{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Аудит дизайн-практики: как и зачем его проводить и кому доверить

О том, что такое и чем полезна дизайн-практика, мы говорили в прошлой статье, — а теперь перейдем к тому, как понять, что именно не работает или требует улучшений — и о том, чего ожидать от специалистов, которым вы доверяете аудит.

Чтобы что-то чинить, нужно понимать, что именно работает не так, — дизайн-практика не исключение; в этой статье мы расскажем о том, как ее исследовать.

Что такое аудит дизайн-практики, и для чего он нужен?

Нужно ли детально изучать ситуацию, если видимую проблему вы уже знаете? Да.

Исследование позволяет оценить текущее состояние дел с разных сторон, и выявить глубинные или косвенные факторы, влияющие на команду и качество продукта.

По сути, аудит — это изучение всей связанной с дизайном обстановки внутри компании. Мы погружаемся в процессы, изучаем работу команд, чтобы понять, что именно не работает для вас. Делать это изнутри сложнее: в привычном укладе легко не заметить проблему, ведь так всегда и было.

Как-то мы исследовали дизайн-практику в компании, где даже было подразделение, ответственное за аудит и развитие дизайна, — оно провело аудит, но дальше процесс не пошел, поскольку не было ответственных за выполнение рекомендаций, выявленных по итогам исследования.

Несмотря на то, что работа над улучшением дизайн-практики инициируется изнутри, на этап исследования важно привлекать внешних экспертов, которые видят ситуацию свежим взглядом — без ощущения, что так было всегда, и должно быть всегда и дальше.

Аудит помогает:

  • Вскрыть проблемы в дизайне, которые команда может не видеть — в силу привычки или недостатка опыта (качество, процесс производства дизайна, скорость).
  • Выяснить, как структура компании и отдела влияет на эффективность работы и качество дизайна. Например, если каждый дизайнер существует отдельно внутри своего продукта, — в итоге, каждый из сервисов рискует выглядеть несогласованно и соответствовать уровню опыта специалиста, который за этот сервис отвечает. В таком случае, потребуется арт-директор/лид-дизайнер, который сможет контролировать результаты работы и поддерживать консистентность.
  • Понять, какие проблемы или сложности есть внутри дизайн-команды, что волнует специалистов (мотивация, рост внутри компании, культура, ценности). У специалистов всегда должен быть челлендж внутри компании — то, ради чего они будут стараться и работать, и это далеко не всегда деньги.
  • Узнать, как понимают ценность дизайна на уровне всей компании: от C-level до офис-менеджеров.
  • Решить, что со всем этим делать: как усилить то, что работает, и убрать то, что мешает, не поломав ничего в процессе.

Результат аудита включает 2 больших блока: As is и To be

  1. As is: подробный анализ текущей ситуации со всеми сильными и слабыми ее сторонами и факторами, влияющими на дизайн-практику.
  2. To be: рекомендации по улучшению ситуации для команды управленцев внутри компании.

Как устроен аудит? Пошаговая стратегия

1. Погружение в контекст: сбор первоначальных комментариев от инициаторов, разбор общих процессов и оргструктуры компании. На этом этапе мы выясняем, как появляются задачи на дизайн, как приоритезируются проекты, и т.д.

Вот примерный список вопросов, которые мы задаем на этом этапе

Процессы

  • Как происходит работа над продуктами в данный момент? Из каких ролей состоит команда, и какие у каждой из ролей обязанности? Как в этом процессе участвует дизайнер?
  • Как определяется успешность дизайн-решений?
  • Что происходит если дизайнер не справился с поставленной задачей? (не успел в срок, низкое качество, много итераций)
  • Какие существуют KPI у команд? У проектов? У дизайнеров? У руководителя дизайн-отдела?

HR

  • Кто отвечает за найм дизайнеров? По какому принципу отбираются кандидаты?
  • Как происходит в данный момент развитие дизайнеров?
  • Какого профиля и уровня дизайнеры есть в компании?

Организация

  • Иерархия в компании: кто от кого получает задачи? Кто поручает задачи дизайн-отделу? А дизайн-руководителю?
  • За какие задачи в целом отвечает в компании дизайн-отдел? Только ли цифровые продукты? Каков ассортимент специалистов?

2. Проведение исследований в поле (этот этап может идти одновременно с интервью): изучение процессов внутри команд. Вместе с дизайнерами мы ходим на встречи, стендапы и т.д. — это помогает отследить все этапы работы и отметить, что требует отладки.

3. Проведение интервью:

  • Опрашиваем тех, кто управляет дизайн-практикой — то есть, всех тех, кто может влиять на происходящее (дизайн-директор, дизайн-лиды).
  • Интервьюируем руководителей смежных направлений (например, руководители команд разработки, руководители команд аналитиков, тестировщиков и тд).
  • Беседуем с СЕО или C-level, кто видит общую картину (зависит от размера компании: конкуренция и бизнес-результаты).

О чем мы спрашиваем? Как мы уже писали (и еще много раз будем), дизайн-практика — комплексный предмет, поэтому и опросник включает вопросы о текущем состоянии дизайна, процессах в компании и команде, целях и мотивации специалистов, etc. В этот момент мы выступаем корпоративными (а порой даже семейными) психологами, разбираясь в ситуации. Так удается сопоставить разные взгляды на ситуацию — и получить ее оценки. По итогам первых интервью мы еще раз оцениваем последовательность следующих шагов.

4. Интервью с дизайнерами

На этом шаге мы говорим с теми, кто живет внутри системы, — созданной руководителями или сложившейся исторически, — и обсуждаем, насколько менеджерские решения правильно поняты и успешны в реализации.

Мы смотрим выходные интервью и сопоставляем то, что специалисты говорят о причинах своего ухода и ситуации в команде, с нашими промежуточными выводами. Важно собрать необходимый минимум комментариев, чтобы сложилась общая картина происходящего.

И, конечно, здесь помогает комьюнити — с вероятностью 80% наши выпускники работают или работали в вашей компании. А если компания большая, наши выпускники могут быть и среди бывших сотрудников, и среди сотрудников соседних стримов. Так, у нас появляется возможность получить максимально разностороннюю оценку ситуации.

5. Составление схем процесса работы над дизайном, выявление проблем и бутылочных горлышек в нем.

6. Вторая волна интервью — это опциональный этап, в ходе которого мы опрашиваем тех, кто не вошел в первую волну (например, неуловимых директоров), или проверяем свои гипотезы.

7. Изучение результатов работы дизайн-команд.

Мы не только изучаем макеты, но и опрашиваем продактов и разработчиков, которые работают с дизайнерами, чтобы выяснить, насколько процесс и результат устраивают всех участников работы: четко ли ставится задача, сколько времени требует ее выполнение, сколько итераций правок проходит и т.д.

Мы смотрим на продакшен версию продукта, а также залезаем в макеты будущих версий продукта или дизайн-концепции, которые находятся в разработке, — чтобы понять срезы сегодняшнего продукта и продукта завтрашнего. Для нас принципиально важно увидеть общую картину работы над продуктом и стратегию, которая внедряется через дизайн.

Дизайн-аудит в зависимости от задачи может включать в себя:

7.1 Разбор интерфейса — на основе скриншотов и скринкастов — с рекомендациями по улучшению дизайна.

7.2 Аудит Figma и других рабочих артефактов.

7.3 Аудит дизайн системы, — это отдельное исследование и самодостаточная услуга, которая может быть включена на шаге основного дизайн-аудита. Мы обязательно напишем об этом подробно в одной из следующих статей.

7.4 Оценка в 3 срезах:

  • Capability (соответствие продукта и дизайна ожиданиям и потребностям пользователя);
  • Usability (пригодность использования интерфейса);
  • Featurability (способность продукта стать популярным).

8. Сбор всех данных в единую картину того, как выглядит практика сейчас: дизайн-процесс, дизайнеры и ситуация вокруг них; инструменты обратной связи; интервью и инсайты из них; экспресс-аудит продукта.

9. Подготовка рекомендаций и изучение того, какие практики применяются в других компаниях для решения тех же задач.

Работаем с best practices — мы постоянно ищем лучшие решения и собираем данные о процессах в российских и международных компаниях, в чем очень помогает комьюнити выпускников наших программ. С огромной вероятностью, наши выпускники работают или работали в компаниях, которые уже решали похожие проблемы и задачи.

Что происходит после?

После проведения аудита появляется набор шагов и рекомендаций. Чтобы эти рекомендации были выполнены, внутри компании должна появится рабочая группа или ответственный (дизайн-лиды или директор), которая будет обладать достаточным уровнем ответственности и полномочий, чтобы что-то менять. Если лидов нет, мы помогаем эту самую группу организовать и даже нанять дизайн-директора.

Если у вас и вашей дизайн-команды возник интерес к теме, которую мы приоткрыли в статье, — сканируйте qr-код, пишите нам на почту [email protected], и мы с удовольствием поделимся своей экспертизой!

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Феликс Костюк

Огненная статья и применяемые инструменты для работы с дизайн отделами, интересно много ли компаний готовы пойти на такой шаг как дизайн аудит, кажется подовляющие большинство считатют дизайн придаточным и не самостоятельным не обращая внимания на его важность в компании

Ответить
Развернуть ветку
Egor Tarasov

Такое действительно есть, когда компании оптимизируют ресурсы за счет дизайна. Но в момент когда этап MVP пройден, возникает необходимость развивать продукт уже в качественном аспекте и здесь не обойтись без правильных процессов. Конечно, это золотые слова, но не всегда менеджмент видит эту проблему. При этом сам аудит применим к компаниям разного масштаба, начиная от небольшого стартапа с двумя дизайнерами, заканчивая большой корпорацией с командой в 100 человек.

У нас был и такой и такой кейс. Мы помогли стартапу сделать качественный скачок в плане макетов, а также помочь стейкхолдерам внутри выстроить работу со своими дизайнерами (а также решить небольшой конфликт, относительно важности дизайна 🙃)

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Løvyagin

Очень интересный подход! Хотелось бы узнать как вы можете помочь с улучшением дизайн-культуры в компании, где дизайнеры оторваны друг от друга?

Ответить
Развернуть ветку
Egor Tarasov

На самом деле это одна из насущных проблем в больших компаниях, что дизайнер (и не только дизайнеры, но и любой другой специалист) находится один наедине с командой и продуктом. Когда таких команд много, то теряется чувство единения с командой дизайна, а когда не выстроен процесс горизонтальной коммуникации, то это еще и ведет к тому, что продукты становится не консистентным друг другу, а иногда и приводит к казусам, когда одно и тоже решение в продуктах выглядит сильно по-разному.

Если с точки зрения консистентности и производства может помочь дизайн-система, то с точки зрения взаимоотношений внутри команды помогают такие мероприятия как дизайн-демо (или как мы это называем «Смотрина»), мозговые штурмы по задачам дизайна или сессии со-творчества для команды. Эти ивенты с правильной периодичностью позволяет держать команду в тонусе и поддерживать общую картину происходящего для всего подразделения

Ответить
Развернуть ветку
Anastasya Nachenkina

Крутая статья и инсайды вашей работы!
Интересно узнать про то, как впоследствии используете и обрабатываете оценки capability/usability/featurability. Наверное, уже в другой статье, тема не на комментарий, очевидно (:

Ответить
Развернуть ветку
Egor Tarasov

К каждому из этих показателей мы описываем из чего именно сложилась такая оценка и предлагаем варианты её решения. То есть если у продукта проблема со сценарием первого входа, то мы описываем каждую из проблем которая нам встретилась по пути. Что формирует бэклог задач для продуктовой команды. Плюс возможны и более далекоидущие рекомендации, как например «группа первой сессии» — ответственные специалисты, которые контролируют качество первого для пользователя сценария, чтобы у него не возникало желания закрыть и больше не пользоваться продуктом. Каждая рекомендация будет зависеть от задач и специфики каждого продукта и компании 🙌

Ответить
Развернуть ветку
Роман Чернышев

не плохой вариант ,проводить аудит ,изначально понятно ,что проделывается калосальная работа на получение отличного результата

Ответить
Развернуть ветку
Elizaveta Mitrakova

Любопытно. Посмотрела на создание дизайна с новой стороны

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда