Маленькая, но гордая птичка: как выглядит рынок киберспорта и во что вкладываются инвесторы

За прошлый год российский рынок киберспорта вырос на 42% и оценивается в $12,7 млн. Эксперты прогнозируют, что он будет расти быстрее общемирового — почти на 20% в год — и к 2023 году достигнет объема $31,2 млн. При этом инвестиций на рынке все еще не так много: в Технопарке Сколково инвесторы и аналитики рынка обсудили перспективы киберспорта и его привлекательность для инвесторов — встречу организовал фонд Altergate, недавно вложившийся в IceStorm. Мероприятие прошло на базе сообщества инвесторов Сколково «AdVentureLand».

14% россиян считают, что киберспорт является полноценной спортивной дисциплиной – показало исследование аналитического центра НАФИ, рассказал директор пресс-службы центра Гриценко Владимир. Среди тех, кто занимается каким-либо видом спорта, каждый четвертый (28%) признает киберспорт настоящим спортивным событием, а среди играющих компьютерные игры так считает каждый третий (36%). Чем моложе люди, тем они более склонны соглашаться, что киберспорт относится к настоящим видам спорта (32% для возрастной группы от 18 до 24 лет, 5% для людей старше 55 лет).

Уже сегодня нет вида спорта, который смотрят также как киберспорт

Евгений Галиахметов, президент Сингапурского инвестиционного холдинга Altergate

Например, просмотры игр League of Legends опережают по количеству большую часть известных спортивных лиг (100 млн просмотров против 32 млн у MLB, главной бейсбольной лиги, или 5 млн у NHL). Рынок киберспорта вероятно будет удваиваться каждый год.

Маленькая, но гордая птичка: как выглядит рынок киберспорта и во что вкладываются инвесторы

На российском киберспортивном рынке сделки тоже есть, но самое популярное направление инвестирования — компьютерные клубы. По сути они не имеют отношения к киберспорту, это просто зал с компьютером и кальяном. 90% тех, кто говорит, что вложился в России в киберспорт, вложились именно в такие клубы. По словам Алексея Соловьева, это говорит о незрелости рынка и том, что инвесторы пока не до конца понимают, что такое киберспорт.

Сегодня на рынке киберспорта около 700 заметных компаний, и 280 из них имеет внешнее фондирование на общую сумму $5 млрд (для сравнения: годовой размер венчурного рынка — около $3 трлн).

Тренды на инвестиции в киберспорт положительны, но только в относительном значении. В абсолютном они по прежнему небольшие. Те деньги, которые проинвестировали в киберспорт по всему миру — это капля внутри капли. То есть рынок перспективный, но маленький: это такая “маленькая, но гордая птичка”

Алексей Соловьев, венчурный инвестор и основатель инвестиционной компании А.Partners

При этом, по словам Ивана Дробышева, основателя коммуникационного агентства Grechka Media, «СМИ не очень любят новости про инвестиции в команды, пишут только про сделки вокруг крупной инфраструктуры. При этом все хотят “лайфхаков” о том, как проект показал невероятную доходность, либо истории громких провалов. Но об ошибках в России говорить не принято».

Большого числа фанатов рынок достигает за счет быстро развивающейся инфраструктуры. Она состоит из пяти основных элементов: это команды, которые играют в определенные игры и участвуют в турнирах, транслирующихся через платформы — и уже за всем следят фанаты. Сама эта структура во многом похожа на традиционный спорт. Такое деление нужно инвесторам, чтобы понимать, к какому сегменту относится компания, в которую они хотят вложиться, и с какими игроками рынка ее можно сравнивать.

По словам Цевдна Кандуева, Senior Investment Manager в Skolkovo Ventures, база рынка киберспорта — это многопользовательские рынки с высоким порогом вхождения, то есть такие, где на профессиональном уровне может играть только около 1% пользователей.

Затем вокруг игры появляется «надстройка» из профессионалов, за которыми интересно наблюдать другим пользователям, тренеры и лиги, сервисы для ставок, маржинальность которых сегодня быстро растет, и так далее. Эти составляющие по сути перетекли из традиционного спорта в онлайн, но при этом вокруг киберспорта появляются уникальные сервисы — инструменты коммуникации, такие как ставший единорогом Twitch.

Маленькая, но гордая птичка: как выглядит рынок киберспорта и во что вкладываются инвесторы

Основные факторы, которые драйвят спрос инвесторов на киберспорт — это большая аудитория и популярность у молодых людей. Именно в ПК-игры, на которых базируется текущая киберспортивная сцена, играет около 5% от общего числа пользователей — остальная аудитория сосредоточена на мобильных платформах. Ожидается, что когда Tencent и Riot Games запустят League of Legends на мобильные платформы, аудитория киберспорта кратно возрастет.

Сейчас происходит сдвиг спроса на спорт: если раньше за соревновательностью шли в футбол или бокс, а популяризация такого досуга шла через условный двор, то сейчас общение перетекло в онлайн — за его соревновательную составляющую для молодых людей отвечает именно киберспорт.

«Для того, чтобы вместе с друзьями во что-то поиграть, достаточно сделать два-три клика, не нужно собираться, выходить на улицу. А удовольствие, которые вы получаете, сопоставимо. У этого сложная аудитория, с которой сложно коммуницировать, и киберспорт — это основной канал для взаимодействия с ней» — объясняет Цевдн Кандуев.

1919
83 комментария

Комментарий недоступен

18

Подтверждаю. Описанный текст точно так же относится и к лиге легенд. Один в один. Слежу за киберсценой СНГ сервера 3 года. Напоминает котел, в который очень сложно попасть. В основном из-за отсутствия финансирования. Из-за проблем с денежками, следующий сезон соревнований решено проводить не в студии, которая находится в Подмосковье и специально была построена для турниров и болельщиков, а по домам. Ещё одна большая команда-фаворит СНГ вот вот объявит о своем банкротстве. Всего СНГ ростер состоит из 8 команд. Что бы попасть на про сцену нужно своим коллективом обыграть кого-то из этих команд. Но это ещё пол беды, нужно иметь финансы платить игрокам зарплату. А прибыли с нее никакой. Рекламные интеграции в лучшем случае отбивают операционные расходы. Получается что весь киберспорт в СНГ сейчас живёт на энтузиазме владельцев команд. Перспективы есть, но так же все ходят на грани схлопывания этой пирамиды.

5

Лучше молчать, если не в теме;) 
Какую дикую чушь написали, которая вообще никак с реальностью не пересекается. В Доту, говорит, не играю, но выводов дохрена делаю. Цирк. 

2

Подписываюсь под каждым словом. 
Капитан гамбитов, половина виртус про, вот и все профессионалы, что есть в доте. 
Щас новых игроков приглашают для вида чисто, что вот якобы движуха есть, но нихрена

1

В целом все правильно, кроме цифр.
Профи все таки гораздо больше чем 60 чел на весь мир, но российский киберспорт верно описан. Тусовка хаотично создающих и разваливающих стаки бичей, которые только и ждут хорошего контракта, 9/10 из которых сразу теряют какую либо мотивацию после первого успешного или не успешного турнира и начинается всё по новой. Чего уж говорить, если наши гранды VP сговнились после "рофлтуриков". Никакой стабильности, никакой прибыли.

1

Про "нешибко умную аудиторию": вы просто не туда смотрите. Есть Гудгейм, например, и там ребята повзрослее средней цифры с Твича и поумнее.