Эффект Pinterest

Перевод статьи Тьери Брунфата, креативного директора и сооснователя студии Base.

Также он попросил отметить редактора, но я не уверен, что мои способности переводчика не свели на нет всю работу Эмили Дейли. Оригинал статьи вот тут.

Krzysztof Kowalik
Krzysztof Kowalik

Вдохновение — не гром среди ясного неба. Это не добрый дух, который хлопает нас по плечу, чтобы сказать нам, что он (наконец) прибыл. Вдохновение — это труд. Это то, что происходит, когда мы погружаемся в вещи, которые кажутся нам наиболее верными, неожиданными или актуальными для проекта.

Творческие люди всегда работали в таких условиях. Взгляните на студию Имса в Венеции, студию Ив Сен-Лорана в Париже или загородный дом Толстого в России, который, должно быть, стонал под весом 22 тысяч книг. Мы щедро покрываем стены фотографиями, набросками, цитатами, всем, что может зажечь искру.

Нам нужно критиковать и обсуждать эти материалы с нашими напарниками. А когда у нас неизбежно заканчивается свободное место на стене, появляется Pinterest, социальная сеть, которая позволяет нам создавать бесчисленные мудборды из миллиардов изображений в интернете.

Благодаря Pinterest у всех нас есть вдохновение со всего мира буквально на кончиках наших пальцев. Возможности бесконечны — или вы так думаете. По иронии судьбы, такая легкодоступность информации означает, что нам с вами суждено использовать одни и те же ссылки.

Это причина, по которой все больше брендов сливаются, а не выделяются. Вот почему сайты, постеры, логотипы и кафе в разных городах и на разных континентах, от Каира до Кливленда, выглядят одинаково.

Как большой толстый кот, целый день спящий у батареи, я стал ленивым дизайнером. Спокойно рассматривая референсы на экране компьютера, я надеюсь получить вдохновение, тренируя свою последнюю творческую мышцу — указательный палец, лежащий на мышке. Проблема не в Pinterest, а в том, как я его использую.

Вдохновение по запросу

Представьте себе дизайнера из Лондона, работающего над упаковкой нового бренда кроссовок. Каким будет его запрос в Pinterest? «Дизайн упаковки кроссовок» кажется верной отправной точкой. Он, вероятно, наткнется на крутые идеи и может даже чем-то вдохновиться.

Единственная проблема заключается в том, что когда он просматривает изображения безумных коробок для обуви из своего офиса в туманном Лондоне, дизайнер из Боливии вводит точно такой же запрос. Скорее всего, у новых брендов кроссовок из Великобритании и Южной Америки будет чертовски много общего.

Pinterest делает творческий подход к поиску вдохновения невероятно сложной задачей для дизайнеров. Сайт отдает приоритет таким функциям, как инструмент визуального поиска, который подсовывает пользователям контент, похожий на тот, с которым они уже взаимодействовали.

Это по сути затрудняет создание новых открытий. Но в то же время мы не можем просто обвинять наши инструменты. То, как мы используем сайт, похоже на исследование туннеля с включенными аварийными сигналами. Мы ищем ключевые слова, имеющие непосредственное отношение к поставленной задаче, а не думаем за пределами (обувных коробок) рамок.

Нет контекста. Нет души

Pinterest — новое явление. До него и появления интернета в целом дизайнеры тщательно изучали контекст проекта. Если они делали дизайн для ресторана, они проводили время в этом месте, знакомились с районом, выходили на улицу и записывали свои впечатления с помощью камеры и записной книжки.

Они вели диалог с клиентом и вместе изучали историю, личность и особенности бренда. Они обыскивали полки местной библиотеки в поисках вдохновения. Конечный результат, скорее всего, был самобытным, единственным в своем роде.

С Pinterest приходит деконтекстуализация дизайна. Сам сайт был разработан так, чтобы лишить изображения их контекста. И вместо того, чтобы использовать его в качестве инструмента, дополняющего исследования «на месте», современные дизайнеры рассматривают его как основную и окончательную часть своей творческой деятельности.

Вдохновение одними и теми же онлайн-источниками приводит не только к поразительной монотонности, но и к потере смысла. В бренде кроссовок, который похож на любой другой бренд кроссовок, явно нет смысла. Когда мы отказываемся изучать изнанку проекта, мы заставляем его молчать, лишаем его возможности рассказать свою уникальную историю.

Уделяя внимание контексту, мы можем сделать бренд лучшей версией самого себя. Опора только на Pinterest чаще всего приводит к размытой версии всего остального.

Побочные эффекты

Как любое мощное лекарство, Pinterest, как бы он ни был полезен, может вызывать множество побочных эффектов. И как брендинговое агентство мы отметили несколько.

Прежде всего некоторые клиенты приходят к нам с красиво составленными бордами на Pinterest и хотят, чтобы их бренд выглядел так же, как сохраненные ими изображения. Это странно. Брендинг в своей основе заключается в различиях. Не в повторении. Зачем кому-то хотеть сливаться, когда они могут выделиться?

Поистине душераздирающим следствием является то, что Pinterest позволяет дизайнерам мгновенно проверить работу своих коллег-дизайнеров. Не поймите меня неправильно: дизайнеры черпают вдохновение у других дизайнеров, это естественно (нам всем нужны наши герои), но это не единственный источник.

В прошлом чужие работы не были так легко доступны. Для начала вам нужно было пойти в библиотеку, но даже тогда вы могли не найти то, что искали. Но теперь с таким сильным инструментом, как Pinterest, дизайнерам стало очень просто копировать друг у друга.

Наконец, чрезмерное использование Pinterest приводит к притуплению чувств — кроме зрения. Нет ничего более бесплодного и противоположного креативности, чем сидеть за столом целый день и использовать экран как единственное окно в мир.

Отстраняясь от внешнего мира, мы пропускаем запахи, звуки, разговоры и волшебные повседневные моменты, которые никогда не попадут на наши экраны. Pinterest выявляет нашу ленивую сторону. Кажется, зачем прогуливаться вокруг квартала, когда мы можем осмотреть все четыре уголка земли с наших вращающихся кресел?

Let’s get physical

Нашей задачей никогда не было «создавать дизайн» в абстрактном пузыре. Мы должны дать творческие ответы на конкретные вопросы, которые нам задают. Мы должны отойти от экрана и повторно все контекстуализировать.

Мы должны объединить то, что предлагает нам Pinterest, с книгами, которые читаем, фотографиями, которые делаем, заметками, которые пишем, и, да, вещами, которые нам лично нравятся (будь то скульптура эпохи Возрождения, квантовая физика или современный танец).

В таком случае мы всегда можем вернуться и побродить по улицам, где родился наш проект. По крайней мере мы разомнем ноги.

Лучшие идеи рождаются в хаосе, противоречиях и непредвзятости. Pinterest уводит нас в противоположную сторону: мы творим в одиночестве, в иллюзии единения. Мы вдохновляемся, оставляя место для критики, дискуссий и противоборства. Pinterest же никогда не будет оспаривать наш выбор. Но наши напарники будут.

Как выглядит будущее? Не очень радужно, если мы не предпримем действий против увековечивания однообразия и самодовольства Pinterest. Дизайнеры станут копировальными машинами, а брендинговые агентства просто не будут иметь смысла в условиях, при которых никто не придает значения различию.

Вдохновение не имеет срока годности. Но нам предстоит это доказать.

3030
7 комментариев

Комментарий недоступен

4
Ответить

Нисколько не сомневаюсь в опыте и уровне экспертизы автора оригинальной статьи, но читая ее, невольно создаётся впечатление, что он как будто не слышал о маркетинге и говорит о дизайне только как о способе самовыражения.

«Копипаст» дизайны сознательно создаются:

а) для того, чтобы быть похожими на более успешные аналоги брендов, потому что новичку попросту будет легче запустится и играть на их поле, переманивая уже готовых потребителей продуктов/услуг своим похожим продуктом/услугой

Вытекающее из а)

б) потому что основная масса новых продуктов новой не является. Большинство - просто аналоги уже существующих вещей, созданные по своим собственным ТУ. «Новый бренд кроссовок», упомянутый в статье, наверняка просто очередной продуктовый копипаст Васи Пупкина, который наладил своё производство в Китае. Думаю, если бы в них можно было летать или развивать третью космическую, то и дизайн мог бы быть инновационным.

И, пожалуй,

в) влезть в бюджет на разработку - если в распоряжении три копейки, то о какой проработке и прогулках по улицам с камерой и томиком вдохновляющего текста может идти речь? (А таких «стартаперов», которым нужен результат быстро и подешевле становится все больше)

В общем, не знаю, на сколько сильно связаны Pinterest и творческая деградация (как по мне, проблема высосана из пальца), но если послушать современную музыку или полистать киноафишу, то проблема «неуникальных дизайнов» в современном мире покажется сущим пустяком

4
Ответить

Вообще самое ценное сейчас  - время. Большинство дизайнерских решений сделаны вскорости, потому что заказчик требует быстро и красиво, а что там будет похоже на кого-то, то это уже дело десятое. С другой стороны дизайнер деградирует, как здесь правильно замечено, копирует, меняет размеры и цвет. Всё. Важная составляющая проекта - думать - утеряна. Причём не думает ни заказчик, ни дизайнер. Это заметно по открывающимся заведениям, по наружной рекламе.
Конечно, есть студии, занимающиеся штучными заказами, да ещё и сами выбирающие клиентов, но их ничтожно мало.

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Творческий поиск того,что не нашёл тебе Яндекс. А остальное в каждой голове своё.

1
Ответить

Дайте же понять из названия о описания, о чем статья, изверги.

Ответить