{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Куда идти за дизайном? Inhouse, агентства, дизайн-студии, фриланс — где какие риски? Че по минусам/плюсам?

На рынке много дизайнеров, которые ищут работу. Много агентств полного цикла. Ещё есть дизайн-студии. Фрилансеры. К кому идти бизнесу? Когда выстраивать инхаус отдел, а когда подрядить? Разбираемся в этой статье. С комментариями от МТС, ТЕХНОНИКОЛЬ и Клуба Первых (от СБЕР).

Про что статья

Конаков Артём 
CEO студии интерфейсов UXART

На digital-рынке я уже больше 10 лет. Успел поработать в агентствах полного цикла, пофрилансить, позаказывать у фрилансеров, пообщаться со многими компаниями, где дизайнеры инхаус, и даже построить свою дизайн-студию. В этой статье хочется поделиться плюсами и минусами каждого из подходов, т.к. они все имеют место быть, но в определенных обстоятельствах.

Чтобы вы не подумали из-за моего авторства, что эта статья однозначный призыв идти к дизайн-студиям — мы опросили коллег из других компаний, собрали их цитаты, чтобы статья получилась объективной и с разносторонними мнениями.

Inhouse-команда

Это когда у бизнеса свой дизайн-отдел и все дизайнеры штатные. Такое встречается и у корпораций, и у малого бизнеса. Но у выстраивания, развития и содержания штатных дизайнеров есть свои плюсы и минусы.

Плюсы создания inhouse-команды дизайнеров в компании

1. Дизайнеры знают специфику компании изнутри и быстро ориентируются во всех артефактах

Они обычно лучше шарят в продуктах или услугах бизнеса, глубоко погружены в специфику профильного рынка. Дизайнеры быстро ориентируются во внутренних артефактах по дизайну: банально, знают, где найти фигма-файлы, используемые пакеты иконок/иллюстраций, глубже знают вашу дизайн-систему. Подрядчику извне потребуется время на погружение. Для него нужно всё это нормально собрать и передать.

2. Стартап может найти дизайнера, который горит идеей бизнеса и готов на небольшой оклад

Стартапу выгодно нанять дизайнера, разделяющего концепцию бизнеса, готового работать за небольшой бюджет и особую атмосферу. Команда стартапа может собрать с ним MVP продукта, привлечь раунд инвестиций и потом уже прийти в агентство или студию за большим редизайном.

3. Сотрудники отдела дизайна находятся под контролем собственников бизнеса

С ними проще выйти на коммуникацию. Они подчиняются регламентам компании. Ценно, когда дизайнер глубоко погружен в задачи бизнеса и не отвлекается на другие задачи. С другой стороны, это выливается и в некоторые минусы, которые перечислены ниже.

4. Вы можете совмещать работу продуктовых дизайнеров и подрядчиков

Когда в UXART обращается крупный бизнес, у него зачастую есть дизайнеры, но их порой не хватает. Если надо создать с нуля продукт, проще пойти к подрядчикам. Штатный дизайнер следит за соблюдением дизайн-системы (UI китов, гайдов, брендбуков), а после релиза продукта — поддерживает и развивает его. Многим компаниям достаточно 1-2 дизайнеров inhouse (или в формате выделенной команды от студии — у нас такое часто). В студии они идут за новыми продуктами либо за крупными изменениями актуальных.

Минусы построения инхаус-отдела дизайна в компании

1. Замыленность взгляда в продуктовой команде

Если дизайнер долго работает над однотипными задачами, его взгляд может замылиться. Сложно прокачивать насмотренность, рисуя один и тот же проект годами. Продуктовому дизайнеру бывает труднее находить альтернативы или предлагать, как существенно улучшить интерфейс. Взгляд со стороны от опытных дизайнеров с разным бэкграундом, аудит с их участием помогает бизнесу.

2. Компетенции дизайнера могут уступать уровню коллег из агентств и студий

Дизайнер из продуктовой команды, который в компании имеет статус middle, в студии или агентстве может быть оценен, как джун. А джуны из студий могут уйти в продуктовые команды бизнеса и получить более высокую оценку. У UXART такое было: джун ушел на проект СБЕР-а на позицию сеньора.

3. Риск увольнения сотрудников

Мы не раз наблюдали ситуацию: штатный дизайнер в компании увольняется (попадает в больницу / мобилизируется / или ещё что хуже), а оперативно найти достойную замену не удается. Процессы встают на месяц, а то и больше. У студий (как у компаний полного цикла, так и у бутиковых агентств) с этим проще, там работают взаимозаменяемые дизайнеры.

4. Плоти налок

За работу штатного дизайнера приходится платить ощутимые налоги. Можно оптимизировать эти затраты. Обратившись в агентства, заказчик избавляется от этой головной боли. Например, мы сами платим налоги. У нас УСН 6%.

Мы решили спросить сотрудника МТС, а как в компании видят сильные и слабые стороны дизайнеров в inhouse. Выбрали МТС поскольку там развито комьюнити дизайнеров внутренних продуктов.

Ксения Беляева
Дизайн-лид в МТС, ex-Senior product designer at Ozon

Среди преимуществ работы inhouse-команды дизайнеров я бы выделила:

— высокую степень вовлеченности команды: чем дольше дизайнер работает над продуктом, тем больше знает,

— возможность быстрее узнать о технических ограничениях и нюансах разработки для дизайнера, пообщаться с пользователями,

— если в компании есть лаборатория исследователей, как в МТС — это позволяет активно проводить исследования внутри компании, вовремя узнавать о проблемах пользователей и быстро их решать,

— работа дизайнера ведется с учетом метрик: до того, как решить проблему, известна стоимость вопроса и объем прибыли, который это принесет компании,

— на дизайнеров не давят сроки выполнения работ по дизайну, дедлайны ставятся только в рамках общей задачи по продукту,

— нет прессинга со стороны клиента, можно работать вдумчиво,

— в нашем случае есть команда UX-редакторов, они следят за tone of voice и соблюдением редполитики.

Возможные минусы:

— если у команды нет большого числа проектов, то нет и разнообразия задач,

— дизайнер знает о большинстве технических ограничений, но иногда они мешают креативному мышлению,

— если нельзя просчитать прибыль в денежном эквиваленте, задачи на дизайн не будет, даже, если будет возможность сделать красивое или удобное решение для пользователей.

Ксения Беляева

С некоторыми пунктами я бы тут поспорил, но лучше пусть будут разные взгляды в рамках этой статьи. Свои написал выше)

Если бизнес не готов развивать отдел дизайна внутри компании, он ищет подрядчиков вовне. В зависимости от бюджета, пожеланий к процессам и уровню экспертизы дизайнеров, компания может обратиться к студиям полного цикла, дизайн-студиям или фрилансерам.

Агентства полного цикла

Это когда в агентстве есть и дизайн, и разработка, и брендинг, иногда ещё маркетинг, SEO и всякие другие услуги.

Плюсы обращения к ним за интерфейсами

1. Больший коннект с разработчиками, могут сразу урезать дизайн под ограничения

В агентствах полного цикла дизайнеры проще могут связаться с разрабами и уточнить технические ограничения, чтобы учесть их в дизайне. Но это и плюс и минус, ибо порой разработчики ставят палки в колеса, не дают дизайнеру сделать удобно, упрощая себе работу.

2. «Одно окно»

Та причина, из-за которой обычно многие клиенты предпочитают обращаться в агентства полного цикла. Но стоит признать: уметь одновременно хорошо во все направления — практически невозможно. Поэтому сейчас всё больше появляется узкоспециализированных студий и заказчики начинают понимать, что максимальное качество можно достичь обратившись к нескольким компаниям, которые реально круты в том, что делают.

Минусы агентства полного цикла

Тут сделаю важную ремарку — эти минусы касаются не всех. Есть агентства полного цикла у которых крутой дизайн, но у них, как правило, проседает разработка.

1. Небольшой дизайн-отдел

Лично работал с несколькими агентствами, у которых дизайн — не основное направление, и из-за этого у них может быть даже один единственный дизайнер. Такой человек обычно бегает тушить пожары по мелким задачкам. А крупные проекты агентство отдает на подряд.

Либо если дизайнеров несколько и есть попытка самостоятельно делать проекты — часто эти дизайнеры не растут, т.к. их не окружает множество других дизайнеров, которые делятся опытом, задач разнообразных не так много и в итоге это сказывается на качестве. Меня уже раз 5 звали менторить таких дизайнеров в агентствах полного цикла, чтобы они не увязли в себе.

2. Высокая стоимость работ по дизайну

Клиенты нередко находят подрядчиков в рейтингах разработки. В топах находятся, действительно, сильные компании. Однако рейтинги строятся так, что в них учитываются не только компетенции в дизайне, но и куча других факторов: разработка, ИКС, уровень брендов заказчиков и т.д. В силу этой методологии в верхних строчках рейтинга чаще появляются агентства полного цикла, а не дизайн-студии.

Из-за позиции в рейтинге, уровня известности и портфолио агентства могут позволить себе высокий прайс на услуги. А далее они могут передать работы по дизайну специализированным дизайн-студиям. В том числе, тем, которые не встретишь в рейтингах, хотя их хорошо знают на отраслевом рынке. Так что в агентствах вы с немалой вероятностью можете получить наши интерфейсы (или от друзей UXART :), но за оверпрайс.

У нас бывали вот такие рофлы:

Мы на субподряде у многих топовых агентств полного цикла. И бывают неловкие ситуации, когда два крупных агентства приходят с одним и тем же проектом и зовут нас помочь выиграть тендер, а мы начинаем выбирать))

Выбираем кому бы помочь выиграть тендер)0

Дизайн-студии

Эт такие ребята, которые собаку съели на дизайне и делают только его. Шарят за аналитику: могут строить CJM, USM, SBP, JTBD и не боятся этих слов. Умеют делать прототипы, сконцентрировавшись на сути, но при этом эти прототипы выглядят приятно. Ну и очень круто рисуют дизайн, конечно же. Могут проснувшись посреди ночи назвать вам лучшие плагины, хоткеи и прочие фишки для работы с Figma. Ну, хорошие дизайн-студии, разумеется)))

Плюсы сотрудничества с дизайн-студиями

Ремарочка важная — часть этих плюсов относится и к агентствам полного цикла.

1. Не нужно строить отдел дизайна в компании

Обратившись в дизайн-студии, клиент может выдохнуть и не выстраивать отдел дизайна (а на построение процессов в отделе может уйти и 3, и 4 года). Заказчику не нужно тратиться на HR: искать, нанимать, собеседовать, экстренно заменять дизайнеров при увольнении и т.п.

Клиент, минуя сложности, получает команду, которая не один год работает вместе. Чем выше уровень студии (а она может быть маленькой, но авторитетной на рынке), тем вероятнее, что дизайнеры натренированы делать сложные проекты для брендов. За такие компетенции стоит платить.

Пример нашего клиента из ТЕХНОНИКОЛЬ:

Валентин Фетисов
Менеджер ИТ продуктов, ТЕХНОНИКОЛЬ

В 2019 году мы начали сотрудничество с UXART над одним из проектов. Основной целью для нас было достижение высококачественных результатов в кратчайшие сроки и с разумными затратами. Мы обнаружили, что сотрудничество с подрядчиками предоставляет нам уникальную возможность воплотить наши задумки в жизнь.

Мы были приятно удивлены профессионализмом команды, предоставленной UXART. Опытные дизайнеры и проектировщики создали выдающийся проект, который превзошел наши ожидания. Этот успех побудил нас продолжить сотрудничество с ними и над последующими проектами.

В нашем штате также находятся талантливые дизайнеры, занимающиеся разработкой дизайн-системы и аудитом уже существующих продуктов. Однако при необходимости создания новых продуктов или выполнения проектов в ограниченные сроки, нагрузка на нашу текущую команду значительно возрастает. Именно поэтому мы предпочитаем приглашать внешних подрядчиков, чтобы эффективно управлять этими задачами.

Использование сторонних подрядчиков позволяет нам максимально эффективно расходовать ресурсы, достигая высокого качества и сокращая временные рамки. Этот подход доказал свою эффективность и стал неотъемлемой частью нашей стратегии развития.

Валентин Фетисов, Менеджер ИТ продуктов, ТЕХНОНИКОЛЬ

Мы сделали уже 40+ совместных проектов, скоро напишу про это статью, а пока вот статейка про их Базу знаний.

2. Не нужно строить сильный отдел дизайна в агентствах

Нежелание вкладывать много сил в отдел дизайна бывает не только у b2b-бизнеса, но и у коллег из IT-тусовки. Допустим, UXART сработался с крупным интегратором. В ней наняли дизайнера буквально на простые правки. Все сложные проекты отправляются к нам на стабильной договорной основе. Специфика бизнеса партнеров такова, что они не заинтересованы долго, дорого и геморно развивать свой дизайн-отдел. Особенно, такого уровня, чтобы соответствовал качеству услуг, продаваемых клиентам.

3. Можно потушить пожар на проектах, если уволился сотрудник

Сотрудничество с дизайн-студией выручает, если у клиента резко уволился или заболел штатный дизайнер. Закрытие вакансии может занять от двух недель, до месяца. А если выберут неудачного кандидата — всё по кругу. Поэтому работа со студией позволяет бизнесу подстраховаться на время поиска дизайнера. Затем, если понравилось сотрудничать, или долго не удается найти нужный уровень компетенций, можно работать на постоянной основе.

4. Огромная дизайн-насмотренность

Студийный дизайнер за несколько лет рисует дизайн для большого количества разных сайтов и приложений из разных сфер деятельности, с заметно отличающимся tone of voice и аудиторией. Благодаря этому он знает больше возможных решений и умело их применяет. Его насмотренность, опыт и широкое восприятие ситуации ценятся на рынке.

Мы можем это сказать и с опорой на опыт. За год UXART берет десятки заказов. Дизайнеры подключаются к проектам крупных брендов и работают с ними по нескольку лет. Мы изучаем решения конкурентов и следим за тем, что делают коллеги. Договоренности о субподряде упрощают задачу :). Мы хорошо знаем о том, что требуется на тендерах, и что предлагают другие команды.

Стартуя работу с новым бизнесом, студия приходит со свежим взглядом извне и кучей идей. Это глоток воздуха, который сложно получить с инхаус командой.

А вот что говорит о дизайн-студиях дочерняя компания СБЕР — Клуб Первых:

Игорь Мельниченко
ИТ-директор, Клуб Первых 

При поиске подрядчика было 2 условия, которые предопределили выбор в пользу дизайн-студии:
— возможность работать с плавающим объемом нагрузки;
— доступность узко-профильных специалистов.
Оба эти требования однозначно покрыли в UXART, поэтому мы работаем с ними уже несколько лет.

Минусы/риски сотрудничества с дизайн-студиями

1. Нужно подобрать студию с правильной экспертизой, не все подойдут

Клиентам важно помнить, что у дизайн-студий есть своя специализация. Ее нужно учитывать при выборе подрядчика. Так, мы не позиционируем себя, как экспертов по стильному промо, брендингу и тд. Зато советуем наших друзей из агентства Nimax, там накоплен годный опыт в этом направлении.

Мы передаем им заказы на брендинг, а в ответ помогаем с UX/UI для сложных digital-сервисов. Хорошо, когда подрядчик сразу честно говорит о специализации и может отправить клиента к партнерам. Но не каждая команда признает, что у нее нет экспертов по сложным интерфейсам.

2. Дизайнеры могут не учитывать технические ограничения проекта

Если на аутсорсе заказ только дизайн, а разработка ведется inhouse, появляется риск, что технические ограничения обнаружатся уже на стадии разработки, когда дизайн завершён. Этот риск нужно учитывать и проговаривать с подрядчиками на старте, чтобы избежать.

Как это реализовано в UXART: когда клиент хочет проект под ключ, мы можем пригласить студии партнеров, которые ревьюят макеты на «реализуемость», чтобы не возникли сложности. А если клиент приходит со своими разработчиками, и те не включаются в процесс, в дальнейшем могут всплыть проблемы, что у них не хватает компетенций, технических возможностей или времени на реализацию задуманного.

Фрилансеры

Тем, кто поработал с фрилансерами — соболезную. Остальным — пожалейте нервы <3

Да, есть где-то алмазики, которые круто всё делают, в срок, качественно и ваще идеальны. Но это русская рулетка в которой 100 патронов и только 1 тот самый алмаз.

Не буду расписывать детально, тут всё понятно, просто перечислю самые распространенные минусы:

— часто пропадают;

— не соблюдают дедлайны, у них болеет котик или они внезапно спасали мир;

— качество оставляет желать лучшего;

— сложные коммуникации, т.к. фрилансер с крутыми софт-скиллами — эт в красной книге.

Из плюсов:

— дешевле. И то не всегда. Но нервами вы переплатите.

Выводы

Не берусь делать их за вас, т.к. у меня есть своя дизайн-студия. Поделился картинкой на рынке, как я её вижу. Комментаторы напишут щас свою картину или просто скажут, что моя го... неправильная))

Могу поделиться рекомендацией:

Если у вас стартапчик и денег особо нет, то можете взять одного дизайнера, который будет гореть идеей и нарисует вам MVP даже за еду. Или попытать счастья на фрилансе. Потом после тестов, если пойдет — прийти в студию за редизайном и сделать круто.

Если вы компания крупная — за новыми проектами / редизайнами в студии. А для регулярной отрисовки новых баннерочков, простеньких страниц — держать какое-то кол-во дизайнеров в шатате.

И не бойтесь выбирать узкоспециализированные студии. Не думайте, что там мисскомьюникейт и на разработке будут проблемы — нормальные дизайн-студии уже давно научились учитывать ограничения, коммуницировать с разработчиками и вообще имеют своих стабильных партнеров разных ценовых категорий.

———

Спасибо, что прочитали. С вами был Артём Конаков, CEO студии интерфейсов UXART. Если интересно глубже погрузиться в жизнь дизайн-студий и в целом узнать больше про интерфейсы — велкам в канал, где много лайф-контента и полезностей:

Читайте наши другие статьи и забегайте за интерфейсами ;)

Потестим кнопку в PRO-подписке заодно:

0
21 комментарий
Написать комментарий...
Алексей К

У большинства заказчиков требования невысокие, им спокойно можно идти на фриланс. У кого требования повышенные, лучше создавать свой инхаус. По нашему опыту агенства - самый сложный, дорогой, долгий вариант без гарантии успеха.

Ответить
Развернуть ветку
Студия интерфейсов UXART
Автор

А как вы считаете, к кому лучше идти за дизайном? :))

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Галимова

Если хочется сделать круто, сэкономить на долгой дистанции за счет долгоиграющего системного дизайна, а не в моменте за счёт дешёвого фрилансера, то в профильную студию, конечно :)

Инхаус дизайн юнит – это по сути студия внутри компании, со своими заказчиками и исполнителями. Если она есть и работает круто, то вопросов нет)

Если новый проект планируется, я б сходила в студии за пресейлом, вдруг предложат чего крутого, чего инхаус команда не предложила😈

Ответить
Развернуть ветку
Саша Комбаров из Pyrobyte.ru

Конечно же в https://pyrobyte.ru

Ответить
Развернуть ветку
Студия интерфейсов UXART
Автор

Айяйяй, Саша))

Ответить
Развернуть ветку
Тарас К.

дизайн - студии самый оптимальный вариант, да пусть дольше и дороже, чем у фрилансера, зато определённость ощущаешь

Ответить
Развернуть ветку
Mazko Alex

В найм))))

Ответить
Развернуть ветку
Беженец с твиттера

К нейросети)))

Ответить
Развернуть ветку
Sergey S

Про фриланс зря, есть много людей с довольно выстроенным процессом и кучей леваков, которые их кормят. Главное, пытаясь сэкономить, не надо ждать, что "за пиво" кто-то будет делать ваши задачи с 9 до 18 в первом приоритете.

Ответить
Развернуть ветку
Студия интерфейсов UXART
Автор

Ну, как и написал — алмазы там есть. Но они встречаются, к сожалению, гораздо реже горе фрилансеров)

Ответить
Развернуть ветку
Sergey S

Ну так-то и не в каждом офисе алмазы сидят, которые всегда в дедлайн попадают и согласны на любые правки. Бывает, что проще на сторону отдать, чем у себя протащить через отдел.

Ответить
Развернуть ветку
Студия интерфейсов UXART
Автор

В дизайн-студии надо идти))

Ответить
Развернуть ветку
Ре

Ох уж эти страшилки про фрилансеров.. Ну вы конечно умолчали, что приличная доля так называемых фрилансеров (читай размещены на соответствующих биржах и активно принимают заказы) это как раз внештатный сотрудник в такой дизайн-студии или агентстве, да во все остальных группах, чего уж, встречаются.. или штатный;) и вот не надо тут про "редко выходят на связь" и тп.: Договор о найме или же гпх страхует точно так же как договор с Вами, например. По крайней мере в тех аспектах, которые Вы перечислили. И никто не запрещает его подписать с фрилансером;) люди не ведитесь, ищите по портфолио, оформляйте по договору и получите тоже самое.. причем алмаз в равной степени может не случиться и в агентстве и в студии и во фрилансе;)

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Яковлева

Обложка супер! Прямо правда жизни)))

Ответить
Развернуть ветку
Juaquita Howard

"Если у вас стартапчик и денег особо нет, то можете взять одного дизайнера, который будет гореть идеей и нарисует вам MVP даже за еду."-как иронично ,за еду уже никто не работает

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Беговатов

То «в стране кризис и работы нет», то «за еду никто уже не работает». Определитесь же!

Ответить
Развернуть ветку
Михайлова Жанна

Очень интересно, узнала много нового, спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Ульяна Громова, GROMPR.RU

Ахаа, посмеялась над картинками

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Альтербредт

Чем больше "дезигнеров", тем хуже оформление.
"Че непонятного?"
Видели выпускные работы "ниу вшэ дезигн"?
Может как абстрактное искусство "дизайн" — это и нормально, а с точки зрения зрителя — а кому то он важен?

Белые буквы на жёлтом фоне!
Это же Дезигн!

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Т

Если MVP будет совсем уж на коленке «за еду», то риск, что «не попрет» возрастает ))

Но в целом рекомендация в конце статьи годная.

Ответить
Развернуть ветку
Алиса Жорина

Подумать не могла, что с фрилансерами столько издержек 🤔

Ответить
Развернуть ветку
18 комментариев
Раскрывать всегда