Три главных заблуждения родителей перед зачислением детей в школу программирования
Директор по продукту, сооснователь Kodland Олег Хейфец постарался ответить почему интерес ребенка важнее интенсивных занятий и чем на самом деле полезна школа программирования.
За два года работы мы встречались с более пятью тысячами родителей. Большинство пап и мам ожидают от школы программирования примерно одно и то же — избавить ребенка от бесконечных часов в Minecraft и получить выпускника с фамилией Цукерберг. Однако программирование не заменит любимые игры, а курсы не гарантируют мгновенное трудоустройство.
Программирование не для детей
Появление языка программирования Scratch в 2007 году вызвало бум в образовании детей. Миллионы школьников кодили, создавая собственные игры, мультфильмы и программы. Однако в России в то время только 30% семей позволили себе купить компьютер и только 25% решались выделить телефонную линию для модема.
Обучение программированию останавливалось на уроках информатики с устаревшей и сложной образовательной программой. Лишь немногие школьники начинали кодить до университетских времен.
Вероятно, препятствия на пути к изучению и «голливудская» интерпретация программистов закрепили понятие, что программирование — не для детей.
С популяризацией технологий, появлением быстрого интернета и открытием школ программирования мнение о науке слегка изменились. Популяризация Scratch и Python сделали изучение доступнее. Понять азы программирования может каждый, как и английский язык.
Подросток вполне способен создать успешный сайт или игру с базовыми знаниями. Как пример — Никита Пашинский, заработавший в 14 лет 4,5 тысячи долларов на созданной «стрелялке» Samoliotik. Наши «Python-ученики» еще не разработали новый «фейсбук», но уже создали небольшие игры в которых мы зависаем после уроков.
Программист = хакер = Джобс
Для большинства пап и мам мир смартфонов и ПК чужд. Отправляя ребенка в школу программирования, родители не понимают, какой результат ожидать. После обучения мой ребенок станет программистом? Сертификат поможет найти работу?
Не стоит воспринимать программирование, как простой навык, поддающийся полному изучению уже в подростковом возрасте. Время от времени мы слышим фразы от родителей — «если бы во времена нашей молодости были такие технологии, то еще в школе мы бы работали в “гугл”».
Утверждение сомнительное — среди трудоустроенных школьников-программистов вспоминаются только уникумы, как Танмай Бакши, работавший с IBM Watson в 13-ть.
Прежде всего родители должны понимать, что школа дает базу и интерес к профессии. У подростков короче горизонт планирования. Дети до 15 лет слабо представляют реальные перспективы обучения. Только приближаясь к студенческому возрасту большинство задумываются о получении высшего образования, будущей работе, планах на жизнь. Детям же важен понятный результат, а не абстрактные цели.
Чтобы мотивировать ребят обучаться, мы создали в прошлом году «Хаб» — внутреннюю социальную сеть. Ученики 12-17 лет делятся проектами с открытым кодом — выставляют оценки, советуются, кооперируются.
Сейчас в ленте порядка двух тысяч работ от текстовых RPG, до сайтов дикой природы. Наиболее популярные проекты выводятся в топ ленты. Желание оказаться в центре внимания подстегивает ребят совершенствоваться, а визуализация цели мотивирует продолжать обучение.
Завершая курсы в школе программирования, ребенок с большим шансом продолжит индивидуальные занятия. Изучив азы Python или другого языка юного программиста ожидает долгий путь через библиотеки и фреймворки. Курсы программирования для детей — это только начало обучения, где важнее всего увлечь, а не создать готового специалиста.
Программирование нам не подошло
Большая часть наших учеников - не фанаты уроков информатики в школе. Причина даже не в изучении устаревших Basic и Pascal, а в методе обучения. Педагоги не понимают интересов подростков, а те не находят практического применения полученным знаниям. Тогда амбициозные дети берут обучение в свои руки.
Каждый человек может освоить программирование дома — без курсов и учителей. Учебники, статьи, видео в Youtube дают необходимые знания для освоения профессии. Однако среди самообучающихся через МООК (массовых открытых онлайн-курсов) только 3-5% доходят до конца. Причем мотиваторы у «взрослых» серьезнее, чем желание детей создать игру или сайт.
Подростку сложно продолжать занятия постоянно сталкиваясь с нехваткой знаний, ошибками в коде и отсутствием быстрого результата. В итоге ребенок забрасывает учебу, а родители ставят точку на занятиях фразой «видимо, программирование — это не про нас».
Нам удается удержать 70% учеников благодаря преподавателям и геймификации. Помимо созданного хаба на занятиях ребята зарабатывают ачивки, проходят испытания и повышают уровень.
Во «взрослом» мире программисты тратят часы и недели в редакторе, чтобы получить видимый результат. Детям же важно видеть постоянный прогресс своего обучения, чтобы оставаться мотивированными.
«Левелап» вдохновляет заниматься усерднее. Параллельно с учениками обучаются и педагоги. Взрослым важно наладить контакт с юными программистами. Ученикам нужен не безликий лектор, а ментор.
Если перед обучением подросток желал создавать игры, а после первых недель заявил, что передумал — не нужно ставить крест на профессии. В программировании, как и в спорте, множество направлений. Не проявляет интерес к футболу, возможно, стоит попробовать баскетбол.
Не нужно отстраняться от всех занятий. Причиной потери мотивации может стать педагог, школа, коллектив или выбранное направление. Проще всего сказать — «программирование нам не подошло».
Заблуждения родителей часто распространены среди детей. Приходя на первый урок ребята уже представляют себя разработчиками в крупной студии или создателями нового Minecraft.
Мы стараемся не ломать мотивацию беспощадной правдой о тернистом пути программиста, но и не строим иллюзии о быстром обучении.
Главная задача школы программирования для детей — дать базу знаний и увлечь занятием. Подросток всегда сможет продолжить самостоятельное обучение и стать востребованным программистом, но для этого важно привить любовь к профессии. Это удастся, если не заниматься в стол, делиться успехами со сверстниками, найти ментора и, конечно, получить поддержку родителей.