обошёл Tesla по выручке за 2024 год

По прибыли китайская компания всё ещё отстаёт, но почти сравнялась по поставкам электромобилей.

Динамика выручки BYD и Tesla с 2015-го по 2024-й. Источник: Bloomberg
44
22
[]