«Kickstarter только создаёт хайп»: команда Wowcube о хитростях хардвер-стартапа

Основатель стартапа по созданию игровой приставки Илья Осипов делится личным опытом работы над проектом и передаёт советы коллег.

Вот уже полгода команда стартапа Wowcube работает над проектом игровой приставки Wowcube из разных точек планеты: Сингапура, России и США. Cамый младший в команде — тринадцатилетний Савва Осипов, мой сын. На прошлой неделе Роспатент признал нашу разработку изобретением.

Мы пока не раскрываем сути проекта, хотим сохранить интригу до официального запуска. Ждать недолго — он намечен на середину января 2018 года и пройдёт на саммите потребительской электроники в Лас-Вегасе (CES).

Но могу сказать, что мы уже привлекли $500 тысяч под наш проект и хотим сделать устройство, которым будут пользоваться геймеры с разным культурным подспорьем.

Так что разношёрстная команда тут как нельзя кстати. Да, сейчас много классных штук запускают энтузиасты-одиночки. Но когда речь идёт об устройстве вроде нашего, для которого нужен прототип и которое хочется вывести на рынок, нужна команда с опытом в разных сферах.

Чертёж материнской платы будущей игровой консоли Wowcube
Чертёж материнской платы будущей игровой консоли Wowcube

Я попросил своих коллег рассказать, что они вынесли из работы над проектом и что могут посоветовать новичкам. А ещё добавил информацию от себя.

Создание прототипа

С появлением 3D-принтеров и программ вроде Fusion 360 и SketchUp настало золотое время для разработки устройств. В этом уверен инженер проекта Семён Орлов.

Порог входа на рынок стал заметно ниже: если раньше протестировать устройство без начального капитала в несколько тысяч долларов было трудно, то сейчас работающий прототип можно соорудить буквально «на коленке».

Кроме того, теперь устройство легко тестировать по частям, так что цена ошибки намного ниже: можно пробовать, вносить изменения, пробовать снова. А значит, можно пытаться реализовать самые сумасбродные идеи.

Поиск финансирования

Перед тем, как взяться за более воодушевляющие задачи, например, выход на Kickstarter, надо разобраться со скучными вопросами: торговыми марками и патентами.

Известны десятки случаев, когда запущенный на Kickstarter проект буквально в считанные недели дублировали и продавали на eBay и AliExpress. Поэтому, как только мы с сыном решили запустить игровую приставку, первым делом наняли патентного адвоката.

Сейчас мы ждём решения патентного бюро США и уже получили ответ от его российского аналога: нашему устройству присвоили статус изобретения. Защита от копирования продукта — не единственное назначение патента. Он также помогает привлечь средства: инвесторы с большей охотой вкладываются в проект с зарегистрированной интеллектуальной собственностью.

Когда проделана подготовительная работа, можно перейти к поиску финансирования. При этом воспринимать Kickstarter как золотую жилу, где каждый может получить деньги на что угодно, неверно. Так говорит запустивший множество кампаний на этой платформе Евгений Жуков.

Евгений работает консультантом по маркетингу в области краудфандинга с 2012 года. Для Wowcube он занимается поиском финансирования. Даже если Kickstarter позволяет окупить затраты на маркетинг, это уже победа. По словам Жукова, гораздо чаще платформа срабатывает как эффективный маркетинговый инструмент.

Во-первых, привлекает интерес к проекту. Во-вторых, помогает проверить идею на прочность: чем раньше вы поймёте, что она не интересна аудитории, тем лучше.

Наконец, Kickstarter даёт шанс влюбить пользователей в вашу идею — так, что они сами захотят распространять её. Kickstarter часто лишь создаёт хайп. А дальше его нужно монетизировать. В случае с Wowcube мы сначала привлекли венчурный капитал, затем выпустили устройство и скоро запустим его в продажу.

Раскрутка

Помимо Kickstarter, для распространения проекта нужны и другие инструменты, считает специалист по технологичному PR Мария Подоляк. До Wowcube она продвигала облачные сервисы и с удивлением обнаружила, что в сфере устройств многие из её коллег по-прежнему пользуются устаревшими инструментами.

Например, сервисом Alexa для поиска подходящих СМИ и блогеров. По словам Подоляк, он выдаёт слишком много результатов, в которых сложно сориентироваться. Дело в том, что только в США больше двух тысяч страниц с как минимум сотней тысяч читателей в месяц пишут о девайсах. Вряд ли стоит выходить на контакт со всеми: гораздо лучше выбрать около сотни изданий и лидеров мнений, которые подойдут конкретному продукту.

Нужно составить список тех, кто писал об устройствах, максимально похожих на ваш, обозревал сходные кампании на Youtube. Затем проверить, действительно ли они заслуживают усилий с помощью сервисов SimilarWeb Chrome Plugin.

Контакт получится наладить примерно с десятью процентами людей из списка, так что чем больше в нём фамилий, тем лучше. Если речь о медиа, стоит сконцентрироваться именно на журналистах, а не на изданиях, и обновлять список каждую неделю.

Удобнее всего разделить этот список на группы и предлагать каждой из них свой материал. Скажем, если вы продвигаете деревянную игрушку, имеет смысл разбить список журналистов и блогеров на тех, кто пишет собственно о товарах для детей, тех, кто делает обзор эко-товаров и, наконец, тех, кто пишет о дизайне продуктов.

Если вам интересно, что происходит с проектом Wowcube, можно отслеживать их новости, смотреть влог Саввы Осипова на YouTube или читать его страницу в Facebook.

1313
Начать дискуссию