Всем привет! Я Лаптев Алексей, основатель и главный разработчик сервисов сквозной аналитики и коллтрекинга Utmstat, а также low-code сервиса интеграций ApiMonster. Сегодня я расскажу про типовые кейсы low-code разработки.Проблема на рынкеЕсть 2 крайности:1. Программисты с ухмылкой смотрят на low-code думая что это развод2. Некоторые школы учат low-code разработчиков и там тоже возникают вопросы, в том числе и у меня.Истина по середине.Что такое low-code разработкаЭто когда большая часть логики задается визуально, а не написанием кода.Виды low-code разработкиРазработка сайтов класса «лендинг»Тут классический пример — Тильда. Накидал модулей с УТП, формочки, прием платежей — вот тебе и сайт за вечер.И это правильно. Нет смысла писать какой-то код чтобы вывести статический текст, картинки и форму заявки.Сам пользуюсь — очень нравится и экономит 99% времени на разработке.Автоматизация бизнес-процессов на уровне связки сервисовПредствители — ApiMonster, Albato, Integromat.Они работают так:Принимают вебхук из сервиса 1, например заявка с сайта/CRM.Сохраняют данные из вебхука себеЕсли данные вебхука удовлетворяют условию, например есть client id, отправляют данные в сервис 2, например Google Analytcs.Типичные задачи:Отправить заявку с сайта в CRMОтправить заявки с сайта в аналитику по какому нибуть measurement protocol или conversion apiОтправить заявки в телеграм, чтобы менеджеры были в курсеПоменять статус в CRM если пришла оплатаОбычно решение таких задач выглядит так:Часто все эти связки реализуются персонально для каждого сайта, но зачем?Когда на рынке всего 3 CRM, 3 сервиса аналитики, 5 телефоний, 3 мессенджера и 1 HTML на всех сайтах.Поэтому тут явно просится типовое решение:Зачем 100500 раз реализовать одно и тоже в 3-х соснах? Когда можно заплатить в 10-50 раз меньше и получить профессиональное решение?Разработка «полноценных» сайтов и мобильных приложенийПредставители — glide, adalo.А вот тут у меня уже вопросы.Видел рекламу некоторых школ, где чуть не инстаграм обещают научить делать на low-code. Такая наглая ложь конечно разочаровывает.Любой разработчик знает, что под капотом у любого сайта и приложения сложнее лендинга, обычно километры уникальной и сложной для бизнес-логики, которую при все желании не обернуть в визуальные схемки.Конечно в полноценной разработке есть свой "low-code" — это фреймворки, но это уже полноценное программирование, а не low-code.Возможно я конечно ошибаюсь, но пока не видел сложных коммерческих проектов сделанных на low-code и пока не вижу технических возможностей их сделать.Чтобы не быть голословным, немного фактов про сложные проекты:Любой сложный проект — это тысячи и десятки тысяч IF-оф и прочей логики, завернутые в сотни классов и тысячи функций. Как это рисовать и поддерживать визуально — я не знаю.Любой сложный проект — это десятки или сотни таблиц, заточенные под конкретные задачи (структура, индексы и тд). Поэтому когда предлагается сделать проект на базе google sheets или airtable, то любому разработчику станет ясно, когда такой low-coder отстрелит себе обе ноги.Практические кейсы low-code автоматизации бизнес процессовЕсли с разработкой сайтов на Тильде все понятно, то с автоматизацией бизнес процессов не все так очевидно, но не менее полезно.1. Быстрое подключение любого сайта/сервиса к CRM/Facebook/Google Analytics/Яндекс МетрикеСхемаЕсли сайт на Тильде — подключаем вебхук.Если самопис — подключаем захватчик форм или отправляем свои вебхуки на заданный url.Это делается буквально за 1 час.Как данные начинают поступать в low-code сервис, можно уже визуально мышкой настроить какие данные куда и по какому условию отправлять:Новую заявку в CRM, чтобы менеджеры обработали заявкуНовую конверсию в Facebook, Google Analytics, Yandex Mertika для оптимизации рекламыНовую заявку в мессенджер или на почту, для оперативного уведомления о новой заявке.2. Отправка конверсий из CRMСхемаТут обычно 2 задачи:Отправить конверсию, если в сделке есть client id, но по каким-то причинам это не может сделать CRM.Отправить конверсию в зависимости от статуса сделки. Тут уже требуются сложные условия и в CRM обычно такого нет.3. Отправка конверсий оттуда, откуда раньше это было сделать нельзяЯркий пример GetCourse или какая нибуть самописная CRM, которая не привязывает сделки к client id для аналитики.В итоге стандартными средствами Google Analytics или Яндекс Метрики зафиксировать конверсии на продажи нельзя.В этом случае такая схема:На сайте, на форме регистрации, с помощью вебхука или захватчика форм ловим контакты клиента и его client idСкладываем их во внутреннее хранилище (CRM/CDP)Когда клиент оплатит или перейдет в нужный статус в сделке, ловим вебхук из CRM или GetCourseИщем по email/телефон его client id и если нашли, отправляем в Facebook/Google Analytics/Яндекс МетрикеЕдинственное условие для такой схемы — клиент должен на сайте оставить контакты и туда можно подключить захватчик форм.4. Обновление статуса в CRMНапример когда клиент оплатил что-то.В этом случае ловим вебхук из платежного сервиса, по email ищем сделку по клиенту и меняем статус на нужный.Схема5. Добавление вебхуков туда, где их нет (маркетплейсы)Как получать вебхуки о новых заявках с wildberries и прочих сервисов без вебхуков?Сервис на себя берет опрос API по крону и преобразование данных в «вебхуки».Далее работаете как с обычными вебхуками.6. Уведомление о новых заявках в мессенджерыХотите оперативно получать уведомления о новых заявках в телегу чтобы не лазить в CRM? Пожалуйста.СхемаИтогоКак видим, если разобраться, есть задачи где вполне логично заменить персональную разработку на low-code, но это задачи массовые и типовые. Рассчитывать на то, что low-code заменит программистов на сложных проектах все же не стоит.