Перестаньте «быть художником» и начните решать задачи: ТОП-4 ошибки, которые мешают дизайнеру найти достойную работу

Взгляд реального работодателя.

Перестаньте «быть художником» и начните решать задачи: ТОП-4 ошибки, которые мешают дизайнеру найти достойную работу

Меня зовут Вадим, я – руководитель направления коммуникационного дизайна Инфомаксимум, и мне надоело смотреть однотипные портфолио дизайнеров.

Что с ними не так?

Сейчас мы ищем коммуникационного дизайнера, и я много и постоянно изучаю резюме и портфолио. Для себя выделил целый топ ошибок начинающих дизайнеров, из-за которых портфолио хочется закрыть:

  • Портфолио состоит из картинок разной степени «красивости»
  • Нет контекста работы;
  • Оформлено непонятно как, где и для чего;
  • Огромное количество «воды». На работу из трех слайдов автор может вывалить тонну нерелевантной информации

Разберем их по пунктам и посмотрим, как это можно исправить.

Красиво – это еще не всё

Году в 2017 на Dribbble был своеобразный тренд — заредизайнить первый экран сайта условного Nike, показав модель кроссовка и какой-то текст с кнопками и размерной сеткой.

<i>Оригинал </i>
Оригинал 

Выглядело это всё плюс-минус километр красиво, потому что:

  • У Nike узнаваемый минималистичный визуальный стиль;
  • Sachplakat-стилистика – большое красивое изображение модели кроссовка, над которым трудился не один дизайнер Nike.
  • Дополнено это плюс-минус сносной типографикой. Вуаля.

Что получаем в итоге? Тысячи красивых кейсов, которые копируют друг друга. А еще? Пробежавшись по сайтам крупных компаний, я не нашел ни одного похожего на эти кейсы с Dribbble. Как же так? Ведь тысячи дизайнеров показали компаниям, как улучшить их сайт.

Лично я склоняюсь к тому, что дизайнеры с Dribbble понятия не имеют, какие существуют бизнес-требования к сайтам такого типа. К примеру, пользователю может быть гораздо важнее увидеть реальный отзыв на модель, чем смотреть очередную хорошо обработанную картинку. Сама тенденция, к сожалению, никуда не делась — если на том же Dribbble сейчас ввести в поиск «Sneaker» и выбрать категорию «Web-design», каждый третий-шестой результат будет напоминать описанный выше кейс.

Перестаньте «быть художником» и начните решать задачи: ТОП-4 ошибки, которые мешают дизайнеру найти достойную работу

В портфолио, которые я вижу, все так же — люди пытаются нарисовать красивого сферического коня в вакууме, который к реальному бизнесу не относится практически никак. Курсы учат новичков одному — копируйте работы, которые нравятся, старайтесь сделать их красиво. И тысячи дизайнеров идут на Behance, Dribbble, Graphicriver, Envato, находят красивый, но бессмысленный проект, и копируют его. По итогу мы имеем тысячу похожих друг на друга проектов, редко имеющих шанс на существование.

Первый и самый главный инструмент дизайнера — это мышление. Дизайнер не рисует красивые картинки, он решает задачу максимально эстетичным и удобным для пользователя способом.

В проектировании изначально создается правильное, целенаправленное мышление, а уже на основе фундамента понимания проблемы — прикладные решения из возможных. Дизайн.

Дмитрий Карпов, эксперт по креативной педагогике

Что же делать начинающему дизайнеру, у которого нет реальных кейсов? Перестать идти по протоптанной тропинке за другими. Нужно нарисовать кейс в портфолио? Сделайте его максимально реалистичным: загоните себя в рамки ТЗ. Опишите это ТЗ, оформите кейс и расскажите, почему получившийся результат выглядит именно так, как выглядит. Представьте, что вам нужно, к примеру, сделать презентацию технического продукта, который сам по себе может не выглядеть как привлекательная вещь — найдите сложную IT-систему или сделайте презентацию токарного патрона компании Х. Сложно? Да, вещи не всегда выглядит симпатично, но задача дизайнера — хорошо уметь работать с разными продуктами и товарами.

Работа вне контекста? Не надо так

Нарисовали «летающий кроссовок»? Расскажите зачем.

Я встречал буквально несколько портфолио, в которых описан контекст: ТЗ, время реализации, описание решения. Почему это важно?

«Эта работа была сделана в учебных целях, чтобы попробовать себя в визуальных коммуникациях — сделать красивый первый экран сайта. Возможно, это не лучшее решение с точки зрения бизнеса, но мне хотелось показать, что я умею делать визуально красивые и минималистичные сайты за короткое время (проект сделан за 1 день). Также у меня есть кейсы, которые сделаны для реальных заказчиков и решают задачи бизнеса: ссылка_1 и ссылка_2».

Такой комментарий даёт 100 очков вашему портфолио, и из тысячи похожих я выберу его. Контекст даёт работодателю понимание задачи и способа её решения, помогает лучше понять и оценить работу, и её автора. Не ленитесь и не бойтесь погружать людей в контекст.

Вот пример хорошего описания задачи и работ по ней. Пункты можно раскрыть сильнее, но в целом — хороший кейс, который даёт понимание, какую работу провела автор, что было сделано и почему результат получился таким, каким получился.

Оформление тоже важно

Как вы думаете, какие эмоции вызовет портфолио дизайнера, которое он прислал в виде ссылки на Яндекс.Диск, Google Drive или криво собранного pdf? Все сжимается, картинки грузятся по лучшим традициям Dial-up. В первый раз — это смешно. Через сотню просмотров таких портфолио, я почти безошибочно могу оценить уровень содержимого по адресу ссылки на портфолио.

Особенно «радуют» web-дизайнеры. Дружище, ты же сайты проектируешь, а сам как сапожник без сапог! Может найдешь на себя время и оформишь портфолио в удобоваримом формате?

Как это исправить? Сейчас куча решений, в том числе бесплатных. Хотите и умеете — сделайте себе сайт на конструкторе. Это почти всегда наилучший вариант. Залейте на Behance. Соберите хоть файлом в Figma. Это тоже живые варианты.

В кейсах – сплошь вода, не имеющая к задаче отношения

Дизайнеры постоянно пытаются наполнить свои кейсы дополнительной «быстрой» информацией, которая даст красивую картинку – экраны со шрифтами, цветами, пантонами, миллионами мокапов. Отсеивайте бесполезную информацию, не отнимайте время человека, который смотрит ваши кейсы. Если вам важно показать, какие шрифты были использованы в проекте, потому что шрифт – элемент айдентики — то напишите об этом. В ином случае, почти всегда такая информация вторична и просто съедает время.

Вместо итога

Главное – что, как, и с какой целью вы преподносите в своих портфолио и работах. Основной инструмент дизайнера — это голова, а не софт. Не рисуйте сферических коней в вакууме, выделяйтесь. Учитесь работать в рамках сроков, ТЗ и рассказывайте о ваших результатах с точки зрения этого контекста.

Вадим поделился болью и пошел работать над новой коллекцией мерча. Тех, кому интересно узнать больше о внутряках IT-компании, приглашаем в наш ТГ-Бункер. Кстати, подробности о вакансии коммуникационного дизайнера тоже там.

1717
14 комментариев

Покажу знакомым дизайнерам ;) Спасибо )

1
Ответить

Будем рады, если они поддержат мнение Вадима)

1
Ответить

Везде есть тренды)) В том числе и в оформлении портфолио)

1
Ответить

А еще есть тренды на тренды) Но мы просто за "здоровое" портфолио)

1
Ответить

Поддерживаю. Недавно выбирал себе дизайнера для сайта. Выбрал по статье-заметке. Человек просто логично описал зачем нужно делать так, почему пользователю такое норм, а другое не норм.

1
Ответить

И - идеальный вариант!

Ответить

Сделать дизайн намного сложнее, чем написать картину, потому что нужно подумать о других.

1
Ответить