Дизайн Mikhail Bezverkhy
3 399

Почему привычный интерфейс важен для мозга: два примера

Обычно мы сталкиваемся с хорошими интерфейсами и не задумываемся о том, что делает их хорошими. Просто мы продолжаем возвращаться в приложение или на сайт и не испытываем боли.

В закладки
Аудио

Однако иногда приходится пользоваться продуктом, несмотря на его несовершенство, и тогда минусы проще заметить и выделить. Хочу поделиться парой примеров своей боли и сказать, почему эта боль возникает.

Первый пример: WhatsApp Web

Во-первых, приложение имеет весьма специфичный механизм подключения: в отличие от Telegram, оно подключается не через SMS-код, а при помощи QR-кода, сканируемого в мобильном приложении, и у меня всегда требовало наличия телефона поблизости от компьютера.

Во-вторых, предлагаю посмотреть на следующие пары скриншотов.

Подключение Whatsapp Web

Чтобы подключить WhatsApp Web, нужно нажать на три точки в левом верхнем углу и выбрать нужную опцию.

Теперь я просто меняю вкладку и пытаюсь снова подключиться к WhatsApp Web.

Те же самые три точки, расположенные в том же самом месте, показывают мне совершенно другое меню, которое я не соотношу ни с чатами, ни со звонками: я просто предполагаю, что это какие-то базовые настройки.

В этот момент наступает разочарование. Эволюционно соответствие действительности ожиданиям заставляло мозг вырабатывать дофамин. В тот момент, когда действительность не соответствует ожиданиям, дофамин не вырабатывается и пользователь испытывает страдание.

Для меня такая ситуация похожа на ситуацию, в которой древний я привык приходить к одному и тому же дереву, шатать его и ловить яблоки, но однажды вместо яблок я натряс с дерева тигра и был съеден.

Второй пример: брокер

Я пользуюсь услугами нескольких брокеров, одним из них — уже около четырёх лет. И все эти годы меня мучает одна и та же форма входа:

Что я вижу? Поля для почты и пароля, всё как обычно. Минуточку! Почему целевая кнопка — зарегистрироваться? А, ну ладно, вижу кнопку «Войти» размером поменьше: наверное, мне стоит нажать на неё.

После заполнения формы и нажатия на кнопку я получаю ещё одну форму, ту же самую, незаполненную и с изменившейся целевой кнопкой. У многих сайтов сразу же лежат две формы (например, «ВКонтакте», Facebook, Twitter), у других целевой кнопкой стандартно выделен вход, который является более частой процедурой.

А самое смешное в данном интерфейсе то, что если заполнить свои верные данные и нажать «Регистрация» или Enter, то произойдёт вход и пользователь окажется в нужном аккаунте. Таким образом, переключатель формы даже не нужен.

Эту ситуацию я бы сравнил с тем, что я привык шатать похожие деревья и ожидать, что будут падать яблоки. Я подошёл к очередному дереву, — и да, меня снова съели тигры.

Итоги

Особенность обоих продуктов для меня такова, что у меня не особо много альтернатив и очень высоки издержки переключения: для WhatsApp это необходимость переносить всё общение, для кабинета брокера — необходимость переносить счёт, возможно, терять на комиссиях.

Поэтому я продолжаю пользоваться продуктами несмотря на то, что замечаю негативные моменты. Между тем для множества других продуктов срабатывает очень простое правило: если что-то оказалось неудобным, пользователь просто избегает этого продукта. В самом деле, мозгу намного проще найти новое, потенциально безопасное дерево, чем гадать, что посыпется на него сегодня: яблоки или тигры.

Также я разбираю другие дофаминовые механики на своём Telegram-канале.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Mikhail Bezverkhy", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 14, "likes": 26, "favorites": 89, "is_advertisement": false, "subsite_label": "design", "id": 71738, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sat, 15 Jun 2019 19:03:08 +0300" }
{ "id": 71738, "author_id": 30176, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/71738\/get","add":"\/comments\/71738\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/71738"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199114, "last_count_and_date": null }
14 комментариев

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
2

Почему привычный интерфейс важен для мозга? - вопрос типичного консерватора. Привычно = неизменно, а значит неизбежно без развития и эволюции. Привычный интерфейс не может быть важен или неважен для мозга. Для бабушек привычнее оплачивать платежи жкх, отстаивая очереди на почте, а банкомат и онлайн банки для них тоже непривычны и сложны. Просто их мозг потерял пластичность и сложно адаптируется к новому. Привычный интерфейс так же проще для мозга лишь потому, что он уже известен

Ответить
5

привычный — не равно «без изменений». Есть привычные вещи, которые меняются с течением времени и незаметно для пользователя. Они остаются привычными из-за отсутствия резкого изменения

Ответить
2

Изменения в интерфейсе — это здорово, когда они имеют под собой какую-то цель. Удлинять пользовательский путь невыгодно ни продукту, ни конечному пользователю. Примеры с банкоматами и онлайн-банками — это сокращение пути: сначала нужно потрудиться (научиться новому), но потом получать выгоду.

Ответить
2

Добро пожаловать в суровую реальность UI/UX! Запасайтесь попкорном ))

Ответить
2

Заябывает, когда ... - это блять тупо выпадающий список из одной опции "настройки". Что, нельзя сразу кнопку "Настройки" сделать? Привет скайпу.

Ответить
0

Да так и есть. Иногда мы можем встречать такие чувства, казалось бы в простых вещах. Это проявляется из-за того что наш мозг работает и видит в основном так как он сам желает. казалось бы простой интерфейс, но внутри чуть-чуть по другому, не так как хотел бы видеть сам мозг сказывает на каких-то необычных чувствах.

Ответить
0

если заполнить свои верные данные и нажать "Регистрация" или Enter, то произойдет вход и пользователь окажется в нужном аккаунте. Таким образом, переключатель формы даже не нужен.

А ведь кто-то на той стороне может быть очень гордится этим решением)

Ответить
0

Если я не ошибаюсь, в начале моего использования этого брокера, то есть в 2015-16 годах, Enter просто выдавал ошибку. По ощущениям, там вообще бэк и фронт между собой не договорились:)

Ответить
0

Блин, да тут даже не непривычные интерфейсы, а тупо плохие интерфейсы. Особенно во втором примере. Меня бы такое тоже выбесило.
Я бы ещё добавил сюда пару приложений от Яндекса, в качестве примеров неудобства.

Ответить
0

Во-первых привычка, а во-вторых удобство, удобным может стать даже не удобный, если к нему привыкнуть )))

Ответить
0

Всё просто. У нас, пользователей, нет времени переучиваться.
Расскажите компании 1С о смене интерфейса - в 8.3.15 всё куда-то переехпло-уехало.

Ответить
0

по поводу WhatsApp это дело привычки. пока у вас основная часть контактов не перейдет в WhatsApp, смысл привыкать к интерфейсу нет. а как только... вспоминается переход с скайпа на телеграмм... с начала было не удобно и непривычно, а теперь и скайп подзабыт и не удобен ;)

Ответить
0

сайт, где всегда погоду смотрел, почему-то поменял интерфейс и стал так раздражать, что пришлось уйти на другой, так что внешний вид имеет значение и может как привлечь, так и заставить искать альтернативу

Ответить
0

В хорошем интерфейсе, слово из 3х букв начинающееся на букву б, отменяет любое последнее действие.
Пример косяка. Если я сейчас из этих комментариев на телефоне нажму назад, меня выкинет в начало раздела, а если стрелку в шапке, то назад к посту и мне не придётся свайпать до этого места полчаса.

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }