{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Как мы запускали агрегатор трансферов в Крыму. Часть 3. Почему Яндекс.Такси ушел из Крыма

В предыдущих частях "Идея" и "Концепция" я рассказал о зарождении идеи и о попытках осознать ситуацию на рынке. На сегодня планировал рассказать о "плане Б", но в фейсбуке начал получать сообщения для уточнения базовых причин для начала проекта. Об этом и расскажу в этой части.

Яндекс.Такси в упор не показывал мне вариантов. Остальные были под санкциями. Это был знак свыше.

Степан Чельцов, основатель проекта трансферов и такси по Крыму "Кудалибо.ру"

Для полного понимания наших предпосылок стоит в первую очередь рассказать, кто мы такие и почему мы решили заниматься этим проектом.

Ко мне обычно обращаются, когда надо продумать концепцию проекта, его логику работы и выстроить командную работу. Я строю бизнес-процессы, помогаю интегрировать системы управления проектами в бизнес, и навожу порядок в рассуждениях своих клиентов, чтобы они понимали все возможные риски своего проекта.

Этой работой я занимаюсь несколько лет в рамках своего агентства "Первый интернет-проект". И мой привычный клиент - автор идеи или его инвестор, с которым мне уже доводилось работать (тот самый голос в трубке) или его друзья.

До этого проекта я всегда справлялся без команды в офисе и управлял проектами удаленно или с минимальными разъездами по стране с участием дизайнеров и разработчиков на удаленке. Наверняка вам известны такие команды, я лишь специализируюсь на стартапах, которые уже нашли деньги.

Где Яндекс.Такси?

В данном проекте потребовалось изменение привычной модели ведения проекта, потому я и отправился на разведку местности, ситуации и для анализа потенциального рынка. И первое, что я сделал в аэропорту, зашел в приложение Яндекс.Такси и Гетт.Такси, чтобы вызвать себе такси - машин в приложении не было ни при каком зуме. Это было странно для меня.

Вторым звоночком стал эксперимент, когда я нашел водителя с местным подключением к Яндекс.Такси, который, стоя рядом со мной, вышел на линию в своем приложении, а я вызвал такси. 20 минут я пытался получить машину, а водитель получить заказ - все было тщетно, машин не было на линии по мнению Яндекса. Смена IP-адресов, подключение к разным wifi-сетям - результат был одинаков, и это начало вселять надежду.

Позже Яндекс.Такси объявили о выходе из Крыма, обосновав это окончанием эксперимента, и закрытие было плановым. По данным моих разведчиков среди подключенных к приложению, причины были другими. Примерно так мне описали модель захвата региона Яндекс.Такси:

"Модель Яндекс.Такси строится на том, что они являются софтом, генерирующим поездки. Софт ведет работу диспетчера. Заказы выполняют водители и таксопарки, которые заключают договор с Яндекс.Такси. В дальнейшем происходит давление на рынок, так как заказы начинают в большей части идти через Яндекс, а местные таксопарки теряют свое влияние, закрываются, и остаются те, кто принял свою печальную участь обслуживать сильного игрока."

Чтобы эта модель работала, нужны местные водители и таксопарки, и это была первая ошибка.

Крым просто не захотел подключаться к Яндекс.Такси ради печального будущего.

Степан Чельцов

Второй промашкой, на мой взгляд, является требования официальных разрешений-лицензий. Как я писал ранее, это дополнительные расходы для местного игрока, а ему и без них прекрасно живется. Те немногие, кто согласился, никаких бонусов в итоге не получили.

Была и третья ошибка, которая, на мой взгляд была допущена, - Яндекс.Такси пытался применить стандартную модель для всего полуострова, но не учел низкую плотность населения и еще более низкую плотность водителей на квадратный километр.

Специфика Крыма такова, что поездка из Аэропорта в среднем занимает около 1 часа, а в направлении Ялты и Керчи - 1,5 и 3 часа. Тарифы на такие поездки становятся дороже в стандартной калькуляции, пассажирам это не всем нравится. Но до заказа и дело вроде не доходило.

Где Гетт, Убер, Блаблакар и Бипкар?

Первые двое (Гетт и Убер) торжественно объявили о санкциях, потому речи о них практически не шло.

Блаблакар (тоже санкции) и Бипкар относятся к категории совместных поездок, которые в Крыму сопоставимы с автобусом или троллейбусом до Ялты.

В Крыму самая протяженная троллейбусная линия от Аэропорта до Ялты. Путешествие составляет около 3 часов.

Степан Чельцов

Совместные поездки в машинах без кондиционеров протяженностью более 1 часа под солнцем, да еще и у каждого по паре чемоданов вещей - это не конкуренты, это совсем другая ниша.

Почему мы нашли в себе решимость взяться за проект?

Была совокупность факторов и ощущение странности всего происходящего. С одной стороны мы ничего не знали о таксомоторном рынке, правилах работы, конкуренции в офлайне в такой нише.

А с другой стороны мы понимали, что санкции именно в этот момент дают нам шанс попробовать запустить нечто новое, пока этого не сделал кто-то другой. Так как к государству у нас никаких привязок не было, и на случай смены власти в обратный ход, мы остались бы софтом, работающим на территории Крыма. А юридические моменты решили бы по ходу пьесы.

В остальном все было понятно:

  • Делаем умную систему диспетчеризации;
  • Учитываем все особенности местного рынка ;
  • Создаем удобное приложение;
  • Подключаем онлайн-платежи;
  • Находим всех водителей и даем всем заработать;
  • Профит!

Это было частью плана "А", пока мы не начали более глубоко погружаться в проект.

Что произойдет, если все большие игроки вернутся в Крым?

Мы не переживаем на этот счет, потому что они вернутся не скоро. Санкции, судя по всему, надолго, а Яндекс.Такси и Убер объявили о скором IPO, им такие риски ни к чему. О чем думают другие таксомоторные парки я могу только догадываться, но они скорее всего не могут работать с местными водителями, а это отдельная тема для повествования.

Мы достаточно опытные, чтобы быстро принимать решения и меняться. И мы достаточно молодые, чтобы слушать сигналы рынка. Пока что я вижу только позитивной отклик от всех игроков.

Занимательная статистика

Заканчивать пост без картинок не хорошо. Потому добавлю немного из моей математической модели. Последний скрин лишь математика, это еще не оценка рынка в деньгах. Рынок больше.

Послесловие

Я постарался рассказать о предпосылках и умозаключениях, которые внесут ясность с "Планом Б". Многие утверждения могут быть спорными, и ошибками я называю то, что видел. Увидимся в новой серии.

0
4 комментария
Лёха Вованыч

Очень интересно когда крупные игроки с колосальнвми возможностями закрывают свои проекты, которые могли бы легко раскрутить. Я не думаю что Яше (Яндекс. Извиняюсь за терминалогию 2000-х) было бы трудно продвигать Яндекс.Такси в Крыму, но боязнь санкций сделало свое дело. Хотя может быть дело именно в том, что для крупной коммпании интересен только крупный пирог.

Ответить
Развернуть ветку
Степан Чельцов
Автор

Я думаю, что риск потерять хоть 1% стоимости по акциям для них выше, чем выгода от Крыма, потому они не хотят работать. А свято место пусто не бывает =)

Ответить
Развернуть ветку
Лёха Вованыч

Тут хоть явно что повлиял страх перед санкциями. Но ведь помню яндекс закрыл както Яндекс.Мастер, хотя казался перспективным проект. Да вот сейчас уже и Яндекс.Маркет не тот что раньше, и Из руку в руки закрывают. Всё течет и меняется.

Ответить
Развернуть ветку
Степан Чельцов
Автор
Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда