Мобильное приложение: сколько стоит и как сделать? Полный гайд
Пошаговое руководство создания приложения, которым реально будут пользоваться — от поиска идеи до найма команды.
Привет! Меня зовут Глеб Федоренко, я основатель Galt Agency – мы создаём мобильные приложения под ключ для других бизнесов (в портфолио разные проекты: от e-com и fashion до логистики в Европе).
До агентства я делал несколько своих проектов, связанных с мобильными приложениями.
В этой статье я максимально подробно поделюсь своим опытом и попытаюсь помочь вам определиться со стратегией, если вы решили делать мобильное приложение.
Процесс разработки приложения
Обычно процесс создания приложения состоит из пяти стадий: от идеи до запуска. Каждую из них можно контролировать самому или делегировать специалистам.
Идея, анализ рынка, бизнес-модель
Первое, о чём стоит задуматься, — нужно ли это приложение вообще. Точно ли нельзя обойтись мобильной версией сайта?
Ваши действия зависят от стадии бизнеса. Если вы делаете приложение для работающего бизнеса, и оно поможет вам масштабироваться – вопрос отпадает.
Если делаете стартап, перед стартом работ нужно сделать три шага:
- подумать, какие проблемы актуальны для людей (выявление потребности);
- посмотреть, какие приложения уже могут их решить — что они делают, какой у них функционал и назначение, о каких проблемах пишут в отзывах (анализ рынка и конкурентов);
- просчитать, сколько денег вы реально можете вложить в этот проект, его минимальную жизнеспособность и сколько он потенциально принесёт (фин. модель).
Разберём на банальном примере. Все люди периодически хотят есть, а значит есть вечная проблема — где взять еду. Её решают несколько типов приложений: доставки продуктов из нескольких магазинов, собственные приложения доставки крупных супермаркетов, доставки готовой еды из ряда заведений и собственные приложения у крупных кафе и ресторанов. Ещё недавно на этом рынке была проблема — всё везли слишком долго, от 45 минут. Её решило известное приложение доставки продуктов за 15 минут с названием двухколёсного транспорта. И это выстрелило!
Почему приложение? Потому что быструю доставку продуктов заказывают на ходу, пока делают другие дела. Оно всегда под рукой. Выбор бананов – не выбор машины, где семья может собраться у компьютера и в деталях изучать варианты.
Если идея найдена, для неё есть место на рынке и деньги на разработку — можно идти дальше. Если самому анализировать рынок и просчитывать бизнес-модель некогда, не хочется или не совсем понятно как, можно уже на этом этапе привлечь специалистов. Они сделают это быстрее и эффективнее.
Требования к продукту
Идея есть, осталось продумать реализацию. На этом этапе стоит задать себе пять важных вопросов:
- Что приложение должно делать — собирать данные из разных источников и ранжировать их, оформлять и оплачивать заказы, обрабатывать фотографии или что-то ещё. Иными словами, зачем пользователь скачает приложение, и что он должен получить.
- Как на нём зарабатывать — например, брать деньги с кого-то за размещение в нём товаров или рекламы, продавать с его помощью собственные товары, сделать скачивание платным или внедрить механику подписки.
- Кто будет им пользоваться — понять портрет клиента, чтобы разработать приложение, которое попадет в его "боли", будет выглядеть привычно и удобно для него.
- Сколько людей будет им пользоваться – пара сотен человек или сотни тысяч человек. Понятно, что предсказать сразу, выстрелит приложение или нет, вряд ли получится. Но примерно определиться с масштабом всё же нужно ещё до разработки – чтобы построить правильную архитектуру (фундамент для деревянной дачи не выдержит небоскреб, а строить для дачи фундамент небоскреба – неоправданно дорого)
- Как им управлять — что должно быть в админской версии приложения, что в нём можно будет менять, а что нет. Этот вопрос стоит особого внимания, если до этого с приложениями дел не имели. Ведь приложение не статично, в нём придётся что-то менять, например, цены или ассортимент. Чем проще админка — тем легче управлять, но меньше вариантов для внесения изменений.
Ответы на эти вопросы по сути станут краткой версией технического задания — ТЗ, на разработку приложения. Именно это нужно рассказать тому, кто будет его создавать. Иначе высок риск получить совсем не то, что хотелось. Переделывать будет дорого и долго — мало кто готов взяться исправить чужую работу.
Создание прототипа
Прототип — это визуализация будущего приложения: от схем и набросков к интерактивной модели. На этом этапе нужно чётко понимать:
- кто будет пользоваться приложением — примерный портрет клиента, чтобы понимать вкусы и предпочтения;
- в какой ситуации — на бегу в метро или лёжа в постели в выходной;
- для чего — развлечься и занять время, сделать рабочие задачи, пообщаться с друзьями или что-то купить.
Каждый из этих пунктов влияет на дизайн. И речь не только и не столько о цветовой гамме, сколько о выборе элементов для экранов, их расположения, дополнительных фишек и виджетов.
В прототипировании есть три важных этапа:
UX дизайн/wireframe’инг — это создание прототипа приложения в виде схем и набросков экранов.
Например, регистрация — авторизация — первые действия — заполнение профиля — оформление заказа — покупка — отслеживание заказа — написание отзыва.
Каждый шаг пользователя — это отдельный экран или wireframe.
На экране размещают основные элементы: кнопки, поля, текстовые блоки, картинки. Они должны быть на привычных местах, например, корзина для товаров обычно находится в правом верхнем углу, а характеристики персонажа в игре — внизу. Вероятно, люди в итоге найдут их в любом месте, но впечатление от использования испортится.
Ещё один важный этап — количество касаний. Чтобы пользователь не сбежал, он должен находить нужное в три клика, максимум — в пять. А чтобы понять, как он будет действовать, придётся прописать пользовательские сценарии: куда в приложении люди будут заходить часто, а куда не очень, какой функционал им нужен больше, а какой — меньше.
Продумывая дополнительные возможности, снова стоит вспомнить о пользователях: когда они будут использовать приложение? Как сделать это комфортнее? Например, добавить в приложение для чтения книг тёмную тему, так как люди часто читают вечером. Или убирать товары из корзины жестом, ведь доставку многие оформляют на бегу.
UI дизайн — следующий этап дизайна, когда появляется цвет, очертания кнопок, шрифты и виджеты. Важно, чтобы цветовые решения отвечали задачам приложения. Нет смысла делать строгий монохромный дизайн в игре, выбирать розовый цвет для каталога люксовых духов или брать ярко-красные оттенки для ЭКО-направления. Пользователей это скорее оттолкнёт и запутает, они не поймут, куда попали.
Интерактивный прототип — важная часть, которую многие пропускают, по сути – анимированные макеты.
Лучше, если прототипы будет оценивать не один человек, а фокус-группа — хотя бы несколько человек. Так выборка будет репрезентативной. Важно, чтобы люди были из целевой аудитории: можно посадить за это сотрудников компании, но результаты будут не слишком достоверными, ведь коллеги знают продукт. В агентствах прототипы тестируют на больших фокус-группах, причём дважды: на этапе вайрфреймов и на интерактивном прототипе. Так получается найти все слабые места интерфейса приложения и устранить их ещё до запуска. А значит — меньше риск получить отрицательные отзывы и потерять деньги.
Разработка
На этапе разработки важно разделить два понятия — frontend и backend. Запомнить легко:
- frontend — то, что спереди, то есть взаимодействует с пользователем;
- backend — то, что сзади, изнутри, то есть серверная часть приложения.
Многие концентрируются только на первом и недооценивают важность второго. На самом деле, архитектура приложения важна не меньше, а то и больше оболочки:
- будет приложение тормозить или нет;
- выдержит нужное число пользователей или зависнет;
- насколько безопасно получится хранить данные;
Если приложение работает плохо, пользователю будет безразлична его красота и удобный интерфейс. Он уйдёт к конкурентам, и будет прав: никто не хочет вечно ждать загрузку или в сотый раз за день вводить пароль.
Разработка архитектуры приложения включает выбор используемых технологий, построение базы данных, API (через него приложение взаимодействует с сервером), интеграции CRM, CMS и много других технических нюансов. Если вы это не знаете — лучше даже не пытаться разобраться самому, а довериться профессионалу. И надеяться, что он выберет современные и надёжные инструменты, а иначе — проблемы в работе приложения заставят вас начать разработку с нуля или отдать его на доработку. Научить вас разбираться в архитектуре приложений за одну статью мы не можем. А вот создать для вас приложение — можем.
Помимо архитектуры, необходимо разработать оболочку приложения. Варианта два:
- кроссплатформенное решение — один код, который работает на разных операционных системах (iOS, Android, MacOS, Windows);
- нативное приложение — разрабатывается под конкретную операционную систему.
Первый вариант — универсальный, современный, позволяет сэкономить около 35% ресурсов на разработке (если вы запускаете iOS и Android), а также предоставить одинаковый пользовательский опыт на всех платформах.
Второй вариант позволяет добиться максимальной производительности, но расходы на разработку и поддержку будут существенно выше (т.к. над созданием работают несколько команд разработчиков, одна под каждую ОС).
Разница в производительности будет заметна только при использовании высоконагруженных технологий (вроде запуска моделей машинного обучения).
Запуск
Приложение готово, пора запускать! Так думают многие, но работает это по-другому. Сначала его нужно протестировать.
Тестирование проводится в два этапа:
Пользовательское тестирование
- проверить, соответствует ли дизайн макетам, на местах ли кнопки, читаются ли тексты;
- все ли функции работают как надо;
- как приложение отображается на разных операционных системах, устройствах и экранах.
Нагрузочное тестирование
- выдерживает ли приложение имитацию большого потока пользователей;
- выдерживает ли приложение имитацию атаки;
Эту работу обычно выполняют QA-специалисты (quality assurance, контроль качества).
Во время тестирования обычно вылезают какие-то ошибки — баги. Что-то не сработало или сработало не так. Их лучше исправлять до запуска приложения, чтобы не портить впечатление пользователей и не собирать отрицательные отзывы.
И только после нескольких итераций тестов, когда все баги найдены и исправлены, приложение готово к запуску. На этом история не кончается – после запуска приложение нужно поддерживать, исправлять какие-то мелкие недочеты, которые подметят пользователи, и добавлять новые функции, улучшать его.
Куда идти за помощью
К кому обратиться за разработкой приложения — зависит от того, насколько вы сами в этом разбираетесь и готовы контролировать каждый этап.
Фриланс
Фрилансеры – самый недорогой и самый проблемный вариант.
С фрилансерами всегда есть риски:
- собрать команду тяжело — каждого специалиста придётся искать отдельно;
- коммуницировать сложно — команда не сработанная, придется самостоятельно ставить и контролировать задачи, соединять разных специалистов и нести ответственность за финальный результат;
- соблюдать сроки почти невозможно — у кого-то форс-мажор, кто-то просто пропал с радаров — сразу заменить этих людей некем, а новому человеку потребуется время, чтобы разобраться в проекте.
И разбираться с поддержкой приложения потом тоже придется вам – фрилансеры нанимаются проектно, и далеко не всегда они оставляют после себя читаемый код и документацию, чтобы новые специалисты могли быстро разобраться в происходящем.
Качество работы фрилансеров, как и любых других специалистов, может варьироваться – чтобы найти хороших, вам потребуется некоторая насмотренность и экспертиза.
Своя команда
Ещё один вариант — собрать свою команду в штат. Понадобится хотя бы 2 разработчика (frontend и backend), дизайнер и менеджер проекта. Здесь есть свои подводные камни:
- Придётся провести не одно собеседование самому и всё равно разобраться в разработке или нанять рекрутера.
- Подбор людей займёт немало времени.
- Стоит сразу подумать, что потом делать с командой. Ведь им придётся платить зарплату и придумывать задачи.
- Это дороже, чем команда фрилансеров.
Своя команда точно нужна не всем. Порог входа достаточно высок – если у вас сейчас нет экспертизы, придется инвестировать достаточно много времени и денег в посторонние команды, а после запуска думать, чем ее загрузить. Если в планах нет постоянного усовершенствования приложения, этот вариант вряд ли для вас.
Аутсорс
Оптимальный вариант — обратиться в агентство, где разработку приложения полностью возьмут на себя. Все этапы — от анализа рынка до запуска, проведут специалисты. А ещё будут сопровождать проект после релиза, научат вас администрировать приложение и не сорвут сроки. По крайне мере, в агентстве Galt мы делаем именно так.
Почти все наши заказчики не имеют в штате IT-специалистов и приходят к нам за решением конкретной бизнес-задачи. Агентства позволяют получить качественный продукт, разово вложив ресурсы, не думая о найме команды и о поддержке приложения в дальнейшем.
Сколько стоит приложение
Цена зависит от того, какая команда будет работать над приложением. Есть три варианта:
- Фриланс – самый доступный, хоть и проблемный вариант (нюансы работы описали выше). В любом случае придется отдать минимум несколько сотен тысяч.
- Своя команда — по самым скромным подсчетам, от 600 тыс. в месяц (минимум два разработчика, дизайнер, менеджер) и несколько месяцев работы. По опыту, реальные расходы будут выше.
- Агентство — золотая середина. Относительно недешево, но выгоднее содержания своей команды, комплексно, в срок и голова ни о чём не болит: проект сделают под ключ и помогут с дальнейшей поддержкой.
От чтения статьи до готового приложения всего один шаг — заполните бриф, мы составим для вас смету и оперативно начнём работу.
Кто уже имел опыт с разработкой собственного приложения — удачный или нет, пишите в комментариях, обсудим 👇
Самая полезная статья 🤩
С регистрацией!
Спасибо!
Кто такой Джон Голт ?
Рады, что брендинг вызывает правильные ассоциации =)
Вы посмотрели третью серию известного фильма?
Понравилась замена актёров ?
Но ведь вы не ответили на вопрос — сколько стоит
Ну это рекламная статья, она на вопросы не призвана отвечать. Исходя из цены в 600 тыс. в месяц за свою команду, которую указали тут, делаю вывод, что у агентства от 300 в месяц минимум.
Ну хоть бы на примере ответили сколько взяли за какое приложение, или сколько делали по времени.
🔥🔥🔥
Спасибо, Полина!
Статья супер 🙌 🚀
А примеры работы есть? Типа сделали такое то приложение, стоило для клиента столько то.
Федор, добрый день!
В нашем блоге можно прочитать статью "Одно приложение – в 50 раз больше заказов" про один из наших свежих проектов.
По поводу стоимости можно проконсультироваться, написав нам (почта, телеграм, вотсапп)