Американец Майкл Шаффарцик по-русски говорит без акцента, несмотря на то, что родился и вырос в Калифорнии в пригороде Сан-Франциско. Несколько поколений назад его семья жила в России, но из-за революции была вынуждена эмигрировать в китайский Харбин, а оттуда дальше — в Австралию и США.
Однако сам Шаффарцик решил вернуться. «Я хотел жить в Петербурге. Петербург — великолепный город, я его очень люблю. Я люблю русскую музыку с раннего детства, поэтому поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию. И куда еще идти работать такому человеку, как я? Конечно, в Мариинский театр. Это заведение мирового уровня», — рассказывает Шаффарцик.
Молодой скрипач очень быстро обнаружил, что товар, который на первый взгляд продается повсеместно, на деле оказался дефицитным. Речь идет о нотных сборниках. В Европе они издаются крупными тиражами, а в культурных центрах — в Берлине, Вене, Лондоне и Париже — работают большие музыкальные магазины, где можно найти сборники любых исполнителей.
По словам Шаффарцика, в России большинство нотных произведений не печатается: «Это следствие цензуры, которая существовала в СССР: она пропускала только безобидные или популярные вещи, которые не противоречили советской идеологии. Сейчас эта советская система сломалась, а российская еще не появилась. Поэтому в России эквивалентов нет. А перепечатывается только то, что существовало в Советском Союзе».
Мы нигде в России не могли найти хорошие сборники. Мне, как потребителю, как музыканту, как профессионалу приходилось закупаться в Европе. Когда у нас были гастроли, мы тратили сотни евро на нотные сборники и мешками везли их в Россию.
— Майкл Шаффарцик
Те, кто не мог себе позволить ездить за рубеж, заказывали печатные сборники через интернет, но это выходило дороже, рассказывает Шаффарцик. «Они как-то справлялись — делали ксерокопии, делились. Это было жутко неудобно и как-то обидно, что в таком городе, как Санкт-Петербург, нет ни одного нотного магазина».
Поэтому молодой человек решил открыть его сам. Деньги собрали вместе с двумя друзьями-единомышленниками — Виталием Мальковым и Георгием Радзевичем. Также помогли знакомые из Европы и США: «Для нас играет роль и коммерческая составляющая, и культурная. Конечно, это не сделает нас миллионерами, но мы сможем создать свою базу для дальнейшего развития культуры в городе и возрождения музыки в России», — рассуждает Шаффарцик.
Раньше Америка была страной возможностей из-за свободы предпринимательства. Но сейчас в США очень сложно придумать какой-то новый бизнес, ведь практически все ниши заняты. Единственное, что там может получиться — это инновации. А в России еще столько вещей лежит на поверхности: нужно просто не лениться и заполнять эти недостатки. Сейчас не Америка, а Россия — страна возможностей.
— Майкл Шаффарцик
В июле 2016 года Шаффарцик и его партнеры начали оформлять ООО и искать помещение. «С открытием компании проблем не возникло — мы пошли к юристу и он все помог оформить. Единственное отличие от США, что в России это нельзя сделать дистанционно».
Вопреки ожиданиям, открытие юрлица для музыкантов оказалось самой простой частью истории: «А мы ожидали, что это будет тяжело. Что это будет типичная Россия, где нужно ходить от окна к окну, стоять в очередях. И мы удивились, насколько это было легко — весь процесс занял неделю».
Самым сложным, уверен предприниматель, стало взаимодействие с валютным контролем, таможней и поставщиками из Европы: «Нотами в России пока что никто не занимался. Это для таможни абсолютно неизведанный продукт, поэтому там тоже никто не знает, как он оформляется».
Проблема была в том, что таможенное оформление в России очень сложное. Мы ездили в Пулковскую таможню и спрашивали: «Подскажите, вот как нам поступить, как нам привезти такой-то товар из-за рубежа?». Нам сказали, что этим занимаются таможенные брокеры, у них с таможней договоренности. Тогда мы спросили, можем ли мы сделать все без их помощи. Нам ответили, что можем, конечно, но тогда сотрудники таможни будут всячески вставлять нам палки в колеса.
— Майкл Шаффарцик
Тогда предприниматели решили воспользоваться помощью брокера. Но ситуацию усугубляло то, что сотрудники таможни не владеют английским языком. По словам предпринимателя, они отправляли европейским поставщикам свои требования для оформления товара, написанные на русском языке: «Те ничего не понимают и пересылают их нам. Мы переводим документы на английский, отправляем обратно. И у таможни постоянно менялись условия, постоянно возникали новые требования».
На заказ и оформление товара у предпринимателей ушло полтора месяца — заказав нотные сборники во второй половине августа 2016 года, они получили их только в начале октября, а чтобы импортировать товар на 600 тысяч рублей, им пришлось заплатить 250 тысяч рублей.
«По-моему, брокер просто воспользовался нашей неопытностью. Потом мы разобрались, как все это работает, и наладили дело. Но я понимаю, что никто просто так прозрачно не захочет объяснить, как все работает. Чтобы во всем разобраться, нам нужно было набить собственных шишек», — рассуждает Майкл Шаффарцик.
Помещение предприниматели выбирали, исходя из вкусов своей целевой аудитории: «Наш магазин рассчитан на профессиональных любителей классической музыки. Поэтому мы искали место рядом с Театральной площадью, там находятся Мариинский театр, консерватория, училище и огромное количество культурных заведений. В итоге нашли помещение буквально в 200 метрах от консерватории».
На первых порах нужно осторожнее относиться к планированию. Не нужно надеяться, что все пойдет, как по маслу. В бизнес-плане все доходы нужно преуменьшать, а расходы — преувеличивать.
Магазин «RSM Дом нот» открывается в Санкт-Петербурге 14 октября. В будущем Майкл Шаффарцик планирует создать на его основе собственный музыкальный культурный центр, где люди могли бы получить новые знания от педагогов мирового уровня: «Как ни парадоксально, в мире все лучшие профессора скрипки — выходцы из бывшего Советского Союза, или их предки из Российской империи. И возникает такая ситуация, что такие мастера не захотят преподавать в стране, где зарплата у профессора — 40 тысяч рублей. А если захотят — их не пустят в Россию».
По словам предпринимателя, это связано с тем, что иностранные преподаватели могут потеснить существующий педагогический состав государственных консерваторий: «В России музыкальное образование застряло в другом десятилетии, где-то в восьмидесятых. То, что происходит сейчас в мире, новая академическая музыка, изменения стиля и потребностей публики — это не берется в расчет в наших образовательных учреждениях, к сожалению».
У нас в консерваториях сидят старые преподаватели, которые изо всех сил держатся за свои места. Они против того, чтобы молодые преподаватели пробовали себя даже в роли ассистентов из-за их «инакомыслия». Хотя казалось бы, это музыка, творчество, тут должна быть абсолютная свобода. А инакомыслие у нас не приветствуется.
— Майкл Шаффарцик
Мы хотим со временем устроить такое заведение, где преподавали бы именитые музыканты и профессора. Я общался со многими из них, и они хотели бы преподавать в России, но в государственные учреждения их не пускают.
Удивляюсь комментаторам. Неужели кто-то не согласен с тем, что в России рынок насыщен значительно меньше, чем в США?
В Монголии, Эфиопии,Уганде и еще сотне стран тоже менее насыщен
А еще там низкий потребительский спрос, низкие доходы населения и режим балансирующий между диктатурой и тиранией.
Потому наличие свободной ниши совсем не гарантия успеха. Скорее признак что есть много подводных камней.
Человек правильно понял проблемы - ноты не продаются. Но человек не правильно понял причину - не продаются, потому что не покупают (тупо можно скачать в интернете).
Вроде не первый год живет в России, а западная наивность все не выветрилась.