Почему многие On-Demand стартапы терпят крах. Библиотека YCombinator

В начале августа, всем известный YCombinator, открыл доступ к своей библиотеке, в которой команда собрала и систематизировала все свои образовательные ресурсы за 15 лет. Материалы в виде статей, видео и подкастов могут быть полезны как начинающим предпринимателям (как проверить идею, как находить бизнес-партнера, как разработать MVP), так и более опытным командам (аудит стартапа перед раундом А, советы для международных проектов).

Чуть больше полугода я работаю со стартапами ранней стадии как трекер, помогая им в развитии и привлечении посевных инвестиций, поэтому помимо основной деятельности, я достаточно много времени уделяю изучению различных материалов связанных с этим, чтобы потом можно было применить в работе с командой. Сегодня я бы хотел поделиться переводом статьи, которую я нашел в библиотеке YC и которая могла бы быть полезна тем, кто задумывается сейчас запустить очередной агрегатор мастеров. Ее автор, ко-фаундер сервиса по работе с постоянными клиентами PocketSuite Сэм Мэдден, объясняет почему On-Demand модель в бытовых услугах не работает и какие здесь есть возможности.

"В связи с необычайным успехом Uber в технологическом сообществе существует точка зрения, согласно которой каждая услуга может быть «уберизирована». Однако, когда дело доходит до бытовых и местных услуг, модель Uber имеет тенденцию к разрушению.

У наиболее успешных компаний, работающих по запросу, были модели, ориентированные на товарные и сервисные услуги — например, транспортировка (Uber) и доставка (Postmates). Это типы услуг, для которых диапазон качества невелик как и требования к доверию. Большинство из нас не слишком беспокоятся о том, кто отвезет нас из пункта А в пункт Б или кто доставит нашу еду в воскресенье вечером. Мы просто хотим, чтобы услуга была оказана нам незамедлительно и в удобной форме.

Когда доверие превыше всего

Бытовые услуги бывают разные. Требуется гораздо большее доверие, чтобы позволить профессиональному обслуживающему персоналу войти в ваш дом, не говоря уже о том, чтобы позаботиться о вашем питомце или присмотреть за вашим ребенком. Как правило, первоначальная проблема при найме домашней прислуги — найти подходящего профессионала, который вам нравится, кому вы доверяете и который отлично справляется с работой. Как только вы найдете этого профессионала, вы вряд ли захотите его отпускать. Вы захотите держать его контакты при себе и обращаться всякий раз, когда в этом возникнет необходимость.

Модель Uber не работает в сфере услуг, где традиционно формируются прямые отношения между клиентом и профессионалом.

Прямые отношения имеют значение

Причем так думаем не только мы. Сами профессионалы в сфере бытовых услуг имеют такое же мнение.

Какой профессионал сферы услуг не захотел бы иметь базу постоянных клиентов, предоставлять возможность бронирования дат или даже устанавливать для своих клиентов регулярные графики посещения?

Прямые отношения с клиентом имеют решающее значение при оценке прозрачности денежных потоков, а также дешевле с точки зрения привлечения клиентов — гораздо проще привлечь прежнего клиента, чем получить нового.

Нет перспектив для развития

Кроме того, работа в рамках модели «Uber as boss» не позволяет активному профессионалу в сфере обслуживания расширять свой бизнес. Комиссии, которые эти профессионалы платят платформам, выступая в качестве посредников, варьируются от 20 до 30% за каждую транзакцию клиента. Мечта о найме подрядчиков или сотрудников становится недостижимой.

Будущее такой работы

В наши дни потребители все чаще ждут от Uber-подобных технологий и удобства. Платформы «по запросу» были первыми, кто попытался уловить этот технологический сдвиг в потребительском спросе, и многие компании добились успехов в различных сферах услуг.

Перспективы работы в сфере бытовых и местных услуг намного глубже, чем то, что в настоящее время предлагают платформы «по запросу» (On-demand). Технологии, помогающие в первоначальном поиске профессионалов — это одно, но расширение возможностей постоянных прямых отношений между профессионалом и клиентом станет следующей огромной волной в создании платформ в сфере бытовых услуг стоимостью 800 миллиардов долларов."

Если вам понравилась статья, а тема запуска и развития стартапа для вас актуальна, то переходите на мой Telegram-канале. Там я рассматриваю различные кейсы, делюсь инсайтами о работе с проектами и ценным материалом, который может быть полезны стартапам ранней стадии.

11
6 комментариев

Спасибо за полезную статью)))

1
Ответить

✌🏼✌🏼

Ответить

Андрей, спасибо за статью!
Интересный материал!
Может ли быть такое , что платформы из «агрегатора» трансформируются в моб. Crm , с возможностью поиска из вне?

1
Ответить

Немного не понял вопроса, нынешние платформы дают возможность частично вести взаимодействия с клиентами, но суть в том, что сама суть платформ заточена на одноразовые сделки. Я к сожалению не частный пользователь этих услуг, но возможностей много все равно видно. Очень интересно было б посмотреть на смешанные модели монетизации вроде - подписная модель как в классическом SaaS + % за первую сделку. Тогда становиться интереснее держать пользователя в рамках приложения, а не просить его работать во вне. У меня так с репетитором было)) а давайте поработаем без платформы + по цене сможем договориться

1
Ответить

Мда... мой вопрос требует разъяснения)
Но суть вы уловили, я как раз про корректировку модели монетизации и всеми вытекающими. Думаю, что поле для улучшений, там ещё огромное .

Ответить