Про новую стратегию развития электросетевого комплекса РФ и проблему перекрестного субсидирования
Два дня назад Минэнерго выпустило стратегию развития электросетевого комплекса Российской Федерации до 2035 года.
Ставка в стратегии делается на цифровизацию и интеллектуализацию инвестиционного планирования, управления технологическими процессами, учета электрической энергии, обслуживанием электрооборудования и других производственных активов.
В стратегии детально описаны старые проблемы:
- растущие суммы перекрестного субсидирования — одни категории потребителей частично платят за потребление электроэнергии другой категорией;
- переключение крупных промышленных предприятий с территориальных распределительных сетей на магистральные или строительство собственных генерирующих станций — приводит к убыткам территориальных сетей и бьет по малому и среднему бизнесу (об этом дальше в тексте);
- низкий коэффициент использования загрузки сетевой мощности — предприятия заказывают одну мощность, используют и оплачивают в лучшем случае половину, а стоимость оставшейся мощности включается в тарифы и ложится на плечи потребителей;
- ускорение износа оборудования — часть производственных активов работает вхолостую из-за неиспользуемых объемов мощностей.
Перекрестное субсидирование — удар по малому и среднему бизнесу
Среди самых наболевших проблем — перекрестное субсидирование. Наверняка, многие даже не подозревают, что таит в себе это явление. Заключается оно в том, что предприятия, подключенные к территориальным сетям, частично оплачивают потребление электроэнергии населением, а население платит по сниженным тарифам (см.схему на фото). Механизм придумали в 90-е годы, во время жесткого кризиса, чтобы социально поддержать людей.
Суммы перекрестного субсидирования с каждым годом растут и в 2019 году достигли гигантских 238 млрд ₽.
Крупные промышленные компании, которые не согласны нести социальную нагрузку, строят собственные генерирующие станции или подключаются к магистральным сетям. Тарифы магистральных сетей не участвуют в схеме перекрестного субсидирования. Поэтому стоимость электроэнергии для гигантов снижается, а их социальная нагрузка перераспределяется между предприятиями малого и среднего бизнеса, которые платят все больше.
По словам заместителя министра энергетики Юрия Маневича, «в отдельных регионах разница в тарифах в среднем может составлять четыре раза. Это для потребителей одной категории, но подключенных в одном случае к распределительным, а в другом — к магистральным сетям».
Еще 7 лет назад с явлением никак не боролись, да и понятия «перекрестное субсидирование» не было. В 2013 году термин законодательно легализовали и ограничили предельную сумму социальной нагрузки, однако, это не помогло.
В новой стратегии прописаны планы по постепенному устранению токсичного явления:
- распределение суммы перекрестного субсидирования между всеми группами потребителей на территории региона, включая население, при этом тарифы не могут увеличиться больше, чем в два раза
- снижение платы территориальных распределительных сетей за передачу электроэнергии по единой национальной электрической сети и направление сэкономленных денег на снижение субсидирования.
Очень надеюсь, что анахронизм удастся устранить. А пока этого не случилось, территориальные распределительные сети будут нести убытки из-за отключения крупных предприятий, а малый и средний бизнес — страдать из-за неконкурентоспособности по сравнению с компаниями, питающимися от магистральных сетей.