iPhone 13 Pro уже в продаже
Пространство возможностей
ООО «Портативная техника», юр.адрес: 190031, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д.109, литер А, пом. 13Н, ОГРН № 1057811930296
{"id":6525,"title":"\u041a\u0430\u043a \u0441\u0435\u0431\u044f \u0447\u0443\u0432\u0441\u0442\u0432\u0443\u0435\u0442 \u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0446\u0438\u043e\u043d\u043d\u044b\u0439 \u043f\u043e\u0440\u0442\u0444\u0435\u043b\u044c \u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u043e\u0432\u0430\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439 vc.ru","url":"\/redirect?component=advertising&id=6525&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/292716-yandeks-vyhodit-iz-spyachki-alibaba-portit-nastroenie&placeBit=1&hash=7519bee6efc23ae5d635bf3098f678add4979d572b9f05b21135900c9688d27b","isPaidAndBannersEnabled":false}

Как построить финансовую модель вашего стартапа за 40 минут

Бесплатный авторский шаблон и пошаговая инструкция для создания финансовой модели.

Меня зовут Данила Тривайло, и сегодня я хотел поделиться с вами шаблоном для расчета финансовой модели вашего бизнеса.

Предисловие

Мой первый бизнес-опыт случился, когда я был в пятом классе. Мы сидели в рекреации школы вместе со школьным другом Женьком. Он занимался хоккеем и ездил три раза в неделю на тренировки.

Рядом со спортивной базой был небольшой рынок, на котором Жека нашел палатку с очень правдоподобными игрушками-муляжами животных. Игрушки, сделанные из каучука, были очень похожи на настоящих животных и насекомых. В ассортименте были ящерки, мыши, пауки, тараканы и прочие представители фауны.

В тот день Женя решил купить себе муляж крысы. И надо сказать, это был один из самых веселых дней за тот год. Как же орали девчонки! Веселились мы славно и после того, как нас отчитал завуч, мы сидели с ним и обсуждали, что можно тут придумать.

— Слушай, Жека, а давай будем продавать их?

— Думаешь, они кому-то нужны?

— Ну давай попробуем!

Так и решили. Свободных денег у меня на тот момент не было, а у Женька были накопления около 3000 рублей. Игрушки стоили в среднем рублей 250. Решили просто умножать на два и продавать за 500. Деньги договорились делить пополам.

В первый закуп удалось купить десять игрушек — такой мини-зоопарк. И каково было наше удивление, когда на следующий день до обеда все игрушки были проданы! Ажиотаж был нереальный — по всей школе на переменах раздавали дикие крики.

Примерно так выглядел наш товар

Мы естественно повторили закупку — результат был аналогичный, все разобрали молниеносно. Третья закупка — и опять все разлетелось на «ура». Всем очень нравился наш товар.

А как я был рад! По итогам недели мы наторговали на 18 тысяч рублей. Как и договаривались, половина была моя. Я забрал 9000 и ушел на выходные довольный, как слон. Каким же богачом я ощущал себя тогда! Зашел в продуктовый магазин и понял, что я вообще могу купить себе все что угодно — любые чипсы, мороженое, могу даже три штуки взять :)

На следующей неделе мы встретились с Жекой перед уроками. Но он, надо сказать, как-то не был так весел, как я. Говорит, что не очень понимает — вроде столько продали всего, а у него денег не прибавляется… Мы начали мозговать, в чем может быть проблема.

В итоге все встало на свои места. Женя дал оборотные 3000 рублей, мы продали первую партию и заработали 6000 рублей. Половину, то есть всю нашу прибыль, забрал я. А у него на руках итого осталось столько, сколько и было в начале:) И так три раза. Втянул его, ни копейки не вложил, никаких рисков не нес, всю прибыль забрал. Красавец:))

Само собой, я вернул ему все, что полагалось. Дальше начались не лучшие времена для нашего бизнеса: нас мощно прижала администрация школы, на рынке мы выбрали почти весь товар, да и спрос начал утихать. В общем, во что-то большое этот бизнес не вылился.

Это был мой первый и последний раз, когда непонимание финансов принесло мне положительный результат. Все мои последующие проекты, которые я запускал без должной финансовой аналитики, заканчивались куда печальней.

Суть файла

Для меня стало базовой привычкой пропускать все идеи через анализ финансов на самом старте. И недавно я подумал, что было бы здорово сделать такой шаблон, который можно легко использовать для большинства проектов, при этом, не имея большого опыта в финансах.

Считаю, что мой файл будет полезен тем, кто:

  • Готовится запускать какой-то бизнес или проект.
  • Хочет создать новое направление внутри текущего бизнеса.
  • Уже запустил работающий бизнес, но по какой-то причине, не считал экономику проекта.
  • Не планирует запускать бизнес, но думает в этом направлении.

Как устроен файл

Задача этого документа — получить ответ, сходится ли экономика Вашего проекта. Если сходится, то какие целевые значения нужно достичь.

Если модель не сходится даже на бумаге — стоит задуматься над этим уже сейчас. Случаев, когда в расчетах все плохо, а в жизни все супер, я практически не встречал. Наоборот — постоянно:)

Не стоит воспринимать этот документ как фундаментальный финансовый анализ. Это упрощенный вариант аналитики, который позволит получить ответы на базовые вопросы.

Теперь по сути:

  • Файл залит на «Google диск». Мою версию нельзя редактировать — поэтому скачивайте ее себе на диск и там уже делайте, что хотите, под свои цели.
  • В файле четыре вкладки. Вкладка № 1 — это финансовая модель. По сути это фотоснимок вашего бизнеса в статике. Задача этой вкладки — понять, как должен выглядеть ваш проект в итоге с точки зрения финансов. Для удобства я завел туда реальные показатели одного из своих недавних проектов как пример.
  • Вкладка № 2 — это финансовый календарь. После того, как вы поймете ключевые показатели, считая финансовую модель (вкладка 1), вы можете посмотреть, что будет происходить с вашим проектом не в статике, а в динамике.
  • Вкладки № 3 и № 4 дублируют вкладку № 1 и № 2. Это рыба — пустые шаблоны. То есть вкладки №1–2 нужны для понимания, как заполнять документ, №3–4 подходят для просчета ваших проектов.
  • Файл рассчитан на анализ большинства бизнес-моделей. В ряде случаев придется немного поправить документ, но для подавляющего большинства бизнес-моделей его будет достаточно.
  • Файл содержит два сценария для расчета двух самых популярных форм бизнеса: штабной и сетевой формы. Если у вас штабной бизнес, когда есть некое ядро (интернет-магазин, производство) — можете сразу использовать документ, ничего дополнительного делать не нужно. Если у Вас сетевой бизнес, когда система строится на бизнес-единицах (юниты), а все юниты объединяет некий управляющий центр, нужно в Фильтре в ячейке «Юнит модель» открыть поля с пометкой «U». Тогда у Вас откроются дополнительные строки с параметрами, которые нужны для сетевых форм бизнеса.

В файле есть ячейки, которые залиты серым цветом — их не нужно трогать, так как туда забиты формулы. Если будете что-то менять, то делайте аккуратно, чтобы формулы не слетели.

Принципы заполнения

  1. Начните с того, что определите, какая форму бизнеса у вас планируется. Если, например, вы хотите открывать салоны красоты — это сетевой бизнес. Если в планах делать только один салон — можно считать, что это штабная форма.
  2. Я бы советовал просто идти по порядку и заполнять пустые ячейки. Заполнять все ячейки не обязательно.
  3. Сначала пройдите вкладку «Финансовая модель». Ваша цель — понять, при каких показателях экономика бизнеса будет сходится.
  4. Наверно, первая задача первой вкладки — понять, при каких показателях вы достигнете точки безубыточности. Как правило, все крутится вокруг следующих параметров: количество продаж, средний чек, средняя наценка. Второй вопрос — насколько реально будет достичь полученных показателей в жизни.
  5. В разделе «Оценка рынка» я заполняю показатели в количестве человек. С точки зрения корректности показателей, TAM, SAM и SOM считается в деньгах, то есть количество пользователей умножается на средний чек. В данной таблице предлагаю считать емкость рынка в количестве пользователей или клиентов, а средний чек учитывать отдельно.
  6. Если вам не хватает строк в таблице, лучше сгруппировать параметры. Особенно это касается расходной части. Допустим, вы делаете просчет ресторана. Вы можете на отдельной вкладке выписать все компоненты кухни и их стоимость, а в финмодель в разделе расходов объединить все компоненты под пунктом «Оборудование для кухни».
  7. Чтобы получить максимально достоверные цифры — лучше всего обратиться к практикам. Найдите тех, у кого есть опыт в аналогичном бизнесе в схожей нише и покажите им вашу модель. Такие люди смогут быстро стряхнуть с нее налет неадекватности.
  8. Самый точный способ получить достоверную информацию — это практика и создание MVP. К примеру, очень сложный вопрос на старте — понять, каким будет спрос. Часто достаточно сделать лендинг с продуктом, как будто он у вас есть, запустить рекламу и увидеть, насколько ваш продукт интересен людям. По моей практике, на этом этапе отсеивается 90% идей.
  9. Разделяйте понятия дивидендов и зарплаты для себя. Если вы участвуете в запуске бизнеса и выполняете какие-то функции, у вас должна быть зарплата и ее нужно закладывать в финансовую модель. Такой подход подразумевает, что в любой момент вы можете выйти из операционной деятельности и вашу позицию займет другой человек.
  10. Один из ключевых показателей при запуске проекта — стоимость привлечения клиента. Проще говоря, это ответ на вопрос, сколько денег нужно потратить, чтобы один человек в результате совершил покупку. В угоду универсальности в этом шаблоне нет данного параметра. Но я очень советую посчитать этот показатель отдельно. Думаю, это топ-5 причин, почему у проектов не сходится экономика.
  11. Расходную часть почти любого проекта можно найти в интернете. Сейчас есть очень много детальных разборов типовых бизнесов. Еще полезный инструмент: запросить презентацию франшизы. Так, если вы хотите открыть барбершоп, запросите три-четыре файла от разных франшиз и вы получите понимание, сколько будет стоить открытие и каких расходов ожидать.
  12. Часто в финансовых планах возлагают большие надежды на показатель retention — повторные продажи. Я бы минимально рассчитывал на retention при построении финансовой модели. Пусть это будет вашим бонусом и лучше постарайтесь свести экономику без расчета на повторные продажи.

Сам документ можно скачать по этой ссылке.

Буду очень рад, если в итоге, этот документ поможет кому-то запустить проект, избежать ошибок или получить понимание, что происходит с их бизнесом в данный момент: ) Особенно буду рад, если файл поможет тем, кто вынужден начинать заново после пандемии. Не расстраивайтесь и не вешайте нос — у вас есть шанс сделать все еще лучше :)

Для удобства на первой и второй вкладке с примером расчетов я добавил комментарии в некоторые ячейки с названием параметров (у таких ячеек черный уголок) — комментарий появляется при наведении на название параметра.

Еще есть к вам вопрос: раздумываю над темой для следующей статьи. Что было бы вам интересней всего?
Как найти в себе силы после череды неудач двигаться дальше?
Чек-лист по контекстной рекламе. Как контролировать подрядчиков и избежать обмана?
Кейсы. Рассказ, как я недавно тестировал нишу вендинговых аппаратов здорового перекуса и к каким результатам пришел.
Другое (напишите в комментариях)
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Другие статьи автора:

Данила Тривайло
{ "author_name": "Данила Тривайло", "author_type": "self", "tags": ["\u0442\u0430\u0431\u043b\u0438\u0446\u044b","\u0440\u0430\u0441\u0447\u0435\u0442"], "comments": 18, "likes": 40, "favorites": 524, "is_advertisement": false, "subsite_label": "finance", "id": 137270, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Tue, 30 Jun 2020 00:10:00 +0300", "is_special": false }
0
18 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Доброго дня! Спасибо за статью! Буду пробовать использовать ваши наработки.
На будущее - всё же хотелось бы посчитать стоимость привлечения клиента. Это и комментарий к данному материалу и пожелание на счёт темы следующей статьи!

2

Алексей, добрый вечер! По стоимости привлечения клиента - это, в принципе не сложно делается. Просто метод разнится от вида бизнеса. Если онлайн - то суммируете все расходы на рекламу и делите на количество продаж. В будущем количество продаж надо скорректировать на повторных клиентов. 

0

Хорошее дело делаете, Данила 😊

0

Александра, спасибо, надеюсь пригодится💪

1

Спасибо, всегда может пригодится.

0

И ещё, откуда берётся процент SAM и SOM? Спасибо!

0

Эти цифры на этапе расчетов можно брать из аналогичных кейсов. Так, например, есть средние по рынку значения конверсии и ctr для интернет-проектов. Но идеальный вариант - это создание MVP.  Тогда сможете точно понять, как это работает. 

0

Спасибо!

0

Данила, добрый день ! Спасибо за статью. Сейчас пытаюсь в вашем шаблоне ввести свои данные, но он доступен только для просмотра. Вроде отправил вам запрос на доступ. Все правильно сделал ? 

0

Саид, добрый день! Не совсем, мой закрыт для редактирования - Вам нужно сделать копию себе, вот ее уже можете редактировать🙂

0

Спасибо, разобрался 

0

Спасибо за шаблон. В 4й вкладке нужно проставить в "количестве юнитов" единицу, иначе формула выручки не работает.

0

Добрый день! Поправил, спасибо)

0

Приветствую, статья топ, шаблон ещё лучше, НО непонятно из каких ячеек идёт подстановка в формулы. Какие то ячейки просто скрыты, например: 19,20,21,24,25. А формула берёт значение из ячейки 23, и как понять что там за значение вообще? Буду благодарен за ответ.

0

Сергей, приветствую! Спасибо за фитбэк) По поводу таблицы не очень понял - какая именно ячейка не подтягивается? 
Я посмотрел - если речь про C27 - она забирает данные с C23(выручка с 1 юнита) и C20(количество юнитов)

0

Прям классно. Спасибо. Жаль я только-только начинаю поиск заказов на фрилансе с сайтом. Пока делаю себе сайт. А для дизайнера будет полезно как появится хоть какая-то конверсия? 

Документ сохранил до лучших времён) И когда появится конверсия с сайта. 

0
Читать все 18 комментариев
Как мы проводили командную ретроспективу в Minecraft

Рассказываем историю, на что стоит обратить внимание при проведении командного мероприятия в игре Minecraft, какие грабли могут быть, как организовать онлайн- и офлайн-участие.

Как охватить 98% сотрудников кадровым электронным документооборотом

Кейс Альфа-Лизинг и EasyDocs

Облажались с аудиторией и производством в Китае, но вышли на 55 млн рублей за 2020 год: история ошибок компании Atmeex

Мы начали производить и продавать приборы по очищению воздуха в конце 2019 года. Первое время всё шло наперекосяк, но мы переосмыслили все процессы и за год увеличили выручку в 2 раза.

В отдельном помещении мы тестируем устройства на брак
Whoosh, Urent и «Яндекс Go» нашли злоумышленников, которые повредили 800 электросамокатов в Москве Статьи редакции

Они отделались выплатой компенсации.

TgStorage — личное бесплатное безлимитное хранилище на основе Telegram

Привет! В прошлом я перепробовал большое количество сервисов для хранения данных, но так и не нашел ни один, который бы меня полностью устраивал. Какие-то были слишком простые и позволяли хранить только закладки или заметки, другие только файлы, третьи были громоздкими и сложными.

Aviasales запустил «Короче» — карты с обзорами городов и контактами местных гидов и фотографов Статьи редакции

В сервисе уже есть 49 российских и зарубежных городов.

«Короче» добавили в приложениях и на сайте Aviasales. Если в городе есть сервис, он появится рядом с выдачей билетов Aviasales
Сделай сам: котик манеки-неко, который сделает бэкап в облако

Сопровождаем сохранение резервных копий протяжным «мяу».

Изменение фэшн-рынка: чего ждать осенью 2021 года

Что нужно знать веб-мастерам, работающим с модным сегментом

Прошел финал программы скаутинга в киберспорте Winstrike

Итоги программы Winstrike Scouting powered by UltraGear

«Ситимобил» снял 5547 рублей за поездку в 36 км по городу

Всем доброго времени суток. Перед написанием этой статьи нашёл аналогичные, оказывается, что я далеко не первый. Жаль, раньше не видел. Понимаю, что моя вина в ситуации тоже есть, но тут скорее о том, как «Ситимобил» относится к своим клиентам.

Завод «Автотор» начнёт собирать электромобили иностранных марок — первыми партнёрами могут стать Hyundai и Kia Статьи редакции

Это первый завод в России, который решил запустить локализованное производство электрокаров.

null