Школа не для сильных

Как система образования убивает интерес ребенка к математике и снижает планку для сильных ребят. Почему иногда даже самые увлеченные предметом дети больше не хотят ходить на уроки и жалуются, что им скучно, рассуждает наш блогер Екатерина Носикова, выпускница МГУ им Ломоносова, кандидат наук и основатель школы Maths4you.

Как выглядит среднестатистический класс в Москве. Думаю, что во многих больших городах картина не сильно отличается. Больше 30 человек в классе – уже норма. В одном кабинете часто оказываются дети с разным уровнем подготовки. Некоторые уже умеют читать и считать, другие только начинают осваивать эти навыки. Раньше были сильные классы, учителя сами отбирали детей по уровню. Сейчас это редкость, в основном миксуют странным образом.

Учитель оказывается как между молотом и наковальней. С одной стороны - такой разнородный состав учеников. С другой - завышенные требования родителей.

Некоторые из них относятся к учителям как к обслуживающему персоналу: лишнего не задавай, слишком строго себя не веди, еще и на звонки родителей вечерами отвечай. Кто-то из детей из-за этого наглеет. В итоге в классе складывается атмосфера, которая ужасно демотивирует изначально заинтересованных ребят.

Может показаться, что в рейтинговых школах ситуация другая. Нет. В начальной школе ребята идут по обычной программе, отбора, кроме нужной прописки нет. Только с пятого класса есть специальные экзамены и отбор на поступление, до 5го крутись как хочешь. Картина следующая. В первом классе проходят буквы, в третьем приступают к таблице умножения. А потом - хоп - экзамены в пятый класс и жесткий отсев. Дети просто не готовы к тому уровню задач, который дают на вступительных испытаниях.

Учителю зачастую приходится ориентироваться на более слабых детей и объяснять тему в третий, пятый, восьмой раз.

Конечно, более сообразительным детям просто скучно. Также им не интересно решать однообразные задачи.

Им бы показать, как математику применять в реальной жизни, дать упражнения на логику, но в программе простые задачи в духе “Ваня старше Пети на пять лет”.

Типичные ли ситуации я описала? Да. Единственно возможные? Нет. Конечно, есть хорошие учителя, которым важно видеть заинтересованные взгляды и которые готовы этот интерес разжигать и поддерживать.

Но всё больше родителей понимают, что нельзя на 100% переложить ответственность на школу. Мы привели ребенка, вы учите, старайтесь его заинтересовать, а мы пошли.

Как же помочь ребенку не потерять тот самый интерес?

  • Например, играть в различные игры “Монополию”: логика, счет, стратегия - все внутри игры.
  • Или поиграть в шпионов спрятать игрушку/конфету/наклейку и написать как ее найти: 5+3 шагов от входной двери, затем 12-8 направо....
  • Отлично подойдет игра «Свинья», где игроки по очереди бросают игральных кубик.

Правила игры просты: кто первым наберет за все свои броски в сумме 100, тот и выиграл. Но! Ход представляет собой серию бросков и заключается в следующем: игрок бросает кубик неограниченное число раз и суммирует выпадающие значения. Однако если выпадает единица, вся сумма, набранная за ход, аннулируется и ход переходит к следующему игроку. Игрок может завершить свой ход в любой момент. Все игроки имеют право на одинаковое количество ходов.

Таким образом дети начинают тренировать не только счет, но и чувствовать теорию вероятности.

Можно посмотреть в сторону математические лагерей, кружков олимпиадной математики оффлайн и онлайн, есть курсы, сборники задач. Ребенок попадает в среду, где есть другие заинтересованные дети. Он видит, что быть активным - это классно, что математика - это красиво и интересно.

Также стоит поддерживать интерес каждый день. Можно найти олимпиадные упражнения по математике. Я например, регулярно публикую в своем канале задачу и решение. Но важно: не давайте ребенку готовый ответ. Старайтесь его навести, давать небольшие подсказки. Можно упростить задачу и для начала решить более простую версию. Когда дети доходят до решения самостоятельно - гормоны счастья просто зашкаливают, не отбирайте у них такую возможность.

Не готовы самостоятельно разбирать олимпиадные задачи – возьмите онлайн-курс, в котором будут не только сами задачи, но и их разбор. При чем вы можете заранее оценить, насколько вам и ребенку будет комфортен конкретный педагог. Так как многие онлайн-школы публикуют первые уроки бесплатно. Но смотрите именно в сторону тех, кто не по школьной программе ведет детей, а тех, кто специализируется на логике и олимпиадной математике.

22
6 комментариев

Ну да, без вас не выживем. А вообще ,как жена сильного олимпиадника в прошлом и мать двоих его детей,напишу: сильным детям, которым дано от природы, не надо ничего подсовывать, даже дошкольники ищут и находят себе задачки для тренировок сами. Любят карты, шашки, шахматы , учат сами счет, мучая вопросами родителей, а в школе с ума сходят по задачкам.
А такие школы созданы для тщеславных родителей и их бездарных детей. Поэтому им надо "давать" и "предлагать", еще и в соответствии с "правилами".

1
Ответить

У меня ребенок недавно сказал, что на математике скучно. Как раз много решает вне школы. Но на уроке-то все как у всех

Ответить

Я, конечно, давно школу закончила. Мне несказанно повезло, что была в сильном классе, и тех, кто совсем не вытягивал программу, переводили в более слабые классы. Сейчас вообще такого нет?

Ответить

Есть. Статья рекламная и здесь "все объясняют " в свою сторону. В Москве целая отдельная программа почти во всех школах -"Математическая вертикаль",детей отбирают по результату. Что, конечно, не исключает наличия парочки детей местных депутатов, но на них, слава богу, не равняются

1
Ответить

Заголовок "Школа не для сильных". Предложение: играть в "Свинью".

Ответить