{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как провести презентацию проекта так, чтобы клиент принял работу

Привет! Меня зовут Елена Паламарчук, я генеральный директор и совладелец рекламного и брендингового агентства Jekyll&Hyde. И сегодня я расскажу о том, как провести презентацию проекта так, чтобы клиент принял концепт.

Я поделюсь своим опытом с позиции менеджера. Скажу прямо, я не люблю приводить на презентации кого-либо из рабочей группы: дизайнеров, копирайтеров и пр. Все презентации предпочитаю проводить самостоятельно, иногда, по необходимости, приглашаю на них креативного директора и стратега проекта.

Почему я так поступаю. Потому что на презентации клиент может выдать такую эмоциональную реакцию, которую креативной команде будет очень сложно переварить. У меня же как у менеджера сформировались навыки работы с такими случаями. И именно об этих навыках и стратегиях поведения я и расскажу далее.

Подготовка к презентации

Как только я получаю презентацию от креативной команды, первое, что я делаю — проверяю концепт на соответствие брифу.

То есть открываю бриф к проекту, раздел «Критерии оценки конечного результата», и сверяю презентацию по этим критериям. Если в презентации что-то не учтено/не реализовано, я прошу коллег внести дополнения. Или мотивировать причины, по которым какие-то критерии не были учтены в разработке.

Далее я прикидываю, какие именно вопросы может задать клиент, выписываю их и подготавливаю тезисы для ответа.

Таким образом я подготавливаю все необходимое для того, чтобы презентация прошла успешно. Но независимо от того, насколько хороша презентация, может случиться неожиданная реакция со стороны клиента.

Клиент может отреагировать крайне негативно

В моей практике были, и неоднократно, случаи, когда клиент буквально выражал свое недовольство. Были и крики матом. И закрывание глаз руками. Да-да, на одной презентации клиент просто закрыл глаза руками, потому что ему было, цитирую: «больно смотреть на цвет».

В общем, я видела разное.

И опытным путем я пришла к такой стратегии поведения в таких случаях.

Клиент может проявить свои эмоции любым удобным для себя способом, а я ему не мешаю и не запрещаю реагировать.

Я не занимаю обороняющуюся позицию, то есть не вступаю с клиентом в спор, пытаясь доказать, что его реакция неправильная. Я просто слушаю все, что говорит клиент, записываю это и не спорю.

Почему я так делаю? Первая реакция — это всего лишь первая реакция.

Клиент привыкнет к концепции со временем. Но если я вступлю с ним в спор сейчас, то сама, своими руками, поставлю точку на дальнейшем сотрудничестве.

Сама ситуация спора заставит нас искать аргументы для своих позиций — и то, что было всего лишь яркой эмоцией, превратится в обоснованное рационально доказанное решение.

Клиенту нужно время на то, чтобы привыкнуть к новому

Если клиент отреагировал ярко и негативно на первой презентации, я предлагаю следующее решение:

Окей, я вижу, что вам сейчас некомфортно от того решения, что мы принесли. Давайте поступим так: мы разойдемся на неделю и встретимся в следующую пятницу, чтобы еще раз обсудить этот концепт. И если вы скажете, что нет, это решение вам не подходит, то мы все переделаем.

Таким образом я снимаю тревогу у клиента.

Что это за тревога? В то время как креаторы тревожатся о том, что им придется переделывать концепт бесплатно, клиент переживает о том, что это решение ему не подходит и ему придется спорить с креаторами и доказывать свою точку зрения. То есть клиент переживает из-за возможного конфликта.

Своим поведением я даю понять, что мы не хотим идти на конфликт и мы на стороне клиента. Мы готовы слушать, слышать, оказывать поддержку и помогать.

Что происходит через неделю, когда мы все дали себе возможность подумать и пожить с концептом?

Если на первой презентации клиенту трудно рационально и прагматично выражать свои опасения и предложения, то за неделю он успевает все обдумать, и да, с кем-нибудь посоветоваться и вернуться с готовностью к диалогу и сотрудничеству.

И если бы я спорила с клиентом на первой презентации, защищала свою позицию, то эта пауза на неделю не помогла бы. Через неделю я получила бы длинный список правок и абсолютную готовность клиента к открытому конфликту и борьбе за свое видение ситуации.

Переговоры после паузы

Итак, клиент вернулся через неделю и готов к диалогу. Здесь может быть два сценария развития событий.

Первый — клиент подумал неделю, обвыкся и готов принять концепт и двигаться дальше.

Второй — клиент еще не готов принять решение в пользу концепта.

И в этом случае сначала нужно обозначить границы допустимого.

На этой точке диалога полезно поднять бриф и вместе с клиентом пройтись по нему. Продемонстрировать, что все работы сделаны по брифу и решение задачи найдено. Здесь нужно действовать, опять же, с переговорной мягкой позиции. Но достаточно ясно обозначить, что у нас есть документ, которым мы руководствуемся при работе и приемке конечного результата. Необходимо добиться согласия клиента с тем, что все сделано по брифу.

После получения согласия, то есть подтверждения того, что результат соответствует обозначенным критериям, можно приступать к следующей стадии переговоров.

Если мы намерены дальше сотрудничать с этим клиентом, а мы намерены, я предлагаю обсудить возможность разработки еще одного концепта, по новому брифу и новому контракту.

Моя задача как менеджера состоит в том, чтобы клиент понимал: мы открыты к сотрудничеству, но не бесплатно.

Дальше я действую по обстоятельствам. Если клиент не готов к новому концепту и новому контракту, мы продолжаем обсуждать, что его не устраивает в текущем предложении, и я предлагаю варианты решений.

Если клиент готов к новому концепту, мы проводим повторный брифинг и подписываем новый контракт. Счет за первый концепт оплачивается полностью.

Вот так, спокойно и мягко, продолжается сотрудничество и совместная работа.

Чек-лист

  • Проверяем презентацию перед подачей на соответствие брифу.
  • На презентации не перебиваем клиента, не корректируем его поведение.
  • Предлагаем паузу на неделю.
  • Через неделю встречаемся снова с клиентом и обсуждаем концепт.
  • Если клиент не готов принять — сверяемся вместе с клиентом с брифом.
  • Подтверждаем, что все сделано по брифу.
  • Предлагаем составить новый бриф и разработать новый концепт.
  • Выставляем счет.
  • Начинаем работу.

На этом у меня все. Желаю вам вдохновляющих презентаций и довольных клиентов.

Подписывайтесь на ТГ-канал агентства Jekyll&Hyde, в нем мы делимся своим опытом о работе в креативном бизнесе.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Christina Talvir

Вау, очень полезная статья, спасибо! А как так может получиться, что результат оказывается неожиданным для клиента?

Ответить
Развернуть ветку
Jekyll and Hyde agency
Автор

Поделитесь, пожалуйста, видением, при каких обстоятельствах результат ожидаем для клиента и я смогу ответить на ваш вопрос.

Ответить
Развернуть ветку
Christina Talvir

Результат ожидаем, когда согласуешь этапы работы с клиентом, а как у вас это происходит?

Ответить
Развернуть ветку
Jekyll and Hyde agency
Автор

Окей. Первый этап проекта - концепт. Вот тут и неожиданный результат.

Ответить
Развернуть ветку
Christina Talvir

ааааа, поняла, спасибо =))

Ответить
Развернуть ветку
May May

Спасибо за заметку! Подскажите, пожалуйста, как быть, если клиент хочет переделать непонравившуюся концепцию (спустя даже неделю) за ту же сумму, не заключая новый договор?

Ответить
Развернуть ветку
Jekyll and Hyde agency
Автор

Сверка с брифом и подтверждение от клиента, что все сделано по брифу.
Если и после этого клиент утверждает, что да - все сделано в бриф, но это ничего не значит и концепт надо переделать бесплатно, надо попробовать еще раз зайти на обсуждение концепции и выяснить, что именно бесит. Чаще всего - это какие-то простые вещи, типо цвета. Его заменить довольно просто.
Если конкретного пожелания нет, клиент просто капризничает, то это значит, что он сам не уверен в том, что ему вообще нужен этот проект. И вот тут важно это вовремя понять. И не затягивать с предложением остановить работу.
И дальше договариваться о размере компенсации.

К сожалению, бывают и клиенты, которые зря начинают проект и те, кто никогда не заплатит постоплату, только если через суд. Таковы риски профессии.
Мой совет - держите под рукой контакты юриста для таких случаев.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда