Как россияне привыкли к уменьшающимся порциям?

Как россияне привыкли к уменьшающимся порциям?

По свежему опросу «Левада центра» в России в августе выросла доля тех, кто видит ухудшение материального положения семьи за год, до 27%, при этом улучшение фиксируют 19% граждан. Половина говорит, что ничего не поменялось и 44% уверены, что в ближайший год с их деньгами ничего не произойдет.

Социологи отдельно отмечают, что чаще о позитиве говорят молодые и более обеспеченные респонденты, а о падении доходов люди за 40+ и обладающие высшим образованием (не аргумент). Статистику можно читать по разному, но тренд один: общество привыкло держать нейтральное лицо в ситуации медленного понижение стандартов.

На сегодняшний день стала набирать обороты шринкфляция в супермаркетах (снижение производителем количества, объема или веса товара в упаковке при сохранении цены - прим. ТАСС).

NTech отметила снижение среднего веса упаковок во втором квартале 2025 на 3% к прошлому году. Некоторые производители шоколада официально предупреждали ритейл о переходе с «сотен» на девяносто и семьдесят пять граммов. «Объединенные кондитеры» говорили о сокращении веса плиток вообще на 33%. Если взглянуть всем фактам в лицо, то упрекать производства здесь не в чем, потому что такой подход необходим для выживания и адаптация под спрос и реалии рынка.

По данным Росстата, в 2024 году на продукты приходилось 35% потребительских трат домохозяйств. В 2025 году доля выросла. В августе цены в целом дали сезонную передышку. Месячная (август к июлю) дефляция составила минус 0,4%, а годовая (2025 год к 2024 году) инфляция замедлилась до 8,14%. Такая, своего рода, пауза образовалась перед "минусом" сезонного прибавления на овощи и фрукты нового урожая. При этом доходы на макроуровне в первом полугодии росли, что создает ощущение устойчивости. Росстат оценивает прирост реальных располагаемых доходов во втором квартале в 7% к прошлому году.

Экономист Наталья Зубаревич объясняет этот драйвер достаточно просто. Рост держится, пока растут зарплаты в "оборонке", но как только этот мотор замедляется, рост доходов тормозит, а реальные пенсии в последние годы даже проседают.
Это и есть развилка между «экономике будет хорошо» и «лично у меня все как было».

Важными остаются импортные костыли, поддерживающие экономический баланс. Торговля с Китаем в 2025 замедлилась после рекорда прошлого года, но при этом китайские вещи по прежнему спасают семейные бюджеты. Особенно в одежде и обуви, где треть кроссбордерных покупок в 2024 пришлась на китайские площадки и бренды.

Нельзя не отметить, что доля расходов на товары длительного пользования в структуре потребления низкая, а доступность товаров в кредит упирается в фильтры скоринга. В POS-кредитах (заём на товар или услугу, который оформляется прямо в точке покупки (офлайн или онлайн)) одобрение падает, выдач год к году меньше почти вдвое, хотя в месячной динамике виден сезонный подъем к августу (начало нового учебного года). В целом картина выглядит так: сначала домохозяйства срезают чек и вес упаковки, потом переносят дорогие покупки на «потом» и по итогу замещают их микрокредитами. Взрослая, местами циничная адаптация...

«Левада» видит одновременно рост доли тех, кому стало хуже, и устойчивую веру в то, что " а коли еще будет". Такой раскол объясняется просто: российская семейная экономика не любит драму.

А снижение стандартов распределено между миллионами корзин, каждый раз незаметно. Шоколад по семьдесят пять граммов вместо ста, повседневные покупки на маркетплейсах, кредит на форму, а телевизор подождет. Сегодня такие сценарии устраивают систему государственного управления.

1
2 комментария