Оффтоп Konstantin Panphilov
3 956

Конкурентный рынок телемедицины: есть ли место для новых стартапов

Руководитель проекта «Мобильный доктор» Альберт Муртазин о перспективах развития телемедицинских сервисов.

В закладки

Этим летом телемедицина получила официальное признание: с 1 января 2018 года в законодательную базу вводится определение «медицинская помощь с применением телемедицинских технологий». Согласно новому закону, телемедицинский сервис должен предоставляться медицинской клиникой или провайдером телемедицинской платформы.

Закон не стал компромиссным между консервативно настроенными чиновниками и представителями ИТ-бизнеса. Несмотря на ожидания работающих в сфере телемедицины компаний, закон запрещает ставить диагнозы и назначать лечение при телемедицинской консультации, даже если ситуация пациента не сложна для диагностики.

Необходимость получать медицинскую лицензию и соответствовать всем требованиям законодательства в этой сфере усложняют вход на рынок. Тем не менее, сегодня в сторону телемедицины смотрит большое количество стартапов, каждый месяц появляются новые игроки. Причина этому — хорошее освещение темы в СМИ и рост количества запросов на онлайн-консультации.

История показов по месяцам в сервисе «Яндекса» «Подбор слов» по запросу «врач онлайн»:

История показов по месяцам по запросу «телемедицина»:

Понимают ли стартапы, какой объем рынка телемедицины в России на сегодняшний день? Обычно для исходных данных берут объем рынка медицинских услуг, что совсем некорректно, и мы объясним почему.

В России смешанная модель здравоохранения, то есть расходы на медицину складываются из государственных и частных расходов. По данным руководителя Высшей школы организации и управления здравоохранением Г. Э. Улумбековой, за 2014 год общие расходы в здравоохранении составили 3,97 триллионов рублей.

Впечатляющая сумма, но важно знать, что она в себя включает. 65% или 2,57 триллионов рублей составляют государственные расходы, о которых частному бизнесу можно забыть. Из оставшихся расходов нужно вычесть 53% на лекарственные средства, 6% на оплату санаторно-курортных услуг. Остается 130-140 млрд рублей рынка ДМС и 470 млрд рублей расходов на платные медицинские услуги.

По данным официальной отчетности, опубликованной на сайте Банка России, в 2016 году темп роста выручки сегмента ДМС составил 6,8%.

Ведущие игроки рынка телемедицины анонсируют доходы в несколько миллионов рублей за прошедший год, причем весь существующий рынок встроен в продукты страховых компаний, в первую очередь ДМС.

Таким образом, сегодня доля телемедицины составляет менее 0,1% объема рынка ДМС. Прогнозируемое увеличение на 1-2 порядка, до 10%, ожидается в течение ближайших 2-3 лет.

Прямые расходы населения на платные медицинские услуги тоже продолжают расти, прогнозируемая их сумма в 2017 году — не менее 500 млрд рублей. Сегодня в денежном выражении эти расходы превышают расходы на ДМС.

По прогнозам, в течение ближайших трех лет большая часть населения предпочтёт часть обращений в клинику контакту со специалистом онлайн. По опыту работы сервиса «Мобильный доктор», не менее 20% визитов можно заменить телемедицинской консультацией. Большую потребность в удаленных консультациях имеют клиенты из регионов: доля этих консультаций составляет 72,6%.

Для ответа на вопрос, нужно ли телемедицинской компании пытаться найти свой рынок среди конечных пользователей, можно посмотреть на пример успешного стартапа – Docdoc. Компания помогает пациентам и клиникам коммуницировать — вести запись к медицинским специалистам. При этом одним из следующих этапов развития является выход на рынок телемедицинских консультаций.

Всего на сегодняшний день сформировалось четыре вида бизнес-моделей.

Онлайн-клиники без офлайна – это «Мобильный доктор», «Онлайн доктор», «Getdoctor»

Возможные каналы продаж — совместные программы с клиниками, в которых онлайн-клиника должна выступать провайдером услуг либо контакт-центром с врачами, продажа годовых подписок через компании, встраивание продукта в комплементарные предложения игроков из других рынков.

Компании этой группы могут себя позиционировать как независимые и не заинтересованные в лидогенерации в собственные клиники.

Офлайн-клиника с онлайн-услугами – «Доктор рядом», «АВС-медицина», «Док+» и другие.

Эти компании имеют устойчивую бизнес-модель в отношении офлайн-визитов и экспериментируют с онлайном. Таким образом они стараются увеличить загрузку врачей, конвертировать онлайн-консультации в офлайн-визиты, увеличить лояльность клиентов и повторные покупки.

Агрегатор с функцией записи к врачу – Docdoc, «Яндекс.Здоровье», «Медкомпас» и другие

Для этой группы компаний логичным продолжением лидогенерации является консультация в онлайне. Ряд компаний уже запустили на своей платформе информационные консультации, другие планируют начать оказывать подобные услуги. Кроме прямых доходов от консультаций, перспективным является доход от разнообразных партнерских программ.

Маркетплейс – «Здоровье Mail.Ru», «Qapsula» и другие

В рамках маркетплейса одной стороной являются медицинские компании или врачи-индивидуальные предприниматели, а другой стороной пациенты. Сейчас стоит ожидать доходов не от одной из этих сторон, а на партнерских программах (лидогенерация, продажа лекарств).

***

В ближайшие годы деньги будут с трудом переходить из офлайна в онлайн-медицину. Чтобы телемедицинский сервис стал успешным, нужно знать, какие офлайн-услуги коммерческой медицины дистанционно будут оказаны более эффективно.

Для того, чтобы сформулировать свое уникальное предложение, нужно представить, как телемедицина будет интегрироваться в систему здравоохранения в ближайшие годы.

Есть свежие и понятные примеры: телемедицина это онлайн-банк 10 лет назад, когда абсолютное большинство населения требовало офлайн-отделения.

Точно так же и в онлайн-медицине сейчас: рынок находится на этапе ранних последователей, и, несмотря на бурный рост популярности темы, еще нескоро станет массовым.

#Колонка

{ "author_name": "Konstantin Panphilov", "author_type": "editor", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430"], "comments": 21, "likes": 15, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 25918, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Sat, 19 Aug 2017 14:17:50 +0300" }
{ "id": 25918, "author_id": 3, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/25918\/get","add":"\/comments\/25918\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/25918"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

21 комментарий 21 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
4

Считаю, что абсолютно измерять этот новый рынок по текущей статистике яндекса. Стоит только появиться стоящему и нормально работающему проекту, люди моментально к нему потянуться. Пока телемедициной называется барахло вроде Яндекс.Здоровья, не стоит ждать хайпа. А до появления айфона тоже не искали "айфон" в яндексе.

Ответить
1

Александр, спасибо за коммент, особенно в части
"А до появления айфона тоже не искали "айфон" в яндексе."

Т.к. Афоню и после появления в первые годы искали только как iphone или ifon, и в google :) И уже потом ...

Проблема создания медицинских ресурсов с открытым рейтингом специалистов (без накруток, т.е. верифицируемым) = есть, и спрос на такие ресурсы есть.

Пока уровень терапевтов в поликлиниках будет "Терапевт в отпуске до конца августа, все диагнозы смотрите в Интернете" - спрос на телемедицину будет огромен.

Ответить
0

*абсолютно бесполезно измерять

Ответить
1

опять?

Ответить
1

Дмитрий, многие бытовые болячки диагностируются при внешнем (не тактильном) осмотре. Разрешающей способности современных видеокамер даже на тлф уже достаточно

Многие другие болячки, правда, требуют ощупывать пациента - довольно досконально (нажимаем там, и спрашиваем, не отдает ли туда и сюда), и тут телемедицина пока не поможет.

Ответить
3

В любом случае сдаются анализы, делаются снимки и тд, а эта область процентов на 90 не подготовлена вообще, даже в миллиониках лабораторий, которые могут выдать напрямую удаленному врачу информацию - единицы. То-есть инфраструктуры нет, но мы уже ваяем платформу. А тут еще такое понятие как ответственность. Пока что это видится полем для инфобизнеса и "кашпировских".

Ответить
1

Какая ответственность, когда впереди заискрили миражи баблоса?

Стартап &Co живёт между симметрично расположенных морковок. Смотреть по сторонам и вперёд некогда. Ответственность непозволительная роскошь.

Минздрав отвесил саечку ретивым. Обиделись. А могли бы ещё и выхватить за такие тезисы - хотим и диагноз ставить и лекарства выписывать, но ответственность на конечнике, а убытки на государстве из-за неэффективно оказанной консультации.

Ответить
1

Телемедицина без первичного классического осмотра не работает. Главные тм функции на мой взгляд

1. В процессе приёма лекарств у меня могут возникнуть вопросы.

2. Доктор на приёме мне не все объяснил и я хочу проконсультироваться с тм.

3. Я живу в регионе и диагноз 23 летнего заведующего отделения вызывает сомнения. Я хочу пообщаться со столичным доктором и принять решение стоит ли ехать в мск например.

Ответить
1

Симптомы, которые можно выявить при классическом осмотре:
1) обычно не сильно меняют вероятность диагноза, та как обычно самые чувствительные и специфичные - симптомы инструментальной диагностики и симптомы, выявленные при сборе жалоб и истории развития заболевания
2) часто пропускаются, так как требуются навыки их выявления (большинство докторов не поймут, что за шум в сердце, даже если услышат его)
3) часто их просто никто не выявляет - доктор не смотрит пациента на приёма, а пишет, пишет, пишет;)

Ответить
0

добавлю:
- помочь определиться к какому специалисту пойти на очный прием или снять тревожность
- расшифровать почерк врача
- получить врачебную интерпретацию меданализов

Ответить
0

Про подчерк как-то позабыл )))

Ответить
0

И *потянутся

Ответить

Комментарий удален

0

«Яндекс.Здоровье», по моему мнению, создавался как раз с нацеливаясь именно на телемедицину. Интересно, как изменится их путь в связи с необходимостью "цифровой подписи", аккаунта Госуслуг или письменного соглашения на телеконсультацию. Агрегатор же для них — дополнительный функционал, чтобы выйти на рынок.
Приятно увидеть в статье наш сервис — Медкомпас.

Ответить
0

Большинство, говоря о телемедицине, представляет себе сеанс видеосвязи с человеком в белом халате. Между тем настоящая телемедицина -это совсем не про скайп с врачом.
Это про то, что:
1. определенную медицинскую работу (анализ МРТ, расшифровка ЭКГ, мониторинг биохимических анализов и тп) можно делать удаленно
2. Иногда специалиста для такой работы проще найти по удаленке
3. Все технические и юридические усилия сводятся, собственно, к обеспечению связи между медицинскими учреждениями и такими специалистами.
Пока мы не привыкнем к мысли, что телемедицина - это про медицину, а не про скайп, мы будем топтаться на месте.

Ответить
0

Вся проблема в приставке "теле", которую переводят как телевизионную или что то с экраном... на самом же деле перевод "далеко" "на расстоянии"

Телемедицина - это медицина на расстоянии.

Ответить
0

Мне поступают жалобы, что не все достойные сервисы указаны, например здесь нет "Доктора на работе", "Ondoc", "Medical Note" и других. Это правда, здесь сервисы указаны скорее для примера, а не исчерпывающим списком. Нет также игроков рынка, которые как-то косвенно соприкасаются с телемедициной, например лабораторий, интернет-аптек и др.

Ответить
0

А также интересно глянуть, как телемедицина поведет себя в связке с современными health- гаджетами - потому что тут непочатый край возможностей.

Ответить
0

Я думаю, нужно различать футуристические мечты и реальность, особенно российскую. На самом деле, кроме измерения уровня глюкозы и пульса health-гаджетам предъявить пока почти нечего. Я уже писал об этом в своем блоге teleradiologia.ru/телемедицина-в-россии-реальность-про/

Ответить
0

Я думаю, нужно различать футуристические мечты и реальность, особенно российскую. На самом деле, кроме измерения уровня глюкозы и пульса health-гаджетам предъявить пока почти нечего. Я уже писал об этом в своем блоге https://teleradiologia.ru/телемедицина-в-россии-реальность-про/

Ответить
0

случайно написал 2 раза, не подумайте что спам)

Ответить
0

Еще можно подразделять по специализациям, т.к. многие из сервисов ориентируются на врачей широкого профиля, а есть сервисы, которые создаются под врачей узкой специализации, при этом не рядовых врачей из неизвестных медцентров, а из крупных федеральных учреждений, как пример начинающий такой проект logoderm.ru например

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления