Погрузиться в дизайн с нуля: советы тем, кто меняет профессию
Какие новые привычки и полезные ресурсы помогут вам войти в индустрию
Как я решила стать дизайнером интерфейсов?
Меня зовут Яна Бянкина, я — начинающий UX/UI-дизайнер. Мне 25 лет, я родилась у Байкала, сейчас живу в Москве. Неожиданный дисклеймер: я никогда не училась в художественной школе и в принципе не особо любила рисовать в детстве. В школе я брала первые места на олимпиадах по литературе, поступила по целевому набору на художественного переводчика с бурятского — но, к сожалению, поняла, что большого запроса на коренные языки пока нет. Тогда я перешла в бьюти-сферу и стала бровистом. Бьюти-сфера меня привлекала, но спустя время я поняла, что всё же хочу заниматься интеллектуальным трудом.
При этом я почему-то всегда восхищалась айтишниками. Сфера IT меня притягивала, и люди «из айти» мне казались невероятно умными и востребованными. Я думала, что это недостижимый уровень для меня. Меня останавливали распространенные установки и стереотипы: нужен определенный склад ума, техническое мышление и глубинные знания математики. Я с восхищением наблюдала за теми, кто работает в IT, но не понимала, как сама могу войти в эту сферу.
Как-то раз у меня состоялся разговор с моим соседом, который работал проджектом в IT-компании. Тогда я завершала свою работу в бьюти-сфере и находилась в поиске себя. Я рассказала ему, как хочу совмещать в своей работе креатив и технологии. Он мне и подсказал, что я могла бы стать UX/UI-дизайнером.
На тот момент я ничего не знала о дизайне интерфейсов — и даже не задумывалась, что кто-то создаёт приложения, которыми я ежедневно пользуюсь. Меня тут же начали тормозить внутренние «блоки», что для этой работы нужны и математика, и умение рисовать, и я точно не справлюсь. Сосед убедил меня, что достаточно базового уровня этих навыков, чтобы начать. Он же мне подсказал, что дизайну интерфейсов лучше идти учиться в Яндекс Практикум. Так и начался мой новый профессиональный путь, без оглядки на сомнения, которые одолевали в начале.
Поддержка и коммьюнити
Честно говоря, у меня не было даже ноутбука, я приобрела его уже перед началом учёбы. Соответственно, и с графическими редакторами я раньше не работала. Во всё я погружалась с нуля. Обучение на курсе «Дизайнер интерфейсов» началось достаточно легко: сначала проходишь бесплатную вводную часть, знакомишься с курсом и привыкаешь к формату интерактивного тренажёра.
Так, например, я прошла базовые уроки по Figma: освоила редактор, научилась рисовать кнопки и прорабатывать детали. Задания поначалу несложные, и ты быстро начинаешь чувствовать себя увереннее, так как сразу видишь, что у тебя что-то получается. Эта вводная часть очень помогла мне. И, самое главное, зарядила интересом к будущей профессии.
Без сложностей не обошлось: после вводной части пошли довольно трудные спринты, в том числе про исследовательскую часть этой профессии. Меня приятно удивило, какую поддержку Практикум оказал мне как студентке — и через кураторов и наставников, и через сообщество однокурсников. Благодаря поддержке наставников и нашему студенческому чату можно быстро получить ответы на любые вопросы. Такая поддержка меня успокаивала и мотивировала идти дальше. Я видела, что однокурсникам тоже бывает трудно, что им тоже нужно время усвоить материал или разобраться с задачей. И это нормально, ведь вы учитесь новому.
Практикум также уделяет внимание интеграции в профессиональное сообщество. Для нас организовывали встречи и воркшопы с практикующими дизайнерами и экспертами. Помимо учебных чатов, Практикум также поддерживает общение выпускников курса. Мы можем всегда оставаться на связи, устраивать встречи и митапы, вместе посещать профильные мероприятия, делиться вакансиями и опытом. Моё обучение завершилось полгода назад — и я до сих пор общаюсь со многими ребятами со своего потока.
На финишной прямой
Сейчас я в процессе поиска работы — своей первой работы дизайнером. Очень ценно, что за время учёбы я смогла собрать портфолио, с которым выхожу к потенциальным работодателям. Я активно участвовала в Хакатоне от Яндекса и других внешних мероприятиях, чтобы получить опыт до первых тестовых заданий.
После сдачи дипломного проекта в Практикуме начинается карьерный трек. Нас учили составлять и обновлять резюме, оформлять портфолио, писать сопроводительные письма, связывать свой предыдущий опыт и новую специальность. С нами также «тренировали» собеседования и в целом немало консультировали по тому, как сейчас устроен рынок труда (особенно для начинающих специалистов).
После карьерного трека выпускники переходят на этап акселерации — здесь можно изучать партнёрские и внешние вакансии. Все собрано на единой платформе Практикума, в вашем личном кабинете, где можно отсматривать и откликаться на вакансии, изучать статистику по своим откликам и прогрессу. Поиск работы по новой специальности — это очень волнительный процесс, и я рада, что нас сопровождают и поддерживают. Уверена, что мой первый оффер на позицию дизайнера уже не за горами.
Не учебником единым: как погружаться в индустрию
Обучение в Практикуме дает профессиональную основу, на которой можно смело строить новую карьеру. Но не стоит думать, что достаточно пройти один курс — и теперь вы дизайнер. Дизайн — это область насмотренности и практики. Даже в онлайн-учебнике на курсе множество ссылок на сторонние ресурсы, которые стоит изучать вдумчиво. Во время учёбы я осознала, как важно с головой погрузиться в эту сферу, чтобы начать делать первые шаги. И это погружение не смогут проконтролировать кураторы на курсе. Это зависит только от вашего желания и усилий.
Что делала я? Я окружила себя дизайном как новой информационной средой. Читала книги о дизайне, тематические статьи, смотрела много-много видео на YouTube. Подписалась на тематические профили и каналы в телеграме — чтобы, даже отвлекаясь или прокрастинируя, оставаться внутри новой профессии. Важно окружить себя мнениями, нарративами и постоянными примерами работ.
Следующий шаг — начать выходить «в люди», чтобы не только читать и слушать про дизайн, но и говорить о нём с другими. Меня очень заряжали профессиональные конференции и воркшопы для дизайнеров — это и знания, и нетворкинг, и мотивация продолжать. В тех же телеграм-каналах я периодически мониторю ивенты про дизайн, как платные, так и бесплатные. В Москве множество ивентов проходит на базе Британской высшей школе дизайна.
Ивенты проводят и в сообществе выпускников Практикума — например, регулярные вебинары. На последнем мероприятии, которое проводилось в сообществе, можно было пообщаться с ревьюерами, которые проверяли наши учебные проекты. Они поделились, на что обращают внимание опытные специалисты.
Жизнь в дизайне (и дизайн в жизни)
Когда погружаешься в новую профессию, начинаешь по-новому смотреть на многие привычные вещи. «Взгляд дизайнера» сделал мою жизнь куда интереснее. Теперь даже в метро или на улице я инстинктивно изучаю все баннеры и постеры вокруг, анализирую их и пытаюсь понять, почему их сделали именно так, а не иначе. Я спрашиваю себя, что мне нравится в них, а что отталкивает — и что я как дизайнер сделала бы по-другому. Когда я захожу на новый сайт или в приложение, теперь я сразу замечаю, если компания на нём сэкономила (и это сразу создаёт первое впечатление). Потому что UX/UI-дизайн — это в первую очередь про удобство пользователей.
Я стараюсь замечать не только то, что раздражает — но и то, что вызывает восхищение, что я как дизайнер хотела бы сделать также. Мне нравится учиться на примерах интерфейсов, к которым хочется тянуться.
Насмотренность вырабатывается естественным путём только со временем. Но её развитие можно ускорить. Начинающим дизайнерам особенно полезно собирать тематические мудборды, изучать работы и портфолио других. Дизайн — сфера визуальная, и вы можете «натренировать» своё видение на качественных референсах.
Чек-лист начинающего дизайнера
Для себя я выделила несколько правил, которые помогли мне освоить профессию дизайнера с нуля. Уверена, они помогут и вам:
- Попробуйте самостоятельно разобраться в графических редакторах (я начинала с Figma). У любого редактора есть бесплатная демо-версия — погружайтесь, изучайте и спрашивайте себя, интересно ли вам в процессе. А ещё у Практикума есть короткий трёхнедельный курс «Основы дизайна в Figma».
- Помните, что UX/UI-дизайн — это не про рисование красивых картинок. На собеседованиях вас будут спрашивать не только про уровень ваших навыков в дизайне, но и про навыки исследований. Учиться исследовать аудиторию, проверять гипотезы и делать выводы — не менее важно, чем учиться отрисовывать интерфейсы.
- Одного курса недостаточно! Самостоятельно изучать ссылки на сторонние ресурсы из учебника Практикума, читайте тематическую литературу, погружайтесь в YouTube, Behance и Pinterest. Ниже я собрала несколько полезных ресурсов.
- Нетворкинг — это часть работы. Следите за релевантными новостями из вашей индустрии, будьте в курсе профессиональных новостей. Смело посещайте мероприятия и воркшопы для дизайнеров, чтобы заводить новые знакомства и учиться чувствовать себя «в своей тарелке».
- А ещё — берите всё от сообщества Яндекс Практикума. Практикум предлагает много возможностей своим выпускникам, от онлайн-вебинаров до митапов и конференций.
И бонусом — список материалов и ресурсов о дизайне, которыми я пользуюсь регулярно:
- Книги: «Законы UX-дизайна» Джон Яблонски (очень помогла мне в начале), «Интерфейс» Алан Купер (классика для дизайнера), «Кради как художник» Остин Клеон (для вдохновения);
- Ресурсы: канал Практикума с вдохновляющими интервью, канал с уникальной информацией для дизайнера, канал для точной мотивации, сайт по Figma, который всегда выручит, видео от Apple — полезно изучить их гайдлайн;
- Мероприятия: Британская высшая школа дизайна (бесплатно), Дизайн-выходные (бесплатно), DesignProsmotr (платно, но можно найти видео на Youtube);
- Telegram-каналы: Junior designers (отличный канал с вакансиями для джунов-дизайнеров), Wannabe like Rozov (реалистично, иногда жестоко, о дизайне и дизайнерах). Блог-платформа — https://dsgners.ru.
Буду рада вашим вопросам в комментариях!