Как сменить насиженный логотип и не облажаться
Рассказываем, как искали новый образ для приложения и «большую идею» для логотипа.
CoinKeeper — один из первых PFM-сервисов в России (PFM — personal finance management), который с 2011 года остаётся самым популярным приложением для учёта расходов. В 2016 году мы решили полностью переписать наши приложения с платформы Xamarin на нативные языки.
Это позволило по-новому взглянуть на продукт и переосмыслить не только концепцию и интерфейс приложения, но и образ бренда в целом. В этой статье мы расскажем, как искали новый образ, опишем наш процесс работы над логотипом и то, с какими трудностями пришлось столкнуться.
Зачем нам новый образ
Причин было несколько:
- Мы уже давно на рынке, поэтому нам повезло стать обладателями очень узнаваемого, но устаревшего логотипа.
- Мы уже вели работу над новой версией приложения, которая очень отличалась и дизайном, и механикой от предыдущей. Новое приложение CoinKeeper³ разрабатывается как единый центр управления личными финансами: в нём сделан акцент на автоматизации учёта, более мощном анализе данных, планировании бюджета, оптимизации расходов, инвестициях и других смежных сферах. Всё это хотелось включить в образ бренда.
- Можно было бы избавиться от недостатков старого логотипа. Например, из-за его яркости и многоцветности с ним сложно работать в рекламе.
«Я и сам могу»
Старый логотип родился как-то сам, без помощи профессионалов, и мы решили попробовать провернуть это ещё раз. Трудно придумать небанальное лого для учёта финансов. В голове крутятся только банковские карты, графики и другие «мозольные» варианты. С них и начали. Покажем вкратце, что было и почему не подошло.
В итоге мы выбрали третий вариант с С-графиком. Логотип вышел нормальным, но… просто нормальным. Нам хотелось чего-то большего. Мы хотели найти нетривиальное решение, крутую идею, образ, который смог бы отразить потенциал, функциональность, масштаб и ценности нового приложения. И всё это в простом минималистичном дизайне. Поскольку своих идей больше не было, мы начали искать брендинговое агентство.
Как мы выбирали исполнителей
Мы раньше не работали в таком формате и не знали толком, чего ждать. Поэтому начали с простого — определились с критериями, по которым оценивали агентства и возможность сотрудничества с ними:
- Наличие в портфолио работ, которые нам понравились.
- Успешные кейсы для ИТ-сегмента.
- Возможность работать «до победы».
- И в рамках бюджета, конечно же.
Мы изучили около 20 агентств, из которых выбрали четыре. А после финальных встреч и разговоров остановились на брендинговом агентстве Lovemedo. Они находятся в Томске, так что работа была полностью удалённой. Мы немного сомневались, не вызовет ли это трудностей, но даже находясь в одном городе, вряд ли вы будете ездить на очные встречи регулярно.
Так что мы решили, что всё будет хорошо, и начали работать с ними. Чтобы процесс был эффективным, мы отдали общение с агентством нашему арт-директору Кристине Почаивской. Для работы над такими проектами важно выбрать одного компетентного человека с правом принятия решений, чтобы не затруднять коммуникацию и не рассеивать ответственность.
Поиск идеи
В агентство мы пришли с запросом получить не столько полноценный брендинг, сколько интересный логотип, за которым стояла бы содержательная и близкая по духу «большая идея».
Мы подробно описали, как и где планируем использовать логотип, места фирменного оформления, примеры брендинга, которые нам нравится, и другие важные вещи. Вместе с Lovemedo мы зафиксировали и базовую информацию: статистику приложения, описание аудитории, активы бренда, характер, ценности и позиционирование CoinKeeper. И приступили к работе.
Первый подход
Сначала мы получили несколько прямолинейных идей:
Идеи с монетками оказались очень простыми и лежали на поверхности. Кроме того, оба варианта плохо выделялись в конкурентной среде. Чтобы работа пошла быстрее, мы предложили смотреть варианты на этапе быстрых эскизов.
Второй подход
Быстрые эскизы принесли нам больше идей с не такими прямыми ассоциациями.
Здесь мы копнули чуть глубже, но всё же это было не то, что мы ожидали. Внутренне идеи оказались слишком слабыми, не подходили нам по духу и их сложно было бы масштабировать для дальнейшей работы.
Мы поняли, что нужно больше погрузиться, почувствовать настроение, характер продукта и найти способ донести это до агентства. Стали чаще созваниваться, разговаривать, сделали майнд-мэп метафор и собрали ассоциации команды, чтобы нашу «большую идею» стало проще найти.
Третий подход
После такого погружения варианты перешли на более высокий уровень абстракции. Появились идеи контроля, накопления, сохранения денег, а также метафоры, связанные с целями и мечтами.
В результате мы получили несколько отличных идей. И одну потрясающую, которую и стали развивать.
Описание идеи
Главная идея — «ценность в руке». Этой ценностью может быть что угодно — бриллиант, монета, мечта, сообщение. Мы берём ценности наших пользователей и заботимся о них, помогаем достичь мечту.
Логотип в виде буквы «С» с кружочком сразу нас зацепил: был простым, с классной идеей и готовым к дальнейшему росту и развитию бренда. В логотипе есть первая буква названия сервиса CoinKeeper, она похожа на руку, аккуратно держащую что-то ценное. А форма кружка содержит отсылку к монеткам и механизму перетаскивания классического CoinKeeper.
Так простая форма превратилась в многоуровневую метафору.
После того как идея нашлась, мы начали доработку логотипа. Делали концы «С» больше похожими на пальцы, искали правильный баланс между элементами. Дорисовывали шрифтовую часть логотипа, выбирали цвет и прочие детали, которые делают логотип проработанным и завершённым. Даже выбор цвета не был случайным:
- Он уже присутствовал в логотипе CoinKeeper, но немного в другом оттенке.
- Этот цвет не слишком яркий, достаточно контрастный и при этом совсем не скучный.
- Синий — простой для восприятия цвет, его безошибочно видит большинство людей.
- С точки зрения психологии цвета синий используется для отражения спокойствия и ответственности, силы и надёжности. То, что нужно для финансового приложения.
- И как говорил Павел Дуров: «Синий никого не бесит».
После всех доработок мы получили наш финальный вариант.
Кроме того, идея логотипа «ценность в руке» хорошо легла и на фирменную графику: просто берём что-то ценное и помещаем внутрь «С».
А ещё у нас получился замечательный мерч:
И самое главное — логотип оказался легко адаптируемым под новые направления работы, без потери общей концепции, идеи и стиля основного бренда CoinKeeper.
Такой же, как мы
После окончательного выбора идеи мы сразу же начали искать похожие логотипы. Некоторые напоминали наш только чуть-чуть, другие так сильно были похожи, что мы пытались что-то поменять в своём варианте. Но любые доработки портили логотип, поэтому мы решили, что вносить калечащие изменения только для того, чтобы быть чуть меньше похожими на других, не стоит.
Для себя мы решили, что не готовы отказаться от идеи. Наш логотип идеально отражает продукт — ценность в руке. Он замечательно масштабируется под новые смыслы, и мы уверены, ещё долго не потеряет свою актуальность.
Выводы:
- Лучше обратитесь к профессионалам. Даже если у вас есть свой дизайнер или даже десять, лучше доверьте эту работу тем, кто в ней разбирается. Агентства опытнее и знают, как делать правильно, они же сто штук этих логотипов сделали.
- Будьте готовы подумать. Даже если вы хотите, чтобы просто всё было сделано, приготовьтесь к диалогу с агентством. Нужно стараться донести свои ожидания до исполнителей.
- Пробуйте разные подходы. Всем участникам важно понимать, в правильном ли направлении вы движетесь, и вовремя сворачивать, если нет. Нам помогли спуск до уровня «идей» и быстрые наброски. Так можно нащупать нужную идею без лишних трудозатрат и за гораздо более короткое время.
- Всё украдено до нас. Никто не гарантирует, что похожий логотип не найдётся в последний момент. Если вам предложили не «надкусанное яблоко» и похожий логотип просто у компании из другой сферы или она вашего уровня, то с этим можно жить. Решайте в каждом случае индивидуально. Особенно если вы в восторге от идеи.
А интерфейс не хотите удобным сделать?
Наглядный пример как CoinKeeper работает с негативным фидбеком :)
Недавно скачал и купил вечную подписку.
Так вот увидел, что в апсторе два приложения старое и новое.
В старом удобно добавлять расходы просто перетягиванием кружочка. А в новом нужно заполнять обычным способом. В чем смысл было отказываться от хорошего решения, которое делает не таким нудным заполнение.
И еще даже после покупки и активации мне постоянно приходили с акцией на оплату подписки.
Интерфейс очень удобен. Что в нём не так?
Лучше бы над UI поработали, а то говнище по сравнению с конкурентами. Учитесь у MoneyFlow или 1Money. А лого в виде графика было топ.
без обид, но если не читать про что это, то на стульчак смахивает... (вид сверху)
без обид :)
+1
Очень грамотно написанная статья! Было действительно интересно читать. Спасибо!
Спасибо за ваш отзыв! Нам очень приятно :)
производитель органайзеров для ключей https://www.orbitkey.com одобряет использование своего логотипа в вашем приложении.
Да, есть похожие логотипы. Мы как раз писали об этом в статье :)
Мне нравился старый логотип. Без пояснения какие идеи и ценности были вложены в разработку нового логотипа - не понятно что он обозначает и даже к какой сфере относится.
А мне понравилась сова.
это не является ключевым критерием в большинстве случаев
Ну вот же граждане как-то справляются
это лого 2009 года.
Здорово вы заметили ;)
Не, этот логотип гораздо более простой: он хорошо и узнаваемо выглядит и в одноцветном варианте, и в маленьких размерах
все конечно очень классно, но кроме логотипа ещё можно и само приложение развивать, а не только вставлять рекламу, для премиум пользователей в том числе. приложение очень удобное для записи расходов, ничего не скажу, тут все просто, интуитивно, много статей на одном экране. Но! полнейший провал по аналитике, и это ужасно лично для меня по крайней мере, я тут пытался посмотреть сколько денег я потратил и куда, в итоге открыл длиннющий список из категорий которые не были задействованы в том месяце, и все в алфавитном порядке, или по добавлению.
Непонятно зачем нужны хештеги, если мне не посмотреть сумму по конкретному хештегу в разных категориях.
было бы классно добавить разные графики, возможно даже аналитику через сайт. иногда надо посмотреть сколько денег откуда ушло, график, иногда хочется свернуть категории и просто пролистать куда сколько каждый день уходили, а так очень много всего на экране + достаточно крупным шрифтом (я про экран, где смотришь историю расходов). вот как то так.
если учтете, буду очень доволен!
Раздел статистики в приложении еще будет расширяться и наполняться функционалом, в частности, будет реализована статистика по меткам, ежедневная статистика, возможность скрыть графики по личному усмотрению и многое другое.
По поводу рекламы в приложении, пришлите нам на [email protected] email, который вы используете для входа в приложение, мы проверим по базе вашу подписку, с тем, чтобы проверить, какие именно рекламные предложения вам должны приходить.
Если у вас остались еще вопросы, то можно писать нам на [email protected]. Также вы можете присылать нам ваши предложения по функционалу.
Вот этот вариант как будто в экспресс-дизайне у Студии Лебедева заказали :)
градиент переливаться должен тогда
Купил у вас вечный премиум и в целом не жалею, но сижу на старом приложении. Новое в плане аналитики и вправду ужасное. UI в целом неплох, но как то старый пока нравится больше.
Спасибо за ваш отзыв :)
Согласен. Старая версия, которая на Xamarin в 150 раз удобнее! Все эти нативные свистоперделки, которые добавили, только усложняют восприятие!
А для человека, который не читал весь этот монолог и не знает подводку про все глубинные ценности бренда и вот этот весь сторилеттинг лого выглядит так: "О, у них приложение называется CoinKeeper и на лого буква С, какие-то ребята без фантазии, простенько, лол".
Как говорят в этих наших интернетах - Миша, всё хуйня, давай по-новой.
Dzen money удобнее
Напоминает наше лого https://play.google.com/store/apps/developer?id=SanViz&hl=ru
Комментарий недоступен
Какой-то PowerKeeper :/
Комментарий недоступен
Интересная интерпретация ;)
зачем в 2019 такие приложения, когда есть встроенная аналитика в банковских приложениях
Кстати да. А откуда приложение может знать о моих тратах?
Много банков не рассматривали? В случае Coinkeeper статистика в едином месте. Если б не это - давно бы слез с него
Спасибо, скачал) Почему решили делать нативные?
В 2016 году мы решили полностью переписать наши приложения с платформы Xamarin на нативные языки. Это позволило по новому взглянуть на продукт и переосмыслить его — исправить ошибки и добавить возможности, о которых вы так давно просили.
Напомнило
Ааа это как раз то нелепое приложение в котором нельзя планировать платежи ))) разрабы живут в своем каком то маленьком мирке и не могут здраво воспринимать и учитывать критику ))) такие милые, логотипчики разрабатывают страдающе, вместо проведения элементарного cusdev. Несомненно сейчас прилетит минус от разраба - он же обижащечка
Вы можете присылать ваши предложения по усовершенствованию функционала на [email protected], мы составляем список запросов от пользователей по функциям, которые бы им хотелось видеть в приложении, чтобы впоследствии при наличии достаточного количества запросов, реализовать их.
И кстати написал вам 3-4 багрепорта по поводу парсинга смс - все так же ничего не починили
Если проблема изучена, то она находится в стадии решения. Если у вас есть проблемы с распознаванием СМС, пишите нам на [email protected]. Сейчас поддержка вновь занимается вашим вопросом, но нужен email, на который привязана подписка.
Лучше бы с интерфейсом разобрались. Когда операции по карте сами добавляются, то бывают задваиваются. Например в альфе. Плюс не видно сразу все счета, это дико неудобно.. старый интерфейс был хорош, удобен и информативен. Новый так себе и ничего не показывает толкового.
К сожалению, новый функционал, в частности импорт банковских операций, технологически не представлялось возможным реализовать в предыдущей версии приложения.
В новом приложении мы постарались воплотить в жизнь решения в ответ на многочисленные просьбы наших пользователей.
Мы искренне надеемся, что, несмотря на то, что пользоваться функционалом Coinkeeper 3 первое время непривычно, приложение понравится вам за многофункциональность и удобство в использовании засчет автоматизации расходов.
Кажется, я знаю, где дизайнеры брали референсы для этого лого
Все ещё проще.
Комментарий удален модератором
дилетантская статья
«Места фирменного оформлениЯ»
Простите)
Думаете правильнее писать последнюю букву верхним регистром? ;)
А вход по отпечатку так и не сделали?
Не нативно немного - добавляешь код, добавляется TouchID. При этом нигде об этом не написано. В приложениях обычно пишут об этом, а так же добавляют возможность выключить авторизацию по пальцу и оставить код.
В коммуникации новый лого работает хорошо, это тренд. Единственное, хочется монетку крупнее)
Спасибо за ваш отзыв :)
Давным давно пользовался приложением. Скачал новое, круто что подписка сохранилась. Чаще встречается, что если выходит новое приложение, то все премиум фишки покупай заново.
Но так и не нашел, как все данные сбросить в ноль? Что б было, будто новый аккаунт. Зачем мне данные древние данные примерно 16-17 года? Там и категории расходов старые, и карты старые.
Я хочу с чистого листа все настроить
Я, наоборот, в почте, в приложениях нахожу старые чеки и вношу за 17й, 16й, 15й. Это же весь смысл в бигдате xD
Вы можете обратиться в поддержку и написать свой email, к которому привязан ваш аккаунт в CoinKeeper. Вам смогут очистить аккаунт, сохранив подписку :)
Отличная статья.
Но вот в приложении вообще непонятно, что нужно делать уже на этапе онбординга.
Я рассчитывал на быстрый старт, но оно сразу просит внести расход/доход и непонятно о какой операции речь.
Спасибо за ваш отзыв :)
Онбординг можно пропустить, но эта первая операция как раз создана для того, чтобы показать как вообще работать с приложением. Потом вы можете удалить эту операцию.
Хороший лого, чем-то похож на первую букву у «Совести»)
Трезвый и рабочий подход. Ещё сто лет и другие тоже задумаются.
Спасибо за ваш отзыв :)
В апреле предложил вам идею по улучшению интерфейса. В верхних полях, которые переключаются свайпами, нельзя понять, что у пользователя больше 5-ти иконок если не свайпнуть влево. То есть я в голове должен держать, что у меня есть ещё какие-то счета и кошельки. Это неудобно.
Вы ответили «Со временем реализуем, как только наберется достаточное количество запросов по этой теме».
Предлагаю пользователям накидать плюсов этому комментарию если вам тоже неудобно. Может это будет достаточным запросом для Коинкипера по этой теме.
Вместо логотипа лучше бы импорт с банковских карт/счетов через онлайн сделали. Распознавание через смс это дно.
Это первый логотип Связного
Уважаемые разработчики! Вы, пожалуйста, разберитесь в новой версии с рублевыми счетами, из которых переводились деньги на долларовые счета. Что-то там нахимичено, и при синхронизации в новой версии балансы отображаются неправильно! Полгода назад ставил - и сейчас поставил - ничего не изменилось! В результате, если исправить баланс в новой версии - он становится после синхронизации неправильным в старой и наоборот!
По поводу расхождения в балансах счетов пишите нам на [email protected], чтобы разобраться в ситуации, понадобится задать уточняющие вопросы.
Скачал как-то вообще приложение после moneyflow. Оплатил подписку, но все так уныло и тяжело шло. Писал в поддержку, не решали мои проблемы. Ушёл на moneon, прям спасение.
Никак. Это как школьная кличка. Как ты впервые сказал, так тебя и дразнят. Это даже великим не удавалось.
Комментарий удален модератором
Не понятно откуда утверждения про старый и узнаваемый логотип. Если он на фоне других не выделялся. Новый конечно лучше.
Пользовался приложением, было удобно. ЕЩе во времена когда андроид версия тормозила на флагманах года так три, и за это еще брали деньги. А потом пошел фейл - начался рассинхрон с цифрами. 2 устройства , 1 аккаунт - остаток денег разный, а где верный -никто не знает. Потом нашел клон от нонейма который летал и стоил копейки.
А зачем кстати вы не обновляли приложение в плей сторе а создавали новое ? Чтобы сбросить отзывы ?
Мне понравилась связка с очередью в детском саду. По учету финансов много программ перепробовал, но к каждой есть претензии, поэтому перефразирую Сократа: "человек, какой смысл тебе менять логотип, если ты продаешь экскременты?"
К вам это не относится, у вас нормально.
Давно пользуюсь CoinKeeper с вечной подпиской ещё со времён самого первого интерфейса (😭ностальгия)
Обновлённый дизайн честно говоря не очень. Ни логотип, ни интерфейс. Остался на старой версии.
Спасибо что не стали убивать старую версию. Спасибо вам в целом за очень удобный сервис
Про вашу главную идею забавно вышло) Мой логотип из 2014-2015
Старый логотип, был интересным наполненной логикой (элементами того, что из себя представляет) и уникальным.
Тем более узнаваемым. Наверное, вы это делали чтобы был какой-то знак, а не иконка приложения. Но на мой субъективный взгляд это кажется ошибкой, думаю даже не только на мой. Логотип стал таким же как и все. Ни о чем не говорящим и скучным.
Верните взад. Наймите человека со вкусом и сдерживающим характером в компанию, это вам сэкономит не только денег, но и то, за что вас любят пользователи.
Вот еще из серии "было-стало" , способы обновить логотип.