Финансы Lilya Sabirova
561

Победителя определяют истории!

В России новый краудфандинговый рекорд. Какой именно?

В закладки

1 октября сразу двое авторов побили рекорд по сборам на российских крауд-площадках. Автор Telegram-канала “Крауд-чота-там” Лиля Сабирова размышляет, что считать рекордом и какой из рекордсменов наиболее каноничный.

1 октября 2018 года был дважды побит рекорд российского краудфандинга по сумме сборов. Два года никто не мог даже приблизиться к рекорду группы “Алиса” (в 2016 году музыканты собирали на Planeta.ru 11 333 777 рублей на запись нового альбома). А тут сразу два претендента и каких!

Первый — Михаил Самин, 18 летний студент Вышки, экс-пастриарх всея Руси и предводитель группы энтузиастов-скептиков, которые взяли на себя непростую задачу обеспечить печатными экземплярами книги Элиезера Юдковского "Гарри Поттер и методы рационального мышления" всех желающих на пространстве России и СНГ. На некоммерческую печать знаменитого фанфика Самин с помощью любителей поттерианы, рационального мышления и платформы “Планета” привлёк 11,4 млн рублей.

Проект "ГПиМРМ" наиболее каноничен среди всех рекордсменов российского краудфандинга.

Второй претендент, который уже перешагнул отметку в 12 млн, — это сбор на русскоязычную адаптацию игры-тяжеловеса “Мрачная Гавань”, где и автором, и площадкой, является специализированный краудфандинговый сервис Crowdrepublic.

Проект "Мрачная гавань" еще не подошел к концу, но уже побил рекорд по сумме сборов.

Естественно как только по Рунету стали расходиться новости о свежеиспеченных рекордсменах, тут же стали в изобилии возникать комментарии несогласных, где каждый ратовал за своего “кандидата”. Кто-то отдавал пальму первенства “Гарри Поттеру и методам рационального мышления (далее “ГПиМРМ”), для кого-то было очевидным первенство “Мрачной Гавани”, а некоторые люди и вовсе ссылались на к/ф “28 панфиловцев”, которые вкупе собрал более 30 млн рублей. Мне кажется, пора разбираться!

Прежде чем удариться во все тяжкие, сразу оговорюсь, что я лицо аффилированное, потому что Михаил Самин - это мой автор. Я вела его проект с самого начала, и этот опыт очень многому меня научил, думаю об этом, с Мишиной помощью, я напишу отдельный материал. Но при всей своей предвзятости, мне, надеюсь, как и вам, очень интересно разобраться в хитросплетениях мегапроектов российского крауда. Погнали!

Помощь государства и спонсорство брендов

Для начала хотелось бы поставить точку в вопросе почему все же нельзя считать абсолютным рекордсменом проект Андрея Шальопы “28 панфиловцев”. Ответ здесь лежит на поверхности - помимо краудфандинговых взносов (точно известно что на платформе Бумстартер было собрано 3 190 955 рублей), создателям фильма удалось привлечь государственное финансирование и спонсорство крупных брендов. Например, среди партнеров числится кросс-платформенная игра WAR TUNDER от студии Gaijin Entertainment.

Общий объем инвестиций в рамках проекта "28 панфиловцев"

Это ни к в коем случае не стоит рассматривать как некий недостаток проекта или нарушение “канонов краудфандинга”, наоборот, появление крупного спонсора или некие гранты со стороны социальных институтов - лишнее доказательство высокого качества проекта.

Но, важно запомнить, там, где в игру вступают коллаборации с брендами и субсидии от государства, о классическом краудфандинге речи быть не может, потому что это совсем другой порядок сумм и принципиально иная технология привлечения средств.

Такие проекты стоит сравнивать с аналогичными “коллегами по цеху”. В данном случае уместно будет сравнить “28 панфиловцев” с проектом Бориса Гинзбурга “Empire V” (фильм по одноименному роману Виктора Пелевина). Последнему тоже удалось привлечь с помощью продажи product placement более половины от намеченной суммы - компания WebMoney вложила 5 млн рублей, чтобы стать главной платежной системой в вымышленном мире вампсексуалов.

Ровно по той же причине нельзя сравнивать и рассматривать в общем порядке проекты, которые были “доумножены” государственными структурами или крупным брендом, как в случае с партнерской программой “Мегафон Помогает”, потому что здесь также внушительные цифры достигаются путем вливаний, которые могут в несколько раз превосходить размер собранного (в специальной категории на Planeta.ru мобильный оператор умножает сумму собранных благотворительными проектами средств на 4).

Проекты "умноженные" на 4 в рамках спецпроекта "Мегафон помогает"

Для себя я вывела условную формулу, что если АВТОР получил больше 1/3 от привлеченной суммы из единого источника, его ПРОЕКТ нельзя рассматривать, как краудфандинговый в чистом виде.

Дифференцирование показателей

Теперь, когда мы разобрались с источниками привлекаемых средств, перейдем к основному моему пойнту - результаты краудфандинговых кампаний нельзя рассматривать в отрыве от таких показателей, как временной период, динамика сборов и количество бекеров. Да, безусловно, сумма сборов - это один из важнейших ориентиров для аудитории, это показатель ажиотажа вокруг проекта, но это точно не единственный критерий рекорда, на который стоит опираться, если вы претендуете на объективность.

Для наглядности я предлагаю рассмотреть по этим трем дополнительным параметрам не только проект “ГПиМРМ” и “Мертвую Гавань”, но и предыдущего рекордсмена среди российских крауд-площадок - проект группы “Алиса”. Итак, что мы имеем:

Сравнительная таблица с показателями рекордсменов за последние 3 года

Начнем с простого и рассмотрим рекордсменов в рамках одной площадки: здесь очевидно, что “ГПиМРМ” пусть и не всегда существенно, но опережает группу “Алиса” по всем показателям. Отдельно стоит обратить внимание на количество спонсоров. Я считаю этот критерий вторым по важности после суммы сбора, ведь не случайно “crowdfounding” в дословном переводе на русский означает “финансирование толпой”.

На мой взгляд, на “каноничность” краудфандинговой кампании указывает именно количество бекеров, а не количество собранных рублей. Представим обратную историю, где сбор в несколько миллионов обеспечен участием пары сотен спонсоров — это скорее напоминает клуб состоятельных господ по интересам, чем “финансирование толпой”.

И вот с этого момента я бы хотела уже перейти к сравнению проектов “ГПиМРМ” и “Мрачной Гавани”. Нет смысла отрицать, что настолка обошла фанфик по суммам сбора и по динамике сбора в первый день. И пальму первенства в этих критериях действительно стоит отдать коллегам из Crowdrepublic. Но если рассматривать проект с точки зрения краудфандинговой каноничности, то тут уже все не так очевидно. Помимо того, что “мрачные ребята” сильно уступают по количеству бекеров даже “Алисе”, дополнительно стоит обратить внимание, что и основных функций краудфандинга они закрывают только две — предзаказ и работа с комьюнити.

Всего выделяют 4 функции краудфандинга и при планировании кампании важно в них разобраться, выбрав свою.

Всего же их четыре: привлечение средств, предзаказ, маркетинговая активность, развитие комьюнити. Но фишка крауда в том, что, правильно выбрав одно из направлений и грамотно его развивая, можно добиться эффекта магнита, когда остальные функции подтягиваются автоматически.

С центральной функцией у каждого из проектов все хорошо, более того и у “ГПиМРМ”, и у “Мрачной гавани” она одна - это предзаказ. Но Самин со своим проектом смог выбить все “краудфандинговое бинго” и реализоваться во всех 4 функциях:

  • собрал дополнительные средства на просветительские цели - некоммерческая печать не предполагает получение автором прибыли, поэтому все собранные деньги пойдут на печать, а это значит, что очень много книг уйдет в дар библиотекам и участникам олимпиад;
  • как следует прокачал коммьюнити, совместно с которым определялись многие ключевые моменты по книге - от основной обложки до запуска тендера на печать;
  • сделал хороший PR книге, которая была широко известна, но только в узких кругах — о крауд-кампании писали не только скептики-просветители, но и, например, литературный критик Галина Юзефович и писатель-фантаст Сергей Лукьяненко. В самых разных СМИ - от образовательных до социальных и технологический - вышло более 100 публикаций об этом проекте!
Под конец крауд-кампании только ленивый не говорил о книге "ГПиМРМ"

Под конец крауд-кампании только ленивый не говорил об этой книге, а крупные издательства даже пытались договориться с Джоан Роулинг об издании фанфика на коммерческой основе (но безуспешно). Я думаю, справедливо будет заметить, что о рекорде настольной игры многие узнали в контексте новости о первенстве "ГПиМРМ", настолько разные были охваты у этих кампаний. Но вообще проект “Мрачной гавани” продлен еще на месяц и гипотетически у его авторов есть возможность дополнительно прокачать pr-составляющую, интересно ли им это - другой вопрос.

И напоследок, в конце этого очень длинного текста мне бы хотелось поделиться одним инсайтом, к которому я пришла взвешивая и анализируя все эти факторы. Важный критерий, которого очень не хватает в моей таблице, но который нет смысла туда вносить - это истории создания проектов.

На первый взгляд, это совершенно абстрактный неизмеримый критерий, НО! По большому счету, своему успеху и популярности у людей, краудфандинг как технология обязан именно большим и красивым историям, которые люди передают из уст в уста, шарят в своих соцсетях и в которые в итоге вкладывают свои деньги.

Причем неважно, это добрая и вдохновляющая повесть о том, что жители целого поселка собрали денег на светофор на перекрестке или больше похожий на анекдот случай о нескольких тысячах незнакомцев, скинувших пареньку кучу донатов на картофельный салат ради фана. Истории в нашем случае всегда будут идти впереди денег.

Сбор средств на светофор - не гипотетическая, а вполне реальная история, произошедшая в Кирово-Чепецке.

Вам может показаться что я тут вовсю пою дифирамбы своему автору, и отчасти это действительно так (а еще я в самом начале раскрыла степень своей предвзятости), но именно большая и красивая история в основе проекта - то, чего мне не хватило в проекте “Мрачной гавани”. Авторы адаптации игры бодро и уверенно следуют функции предзаказа, но на этом, собственно, ограничиваются. Я же, как законченный крауд-нёрд, искренне полагаю, что новый рекорд в краудфандинге невозможен без развитого сторителлинга. А если вы захотите мне возразить, ответьте максимально честно, вернись мы к этому вопросу лет этак через 10, что вы будете помнить — цифры или истории?

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Lilya Sabirova", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 5, "likes": 5, "favorites": 3, "is_advertisement": false, "subsite_label": "finance", "id": 47639, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 09 Oct 2018 16:29:50 +0300" }
{ "id": 47639, "author_id": 210135, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/47639\/get","add":"\/comments\/47639\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/47639"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199119 }

5 комментариев 5 комм.

Популярные

По порядку

1

Несколько рекомендаций по оформлению:

1. Перенесите материал в подсайт «Финансы».
2. Не стоит использовать капс.
3. Не нужно ставить ссылки на несколько слов, кавычки и тем более на пробелы.
4. Проверьте, чтобы между словами и знаками препинания не вылезали пробелы.
5. Уберите рекламу канала в конце. Обозначить себя один раз вполне достаточно.

Ответить
2

Готово!

Ответить
0

Так гораздо лучше, спасибо.

Ответить
1

Авторы обоих проектов записали неплохие ачивки в свое портфолио.
Книга привлекла в разы больше донатеров, зато на игру более полутора тысяч человек с готовностью скинулись по 7500 рулей. Сам факт массовости большого донат-чека - это очень круто для России, я думал, что чеки по сотне баксов (за настольную-то игру!) в российском краудфандинге невозможны.
Интересно, какое будущее ждет проекты. Игра рискует наскучить покупателям с краудрепаблика и в итоге так и не стать мало-мальски популярной. А вот книга вполне может пережить второе издание на более качественной бумаге и с новой версткой.

Ответить
0

Сергей, да размер донатов в "Мрачной гавани" действительно впечатляет, но тут важно держать в уме, что поскольку CrowdRepublic - это и автор и площадка в одном лице они могут себе позволить реализовывать вознаграждения в рассрочку, думаю такой размер чека был достигнут в том числе и благодаря этому.
А вот на счет фанфика точно соглашусь, с момента окончания проекта, и автора, и саппорт Планеты одолевают зазевавшиеся поклонники книги, желающие ее приобрести.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления