Мобильное приложение: сколько стоит и как сделать? Полный гайд

Пошаговое руководство создания приложения, которым реально будут пользоваться — от поиска идеи до найма команды.

Привет! Меня зовут Глеб Федоренко, я основатель Galt Agency – мы создаём мобильные приложения под ключ для других бизнесов (в портфолио разные проекты: от e-com и fashion до логистики в Европе).

До агентства я делал несколько своих проектов, связанных с мобильными приложениями.

На пути разработки своих приложений я прошел через все стадии: от найма фрилансеров, агентств до построения своей команды.

В этой статье я максимально подробно поделюсь своим опытом и попытаюсь помочь вам определиться со стратегией, если вы решили делать мобильное приложение.

Процесс разработки приложения

Обычно процесс создания приложения состоит из пяти стадий: от идеи до запуска. Каждую из них можно контролировать самому или делегировать специалистам.

Идея, анализ рынка, бизнес-модель

Первое, о чём стоит задуматься, — нужно ли это приложение вообще. Точно ли нельзя обойтись мобильной версией сайта?

Ваши действия зависят от стадии бизнеса. Если вы делаете приложение для работающего бизнеса, и оно поможет вам масштабироваться – вопрос отпадает.

Если делаете стартап, перед стартом работ нужно сделать три шага:

  • подумать, какие проблемы актуальны для людей (выявление потребности);
  • посмотреть, какие приложения уже могут их решить — что они делают, какой у них функционал и назначение, о каких проблемах пишут в отзывах (анализ рынка и конкурентов);
  • просчитать, сколько денег вы реально можете вложить в этот проект, его минимальную жизнеспособность и сколько он потенциально принесёт (фин. модель).

Разберём на банальном примере. Все люди периодически хотят есть, а значит есть вечная проблема — где взять еду. Её решают несколько типов приложений: доставки продуктов из нескольких магазинов, собственные приложения доставки крупных супермаркетов, доставки готовой еды из ряда заведений и собственные приложения у крупных кафе и ресторанов. Ещё недавно на этом рынке была проблема — всё везли слишком долго, от 45 минут. Её решило известное приложение доставки продуктов за 15 минут с названием двухколёсного транспорта. И это выстрелило!

Почему приложение? Потому что быструю доставку продуктов заказывают на ходу, пока делают другие дела. Оно всегда под рукой. Выбор бананов – не выбор машины, где семья может собраться у компьютера и в деталях изучать варианты.

Если идея найдена, для неё есть место на рынке и деньги на разработку — можно идти дальше. Если самому анализировать рынок и просчитывать бизнес-модель некогда, не хочется или не совсем понятно как, можно уже на этом этапе привлечь специалистов. Они сделают это быстрее и эффективнее.

Требования к продукту

Идея есть, осталось продумать реализацию. На этом этапе стоит задать себе пять важных вопросов:

  • Что приложение должно делать — собирать данные из разных источников и ранжировать их, оформлять и оплачивать заказы, обрабатывать фотографии или что-то ещё. Иными словами, зачем пользователь скачает приложение, и что он должен получить.
  • Как на нём зарабатывать — например, брать деньги с кого-то за размещение в нём товаров или рекламы, продавать с его помощью собственные товары, сделать скачивание платным или внедрить механику подписки.
  • Кто будет им пользоваться — понять портрет клиента, чтобы разработать приложение, которое попадет в его "боли", будет выглядеть привычно и удобно для него.
  • Сколько людей будет им пользоваться – пара сотен человек или сотни тысяч человек. Понятно, что предсказать сразу, выстрелит приложение или нет, вряд ли получится. Но примерно определиться с масштабом всё же нужно ещё до разработки – чтобы построить правильную архитектуру (фундамент для деревянной дачи не выдержит небоскреб, а строить для дачи фундамент небоскреба – неоправданно дорого)
  • Как им управлять — что должно быть в админской версии приложения, что в нём можно будет менять, а что нет. Этот вопрос стоит особого внимания, если до этого с приложениями дел не имели. Ведь приложение не статично, в нём придётся что-то менять, например, цены или ассортимент. Чем проще админка — тем легче управлять, но меньше вариантов для внесения изменений.

Ответы на эти вопросы по сути станут краткой версией технического задания — ТЗ, на разработку приложения. Именно это нужно рассказать тому, кто будет его создавать. Иначе высок риск получить совсем не то, что хотелось. Переделывать будет дорого и долго — мало кто готов взяться исправить чужую работу.

Создание прототипа

Прототип — это визуализация будущего приложения: от схем и набросков к интерактивной модели. На этом этапе нужно чётко понимать:

  • кто будет пользоваться приложением — примерный портрет клиента, чтобы понимать вкусы и предпочтения;
  • в какой ситуации — на бегу в метро или лёжа в постели в выходной;
  • для чего — развлечься и занять время, сделать рабочие задачи, пообщаться с друзьями или что-то купить.

Каждый из этих пунктов влияет на дизайн. И речь не только и не столько о цветовой гамме, сколько о выборе элементов для экранов, их расположения, дополнительных фишек и виджетов.

В прототипировании есть три важных этапа:

UX дизайн/wireframe’инг — это создание прототипа приложения в виде схем и набросков экранов.

Сначала нужно продумать путь пользователя: он скачал приложение, а что дальше?

Например, регистрация — авторизация — первые действия — заполнение профиля — оформление заказа — покупка — отслеживание заказа — написание отзыва.

Каждый шаг пользователя — это отдельный экран или wireframe.

На экране размещают основные элементы: кнопки, поля, текстовые блоки, картинки. Они должны быть на привычных местах, например, корзина для товаров обычно находится в правом верхнем углу, а характеристики персонажа в игре — внизу. Вероятно, люди в итоге найдут их в любом месте, но впечатление от использования испортится.

Ещё один важный этап — количество касаний. Чтобы пользователь не сбежал, он должен находить нужное в три клика, максимум — в пять. А чтобы понять, как он будет действовать, придётся прописать пользовательские сценарии: куда в приложении люди будут заходить часто, а куда не очень, какой функционал им нужен больше, а какой — меньше.

Продумывая дополнительные возможности, снова стоит вспомнить о пользователях: когда они будут использовать приложение? Как сделать это комфортнее? Например, добавить в приложение для чтения книг тёмную тему, так как люди часто читают вечером. Или убирать товары из корзины жестом, ведь доставку многие оформляют на бегу.

UI дизайн — следующий этап дизайна, когда появляется цвет, очертания кнопок, шрифты и виджеты. Важно, чтобы цветовые решения отвечали задачам приложения. Нет смысла делать строгий монохромный дизайн в игре, выбирать розовый цвет для каталога люксовых духов или брать ярко-красные оттенки для ЭКО-направления. Пользователей это скорее оттолкнёт и запутает, они не поймут, куда попали.

Интерактивный прототип — важная часть, которую многие пропускают, по сути – анимированные макеты.

На этом этапе приложением уже можно «пользоваться», то есть нажимать кнопки и перемещаться между экранами. Хотя само приложение ещё не существует. Здесь становится наглядно понятно, удобно ли пользоваться приложением, получается ли найти нужные разделы быстро.

Лучше, если прототипы будет оценивать не один человек, а фокус-группа — хотя бы несколько человек. Так выборка будет репрезентативной. Важно, чтобы люди были из целевой аудитории: можно посадить за это сотрудников компании, но результаты будут не слишком достоверными, ведь коллеги знают продукт. В агентствах прототипы тестируют на больших фокус-группах, причём дважды: на этапе вайрфреймов и на интерактивном прототипе. Так получается найти все слабые места интерфейса приложения и устранить их ещё до запуска. А значит — меньше риск получить отрицательные отзывы и потерять деньги.

Разработка

На этапе разработки важно разделить два понятия — frontend и backend. Запомнить легко:

  • frontend — то, что спереди, то есть взаимодействует с пользователем;
  • backend — то, что сзади, изнутри, то есть серверная часть приложения.

Многие концентрируются только на первом и недооценивают важность второго. На самом деле, архитектура приложения важна не меньше, а то и больше оболочки:

  • будет приложение тормозить или нет;
  • выдержит нужное число пользователей или зависнет;
  • насколько безопасно получится хранить данные;

Если приложение работает плохо, пользователю будет безразлична его красота и удобный интерфейс. Он уйдёт к конкурентам, и будет прав: никто не хочет вечно ждать загрузку или в сотый раз за день вводить пароль.

Разработка архитектуры приложения включает выбор используемых технологий, построение базы данных, API (через него приложение взаимодействует с сервером), интеграции CRM, CMS и много других технических нюансов. Если вы это не знаете — лучше даже не пытаться разобраться самому, а довериться профессионалу. И надеяться, что он выберет современные и надёжные инструменты, а иначе — проблемы в работе приложения заставят вас начать разработку с нуля или отдать его на доработку. Научить вас разбираться в архитектуре приложений за одну статью мы не можем. А вот создать для вас приложение — можем.

Помимо архитектуры, необходимо разработать оболочку приложения. Варианта два:

  • кроссплатформенное решение — один код, который работает на разных операционных системах (iOS, Android, MacOS, Windows);
  • нативное приложение — разрабатывается под конкретную операционную систему.

Первый вариант — универсальный, современный, позволяет сэкономить около 35% ресурсов на разработке (если вы запускаете iOS и Android), а также предоставить одинаковый пользовательский опыт на всех платформах.

Второй вариант позволяет добиться максимальной производительности, но расходы на разработку и поддержку будут существенно выше (т.к. над созданием работают несколько команд разработчиков, одна под каждую ОС).

Разница в производительности будет заметна только при использовании высоконагруженных технологий (вроде запуска моделей машинного обучения).

Для 99% бизнесов, кроссплатформенное решение – оптимальный по всем параметрам вариант.

Запуск

Приложение готово, пора запускать! Так думают многие, но работает это по-другому. Сначала его нужно протестировать.

Тестирование проводится в два этапа:

Пользовательское тестирование

  • проверить, соответствует ли дизайн макетам, на местах ли кнопки, читаются ли тексты;
  • все ли функции работают как надо;
  • как приложение отображается на разных операционных системах, устройствах и экранах.

Нагрузочное тестирование

  • выдерживает ли приложение имитацию большого потока пользователей;
  • выдерживает ли приложение имитацию атаки;

Эту работу обычно выполняют QA-специалисты (quality assurance, контроль качества).

Во время тестирования обычно вылезают какие-то ошибки — баги. Что-то не сработало или сработало не так. Их лучше исправлять до запуска приложения, чтобы не портить впечатление пользователей и не собирать отрицательные отзывы.

И только после нескольких итераций тестов, когда все баги найдены и исправлены, приложение готово к запуску. На этом история не кончается – после запуска приложение нужно поддерживать, исправлять какие-то мелкие недочеты, которые подметят пользователи, и добавлять новые функции, улучшать его.

Куда идти за помощью

К кому обратиться за разработкой приложения — зависит от того, насколько вы сами в этом разбираетесь и готовы контролировать каждый этап.

Фриланс

Фрилансеры – самый недорогой и самый проблемный вариант.

С фрилансерами всегда есть риски:

  • собрать команду тяжело — каждого специалиста придётся искать отдельно;
  • коммуницировать сложно — команда не сработанная, придется самостоятельно ставить и контролировать задачи, соединять разных специалистов и нести ответственность за финальный результат;
  • соблюдать сроки почти невозможно — у кого-то форс-мажор, кто-то просто пропал с радаров — сразу заменить этих людей некем, а новому человеку потребуется время, чтобы разобраться в проекте.

И разбираться с поддержкой приложения потом тоже придется вам – фрилансеры нанимаются проектно, и далеко не всегда они оставляют после себя читаемый код и документацию, чтобы новые специалисты могли быстро разобраться в происходящем.

Качество работы фрилансеров, как и любых других специалистов, может варьироваться – чтобы найти хороших, вам потребуется некоторая насмотренность и экспертиза.

Своя команда

Ещё один вариант — собрать свою команду в штат. Понадобится хотя бы 2 разработчика (frontend и backend), дизайнер и менеджер проекта. Здесь есть свои подводные камни:

  • Придётся провести не одно собеседование самому и всё равно разобраться в разработке или нанять рекрутера.
  • Подбор людей займёт немало времени.
  • Стоит сразу подумать, что потом делать с командой. Ведь им придётся платить зарплату и придумывать задачи.
  • Это дороже, чем команда фрилансеров.

Своя команда точно нужна не всем. Порог входа достаточно высок – если у вас сейчас нет экспертизы, придется инвестировать достаточно много времени и денег в посторонние команды, а после запуска думать, чем ее загрузить. Если в планах нет постоянного усовершенствования приложения, этот вариант вряд ли для вас.

Аутсорс

Оптимальный вариант — обратиться в агентство, где разработку приложения полностью возьмут на себя. Все этапы — от анализа рынка до запуска, проведут специалисты. А ещё будут сопровождать проект после релиза, научат вас администрировать приложение и не сорвут сроки. По крайне мере, в агентстве Galt мы делаем именно так.

Почти все наши заказчики не имеют в штате IT-специалистов и приходят к нам за решением конкретной бизнес-задачи. Агентства позволяют получить качественный продукт, разово вложив ресурсы, не думая о найме команды и о поддержке приложения в дальнейшем.

Сколько стоит приложение

Цена зависит от того, какая команда будет работать над приложением. Есть три варианта:

  • Фриланс – самый доступный, хоть и проблемный вариант (нюансы работы описали выше). В любом случае придется отдать минимум несколько сотен тысяч.
  • Своя команда — по самым скромным подсчетам, от 600 тыс. в месяц (минимум два разработчика, дизайнер, менеджер) и несколько месяцев работы. По опыту, реальные расходы будут выше.
  • Агентство — золотая середина. Относительно недешево, но выгоднее содержания своей команды, комплексно, в срок и голова ни о чём не болит: проект сделают под ключ и помогут с дальнейшей поддержкой.

От чтения статьи до готового приложения всего один шаг — заполните бриф, мы составим для вас смету и оперативно начнём работу.

Кто уже имел опыт с разработкой собственного приложения — удачный или нет, пишите в комментариях, обсудим 👇

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Анна Решилова

Самая полезная статья 🤩

Ответить
Развернуть ветку
Willard

С регистрацией!

Ответить
Развернуть ветку
Galt
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Кто такой Джон Голт ?

Ответить
Развернуть ветку
Galt
Автор

Рады, что брендинг вызывает правильные ассоциации =)

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Вы посмотрели третью серию известного фильма?
Понравилась замена актёров ?

Ответить
Развернуть ветку
Чех в чешках

Но ведь вы не ответили на вопрос — сколько стоит

Ответить
Развернуть ветку
Роман?

Ну это рекламная статья, она на вопросы не призвана отвечать. Исходя из цены в 600 тыс. в месяц за свою команду, которую указали тут, делаю вывод, что у агентства от 300 в месяц минимум.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Ivanov

Ну хоть бы на примере ответили сколько взяли за какое приложение, или сколько делали по времени.

Ответить
Развернуть ветку
Полина Кутепова

🔥🔥🔥

Ответить
Развернуть ветку
Galt
Автор

Спасибо, Полина!

Ответить
Развернуть ветку
Амир Валеев

Статья супер 🙌 🚀

Ответить
Развернуть ветку
Федор Федосов

А примеры работы есть? Типа сделали такое то приложение, стоило для клиента столько то.

Ответить
Развернуть ветку
Galt
Автор

Федор, добрый день!

В нашем блоге можно прочитать статью "Одно приложение – в 50 раз больше заказов" про один из наших свежих проектов.

По поводу стоимости можно проконсультироваться, написав нам (почта, телеграм, вотсапп)

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда