Как сменить насиженный логотип и не облажаться

Рассказываем, как искали новый образ для приложения и «большую идею» для логотипа.

Как сменить насиженный логотип и не облажаться

CoinKeeper — один из первых PFM-сервисов в России (PFM — personal finance management), который с 2011 года остаётся самым популярным приложением для учёта расходов. В 2016 году мы решили полностью переписать наши приложения с платформы Xamarin на нативные языки.

Это позволило по-новому взглянуть на продукт и переосмыслить не только концепцию и интерфейс приложения, но и образ бренда в целом. В этой статье мы расскажем, как искали новый образ, опишем наш процесс работы над логотипом и то, с какими трудностями пришлось столкнуться.

Зачем нам новый образ

Причин было несколько:

  • Мы уже давно на рынке, поэтому нам повезло стать обладателями очень узнаваемого, но устаревшего логотипа.
  • Мы уже вели работу над новой версией приложения, которая очень отличалась и дизайном, и механикой от предыдущей. Новое приложение CoinKeeper³ разрабатывается как единый центр управления личными финансами: в нём сделан акцент на автоматизации учёта, более мощном анализе данных, планировании бюджета, оптимизации расходов, инвестициях и других смежных сферах. Всё это хотелось включить в образ бренда.
  • Можно было бы избавиться от недостатков старого логотипа. Например, из-за его яркости и многоцветности с ним сложно работать в рекламе.

«Я и сам могу»

Старый логотип родился как-то сам, без помощи профессионалов, и мы решили попробовать провернуть это ещё раз. Трудно придумать небанальное лого для учёта финансов. В голове крутятся только банковские карты, графики и другие «мозольные» варианты. С них и начали. Покажем вкратце, что было и почему не подошло.

1 — банковские карты как метафора автоматизации учёта. Этот вариант плохо вписался в иконку. 2 — круговой график оказался слишком похож на пакмана. 3 — С-график хорошо вписался в иконку, стал похож на букву «С» и сохранил в себе все цвета исходного лого
1 — банковские карты как метафора автоматизации учёта. Этот вариант плохо вписался в иконку. 2 — круговой график оказался слишком похож на пакмана. 3 — С-график хорошо вписался в иконку, стал похож на букву «С» и сохранил в себе все цвета исходного лого

В итоге мы выбрали третий вариант с С-графиком. Логотип вышел нормальным, но… просто нормальным. Нам хотелось чего-то большего. Мы хотели найти нетривиальное решение, крутую идею, образ, который смог бы отразить потенциал, функциональность, масштаб и ценности нового приложения. И всё это в простом минималистичном дизайне. Поскольку своих идей больше не было, мы начали искать брендинговое агентство.

Как мы выбирали исполнителей

Мы раньше не работали в таком формате и не знали толком, чего ждать. Поэтому начали с простого — определились с критериями, по которым оценивали агентства и возможность сотрудничества с ними:

  • Наличие в портфолио работ, которые нам понравились.
  • Успешные кейсы для ИТ-сегмента.
  • Возможность работать «до победы».
  • И в рамках бюджета, конечно же.

Мы изучили около 20 агентств, из которых выбрали четыре. А после финальных встреч и разговоров остановились на брендинговом агентстве Lovemedo. Они находятся в Томске, так что работа была полностью удалённой. Мы немного сомневались, не вызовет ли это трудностей, но даже находясь в одном городе, вряд ли вы будете ездить на очные встречи регулярно.

Так что мы решили, что всё будет хорошо, и начали работать с ними. Чтобы процесс был эффективным, мы отдали общение с агентством нашему арт-директору Кристине Почаивской. Для работы над такими проектами важно выбрать одного компетентного человека с правом принятия решений, чтобы не затруднять коммуникацию и не рассеивать ответственность.

Поиск идеи

Как сменить насиженный логотип и не облажаться

В агентство мы пришли с запросом получить не столько полноценный брендинг, сколько интересный логотип, за которым стояла бы содержательная и близкая по духу «большая идея».

Мы подробно описали, как и где планируем использовать логотип, места фирменного оформления, примеры брендинга, которые нам нравится, и другие важные вещи. Вместе с Lovemedo мы зафиксировали и базовую информацию: статистику приложения, описание аудитории, активы бренда, характер, ценности и позиционирование CoinKeeper. И приступили к работе.

Первый подход

Сначала мы получили несколько прямолинейных идей:

Как сменить насиженный логотип и не облажаться

Идеи с монетками оказались очень простыми и лежали на поверхности. Кроме того, оба варианта плохо выделялись в конкурентной среде. Чтобы работа пошла быстрее, мы предложили смотреть варианты на этапе быстрых эскизов.

Второй подход

Быстрые эскизы принесли нам больше идей с не такими прямыми ассоциациями.

Как сменить насиженный логотип и не облажаться

Здесь мы копнули чуть глубже, но всё же это было не то, что мы ожидали. Внутренне идеи оказались слишком слабыми, не подходили нам по духу и их сложно было бы масштабировать для дальнейшей работы.

Мы поняли, что нужно больше погрузиться, почувствовать настроение, характер продукта и найти способ донести это до агентства. Стали чаще созваниваться, разговаривать, сделали майнд-мэп метафор и собрали ассоциации команды, чтобы нашу «большую идею» стало проще найти.

Третий подход

После такого погружения варианты перешли на более высокий уровень абстракции. Появились идеи контроля, накопления, сохранения денег, а также метафоры, связанные с целями и мечтами.

Как сменить насиженный логотип и не облажаться

В результате мы получили несколько отличных идей. И одну потрясающую, которую и стали развивать.

Описание идеи

Главная идея — «ценность в руке». Этой ценностью может быть что угодно — бриллиант, монета, мечта, сообщение. Мы берём ценности наших пользователей и заботимся о них, помогаем достичь мечту.

Логотип в виде буквы «С» с кружочком сразу нас зацепил: был простым, с классной идеей и готовым к дальнейшему росту и развитию бренда. В логотипе есть первая буква названия сервиса CoinKeeper, она похожа на руку, аккуратно держащую что-то ценное. А форма кружка содержит отсылку к монеткам и механизму перетаскивания классического CoinKeeper.

Как сменить насиженный логотип и не облажаться

Так простая форма превратилась в многоуровневую метафору.

После того как идея нашлась, мы начали доработку логотипа. Делали концы «С» больше похожими на пальцы, искали правильный баланс между элементами. Дорисовывали шрифтовую часть логотипа, выбирали цвет и прочие детали, которые делают логотип проработанным и завершённым. Даже выбор цвета не был случайным:

  • Он уже присутствовал в логотипе CoinKeeper, но немного в другом оттенке.
  • Этот цвет не слишком яркий, достаточно контрастный и при этом совсем не скучный.
  • Синий — простой для восприятия цвет, его безошибочно видит большинство людей.
  • С точки зрения психологии цвета синий используется для отражения спокойствия и ответственности, силы и надёжности. То, что нужно для финансового приложения.
  • И как говорил Павел Дуров: «Синий никого не бесит».

После всех доработок мы получили наш финальный вариант.

Как сменить насиженный логотип и не облажаться
Как сменить насиженный логотип и не облажаться

Кроме того, идея логотипа «ценность в руке» хорошо легла и на фирменную графику: просто берём что-то ценное и помещаем внутрь «С».

Как сменить насиженный логотип и не облажаться
Как сменить насиженный логотип и не облажаться

А ещё у нас получился замечательный мерч:

Как сменить насиженный логотип и не облажаться

И самое главное — логотип оказался легко адаптируемым под новые направления работы, без потери общей концепции, идеи и стиля основного бренда CoinKeeper.

Мы сделали свой образовательный проект «<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.instagram.com%2Fpraviladeneg%2F&postId=82299" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Правила Денег</a>». Для логотипа мы поместили в «С» другой символ и изменили цвет. Получили новое, но узнаваемое и сочетаемое с основным проектом лого
Мы сделали свой образовательный проект «Правила Денег». Для логотипа мы поместили в «С» другой символ и изменили цвет. Получили новое, но узнаваемое и сочетаемое с основным проектом лого

Такой же, как мы

После окончательного выбора идеи мы сразу же начали искать похожие логотипы. Некоторые напоминали наш только чуть-чуть, другие так сильно были похожи, что мы пытались что-то поменять в своём варианте. Но любые доработки портили логотип, поэтому мы решили, что вносить калечащие изменения только для того, чтобы быть чуть меньше похожими на других, не стоит.

Как сменить насиженный логотип и не облажаться

Для себя мы решили, что не готовы отказаться от идеи. Наш логотип идеально отражает продукт — ценность в руке. Он замечательно масштабируется под новые смыслы, и мы уверены, ещё долго не потеряет свою актуальность.

Выводы:

  1. Лучше обратитесь к профессионалам. Даже если у вас есть свой дизайнер или даже десять, лучше доверьте эту работу тем, кто в ней разбирается. Агентства опытнее и знают, как делать правильно, они же сто штук этих логотипов сделали.
  2. Будьте готовы подумать. Даже если вы хотите, чтобы просто всё было сделано, приготовьтесь к диалогу с агентством. Нужно стараться донести свои ожидания до исполнителей.
  3. Пробуйте разные подходы. Всем участникам важно понимать, в правильном ли направлении вы движетесь, и вовремя сворачивать, если нет. Нам помогли спуск до уровня «идей» и быстрые наброски. Так можно нащупать нужную идею без лишних трудозатрат и за гораздо более короткое время.
  4. Всё украдено до нас. Никто не гарантирует, что похожий логотип не найдётся в последний момент. Если вам предложили не «надкусанное яблоко» и похожий логотип просто у компании из другой сферы или она вашего уровня, то с этим можно жить. Решайте в каждом случае индивидуально. Особенно если вы в восторге от идеи.

Скачать приложение на iOS можно тут, а на Android тут.

4848
107 комментариев

А интерфейс не хотите удобным сделать?

32
Ответить

Наглядный пример как CoinKeeper работает с негативным фидбеком :)

68
Ответить

Недавно скачал и купил вечную подписку. 
Так вот увидел, что в апсторе два приложения старое и новое. 
В старом удобно добавлять расходы просто перетягиванием кружочка. А в новом нужно заполнять обычным способом. В чем смысл было отказываться от хорошего решения, которое делает не таким нудным заполнение.

И еще даже после покупки и активации мне постоянно приходили с акцией на оплату подписки. 

3
Ответить

Интерфейс очень удобен. Что в нём не так?

Ответить

Лучше бы над UI поработали, а то говнище по сравнению с конкурентами. Учитесь у MoneyFlow или 1Money. А лого в виде графика было топ. 

12
Ответить

без обид, но если не читать про что это, то на стульчак смахивает... (вид сверху)

8
Ответить

без обид :)

Ответить