Mail.Ru Group приобрела Delivery Club за $100 млн: мнения российских предпринимателей и инвесторов

3 ноября 2016 года Mail.Ru Group объявила о приобретении 100% сервиса по доставке еды Delivery Club у холдинга Foodpanda, подписав соглашение на $100 млн. Редакция vc.ru попросила российских инвесторов и предпринимателей прокомментировать сделку.

Mail.Ru Group приобрела Delivery Club за $100 млн: мнения российских предпринимателей и инвесторов

Размер сделки для российского рынка достаточно впечатляющий. Высокая стоимость, помимо очевидных премий за контроль и за размер рынка, обусловлена еще и уникальностью актива. Сервисы быстрой доставки — это органичное продолжение пользовательского тренда «хочу здесь и сейчас». Этот тренд создан такими интернет-компаниями, как «Яндекс.Такси», Uber и многими другими, которые дают возможность получать услуги или товар в минимальный срок и максимально просто.

Этот рынок имеет огромный потенциал роста за счет молодой аудитории и более консервативной аудитории среднего возраста. Поэтому в ближайшие два года рынок будет расти в таком же высоком темпе.

Кроме того, привлечение пользователей в ресторанный бизнес для непрофессионала приводит к огромным ценам на лид с непрогнозируемыми показателями конверсии. Фиксированная комиссия «за результат» в 10-20% от стоимости заказа, которую заведения платят, присоединившись к уже работающей инфраструктуре онлайн-доставки, позволяет эффективно контролировать расходы и наращивать доходы.

Это значит, что число ресторанов, сотрудничающих с сервисами вроде Delivery Club, будет неизбежно расти. Партнерство вдвойне выгодно, поскольку оплата идет только по факту получения заказа, и рестораны не несут никаких дополнительных рисков, сотрудничая с сервисом.

Также нельзя забывать о высоком синергетическом эффекте, который получат нынешние владельцы бизнеса. Mail.Ru Group приобрел не просто потенциально высокодоходный актив, но и площадку для направления туда нераспроданного или целевого трафика. Delivеry Club, привлекая этот трафик, получает все шансы стать абсолютным лидером рынка. Если говорить о других участниках рынка, то, с одной стороны, сделка создала прецедент, который позволит продавать аналогичные активы дороже.

С другой стороны, проекты, которые ранее конкурировали с Delivery Club, столкнутся с невозможностью прямой конкуренции без доступа к огромным маркетинговым и финансовым ресурсам. В новых условиях им придется искать нишевые стратегии развития, чтобы выжить и обеспечить доходность для своих акционеров.

Сергей Негодяев, управляющий инвестиционным портфелем ФРИИ

Многие не понимают, почему Delivery Club был так дорого куплен. Целых $100 млн при выручке около $7 млн. Рядом не стоял, свечку не держал, но логика сделки мне понятна, попробую объяснить:

— Выручка 500 млн рублей. Это их маржа от доставки. Продажи в разы выше, я где-то видел, что в семь раз. Конечно, покупают по выручке, но продажи, темпы роста и маржинальность показывают потенциал.

— И у «Яндекса», и у Mail.Ru Group происходит естественное замедление темпов роста основного бизнеса. На это влияет много факторов: большие размеры и доля рынка, кризис российской экономики, и как следствие — ухудшение на рекламном рынке.

— Инвесторы не рады. Нужно добавлять что-то, что растет быстрее основного бизнеса. Компаний, которые сейчас растут высокими темпами и имеют большой потенциал рынка — немного. За них приходится переплачивать. А теоретический потенциал рынка еды просто огромен.

— Внутренняя оценка. В Mail.Ru Group оценили, во сколько раз быстрее может расти бизнес, если ему дать маркетинговые каналы Mail.ru, «ВКонтакте» и «Одноклассников». Не удивлюсь, если через год-два эта сделка нам покажется крайне дешевой. При грамотной работе компания легко может вырасти в 10 раз за этот период. Причем это — далеко не предел.

Герман Каплун, сооснователь венчурного фонда TMT Investments

Я не сомневаюсь, что агрегаторы будут существовать и займут свою нишу на рынке, но я не представляю, как агрегаторы доставки еды могут стать сильно большим и прибыльным бизнесом.

Ценность, которую они создают, слишком маленькая, чтобы на ней можно было много зарабатывать в долгосрочной перспективе. Uber создает новый продукт, соединяя в нужную минуту в нужном месте клиента и такси. Это и есть ключевая ценность как для конечного потребителя, так и для водителя такси.

Сама физическая услуга такси, конечно, важна, но именно Uber — создатель ключевой ценности в этой цепочке. У агрегаторов еды нет такой «магии». Агрегаторы — это продавцы трафика, поставщики новых клиентов и служба доставки для ресторанов, у которых доставка не является основным бизнесом. Какие вопросы у меня вызывает текущая модель агрегаторов доставки?

В отличие от Uber, где таксисты оказывают более-менее одинаковые услуги, и главной ценностью для клиента является не сам водитель, а подача машины в нужное время в нужном месте, в доставке еды каждый ресторан создает свой уникальный продукт. Его вкус, температура и свежесть, упаковка и сервис — это и есть самое главное во всей цепочке для клиента. Потребители лояльны в первую очередь именно этому продукту, а не услугам агрегатора. К чему это приводит?

Рестораны будут всегда стараться получить через агрегатора новых клиентов, а потом сделать так, чтобы клиенты заказывали у них в обход агрегатора напрямую, особенно если комиссия агрегаторов составляет 15-20% от заказа, как сегодня. Как правило, эта сумма и есть вся рентабельность ресторана.

Потребители лояльны в первую очередь ресторану в долгосрочной перспективе. Конечно, не у всех ресторанов есть удобные сайты для онлайн-заказа, но они будут появляться. Рестораны будут уводить клиентов от агрегатора. Агрегаторы будут просто поставщиками новых клиентов. Все это будет заставлять агрегаторы снижать комиссию за заказы.

В итоге агрегатор может превратиться в каталог ресторанов с минимальной комиссией. Небольшая комиссия на небольших чеках (это не Booking.сom) с необходимостью параллельно постоянно инвестировать в трафик приведет к тому, что бизнес станет совсем низкоприбыльным.

Ситуация, когда ресторан платит 15-20% с заказа, возможна в двух случаях. Первый: ресторан специализируется на доставке и платит комиссию за нового клиента, стараясь в будущем работать с клиентом напрямую. Второй: для ресторана доставка не является основным бизнесом.

Безусловно, агрегаторы могут объединить рестораны, у которых нет своей доставки, и те, для которых доставка является просто дополнительной услугой. Но здесь есть большая сложность, которая не видна тем, кто глубоко не знаком с индустрией.

У таких ресторанов производство, продукты, процессы не приспособлены к доставке. Они просто не смогут оказывать стабильный сервис в доставке и будут проигрывать тем, кто заточен на доставку.

Федор Овчинников, руководитель компании Dodo Pizza

Mail.Ru Group упустили рынок такси, но им удалось найти другую, не менее перспективную вертикаль. Благодаря покупке Delivery Club они выходят на новый рынок, который имеет огромный потенциал. Mail.Ru Group обладает огромными рекламными ресурсами, и в сочетании с их компетенцией в мобайле, эта покупка является очень правильной и логичной для компании.

Нам, как участникам рынка доставки, кажется, что эта сделка окажет положительное влияние на рынок в целом, а сильная конкуренция — это всегда хорошо, так как в конечном счете от нее выигрывают потребители.

Руслан Гафуров, сооснователь агрегатора служб доставки еды из ресторанов ZakaZaka

Это не очень обычный шаг для интернет-сервиса: покупать что-то в офлайне. Но шаг логичный.

«ARPU не пахнет». Возможности повышения дохода Mail.Ru Group c одного интернет-пользователя за счет интернет-услуг уже близки к потолку: цену на рекламу сильно не повысишь, больше рекламы на страницу не впихнешь, возможности конверсии в собственные интернет-профит-центры (игры, например) уже оптимизированы почти «до звона».

Mail.Ru Group решил войти на новую поляну — повышение среднего дохода на интернет-пользователя за счет офлайн-услуг. Если этот эксперимент окажется удачным, то открывается широкое поле для расширения спектра таких офлайн-предложений.

Аркадий Морейнис, инвестор

«Яндекс» давно и успешно работает на рынке агрегаторов. Если Mail.Ru Group решили пойти туда же, то покупка Delivery Club — это хорошее решение. Доставка еды из ресторанов — это редкий рынок, на котором фактически царит монополия среди агрегаторов. У Delivery Club нет серьезных конкурентов, а с мощностями Mail.Ru Group подвинуть компанию с первого места будет почти невозможно. При этом сам рынок очень большой.

Что касается оценки, то сделка выглядит удачной для Foodpanda. Но нужно знать динамику роста выручки, чтобы оценить ее предметно. В целом, для рынка — это хорошая новость, как и любая крупная сделка.

Михаил Перегудов, основатель сервиса доставки продуктов для ужинов «Партия Еды»

Это одновременно и неожиданное, и ожидаемое событие. Неожиданное, потому что от кого-кого, а от Mail.Ru Group выход на foodtech и ecommerce-рынок я не ожидал увидеть: ничего этого не предвещало. Ведь обычно новыми игроками тут становятся традиционные офлайн-ритейлеры или небольшие стартапы.

Но если посмотреть на западный рынок, то шаг Mail.Ru Group не такой уж и нестандартный. Возьмите хотя бы Amazon и его подразделение Amazon Fresh, или выход The New York Times на рынок доставки наборов для приготовления еды. Рынок меняется, традиционные игроки пересматривают свои модели, ищут новые каналы взаимодействия и монетизации своей аудитории, открывают новые вертикали.

Для нашего рынка, где представлены компании, доставляющие продукты питания с рецептами, эта сделка должна принести плюсы. Она позволит привлечь новые ресурсы в ecommerce и foodtech в целом и популяризовать его среди целевой аудитории. Это неизбежно создаст дополнительные возможности и для других участников рынка.

Сергей Ашин, основатель сервиса доставки еды с рецептами «Шефмаркет»

Для корпорации, подобной Mail.Ru Group, покупка лидера рынка выглядит разумным способом входа в непрофильную индустрию. В данном случае компания будет использовать аудиторию своих онлайн-сервисов для роста нового офлайн-направления.

Это позволит не только сохранить лидерство в сфере доставки (например, снизит стоимость привлечения клиентов) и диверсифицировать основной бизнес группы, но и справиться с замедлением темпов монетизации в главных бизнес-юнитах компании («ВКонтакте», «Одноклассники»).

Борис Малеев, аналитик Maxfield Capital

Это абсолютно выдающееся событие для рынка, потому что Mail.Ru Group не делала таких больших приобретений. Они пошли в вертикаль, которой у них до этого не было, и это показывает, что сама компания начинает менять стратегию, что она доросла уже до значительных покупок на российском рынке. Когда два ведущих игрока «Яндекс» и Mail.Ru Group начинают покупать, это дает хорошый сигнал стартапам.

Рынок доставки еды начинает бурлить во всем мире, а не только в России. И для компании вложиться в одного из сильнейших игроков на российском рынке — это логичный шаг. Для Delivery Club выгода сделки — это деньги. При обороте в $7 млн получить $100 млн — это значительная сумма покупки. Еще одна выгода — это медиа-ресурсы Mail.Ru Group.

Сейчас сложно сказать, какой окажется дальнейшая инвестиционная стратегия Mail.Ru Group. В компании произошла смена руководства, поэтому и стратегия может поменяться достаточно сильно. Но они еще год назад решили, что будут делать акцент на новые приобретения и мы с вами увидим еще не одну сделку. Есть много потенциальных претендентов. Чужие тайны выбалтывать не хочу, но в скором времени будут еще покупки.

Игорь Рябенький, управляющий партнер фонда Altair Capital Management

Я не очень понимаю, зачем покупать убыточный на протяжении многих лет агрегатор за 10 годовых выручек. Там нет реального бизнеса. Это как Groupon, только хуже. Мне больше нравятся инвесторы, которые вкладывают деньги не в агрегаторы доставок, а в реальный, прибыльный бизнес.

Андрей Кощеев, владелец сервиса доставки еды с рецептами DomaVkusnee.ru

Для меня объявленная покупка Delivery Club событие позитивное и своевременное — для инвесторов и интернет-предпринимателей это знак, что на рынке даже сейчас есть покупатель. Mail.Ru Group, как и многие «повзрослевшие» интернет-компании в России, столкнулся с проблемой роста, имея при этом средства и аппетит для поглощений.

Мы наконец-то приходим к ситуации, которая помогла сформировать венчурную экосистему в США и развитых странах — крупные ИТ-компании, достигшие плато, покупают компании помоложе, чтобы продолжать расти. Думаю, что нас впереди ждет больше подобных сделок и период консолидации в области электронной коммерции. И конечно же, в ближайшее время каждый второй питч инвесторам будет содержать страницу о выходе через продажу Mail.Ru Group.

Ребята в Mail.Ru Group делают все правильно. Если посмотреть известный отчет Kleiner Perkins Internet Trends за 2015 год, там наглядно показано, что есть три основных рынка с точки зрения затрат потребителя: жилье, транспорт и еда. В сегменте жилья в России никто ничего не придумал (ЦИАН и доски объявлений не в счет), а Airbnb уже занимает лидерские позиции.

В такси «Яндекс» удачно продемонстрировал как можно построить «легкий» с точки зрения активов проект на своем трафике и аудитории. Остается еда. Почему бы Mail.Ru Group не стать лидером в этой области, учитывая объем трафика и знание о пользователях?

Delivery Club идеально вписывается в эту стратегию. Уверен, что с ресурсами группы проект можно вырастить кратно. Останется закрыть вертикаль доставки продуктов – здесь, например, хорошо вписывается Instamart, работающий по «легкой» модели в парнерстве с ритейлерами.

Анатолий Сморгонский, бывший генеральный директор Yota
16 комментариев

Из всех мнений, аргументированно высказал мнение лишь Фёдор (ДоДо пицца). Остальные - флюгеры.

12

Нравиться мне эта логика... Ну это же ожидаемо... это же логично... и бла бла бла... Как чётко работает поведенческая психология, если данное направление не выстрелит и мэйл ввалит ещё кучу у.е. в продвижение, мы все снова прочитано от сильных умов мира сего - Ну это же ожидаемо... это же логично... и бла бла бла...
Мне больше нравится то, что люди когда-то замутили стартапов, прошли семь кругов ада, верили в свою идею, реализовали её и заработали денег. Вот здесь бы разобраться что они делали правильно? ведь рынок весьма конкурентный, как в Москве так точно...

5

А скажите, вот что вообще "выстреливало" у Mail.Ru Group?
WarFace или другие игры их - типичные донат-машины.
ВКонтакте - уже за 2 года после приобритения скатилось в УГ.
Ну вот теперь купили еще один продукт чтобы "убить" его.
Сразу вспомнилась их попытка создать свой Твиттер, но увы :-D

5

Всё логично для мыла: покупать проект с большим количеством мобильного платящего трафика, с которым можно потом что-то сделать. Плюс всегда можно повысить капитализацию сервиса засчет своего дешевого трафа из вк/ок и проч.

Только сумма сделки впечатляет. Сотку лимонов в еду? Ну хер знает, нужно смотреть, что мыло будет делать с ними дальше))

4

нужно много диванных аналитиков в треде для полноты исследования

4