Финансы
Natalia Bobrenok
4306

Маленькая, но гордая птичка: как выглядит рынок киберспорта и во что вкладываются инвесторы

За прошлый год российский рынок киберспорта вырос на 42% и оценивается в $12,7 млн. Эксперты прогнозируют, что он будет расти быстрее общемирового — почти на 20% в год — и к 2023 году достигнет объема $31,2 млн. При этом инвестиций на рынке все еще не так много: в Технопарке Сколково инвесторы и аналитики рынка обсудили перспективы киберспорта и его привлекательность для инвесторов — встречу организовал фонд Altergate, недавно вложившийся в IceStorm. Мероприятие прошло на базе сообщества инвесторов Сколково «AdVentureLand».

В закладки

14% россиян считают, что киберспорт является полноценной спортивной дисциплиной – показало исследование аналитического центра НАФИ, рассказал директор пресс-службы центра Гриценко Владимир. Среди тех, кто занимается каким-либо видом спорта, каждый четвертый (28%) признает киберспорт настоящим спортивным событием, а среди играющих компьютерные игры так считает каждый третий (36%). Чем моложе люди, тем они более склонны соглашаться, что киберспорт относится к настоящим видам спорта (32% для возрастной группы от 18 до 24 лет, 5% для людей старше 55 лет).

Уже сегодня нет вида спорта, который смотрят также как киберспорт

Евгений Галиахметов
президент Сингапурского инвестиционного холдинга Altergate

Например, просмотры игр League of Legends опережают по количеству большую часть известных спортивных лиг (100 млн просмотров против 32 млн у MLB, главной бейсбольной лиги, или 5 млн у NHL). Рынок киберспорта вероятно будет удваиваться каждый год.

На российском киберспортивном рынке сделки тоже есть, но самое популярное направление инвестирования — компьютерные клубы. По сути они не имеют отношения к киберспорту, это просто зал с компьютером и кальяном. 90% тех, кто говорит, что вложился в России в киберспорт, вложились именно в такие клубы. По словам Алексея Соловьева, это говорит о незрелости рынка и том, что инвесторы пока не до конца понимают, что такое киберспорт.

Сегодня на рынке киберспорта около 700 заметных компаний, и 280 из них имеет внешнее фондирование на общую сумму $5 млрд (для сравнения: годовой размер венчурного рынка — около $3 трлн).

Тренды на инвестиции в киберспорт положительны, но только в относительном значении. В абсолютном они по прежнему небольшие. Те деньги, которые проинвестировали в киберспорт по всему миру — это капля внутри капли. То есть рынок перспективный, но маленький: это такая “маленькая, но гордая птичка”

Алексей Соловьев
венчурный инвестор и основатель инвестиционной компании А.Partners

При этом, по словам Ивана Дробышева, основателя коммуникационного агентства Grechka Media, «СМИ не очень любят новости про инвестиции в команды, пишут только про сделки вокруг крупной инфраструктуры. При этом все хотят “лайфхаков” о том, как проект показал невероятную доходность, либо истории громких провалов. Но об ошибках в России говорить не принято».

Большого числа фанатов рынок достигает за счет быстро развивающейся инфраструктуры. Она состоит из пяти основных элементов: это команды, которые играют в определенные игры и участвуют в турнирах, транслирующихся через платформы — и уже за всем следят фанаты. Сама эта структура во многом похожа на традиционный спорт. Такое деление нужно инвесторам, чтобы понимать, к какому сегменту относится компания, в которую они хотят вложиться, и с какими игроками рынка ее можно сравнивать.

По словам Цевдна Кандуева, Senior Investment Manager в Skolkovo Ventures, база рынка киберспорта — это многопользовательские рынки с высоким порогом вхождения, то есть такие, где на профессиональном уровне может играть только около 1% пользователей.

Затем вокруг игры появляется «надстройка» из профессионалов, за которыми интересно наблюдать другим пользователям, тренеры и лиги, сервисы для ставок, маржинальность которых сегодня быстро растет, и так далее. Эти составляющие по сути перетекли из традиционного спорта в онлайн, но при этом вокруг киберспорта появляются уникальные сервисы — инструменты коммуникации, такие как ставший единорогом Twitch.

Основные факторы, которые драйвят спрос инвесторов на киберспорт — это большая аудитория и популярность у молодых людей. Именно в ПК-игры, на которых базируется текущая киберспортивная сцена, играет около 5% от общего числа пользователей — остальная аудитория сосредоточена на мобильных платформах. Ожидается, что когда Tencent и Riot Games запустят League of Legends на мобильные платформы, аудитория киберспорта кратно возрастет.

Сейчас происходит сдвиг спроса на спорт: если раньше за соревновательностью шли в футбол или бокс, а популяризация такого досуга шла через условный двор, то сейчас общение перетекло в онлайн — за его соревновательную составляющую для молодых людей отвечает именно киберспорт.

«Для того, чтобы вместе с друзьями во что-то поиграть, достаточно сделать два-три клика, не нужно собираться, выходить на улицу. А удовольствие, которые вы получаете, сопоставимо. У этого сложная аудитория, с которой сложно коммуницировать, и киберспорт — это основной канал для взаимодействия с ней» — объясняет Цевдн Кандуев.

{ "author_name": "Natalia Bobrenok", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 82, "likes": 15, "favorites": 73, "is_advertisement": false, "subsite_label": "finance", "id": 104359, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 31 Jan 2020 11:49:16 +0300", "is_special": false }
Объявление на vc.ru
0
82 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
11

Для тех кто не в теме (немного знаком с Дота-2 сценой, хоть и не играю). В чем суть киберспорта в СНГ (так там наш регион называется). Грубо говоря, в свое время некоторые люди стали про игроками. Все друг-друга знают. Большинство из них  - просто мусор (сленг игры, определяющий скилл). Который постоянно собирается в команды, которые в лучшем случае живут 4-5 месяцев и потом все но новой. Условно есть 60 игроков, которые кочуют постоянно, выигрывать им особо ничего не нужно, работать они не хотят, но зачем? Если в киберспорт сейчас начали вваливать, они и на зарплате посидят.

Также и околотусовка (комментаторы и прочие) - большинство просто бездари. Но вот так получилось, что они были первыми в свое время. И теперь, в свой круг, особо никого не пускают. Кстати, это работает не только у нас, но и в целом, во всем мире. Новых игроков появляется очень мало. По факту во всем мире есть не больше 80-90 человек, которых можно назвать действительно профессиональными игроками. Да, на зарплате многие сидят, но вот играют ничуть не лучше обычных людей, кто по фану катает (но более серьезно). Но это про Доту-2, насчет других дисциплин не знаю.

Насчет инвестиций, не знаю, сомнительно. У нас это в основном всякие букмекерские конторы (рекламодатели) и периодически всякий треш типа Додо.  Тут недавно финал какого-то турнира смотрел, невозможно: комментаторы больше говорят о коэффициентах, а не о самой игре. Я лично думаю, что никакой прибыли у них сейчас нет, просто новая тема, вот и вливают инвестиции. Топовые организации зарабатывают, но в целом... сомневаюсь.

P.S. Аудиторию киберспорта можно оценить, если просто почитать чат на Твиче во время трансляции. Очевидно, это молодая, не шибко умная и малоплатежная аудитория.

P.P.S. А движуху в целом можно оценить, зайдя на самый популярный в Рунете сайт киберспорт.ру. Абсолютно тупой сайт, ну а новости из разряда "один твитнул это, другой твитнул то". Т.е. в этой сфере даже журналистика на полном дне в данный момент ;) Но, есть перспективы роста. А вот конкуренции - нет, выше я писал, почему. 

Ответить
5

Подтверждаю. Описанный текст точно так же относится и к лиге легенд. Один в один. Слежу за киберсценой СНГ сервера 3 года. Напоминает котел, в который очень сложно попасть. В основном из-за отсутствия финансирования. Из-за проблем с денежками, следующий сезон соревнований решено проводить не в студии, которая находится в Подмосковье и специально была построена для турниров и болельщиков, а по домам. Ещё одна большая команда-фаворит СНГ вот вот объявит о своем банкротстве. Всего СНГ ростер состоит из 8 команд. Что бы попасть на про сцену нужно своим коллективом обыграть кого-то из этих команд. Но это ещё пол беды, нужно иметь финансы платить игрокам зарплату. А прибыли с нее никакой. Рекламные интеграции в лучшем случае отбивают операционные расходы. Получается что весь киберспорт в СНГ сейчас живёт на энтузиазме владельцев команд. Перспективы есть, но так же все ходят на грани схлопывания этой пирамиды.

Ответить
3

Вы все так говорите, как будто про спортсмены классических видов спорта прям интеллекуталы. Такие же ребята, не особо образованные, сидящие на зарплатах

Ответить
2

Вообще не думал о обычных спортсменах когда писал свой коммент, спасибо что натолкнули на размышления.

Ответить
1

Ну просто я не вижу разницы между задротом компьютерных игр и задротом футбола. Второй здоровее физически у первого лучше развита мелкая моторика. Другое дело, что пока рынок молодой, порог вхождения (возрастной) в кибер спорт выше. То есть, если в футболе надо тренировать ребенка с 4-5 лет, то для киберспорта это 10-13 лет. При этом надо понимать, что киберспорт гораздо требовательнее к реакции. Например взять N0tail, дота 2, чемпион ти. Ему вроде 26 лет и он сам говорил, что по реакции на ролях 1-3 позиции он не вытягивает и пересел на 4-5 позицию. При этом тактически он все еще рулит как капитан. То есть 30 лет скорее всего край для профессиональных спортсменов в киберспорте, а с течением времени этот барьер еще ниже будет, поскольку входить будут не в 10 лет, а в 8 и т.д. но это я говорю про игры ориентированные на жесткий микроконтроль, вроде доты, лола и т.д

Ответить
1

Да это все сказочки времен 11-12 годов, когда личный скилл решал. Сейчас в таких играх типа Доты (кс го наверное не в тему), все решают пики, действия по карте и т.д. А что кто-то там кликнет на 0,001 секунду быстрее... когда-то зарешает, но в целом - нет.

Просто (не знаю как ща, из прошлого пример) ты на миду стоишь на Шадоу Финде, а против тебя Вайпер или Квопа, твой скил и скорость реакции никакого значения не имеют. Если противник не полный ноль, то тебя вынесут вперед ногами.

Да вон пример, если уж ты OG вспомнил, последняя карта инта. Как Ликвиды собирались вообще выигрывать? У них быстрого урона не было, а у этих два хилера. Плюс герои, которые без артефактов могут идти лица бить. А у этих.. Виндренджер, которая дохнет за прокаст Тини ) Ну и чего, зарешала бы скорость реакции в этой игре? Нет, они ее проиграли еще на стадии пиков. И подобных примеров масса, я хз, как этого можно не замечать.

Ответить
1

Нормально играть без микроконтроля в доту нельзя, а с кривыми пиками можно. Чего стоят только ребята которые прошли с выживания 3 года назад, в каждой катке пикая снайпера.

Ответить
0

Ну слушай, я не говорю про людей, у которых реакция вообще заторможенная. А что ребята со снайпером прошли, ну так они юзали определенную СТРАТЕГИЮ. Или ты будешь утверждать, что при игре на снайпере нужна супер реакция?) А микроконтроль - это про иллюзии. 

Но по факту, если ты под сон наги поставишь ульт дизраптора на 0,1 секунду позже, чем хотел, на что это повлияет? Ни на что. А с кривыми пиками можно играть только в том случае, если разница в классе между командами - пропасть. Что, кстати, в свое время показывали ВП, которые на Саммите каждую карту пикали новых героев.

Ответить
0

Это на самом деле одна из ключевых проблем зрелищности киберспорта. Привязка к метам, как в плане тренировок, так и головах игроков. Впервые появилась в доте, сейчас пошла везде.

Раньше интересно было смотреть игры топов - т.к. ребята реально отжигали, придумывали что-то, никогда не мог знать чего ожидать от той или иной тимы. Сейчас? Ограниченный пул тактик и никто не ждет ничего прорывного ни от кого. По сути одно и то же раз за разом.

Да, в профессиональном футболе например аналогичная ситуация - никто не игарет с вратарем-гонялой или со схемой 8-1-0. Но там есть околофутбол, сотни лет истории, привязка к городам/районам, и топовые команды на самом деле не так уж и академично играют.

У киберспорта этого бэкграунда нет, мета-игры скучно смотреть = падает интерес, а кроме красивых интересных каток играм больше нечего предложить (пока).

Ответить
1

Да, я поэтому завязал играть, сама игра интересная в плане разнообразия, но извините, у меня нет времени постоянно привыкать ко всем изменениям. А то сегодня я на одном герое играю, а завтра его сделают слабым. Почему? Да просто так. Если говорить про аналогию с футболом, то как каждый год будут менять диаметр мяча, размер поля и ворот. 

А сейчас да, есть условные 20 сильных героев. Половина в бане, за половину драка. Вот сейчас ради интереса посмотрел последний турнир: из 120 героев взяли 98 (всего было 100 матчей, т.е. 1000 вариантов выбора). Из этих 98 - 64 героя брали менее 10 раз. Т.е. в подавляющем большинстве игр было 34. А топ 7 героев были хотя бы 1-2 в каждой игре. Не интересно нифига.

Ответить
2

Виртус.про я думаю норм себя чувствуют. Как и Нави. Остальные, так.. энтузиазм владельцев, не более. Да и то! ". Показатель EBITDA (прибыль до вычета налогов) в 2017 году был отрицательным — $15 млн. " - при этом Маил ру купил организацию за 100 миллионов долларов.

Надеются на взрывной рост.. но я честно, не вижу откуда это пойдет. Может через 20-30 лет..

Ответить
2

20-30 много, если сейчас не схлопнется, то через 5 лет уже будет полегче. В той же лиге появилась кибершкола, Один из топ тренеров сервера собирает младшую лигу, бесплатно, где ребята формируют команды и тренируются, в пролом сезоне они выходили драться с основным ростером снг. Все это естественно бесплатно и на энтузиазме, но вдруг проект найдет своего инвестора?

Ответить
0

"Получается что весь киберспорт в СНГ сейчас живёт на энтузиазме владельцев команд. Перспективы есть, но так же все ходят на грани схлопывания этой пирамиды."

А как же большие команды, типа Virtus.pro и NaVi? Бывший генеральный менеджер Virtus.pro говорил, что организация в плюсе и фонд, который владеет командой доволен.

Ответить
0

если вы обратили внимание, то это все - холдинги, у которых есть несколько направлений работы.
виртус входят в огромную структуру, которая получает доход от организации турниров, например, арены и прочее. 
команды сами вряд ли окупаются. для этого строят инфраструктуру, другие направления как турниры/арены и прочее. и то, это работа вдолгую

Ответить
–11

Лучше молчать, если не в теме;) 
Какую дикую чушь написали, которая вообще никак с реальностью не пересекается. В Доту, говорит, не играю, но выводов дохрена делаю. Цирк. 

Ответить
8

Твое мнение очень важно для меня (нет).
P.S. А вообще, в приличном обществе. если с чем-то не согласен, то принято приводить аргументы, а не кудахтать ;)

Ответить
–5

Еще раз - не разбираешься в вопросе, не нужно "умничать" и пытаться что-то кому-то объяснить в своих 35 бредовых предложениях;). 
Чел ни разу не открывал игру, о которой делает выводы - это клиника. 

Ответить
1

Тебе снесли трон из-за тупых тиммейтов и под тобой сейчас горит стул? Понимаю) Но почему ты плачешь тут, а не на профильных ресурсах?)

Ответить
–5

Понятно. Ты изначально по теме чушь написал, так же и сейчас тему переводишь. 

Ответить
4

Иди там воздухом подыши, охладись. Мне не интересно с тобой говорить. Ты ни одного контраргумента не привел против того, что я написал. Только ко-ко-ко. Еще мамку мою в кино своди, школотрон xD

Ответить
–5

...

Ответить
1

у вас один и тот же комментарий. чушь, чушь, чушь. напишите свою точку зрения

Ответить
–6

моя точка зрения "." 

Ответить
0

Ну сидите вы на вливаниях и что? 
Сравни любую снгшную команду и ту же OG
Те 2 раза инт выйграли. Причём в первый раз с новичком полным!!! 
У нас кроме гпк ни один новый игрок в доте не заиграл и не заиграет. 
Та и гпк тот же херь

Ответить
0

Понял. Ультую!

Ответить
0

Не с полным новичком :) В тусовке Топсона знали еще до момента получения волшебного письма из Хогвардса (OG).

Ответить
0

С полным новичком в компетитив такого уровня какой присутствует на Инте 

Ответить
1

Подписываюсь под каждым словом. 
Капитан гамбитов, половина виртус про, вот и все профессионалы, что есть в доте. 
Щас новых игроков приглашают для вида чисто, что вот якобы движуха есть, но нихрена

Ответить
0

Насчет нынешних Виртус про не знаю... я особо не слежу, последний турнир смотрел их игру, когда вылетели, очень печально там все) Кажется, их капитану (Соло) пора на пенсию) Он и раньше был слабым звеном по игре, ИМХО, хотя, vc.ru таки не место для обсуждения этого) 

Я просто не понимаю, когда команды, в которых типа профи все, есть тренеры, аналитики, берут таких героев, которые не оставляют шансов на победу практически. Сколько там, 120 героев? Неужели нельзя устроить мозговой штурм неделю, выкинуть плохих и слабых, определить интересные связки и т.д.?

Ответить
0

Если бы было все так просто, "про" игроков было бы в разы больше :) Есть метовые, есть не метовые герои, а еще очередь пика, пул героев, на которых ты играешь, личный скил, взаимодействие и взаимоотношения с командой. И вот когда все эти планеты сходятся, рождается OG :D 

Ответить
0

Я не готов на этом сайте обсуждать нюансы, кроме того, всегда можно сказать, что я не профессиональный игрок и что я вообще могу знать? И это будет типа логично (нет) и это всегда основной аргумент. Но я запомнил момент, когда две команды играли, убили саппортов, остались керри и мидер против 5 в Рошане. И они, вдвоем, поперлись драться и разумеется умерли. Это была минута 25, байбеков у них не было и им успели сломать сторону, ну и игру они в итоге слили. Т.е. абсолютно тупой мув, который окей для паблика со слабыми игроками пройдет, но это же про-игроки!

А уж эта так называемая "мета". Про-игроки еще и тупые все (в силу молодости). Почему я так думаю? Просто: пока кто-то один не покажет, как играть на герое и что можно собирать, все остальные играют по шаблонам. У противника нет ни 1 направленного скила? Но ведь все собирают на героя Х линкед сферу, соберу и я! Ого, кто-то собрал на лайфстилера радианс? А че, так можно было? Фигакс и все делают только так. У противника герои, которые пойдут душить после 10 минуты? Хм, я соберу мидас, ведь на этого героя его всегда собирают! Можно долго продолжать.

Знаешь, чем про-игроки отличаются от обычных? Только тем, что они имеют возможность задрачивать по 10-12 часов в день. Слышал мнение, что вот в районе 30 лет играть уже нельзя (я про доту все говорю). Фуфло, фишка в том, что в этом возрасте у людей уже нет возможности играть по 10 часов в день. Вот и все. 

А многие про-игроки сегодня вообще ничем не отличаются от типичного игрока в пабе, более того, в пабах зачастую еще и поумнее люди есть. Но у них нет времени много играть, потому они никогда не апнут рейтинг (это я не про себя). Вон, возьми почти любого СНГ-игрока и поймешь, что он даже миноров никогда не выигрывал. Или выигрывал, лет 7 назад. Но вот попал на про сцену, а там тусовка среди корешей.

Я лично играл еще в первую Доту, во вторую ну не знаю.. пару лет играл, игр может 10-12 в месяц. Забил болт, когда они выкатили патч, где кардинально все поменяли. И потом дальше патчи ради патчей, ради тупых изменений. У меня нет времени каждый раз во все это вникать. В про сцене разочаровался, когда осознал, что большинство игроков просто донные. Вот да, на OG было интересно посмотреть. А в целом, какие-то там миноры или квалификации смотреть.. ну уж нет.

Прикольно было за ВП поболеть (за наших типа), но какие наши сейчас? Эти AlWAYSWANNAFLY и прочие Ванскоры, которые никогда ничего не добьются, ходят блин из команды в команду.

Ответить
0

Не соглашусь про обычных смертных и про игроков. Некоторые сидят по 10-12, а в итоге как были в своей 3к, так и остались в 5к. А дальше не идет, не потому что времени нет, а потому что скила не хватает, моторики, мозгов в конце концов. Конечно, если его посадить с дядькой с 9-10к и тот будет указывать на все его косяки, то может чего-то и выйдет.

Ну типа рош-пит, там 5-ро, вас 3-е, Шейкер бум, Аппарт бум и все дела (сопсна картинка из одной игры с инта, уже не помню какого) . Риск, но не всегда оправданный, иногда граничащий с маразмом :)

Если радик так хорош на гуле, почему бы и не позаимствовать эту страту :) И ты не всегда играешь в мету, иногда приходится извращаться и придумывать на ходу.

Финт Зидана. Вопрос, почему не финт Аршавина? Да потому что этот финт знают все, а начал его использовать эффективно Зидан. Все футболисты идиоты, потому что раньше его не использовали - нет. Иначе все бы были гении.

- Как-то он не концептуально пробежал! Что он хотел этим сказать?
- Да то, что он может так пробежать, а ты хрен так пробежишь, вот и все!

(с) О чем говорят мужчины.

Ответить
1

В целом все правильно, кроме цифр.
Профи все таки гораздо больше чем 60 чел на весь мир, но российский киберспорт верно описан. Тусовка хаотично создающих и разваливающих стаки бичей, которые только и ждут хорошего контракта, 9/10 из которых сразу теряют какую либо мотивацию после первого успешного или не успешного турнира и начинается всё по новой. Чего уж говорить, если наши гранды VP сговнились после "рофлтуриков". Никакой стабильности, никакой прибыли.

Ответить
0

Да в мире примерно подобная картина, стоит лишь вспомнить всяких Пайкатов, много их, кто по говностакам метается. Раз в год в лучше случае до финала майнора дойдут или на инт попадут. Но мы говорим про инвестиции тут, а от инвестиций в такие стаки, которые живут полгода-год какой толк?)

ВП - отдельная исторя. А вообще, мое ИМХО - уж больно молоды большинство игроков. Отсюда шило в жопе, максимализм и прочие факторы юности. Вон, че там за история с Гамбит была на прошлых отборочных? Вроде в шаге до выхода на Инт были и разосрались, если я верно помню. Вот и инвестируйте в этих ЧСВ бичей )

Ответить
0

Про "нешибко умную аудиторию": вы просто не туда смотрите. Есть Гудгейм, например, и там ребята повзрослее средней цифры с Твича и поумнее.

Ответить
2

Возможно, а какая там аудитория? Сотни тысяч человек? Сомневаюсь) Судя по стате просмотра новостей, это не более 10 , ну фиг с ним, 20 тысяч человек. Это ни о чем. 

Ответить
0

Это не отменяет того, что он есть. Тем более площадок со стримами у нас не тысячи, чтобы пренебрегать ими.

Ответить
0

вы сделали выборку не по людям, смотрящим трансляции на Твиче, а по людям, чатящимся в твиче. а это совсем разные вещи

Ответить
0

Ну я не претендую насчет того, что я тут исследование проводил и  т.д. и т.п. Только есть сомнения, что аудитория тут похуже, чем в том же футболе, например? Я читал исследования аудитории, которые на паблики Виртус.про и Нави подписаны (т.е. активные болельщики, получается). Там 75% младше 26 лет, а 63% младше 23... Очевидно, что когда у людей появятся семьи, работа и т.д. у них на это все особо времени уже не будет. Так, иногда посмотреть, да поиграть вечерком. 

Однако, как мне кажется, важный фактор - вовлеченность. Что бы зарабатывать на киберспорте, нужно, чтобы человек постоянно смотрел турниры, которых дофига (т.е. требуется много времени). И сравним с футболом, где человек может 1 раз в месяц на стадион сходить и на нем несколько тысяч заработают.

Еще раз: я не утверждаю, что киберспорт будет убыточным, что у него нет будущего. Но я уверен, что в ближайшие десятилетия именно что по деньгам он даже со спортом второго эшелона тягаться не может. А уж "аудитория 2 миллиарда" это просто вообще понятно откуда высосано.  Байки для инвесторов. И, ЧСХ, некоторые в это еще и верят.

Ответить
0

ну вот опять паблики... я в Доту не играю уже несколько нет, но кркупные турниры смотрю, как и по кс. на паблики не подписан, смотрю все дома на телеке.я ходил на турнир по доте в Москве. вся парковка была заставлена машинами, т.е. явно не школьники пришли и очень много было людей 25+

Ответить
0

Ну у вас тоже ошибка - по себе судите) Сомневаюсь, что на вас кто-то из киберспортивных организаций зарабатывает. Даже деньги за билет ушли организаторам турнира ) Я просто не пойму, вы спорите с тем, что аудитория киберспорта по платежеспособности проигрывает аудитории футбола, хоккей, бейсбола и т.д. ?)

И не забывайте про высокий порог входа, в Доту, например. Посадите рандомного смотреть человека, он вообще ничего не поймет. И разбираться (так, чтобы понимать) ему нужно очень и очень долго. 

Ответить
0

Если мы говорим про твитч и иже с ними, то важно смотреть не только на вовлеченность (важный параметр, согласен), но и на переодичность донатов с одного пользователя. Если маленький задротер зашел на твой стрим за год всего 4 раз, но каждый раз задонатил по 100 руб. отложенные с завтраков, то why not?

Опять же про взросление аудитории - донатят реже, т.к. семья/работа, но больше.

И не понимаю почему вас смущает цифра в 2 миллиарда? В одной только поднебесной растет армия задротов. Разработчики тоже не идиоты, создают новые игры под киберспорт, но с низким порогом вхождения (Overwatch, Apex Legends и пр.). И если раньше, лет 5-7 назад у такой аудитории в виде мотивации был только интерес к игре, то сейчас это еще и бабки, причем большие.

Про бездарей в околотусовке - сильно категорично, нет? Вы же не знаете всех этих людей лично. Акцент именно на ВСЕХ, т.к. кого-то может и знаете :) Некоторые личности очень даже неплохо смотрятся и слушаются, про других и вовсе можно сказать - талант! Хотя есть и те, которые откровенно хреново смотрятся, в доте не получилось, ушел в комментаторы, но и там все очень не очень.

Ответить
0

При чем тут донаты и инвестиции в киберспорт? Тут сайт не для мамкиных стримеров и кибератлетов ) 2 миллиарда меня смущают потому, что порог вхождения во многих играх очень высок. 2 миллиарда это 28% населения Земли, ну ок, будет 25% через сколько-то лет. Всерьез кто-то может верить, что 25% людей в мире будут смотреть киберспорт?

Насчет околотусовки и т.д. 90% игроков возьми - никто ничего не выигрывал НИКОГДА, или выигрывал 5 лет назад турнир на 10 тысяч долларов. Но они ничего больше не умеют и не хотят, вот и держаться за это.

Про комментаторов и прочих. Да хоть на примере Вилата посмотрим (он типа самый известный). Меня бесят его интонации, повизгивания как у поросенка, да и вообще говор. Но ладно, допустим, это вкусовщина, я бы не сказал из-за этого, что он плох. Но але! он просто абсолютный непрофессионал. Он в игре очень слабо разбирается, банальные вещи называет гениальными и иногда несет такую ересь... и он блин всегда финалы Инта комментирует. Потому последний я смотрел на английском, слушать его визги и его ахинею не могу. 

А все почему? А потому что он твердо сидит на своем месте. И плевать, что он постоянно косячит: он стал популярным, потому что был первым. А потом просто расслабился и забил.

Ответить
0

Высок, но опять же, не во всех. LoL например проще доты (пожалуйста, не бейте, лучше заминусуйте), из-за этого у него аудитория больше https://vc.ru/flood/18408-lol-100mln. А есть еще популярные игры, в которых порог вхождения еще меньше. Поколение меняется, киберспорт потихоньку отъедает аудиторию, думаю эти цифры вполне могут быть реальностью, пусть не сегодня, но вполне себе может быть лет через 5.

P.S.:https://www.rbc.ru/technology_and_media/12/02/2019/5c61921d9a79478a13fdd100

Однако есть игроки, которые хотят играть и развиваться. мне кажется такое распределение свойственно всем сферам, иначе все бы сейчас работали сеньёрами и лидами. Кому-то тупо по кайфу сидеть на мидле.

Визги Вилата, абсолютная вкусовщина. В комментаторах полно людей, которые вообще ни куя не понимают, но я не из-за этого их смотрю, мне нравится подача. Хотя соглашусь, иногда такую ересь несут, что аж испанский стыд пробирает.

Вилат один из первых кто поднял вообще эту тему, он же ее и продолжает двигать. Если бы был застой, то не появлялось бы новых "звезд", как например maelshtorm. Мне кажется у вас предвзятое к нему отношение из-за личной неприязни :) #Виталяты крутой :D

Ответить
0

Я сам признал, что это вкусовщина) Но это не отменяет его непрофессионализм, который он, из-за своей лени, делает своей "фишкой", регулярно подчеркивая. 

Ответить
0

А в чем конкретно непрофессионализм то? Ну кроме того, что он 3к помойка.

Ответить
0

При чем тут сколько у него там птс?) Это вообще не влияет ни на что. Да вот один пример: позапрошлый инт (вроде финал), когда у одних остается один барак, у другой команды игрок отвлекает китаез, а другие с виспом ломают последний барак. Он там чуть слюной не захлебнулся, когда орал "Гениальная игра, гениальная!". Что тут гениального? Стандартный мув даже на 3к помойке, хех.

Если бы я ща активно смотрел и вникал, можно было бы много написать, но я давно его не слушаю. Но он по самой игре несет дичь, делает неверные выводы, простые вещи называет сложными и все в таком духе. А уж когда он со своим корешем комментирует, блевать хочется, каждую трансляцию одни и те же шуточки.

Ответить
0

Полтора миллиона в месяц средний визит сайта сейчас по статистике из SB и скоринг сайтов. Последний раз когда с владельцем общались было свыше 100 тысяч уникальных юзеров, это было 2015 год

Ответить

Комментарий удален

0

Что за родители воспитали тебя, мм?

Ответить
0

Всё плохо потому что все вокруг дебилы и ничего не умеют - типичное мнение обычного токсичного дотера, даже удивительно, что на vc это есть

Ответить
0

Сам то понял, что написал?) Я не играю, это раз. Токсичный дотер тут только ты, это два. Типичные признаки: ноль аргументации, ибо думать мы не умеем, да?)

Ответить
–4

"Для тех кто не в теме" - так ты сам не в теме. Зачем пафосно воздух сотрясать? Wtf? 

xD

Ответить
3

Вот тут дичайшая подмена понятий. 

"Основные факторы, которые драйвят спрос инвесторов на киберспорт — это большая аудитория (около 2 млрд людей по всему миру, и это число в ближайшие годы будет увеличиваться счет роста мобильных игр)". 

Играть в игру (иметь ее установленной на компе) и быть киберспортсменом (участвовать в турнирах призовых или хотя бы пялить в турниры на твитче) это ж две разные вещи. 

Ответить
0

А если у человека есть время играть и смотреть, то он явно не ЦА для рекла, потому что у него денег нет )

Ответить
1

С развитием машинного обучения и искусственного интелекта "кибер спорту" может очень скоро придти конец

Ответить
1

неа. уже ж на турнире по Доте заявлялась команда, написавшая бота, обучив его по играм топ игроков. и в матчах против него про игроки почти всегда проигрывали. Но. В Доте игра идет долго и 5 на 5. а с ботом были так скажем бои 1 на 1 на миде. до нескольких убийств. И, кстати, компания то крупная занималсь этим ботом. так и в автоспорт можно поставить автопилот. трассы тем более всем известны. люди то хотят смотреть на людей в основном из-за их ошибок, они добавляют зрелищности. а не филигранное исполнение или проезд по треку без ошибок. 

Ответить
0

а вот это пропустил)

Ответить
0

Понимаю. Отдельное спасибо за пример с автопилотом - очень показательно. Моё опасение основывалось на том, что читерство (цифровой допинг) будет трудно предотвратить и из-за него игра человека с человеком потеряет смысл, но время покажет.

Ответить
1

читерство есть и сейчас. но крупные турниры проходят вживую на арене, где игрокам не дают доступа к компам. они заходят в звуконепроницаемую коморку на сцене и начинают играть. из своего можно только клавиатуры, мыши и наушники. так что организаторы стараются минимизировать возможное читерство. хотя на отборочных, которые могут проводиться онлайн иногда бывают случаи

Ответить
0

Тогда, возможно шанс у этого направления и есть.

Ответить
0

но я все же сам не понимаю, за счет чего живут команды... Т.к. организатор турнира, который получает прибыль и команда, это разные организации чаще всего (почти всегда). 

Ответить
0

Я примерно понимаю. Современная экономика - это "Экономика внимания" (как я её называю). Здесь монитизируется любая возможность привлечения внимания аудитории (блогеры, инфлюенсеры - вот это всё) и кибер спортсмены - не исключение. Жить они могут только за счет спонсорских контрактов, рекламы и скрытого продвижения (в т.ч. и игр).

Ответить
1

ну с одной стороны да, но... организация нанимает игроков, платит им немалые деньги. при этом призовые от побед получают игроки, а не организация. а организация должна предоставить оборудование (допустим, спонсоры), взять в аренду тренировочную базу, оплатить перелет на соревнования и тд. Т.е. игроком быть круто, а вот организацией...

Ответить
1

Было очень полезно и интересно, хотя я не особо интересуюсь киберспортом, пришла в качестве участника, интересно было послушать с точки зрения инвестиций))

Ответить
1

Если для тупых - а откуда там деньги? 

Например, футбольная команда может зарабатывать билетами, стадионом, атрибутикой, продажей игроков, долей от ТВ-прав. Тот же АПЛ, например, смотрит весь мир.

Чем зарабатывает киберспортивная команда? Кроме спонсорских денег, естественно. 

Ответить
0

ну организации, к которым относятся киберспортсмены, может устраивать турниры, продавать билеты на них. но чет сомнительная там прибыль, учитывая еще призовой фонд и прочие траты. хз хз. вообще кажется, что СНГ киберспорт идет по пути футбола, когда зп огромная, а результата нет

Ответить
0

Билеты на киберспортивные соревнования? Это серьезно? Я просто не в курсе. Никогда бы не подумал, что кто-то будет платить за то, чтобы посмотреть на играющих в CS или во что там сейчас играют =)

Ответить
0

это вы зря) и билеты не из дешевых. последние международные турниры в Москве были с призовым в миллион долларов вроде. и билеты стоили тысяч от 2 на один день. вот так вот. а призовой фонд крупнейшего чемпионата по Доте в том году был.... 24 млн долларов. при этом чистыми, т.е. налоги за игроков выплачивала организация. и большая часть этого фонда была от зрителей, которые покупали специальные "боевые пропуска", получая разные плюшки, с них пополнялся призовой фонд

Ответить
0

Трансляции турниров в онлайне - реклама на трансляциях - вот и деньги. Это аналог доходов от ТВ-прав.
Персональные и командные спонсоры - компы, мыши, мониторы, кресла - аналог таких же спонсоров по спортивному инвентарю.
Атрибутика - ровно то же самое, вообще мерч это не спортивное изобретение, схема такая же как с музыкантами и проч.
Вместо сборов match-day у команды или игрока могут быть гонорары за участие в шоу-матчах и киберспортивных ивентах.
В целом, примерно аналогичный спектр источников дохода получается, хоть и гораздо меньший по объему (по крайней мере пока).

Ответить
0

А я рад за киберспорт. Ему нужно давать шанс развития. Когда-то мне было в 2007 (18 лет) И я приехал на то время в торговый центр на турнир по CS 1.6.
Эмоций куча. + потом тебя начинают узнавать. Да так мы чем так и не взяли, а все равно говорили о нас. 

Ответить
1

И только по этому должны давать шанс потому что эмоций куча и мамкиных задротов узнают?

Ответить
0

Хм... А причем здесь мамкиных?  И в любом случае молодежь успешно развивает это дело.

Ответить
0

На российском киберспортивном рынке сделки тоже есть, но самое популярное направление инвестирования — компьютерные клубы.

Инвестиции в компьютерные клубы? Я думал, последний клуб в моем городе закрылся лет может 10 назад.

Ответить
1

Не, открываются сейчас. Я тоже удивлен

Ответить
1

сейчас пошел обратный тренд

Ответить
0

не знаю, у нас пока не открываются и те, что были, закрыты более 5 лет

Ответить
0

Интересная статья, но довольно поверхностно...Хотелось бы больше конкретики (факты) и статистики :) Поскольку, кроме спонсирования турниров - особых крупных вложений и нет. А спонсорство команд зачастую еле окупается, ведь основная прибыль - это призовые места.

Ответить
0

Обычно как раз прибыль с призовых мест идет игрокам. Большинство организаций зарабатывают только на рекламе. Вот в Виртус про средняя зарплата (бывший менеджер озвучивал), 10к баксов. Состав по Доте-2 - 5 человек, плюс тренеры, буткемпы и прочие расходы. Думаю, там минимум 80к в месяц выходит. Т.е. 960к в год, округлим до миллиона. В прошлом году они выиграли около 1 миллиона ( с которых налоги еще). При это призовые как раз игрокам идут)

В некоторых командах организации забирают часть призовых, но это скорее исключение.

Ответить
0

Я лучше продам хату и дам деньги ашоту шаурмечную открыть, но только не в киберспорт. 
Вот вся суть киберспорта России 

Ответить
0

Я лично вот никогда не играл в футбол и в хоккей но являюсь болельщиком.
Смотрю почти все международные турниры.
И являясь игроком в комп. игры не являюсь болельщиком киберспорта. 
И вот мне кажется (хотя по себе судить не совсем верно), что именно в этом и особенность - высокий порог входа не только для игрока но и для зрителя. 

Ответить

Прямой эфир