{"id":11244,"title":"\u0420\u0430\u0437\u0431\u0438\u0440\u0430\u0435\u043c\u0441\u044f, \u043b\u043e\u043f\u043d\u0435\u0442 \u043b\u0438 \u0440\u044b\u043d\u043e\u043a \u0418\u0422 \r\n ","url":"\/redirect?component=advertising&id=11244&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/353949-razbiraemsya-lopnet-li-rynok-it&placeBit=1&hash=d208029863fe4571a57bd41458f0ed509048b262392aaffae456a4ea928923a5","isPaidAndBannersEnabled":false}
Финансы
Anna Kuzmina

Платежи в Южной Африке

Южная Африка, без сомнения, не самая простая страна для жизни. Со всех точек зрения: ее прошлое, настоящее и будущее далеки от устойчивого развития. Но я не про политику. Меня интересует, что там происходит с точки зрения финтеха и как платят обычные люди.

Первый раз я приехала в Южную Африку летом 2021 заранее подготовленной. Я была настолько запугана историями про грабежи и воровство карточных данных, что взяла с собой кошелек с фальшивыми долларами, отдельную дебетовую карту с ежедневным лимитом на покупки и немного местных наличных денег, сколько не жалко потерять.

Вопреки моим опасениям, никто из местных, видя такие приготовления, надо мной не смеялся. За время поездки я услышала от них немало ужасных криминальных историй. Но несмотря на это мой опыт обращения с деньгами в этой стране оказался намного лучше и удобнее, чем даже во многих западных странах.

Везде, абсолютно везде принимались карты, Apple Pay, Google Pay. Наличные были полезны лишь для чаевых официантам и парковщикам, но даже и там вполне можно было обойтись картой.

Несмотря на то, что Южная Африка находится (сюрприз) в Африке, мобильные кошельки или QR-коды там совсем не используются, в отличие от большинства стран континента. И причина тому -- сильная банковская система, доставшаяся стране от Британской империи. Как следствие, в плане банковских услуг и платежей Южную Африку сложно отличить от Великобритании, Австралии или Новой Зеландии.

Один из моих местных Африкаанс друзей таким образом описал свои взаимоотношения с деньгами. "У меня нет кредитной карты, только дебетовая, которую я использую везде -- и в онлайне и в оффлайне. Однако, когда нужно заплатить за коммунальные услуги или купить что-то в интернет-магазине на очень крупную сумму, я использую обычный банковский перевод по реквизитам. Когда мне должны заплатить из другой страны, то я использую PayPal или Wise." В целом, этот рассказ мог бы быть от любого среднестатистического жителя среднестатистической западной страны.

Тем не менее в Южной Африке кое-что интересное все-таки происходит, а именно в части финтеха и цифровых банков. Там есть быстрорастущий Tyme, первый южноафриканский цифровой банк без отделений, очень похожий на российский Тинькофф Банк или бразильский NuBank. Tyme достаточно быстро взлетел вверх в рейтингах народной любви всех слоев населения, обойдя и Capitec (для населения с низким доходом) и FNB, Absa (для жителей с доходом выше среднего).

BrandsEye South African Banking Sentiment Index, 2021

Что же меня впечатлило в Tyme. 2 вещи.

1 — кто управляет этим банком. Сингапурская компания Tyme Group, которая копирует и вставляет один и тот же цифровой банк в развивающиеся страны от Индонезии до Новой Зеландии и Южной Африки. Именно в Южная Африке их подход дал максимальную отдачу, но этот пример не единственный. Для меня это уникальный и очень редкий пример того, как одна и та же группа талантливых людей с достаточными инвестициями может взять и построить один и тот же продукт в абсолютно разных странах и сделать это хорошо. Вслед за успехом Tyme в Южной Африке начали появляться уже местные стартапы цифровые банки, например, Bank Zero.

2 — сочетание реальной и цифровой реальности при онбординге клиента. Пока в других странах вопрос онбординга в цифровой банк решают через курьеров или удаленную идентификацию в приложении, в Южной Африке поставили специальные киоски в супермаркетах. С живыми консультантами и инструментом по считыванию биометрии. Это очень круто и решает проблему онбординга тех, кто не может самостоятельно разобраться в новых технологиях. А таких очень много. Также не нужно содержать штат курьеров или отделения с работниками, банк сам приходит туда, куда ходят его потенциальные клиенты: в супермаркеты за едой.

Источник: tyme.com

Да, я понимаю как это странно звучит, но я восхищена банкоматоподобной машиной, которая умеет считывать отпечатки пальцев, проверять паспорт, продавать сим-карты, мгновенно печатать дебетовые карты с именем клиента и открывать счет за 10 минут. Какой же это прекрасный пример настоящей финансовой инклюзивности в мире, где далеко не у всех хватает способностей и возможности установить и настроить финансовое приложение.

И на закуску в этом году в Южной Африке взрывной волной прошлась опция BNPL (купи сейчас, плати позже), очень удачно зайдя на рынок в условии тотальной безработицы и экономического кризиса.

Вот так я вернулась из Южной Африки с полной уверенностью в нашем будущем цифровых платежей, которое будет выглядеть очень по-разному в разных странах, но абсолютно везде произойдет.

***

What The Money — авторский канал Анны Кузьминой о финансовых технологиях, бизнесе, инновациях и деньгах. Подписывайтесь на канал в Телеграме, или read in English on Medium, and Finextra.

0
20 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Andrey Vladimirsky

что взяла с собой кошелек с фальшивыми долларами

Так в аеропорту нельзя очень серьёзные проблемы поиметь?

Ответить
5
Развернуть ветку
J J

А к вам в кошелёк во всех аэропортах смотрят?

Ответить
0
Развернуть ветку
Илья Федоров

а должны быть если не платишь ими?

Ответить
0
Развернуть ветку
Andrey Vladimirsky

Ну хз. Есть лимиты на ввоз валюты через зелёный коридор (соответственно, должны быть процедуры проверки количества валюты) и есть практика случайных проверок тех, кто через него идёт (соответственно, и попасть может каждый). Что будут делать с теми, кто в эту проверку попал, не знаю, не попадал пока.

Ответить
0
Развернуть ветку
Илья Федоров

но это же не валюта! :)

Ответить
0
Развернуть ветку
J J

Это не мне вопрос, а человеку выше)

Ответить
0
Развернуть ветку
Anna Kuzmina

Честно говоря даже не подумала об этом :)

Ответить
0
Развернуть ветку
Светлана Завацкая

Я так поняла что все активы получают другие личности? Бедные негры, как имели их, так и имеют!

Ответить
1
Развернуть ветку
Илья Попов

Они не любят когда их называют неграми и сами дают совет называть черными.🙂

Ответить
1
Развернуть ветку
Светлана Завацкая

Это я понимаю, но факт остаётся фактом!

Ответить
1
Развернуть ветку
Илья Попов

Как Михаил Афанасьевич говорил - факт упрямая вещь.🙂🌹

Ответить
1
Развернуть ветку
Светлана Завацкая

И опять вы правы, спасибо за знаки внимания, очень приятно!

Ответить
0
Развернуть ветку
Майор Пронин

И на закуску в этом году в Южной Африке взрывной волной прошлась опция BNPL (купи сейчас, плати позже), очень удачно зайдя на рынок в условии тотальной безработицы и экономического кризиса.

А я то думаю к чему все эти Яндекс.Рассрочка, Озон.ПлатиПотом и прочие карты Халявы с Чесностями

Ответить
2
Развернуть ветку
Максим Мостовой

Офигенная банк-машина, не понимаю, почему у нас такого еще нет

Ответить
1
Развернуть ветку
Илья Попов

Приглянитесь вокруг, а потом выше и найдете причину.

Ответить
1
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Потому что ЦБ. Если в какой-то стране чего-то нет или что-то есть, то объясняется исключительно правилами местного регулятора и лишь частично желанием банков

Ответить
0
Развернуть ветку
Валерий Гербелев

Цивилизованные белые осчастливили бедных негров подключением к благам цифрового концлагеря. Благодать то какая.

Ответить
–9
Развернуть ветку
Илья Попов

Они гораздо добрые, чем те кто
" осчастливил" их.

Ответить
0
Развернуть ветку
Gregory Skidan

Да, ЮАР весьма продвинут в отличии от других стран континента.
В Кейпе так вообще казалось, что где-то в Европе находишься.
Особенно удивило когда местная темнокожая тётечка на кассе в нац парк спрашивает: "Are you local?".

Ответить
0
Развернуть ветку
Алексей Алексеев

Фальшивые доллары? То есть совершили преступление ещё и рассказали об этом?

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 20 комментариев
Что посмотреть про ИТ в TikTok? Рассказываем, как снимаются шутки про работу айтишников

Делимся кейсом: как найти свою аудиторию в TikTok и зачем это нужно крупной ИТ-компании.

Самое неприятное — попасть под массовую блокировку IP-адресов

Технические директора ИД «Комитет», «Бумаги», Independent Media и «Нашего Радио» — об IT-поддержке онлайн-изданий, выборе инфраструктуры и технологических вызовах для медиа.

Смерти, миллиардные штрафы и поддельное банкротство: история детской присыпки Johnson & Johnson Статьи редакции

Компания годами скрывала, что в продукте есть асбест, который увеличивает риск развития рака. А для того, чтобы не платить миллиардные компенсации пострадавшим, создала «дочку» и объявила её банкротом.

Упаковка присыпки Johnson & Johnson. Источник: wikimedia.org
Дизайн-джем #47: концептуальная фотография, шоурил Radugadesign, шоты Geex Arts, бытовая живопись и правила композиции

Креативно выходим из январской спячки с дизайн-командой red_mad_robot.

Я почистил снег перед зданием Центробанка в костюме жабы

Чтобы доказать серьезность своих намерений, я сделал тест-драйв: почистил от снега часть тротуара перед зданием ЦБ, на Неглинной, 12.

Доходы Yota от роуминга выросли в 1,6 раз

Ковидные ограничения стали испытанием для мобильных операторов, которые недополучили доход от роуминга в 2020 году. В Yota в 2020 году выручка от роуминга сократилась в два раза по сравнению с 2019 годом.

hh.ru усилил продуктовое направление новым составом топ-менеджеров

В hh.ru провели реорганизацию продуктового направления. В начале 2022 года на ведущие роли в продуктовый блок hh.ru вышли опытные российские менеджеры с богатой продуктовой экспертизой российских и зарубежных технологических компаний, а в ближайший год компания планирует нанять свыше 100 сотрудников разного уровня в продуктовое развитие и…

Как оценивать дизайн: Метод 3К, ч. 1

Раскладываем процесс оценки разрабатываемого дизайна на систему вопросов.

Самые популярные направления доставки в 2021 году

Мы подвели первые итоги 2021 года и рассказываем, куда россияне чаще всего отправляли и откуда получали посылки и письма в ушедшем году.

null