Как провести презентацию проекта так, чтобы клиент принял работу
Привет! Меня зовут Елена Паламарчук, я генеральный директор и совладелец рекламного и брендингового агентства Jekyll&Hyde. И сегодня я расскажу о том, как провести презентацию проекта так, чтобы клиент принял концепт.
Я поделюсь своим опытом с позиции менеджера. Скажу прямо, я не люблю приводить на презентации кого-либо из рабочей группы: дизайнеров, копирайтеров и пр. Все презентации предпочитаю проводить самостоятельно, иногда, по необходимости, приглашаю на них креативного директора и стратега проекта.
Почему я так поступаю. Потому что на презентации клиент может выдать такую эмоциональную реакцию, которую креативной команде будет очень сложно переварить. У меня же как у менеджера сформировались навыки работы с такими случаями. И именно об этих навыках и стратегиях поведения я и расскажу далее.
Подготовка к презентации
Как только я получаю презентацию от креативной команды, первое, что я делаю — проверяю концепт на соответствие брифу.
То есть открываю бриф к проекту, раздел «Критерии оценки конечного результата», и сверяю презентацию по этим критериям. Если в презентации что-то не учтено/не реализовано, я прошу коллег внести дополнения. Или мотивировать причины, по которым какие-то критерии не были учтены в разработке.
Далее я прикидываю, какие именно вопросы может задать клиент, выписываю их и подготавливаю тезисы для ответа.
Таким образом я подготавливаю все необходимое для того, чтобы презентация прошла успешно. Но независимо от того, насколько хороша презентация, может случиться неожиданная реакция со стороны клиента.
Клиент может отреагировать крайне негативно
В моей практике были, и неоднократно, случаи, когда клиент буквально выражал свое недовольство. Были и крики матом. И закрывание глаз руками. Да-да, на одной презентации клиент просто закрыл глаза руками, потому что ему было, цитирую: «больно смотреть на цвет».
В общем, я видела разное.
И опытным путем я пришла к такой стратегии поведения в таких случаях.
Я не занимаю обороняющуюся позицию, то есть не вступаю с клиентом в спор, пытаясь доказать, что его реакция неправильная. Я просто слушаю все, что говорит клиент, записываю это и не спорю.
Почему я так делаю? Первая реакция — это всего лишь первая реакция.
Клиент привыкнет к концепции со временем. Но если я вступлю с ним в спор сейчас, то сама, своими руками, поставлю точку на дальнейшем сотрудничестве.
Сама ситуация спора заставит нас искать аргументы для своих позиций — и то, что было всего лишь яркой эмоцией, превратится в обоснованное рационально доказанное решение.
Клиенту нужно время на то, чтобы привыкнуть к новому
Если клиент отреагировал ярко и негативно на первой презентации, я предлагаю следующее решение:
Таким образом я снимаю тревогу у клиента.
Что это за тревога? В то время как креаторы тревожатся о том, что им придется переделывать концепт бесплатно, клиент переживает о том, что это решение ему не подходит и ему придется спорить с креаторами и доказывать свою точку зрения. То есть клиент переживает из-за возможного конфликта.
Своим поведением я даю понять, что мы не хотим идти на конфликт и мы на стороне клиента. Мы готовы слушать, слышать, оказывать поддержку и помогать.
Что происходит через неделю, когда мы все дали себе возможность подумать и пожить с концептом?
Если на первой презентации клиенту трудно рационально и прагматично выражать свои опасения и предложения, то за неделю он успевает все обдумать, и да, с кем-нибудь посоветоваться и вернуться с готовностью к диалогу и сотрудничеству.
И если бы я спорила с клиентом на первой презентации, защищала свою позицию, то эта пауза на неделю не помогла бы. Через неделю я получила бы длинный список правок и абсолютную готовность клиента к открытому конфликту и борьбе за свое видение ситуации.
Переговоры после паузы
Итак, клиент вернулся через неделю и готов к диалогу. Здесь может быть два сценария развития событий.
Первый — клиент подумал неделю, обвыкся и готов принять концепт и двигаться дальше.
Второй — клиент еще не готов принять решение в пользу концепта.
И в этом случае сначала нужно обозначить границы допустимого.
На этой точке диалога полезно поднять бриф и вместе с клиентом пройтись по нему. Продемонстрировать, что все работы сделаны по брифу и решение задачи найдено. Здесь нужно действовать, опять же, с переговорной мягкой позиции. Но достаточно ясно обозначить, что у нас есть документ, которым мы руководствуемся при работе и приемке конечного результата. Необходимо добиться согласия клиента с тем, что все сделано по брифу.
После получения согласия, то есть подтверждения того, что результат соответствует обозначенным критериям, можно приступать к следующей стадии переговоров.
Если мы намерены дальше сотрудничать с этим клиентом, а мы намерены, я предлагаю обсудить возможность разработки еще одного концепта, по новому брифу и новому контракту.
Моя задача как менеджера состоит в том, чтобы клиент понимал: мы открыты к сотрудничеству, но не бесплатно.
Дальше я действую по обстоятельствам. Если клиент не готов к новому концепту и новому контракту, мы продолжаем обсуждать, что его не устраивает в текущем предложении, и я предлагаю варианты решений.
Если клиент готов к новому концепту, мы проводим повторный брифинг и подписываем новый контракт. Счет за первый концепт оплачивается полностью.
Вот так, спокойно и мягко, продолжается сотрудничество и совместная работа.
Чек-лист
- Проверяем презентацию перед подачей на соответствие брифу.
- На презентации не перебиваем клиента, не корректируем его поведение.
- Предлагаем паузу на неделю.
- Через неделю встречаемся снова с клиентом и обсуждаем концепт.
- Если клиент не готов принять — сверяемся вместе с клиентом с брифом.
- Подтверждаем, что все сделано по брифу.
- Предлагаем составить новый бриф и разработать новый концепт.
- Выставляем счет.
- Начинаем работу.
На этом у меня все. Желаю вам вдохновляющих презентаций и довольных клиентов.
Подписывайтесь на ТГ-канал агентства Jekyll&Hyde, в нем мы делимся своим опытом о работе в креативном бизнесе.
Вау, очень полезная статья, спасибо! А как так может получиться, что результат оказывается неожиданным для клиента?
Поделитесь, пожалуйста, видением, при каких обстоятельствах результат ожидаем для клиента и я смогу ответить на ваш вопрос.
Результат ожидаем, когда согласуешь этапы работы с клиентом, а как у вас это происходит?
Окей. Первый этап проекта - концепт. Вот тут и неожиданный результат.
ааааа, поняла, спасибо =))
Спасибо за заметку! Подскажите, пожалуйста, как быть, если клиент хочет переделать непонравившуюся концепцию (спустя даже неделю) за ту же сумму, не заключая новый договор?
Сверка с брифом и подтверждение от клиента, что все сделано по брифу.
Если и после этого клиент утверждает, что да - все сделано в бриф, но это ничего не значит и концепт надо переделать бесплатно, надо попробовать еще раз зайти на обсуждение концепции и выяснить, что именно бесит. Чаще всего - это какие-то простые вещи, типо цвета. Его заменить довольно просто.
Если конкретного пожелания нет, клиент просто капризничает, то это значит, что он сам не уверен в том, что ему вообще нужен этот проект. И вот тут важно это вовремя понять. И не затягивать с предложением остановить работу.
И дальше договариваться о размере компенсации.
К сожалению, бывают и клиенты, которые зря начинают проект и те, кто никогда не заплатит постоплату, только если через суд. Таковы риски профессии.
Мой совет - держите под рукой контакты юриста для таких случаев.