Как мы запускали агрегатор трансферов в Крыму. Часть 3. Почему Яндекс.Такси ушел из Крыма

В предыдущих частях "Идея" и "Концепция" я рассказал о зарождении идеи и о попытках осознать ситуацию на рынке. На сегодня планировал рассказать о "плане Б", но в фейсбуке начал получать сообщения для уточнения базовых причин для начала проекта. Об этом и расскажу в этой части.

Яндекс.Такси в упор не показывал мне вариантов. Остальные были под санкциями. Это был знак свыше.

Степан Чельцов

Для полного понимания наших предпосылок стоит в первую очередь рассказать, кто мы такие и почему мы решили заниматься этим проектом.

Ко мне обычно обращаются, когда надо продумать концепцию проекта, его логику работы и выстроить командную работу. Я строю бизнес-процессы, помогаю интегрировать системы управления проектами в бизнес, и навожу порядок в рассуждениях своих клиентов, чтобы они понимали все возможные риски своего проекта.

Этой работой я занимаюсь несколько лет в рамках своего агентства "Первый интернет-проект". И мой привычный клиент - автор идеи или его инвестор, с которым мне уже доводилось работать (тот самый голос в трубке) или его друзья.

До этого проекта я всегда справлялся без команды в офисе и управлял проектами удаленно или с минимальными разъездами по стране с участием дизайнеров и разработчиков на удаленке. Наверняка вам известны такие команды, я лишь специализируюсь на стартапах, которые уже нашли деньги.

Где Яндекс.Такси?

В данном проекте потребовалось изменение привычной модели ведения проекта, потому я и отправился на разведку местности, ситуации и для анализа потенциального рынка. И первое, что я сделал в аэропорту, зашел в приложение Яндекс.Такси и Гетт.Такси, чтобы вызвать себе такси - машин в приложении не было ни при каком зуме. Это было странно для меня.

Вторым звоночком стал эксперимент, когда я нашел водителя с местным подключением к Яндекс.Такси, который, стоя рядом со мной, вышел на линию в своем приложении, а я вызвал такси. 20 минут я пытался получить машину, а водитель получить заказ - все было тщетно, машин не было на линии по мнению Яндекса. Смена IP-адресов, подключение к разным wifi-сетям - результат был одинаков, и это начало вселять надежду.

Позже Яндекс.Такси объявили о выходе из Крыма, обосновав это окончанием эксперимента, и закрытие было плановым. По данным моих разведчиков среди подключенных к приложению, причины были другими. Примерно так мне описали модель захвата региона Яндекс.Такси:

"Модель Яндекс.Такси строится на том, что они являются софтом, генерирующим поездки. Софт ведет работу диспетчера. Заказы выполняют водители и таксопарки, которые заключают договор с Яндекс.Такси. В дальнейшем происходит давление на рынок, так как заказы начинают в большей части идти через Яндекс, а местные таксопарки теряют свое влияние, закрываются, и остаются те, кто принял свою печальную участь обслуживать сильного игрока."

Чтобы эта модель работала, нужны местные водители и таксопарки, и это была первая ошибка.

Крым просто не захотел подключаться к Яндекс.Такси ради печального будущего.

Степан Чельцов

Второй промашкой, на мой взгляд, является требования официальных разрешений-лицензий. Как я писал ранее, это дополнительные расходы для местного игрока, а ему и без них прекрасно живется. Те немногие, кто согласился, никаких бонусов в итоге не получили.

Была и третья ошибка, которая, на мой взгляд была допущена, - Яндекс.Такси пытался применить стандартную модель для всего полуострова, но не учел низкую плотность населения и еще более низкую плотность водителей на квадратный километр.

Специфика Крыма такова, что поездка из Аэропорта в среднем занимает около 1 часа, а в направлении Ялты и Керчи - 1,5 и 3 часа. Тарифы на такие поездки становятся дороже в стандартной калькуляции, пассажирам это не всем нравится. Но до заказа и дело вроде не доходило.

Где Гетт, Убер, Блаблакар и Бипкар?

Первые двое (Гетт и Убер) торжественно объявили о санкциях, потому речи о них практически не шло.

Блаблакар (тоже санкции) и Бипкар относятся к категории совместных поездок, которые в Крыму сопоставимы с автобусом или троллейбусом до Ялты.

В Крыму самая протяженная троллейбусная линия от Аэропорта до Ялты. Путешествие составляет около 3 часов.

Степан Чельцов

Совместные поездки в машинах без кондиционеров протяженностью более 1 часа под солнцем, да еще и у каждого по паре чемоданов вещей - это не конкуренты, это совсем другая ниша.

Почему мы нашли в себе решимость взяться за проект?

Была совокупность факторов и ощущение странности всего происходящего. С одной стороны мы ничего не знали о таксомоторном рынке, правилах работы, конкуренции в офлайне в такой нише.

А с другой стороны мы понимали, что санкции именно в этот момент дают нам шанс попробовать запустить нечто новое, пока этого не сделал кто-то другой. Так как к государству у нас никаких привязок не было, и на случай смены власти в обратный ход, мы остались бы софтом, работающим на территории Крыма. А юридические моменты решили бы по ходу пьесы.

В остальном все было понятно:

  • Делаем умную систему диспетчеризации;
  • Учитываем все особенности местного рынка ;
  • Создаем удобное приложение;
  • Подключаем онлайн-платежи;
  • Находим всех водителей и даем всем заработать;
  • Профит!

Это было частью плана "А", пока мы не начали более глубоко погружаться в проект.

Что произойдет, если все большие игроки вернутся в Крым?

Мы не переживаем на этот счет, потому что они вернутся не скоро. Санкции, судя по всему, надолго, а Яндекс.Такси и Убер объявили о скором IPO, им такие риски ни к чему. О чем думают другие таксомоторные парки я могу только догадываться, но они скорее всего не могут работать с местными водителями, а это отдельная тема для повествования.

Мы достаточно опытные, чтобы быстро принимать решения и меняться. И мы достаточно молодые, чтобы слушать сигналы рынка. Пока что я вижу только позитивной отклик от всех игроков.

Занимательная статистика

Заканчивать пост без картинок не хорошо. Потому добавлю немного из моей математической модели. Последний скрин лишь математика, это еще не оценка рынка в деньгах. Рынок больше.

Послесловие

Я постарался рассказать о предпосылках и умозаключениях, которые внесут ясность с "Планом Б". Многие утверждения могут быть спорными, и ошибками я называю то, что видел. Увидимся в новой серии.

22
4 комментария

Очень интересно когда крупные игроки с колосальнвми возможностями закрывают свои проекты, которые могли бы легко раскрутить. Я не думаю что Яше (Яндекс. Извиняюсь за терминалогию 2000-х) было бы трудно продвигать Яндекс.Такси в Крыму, но боязнь санкций сделало свое дело. Хотя может быть дело именно в том, что для крупной коммпании интересен только крупный пирог.

1

Я думаю, что риск потерять хоть 1% стоимости по акциям для них выше, чем выгода от Крыма, потому они не хотят работать. А свято место пусто не бывает =)

Французский суд разрешил Павлу Дурову временно покинуть страну — AFP

По данным агентства, он уехал в Дубай.

Павел Дуров, фото AFP
1313
55
33
«Вам бы делать хорроры»: в Голливуде появились первые ИИ-киностудии

Издание Forbes рассказало, что за фильмы они снимают и какие инструменты используют.

99
55
11
Наш актеры и так играют как ИИ
Как решение суда во Франции может привести к новой блокировке Telegram в России?
Как решение суда во Франции может привести к новой блокировке Telegram в России?
22
11
11
В администрации Трампа разработали рекомендации по ужесточению правил въезда в США для граждан 43 государств, включая Россию — NYT

Они среди прочего предполагают, что посещать страну разрешат только «состоятельным деловым» россиянам. Однако решение пока не утверждено.

Дополнено в 14:01 мск. В списке стран, который приводит Reuters со ссылкой на свои источники, России нет.

1313
55
44
22
11
Россия должна проситься в красную группу. Там все наши пацаны. В США ровным парням делать нечего, как и в обезьяннике евро союза.
Купил 5 вендинговых аппаратов за 900к и провалился. Показываю реальные цифры доходности.

Наёмный менеджер тестировал вендинговые аппараты как дополнительный инструмент сбыта товара, но что-то пошло не так...

Купил 5 вендинговых аппаратов за 900к и провалился. Показываю реальные цифры доходности.
2525
22
22
11
В исходном коде Telegram нашли упоминание функции «заморозки» аккаунтов за нарушение правил платформы

Попавшие под ограничения пользователи не смогут отправлять сообщения «или совершать какие-либо действия» в мессенджере, кроме чтения.

33
33
День 1116: аналитики ожидают, что ЦБ на заседании 21 марта 2025 года сохранит ключевую ставку на уровне 21%

Собираем новости, события и мнения о рынках, банках и реакциях компаний.

Фото РБК
44
11
11
⚡ Золото против санкций: почему мир бросает доллар и выкупает весь металл? Когда же он устанет расти?

Пока Китай, Ближний Восток и Латинская Америка загружают резервы золотом, аналитики предрекают $3200 за унцию. Но что произойдет, если внезапно крупнейшие покупатели исчезнут?

⚡ Золото против санкций: почему мир бросает доллар и выкупает весь металл? Когда же он устанет расти?
1616
11
11
Мяудза́ — не просто таск-трекер, а инструмент для максимально эффективной работы команды

Продолжаю искать и находить отличные сервисы, сегодня принёс сервис управления задачами с чатом, документами и фокусом внимания, который может стать пультом управления вашей командой.Устали от «включить VPN, выключить VPN», тормозов и ожидания новых блокировок? Тогда добро пожаловать в материал 🤝🏻

Если нет надёжного инструмента контроля дел — может получиться и так
1313
88
11
477 судов Boeing 787 летают с некачественными деталями от недобросовестного субподрядчика — Reuters

Расследование против двух итальянских субподрядных компаний открыли ещё в 2021 году.

Источник фото: NYT
99
55
33
11
У нас опыт перенимают?
Топ-менеджер Siri назвал «безобразием» задержки с выпуском ключевых ИИ-функций — Bloomberg

Компания планировала подготовить их к весне 2025 года, но теперь публичного релиза может не быть до 2026-го, говорят источники.

66
22
11
60 запросов, 21 ответ, ноль подтверждений: The Bell опросило крупнейший по выручке западный бизнес о планах вернуться в Россию

О его возможном возвращении заговорили российские власти — предупредив, что условия будут жёсткими.

Источник фото: Lenta.ru
3333
88
33
11
Снова инвестировать в страну где у тебя уже конфисковали активы, где коррумпированная судебная, правовая, да и в принципе вся система? Где права инвестора ни чем не защещены, где законы принимаются только с одной формулировкой - запретить?
[]