Как анализировать инвестиции в образование: ROI и с чем его считать

Школы программирования – ключевой элемент формирования будущего в одном из основных направлений развития мира и России в частности. Это перспективно и популярно, но что насчет реальной статистики? Как получить точную цифру эффективности инвестиций в такое образование?

В этом поможет ROI (Return On Investment, с англ. окупаемость инвестиций) – показатель, отражающий эффективность инвестиций путем сравнения вложенных средств и полученного дохода. Он рассчитывается, как правило, за год, по следующей формуле:

ROI = (Прибыль - Инвестиции) / Инвестиции * 100%

«Прибыль» – доход, полученный от детской школы программирования.
«Инвестиции» – общая сумма, вложенная в проект.

Результат расчета выражается в процентах и позволяет оценить успешность инвестиций – чем выше коэффициент ROI, тем они прибыльнее. Например, если детская школа программирования показывает коэффициент ROI 50%, это означает, что каждые инвестированные 100 единиц приносят доход в размере 50 единиц.

Но это лишь финансовая сторона вопроса, а измерять образование только деньгами, если вы нацелены на реальное обучение, как минимум, глупо. Поэтому погрузимся глубже.

Коэффициент ROI есть, что дальше?

Чтобы понять, стоит ли вкладываться в образовательный проект, стоит разобрать его по модели Киркпатрика-Филлипса. Она позволяет собрать данные о результатах обучающих программ и определить, что работает, а что нет, и как можно их улучшить.

Модель Киркпатрика-Филлипса представляет собой оценку эффективности обучения в пяти уровнях:

1. Реакция: удовлетворенность участников обучения.

2. Обучение: оценка усвоения знаний и навыков участниками обучающей программы.

3. Поведение: насколько успешно участники применяют полученные знания и навыки в работе.

4. Результат: оценка влияния обучающей программы на бизнес-результаты компании.

5. Отдача: сам ROI. Цифра соотношения стоимости обучения и полученных от него результатов, которая нам и нужна.

Как анализировать инвестиции в образование: ROI и с чем его считать

Как с этим работать?

1. Поставить четкие цели

Чтобы знать, что спрашивать, нужно понять, что вам нужно. Сам Филлипс в своей книге «The Bottomline on ROI» предлагает ставить цели сверху вниз, от нужных финансовых результатов до обратной связи от учащихся. Приведем пример.

5. Отдача: ROI – 150%

4. Результат: за 6 месяцев ученики научились самостоятельно и с нуля создавать собственные проекты разной сложности; знают необходимую для этого теорию и активно применяют ее на практике.

3. Поведение: ученики работают по схемам, выработанным на курсе; креативно подходят к решению проблем и, используя знания из курса, быстро находят новые решения в случае неудачи.

2. Обучение: ученики справляются с задачами разной сложности без посторонней помощи, отвечают на теоретические вопросы, могут объяснить, что и как они делают,

1. Реакция: рейтинг курса не ниже 9/10.

Филлипс рекомендует рассчитывать ROI лишь в 10% случаев, в то время как Реакция – обязательный пункт для любой учебной программы.
Филлипс рекомендует рассчитывать ROI лишь в 10% случаев, в то время как Реакция – обязательный пункт для любой учебной программы.

2. Составить план

Из трех частей – сбор данных, их анализ и расчет ROI. Это необходимо для систематизации и четкой картины всего, что мы тут делаем. Без такого документа представить работу по модели Киркпатрика-Филлипса сложно.

В плане должны быть:

  • цели и способы их достижения;
  • инструменты;
  • сроки;
  • ответственные за каждую цель.

Для наглядности – вот пример такого плана от сайта ROI Institute.

3. Собрать данные

Наконец, составляем опросы и собираем обратную связь до, во время и после обучения. Отслеживаем не только общее впечатление о курсе и успех учеников, но и то, как они усвоили новые знания, изменили методы работы и улучшили результаты.

Это можно делать в формате интервью, опросов в гугл- или яндекс-формах, теоретических тестов, задач или листов реагирования – что угодно, что поможет вам собрать нужную информацию. Ответы могут быть в любом виде: шкале от 1 до 5, в комментариях, выборе «да/нет» и т. д.

Примеры вопросов:

1. Насколько полезен был урок?

2. Преподаватель понятно объясняет материал?

3. Что вам нравится в наших уроках больше всего?

4. Есть ли что-то, что вы бы хотели поменять в наших уроках?

5. Применяете ли вы полученные знания в жизни?

Для точности эксперимента результаты можно сравнивать с результатами групп, обучающихся по другим программам – это определит эффективность вашей.

Как анализировать инвестиции в образование: ROI и с чем его считать

Еще можно опрашивать учителей и родителей учащихся – они видят перемены со стороны. Преподаватели могут оценить результаты и изменения настроений всей группы, а родители – рассказать об оценках ребенка в школе, о том, как он рассказывает о курсе дома и применяет ли он полученные знания в повседневной жизни.

4. Подсчитать затраты и прибыль

Затраты: зарплаты преподавателей; расходы на помещение, оборудование и материалы; маркетинг и все, что вам было нужно для осуществления образовательной программы.

Прибыль: клиенты, в том числе новые, которых удалось привлечь новой программой.

5. Рассчитать ROI

Напомню формулу:

ROI = (Прибыль - Инвестиции) / Инвестиции * 100%

Чем дольше курс, тем за большее время мы берем оба показателя. За месяц, квартал, год или больше – от начала до конца обучения.

6. Определить нематериальные выгоды

Не все можно преобразовать в деньги: некоторые вещи просто благоприятно влияют на обучение и работу компании. Например, улучшение отношения учеников к изучаемому предмету, имидж компании, повышение лояльности преподавателей, мотивация и т. д.

Переводить их в цифры сложно и бессмысленно – все эти результаты субъективны и могут исказить конечную цифру. Лучше низкий ROI из реальных пунктов с большим набором нематериальных выгод, чем высокий, построенный на необъективных показателях.

Что делать с результатами?

Во-первых, улучшать на их основе свои образовательные программы. Если показатель ROI ниже ожидаемого уровня – рассмотреть возможность оптимизации затрат или изменения практик работы. В случае высокого коэффициента ROI – работать по этому плану, расширять проект или внедрять новые технологии.

Во-вторых, оформить в презентацию и показать коллегам, заказчикам и инвесторам. Составить краткие отчёты с той информацией, которая будет им нужна и понятна. Коллеги смогут скорректировать свою работу, а инвесторы – решить, стоит ли ваша программа того.

Заключение

ROI – важный инструмент для оценки эффективности инвестиций в бизнес. Правильный расчет ROI позволяет оценить рентабельность инвестиций и принять обоснованные решения для развития проекта. Используйте его с толком и расстановкой, учитывайте обратную связь по модели Киркпатрика-Филлипса и развивайте свои образовательные проекты.

Начать дискуссию