Оффтоп Иван Карякин
2 962

5 ошибок руководителей проектов

Сразу скажу: я не претендую на объективность. Это мой топ-5 ошибок руководителей проектов, в результате которых хочется совершить греховные деяния по отношению к этим самым руководителям.

В закладки

Ошибка 1. РП — передаст

Не подумайте ничего пошлого, ПЕРЕДАСТ — это человек, который передает информацию от одного другому. Руководитель проекта — это связующее звено между заказчиком и разработчиками. Разумеется, он должен получать информацию от заказчика и доносить до команды, но он также должен её обрабатывать.

  • Ошибка РП — в простой передаче информации без предварительной обработки. Причины — лень и экономия времени.

  • Руководитель должен не просто получить информацию от разработчиков и разобраться в деталях, но и спрогнозировать вопросы заказчика, заранее их задать разработчику и уже потом доносить информацию до заказчика. Ошибка РП — когда он не понимает технические моменты и, не разбираясь в деталях, отправляет информацию заказчику. Хочется спросить: «Какого черта?» Заказчик, как правило, не тех. специалист. Он начнет задавать вопросы. И когда это происходит, РП просто их транслирует разработчику и передает ответы. И вот оно!!! РП становится просто ПЕРЕДАСТОМ.

Решение. РП должен всю получаемую информацию обрабатывать, предвидеть вопросы и заранее быть готовым на них отвечать! У нас, например, есть 2 проектных чата: внутренний и внешний (с заказчиком). Одним из наших принципиальных решений было запретить делать пересылку сообщений от заказчика во внутренний чат.

Ошибка 2. Ответственность

Руководитель проекта — это человек, на котором лежит ответственность за успешность выполнения проекта.

Руководитель проекта — это пионер (да, имеется ввиду тот, кто с красным галстуком): в советское время была фраза «Пионер, ты отвечаешь за все».

Ошибки

  • РП передал задачу исполнителю, не контролирует её выполнение и не знает о проблемах, которые возникли у исполнителя. Причина: РП думает, что все ему должны — сделают, отчитаются, решат. Одним словом, все сделают без участия РП. Это называется передать ответственность, а ответственность нельзя передать, её можно только взять.
  • Бывают проблемные заказчики, и РП сложно получить от них обратную связь. Пока проект в процессе работы, РП особо не переживает по этому поводу, но когда случается «fuck up», то тут слова РП: «Заказчик не предоставил что-то», «Заказчик не дал конструктивную обратную связь», «Заказчик не выходит на связь». НЕТ! НЕТ! НЕТ! Заказчик тут ни при чем. РП неправильно выстроил коммуникацию. Всегда ошибка РП.
  • Отсутствие планирования. Нет планирования — нет контроля!

Решение. Решение лежит в нескольких правилах.

  • Контролировать всё, быть в курсе статусов всех задач, которые в «In progress». Руководителю проекта должно быть до всего дело.
  • Ответственность за успех и «fuck up» проекта лежит на РП — это ему необходимо выстраивать коммуникацию с заказчиком.
  • РП должен чувствовать личную ответственность, контролировать и четко планировать работу исполнителей.

Ошибка 3. Эмоциональность

Руководитель проекта — это человек, который управляет эмоциональным состоянием команды.

Давайте представим: есть человек, о котором вы все время слышите страшные истории, — в вашем представлении он ужасен. И теперь вам для него нужно делать проект. С каким настроением вы будете его делать? Будете ли вы выкладываться? НЕТ!

Заказчики — это люди, бывает так, что РП сложно с заказчиком. И эту тяжесть коммуникации он передает команде:

  • ноет, что заказчик не может дать конструктивную критику;

  • критикует решения клиента;
  • просто сплетничает о нем.

Решение

  • Исполнитель не должен участвовать в коммуникации с заказчиком.
  • РП не должен передавать критику заказчика по отношению к команде разработчикам. Лучше просто в общении с клиентом защитить свою команду, но ей желательно об этой ситуации не знать.
  • Какой бы сложный заказчик ни был, РП не должен показывать этого команде — исполнителям нужно транслировать только положительные эмоции.
  • Важно не забывать: требовательность заказчика — это хорошо, а не плохо. Многие это воспринимают в штыки!

Ошибка 4. Страх

Интересный факт: когда мы переживаем за проект, нам психологически тяжело сообщать плохие новости.

Только представьте, как тяжело хирургу сообщить о смерти пациента его родственникам.

Ошибка

РП тянет до последнего и не сообщает о проблемах, надеясь на их решение. Последствия такого поведения очень тяжелые. Заказчик думает, что все хорошо, но в день сдачи узнает о FUCK UP'е. Реакция заказчика понятна: он озвереет, кто-то даже может пострадать:)

Решение

  • Ребят, ну серьезно. Заказчик — это человек, он переживает за проект и понимает, что могут возникнуть сложности. Очень важно о них сообщить и предложить пути решения.
  • Не надо тянуть до последнего. Попробуйте разрешить проблемы, а если не получится, сразу сообщайте заказчику. Вы сможете сказать, какие попытки предприняли, а дальше совместно с клиентом найдете решение.

Ошибка 5. Неправильная коммуникация

Тут можно говорить много. Сегодня остановимся на том, как правильно задавать вопросы.

Ошибка РП. Задать вопрос и ждать ответа. Далее при получении ответа идет коммуникация по уточняющим вопросам. Это долго!

Решение. Уменьшить время на коммуникацию правильной формулировкой вопросов.

В нашей компании я написал отдельную инструкцию о том, как правильно задавать вопросы. Во главе стоит тезис — «Задавая вопрос, ты должен знать на него ответ».

Когда я услышал эту фразу, не сразу понял.

Суть в следующем. Перед тем как задать вопрос, вы сами должны предположить, что может ответить заказчик. Таким образом, клиенту вы сбрасываете вопрос и варианты ответов. В ответ заказчик подтверждает определенный вариант ответа или формулирует свой.

Это значительно экономит время.

Важно! Этот способ требует тренировки, зато позволяет выстраивать эффективные коммуникации не только на работе, но и в личной жизни.

Нет плохих заказчиков — есть неправильная коммуникация

Бонус

Это уже про главное качество РП. Если этого качества нет или РП не стремится его развить, он будет совершать ошибки.

Это качество — гибкость. Оно позволяет РП мыслить нестандартно, не прямолинейно, не в лоб. Можно назвать это той самой предпринимательской жилкой, которая позволяет находить выход из любой ситуации.

Как развить гибкость?

  1. Необходимо наработать опыт решения сложных и разнообразных задач. Где взять этот опыт? Элементарно, в бытовых ситуациях. Дом – это наше поле для тренировок. Научитесь правильно выстраивать коммуникации в своей личной жизни, это умение вам пригодится и в профессиональной деятельности.
  2. Общайтесь с большим количеством людей, расширяйте кругозор и варианты коммуникаций. Это вам поможет побороть скованность, вы будете легче находить подход к каждому человеку.
  3. Научитесь не отступать. Но помните: не всегда все зависит от вас. Самое главное – сделать все от вас зависящее и ждать результата. Неудачи случаются, надо быть к ним готовыми, делайте из них выводы.
  4. Читайте больше книг, разного жанра.
  5. Путешествуйте. Даже просто на речку с друзьями.
  6. Займитесь танцами. Например, сальсой. Ритм, общение с новыми людьми, отдых – лучшее развитие гибкости.
  7. Просто занимайтесь саморазвитием.

Заключение

Надеюсь, статья была полезной. Если да, поделитесь ею, чтобы больше людей получили полезную информацию.

Буду благодарен комментариям, пополнению списка ошибок и дополнительным вариантам решений.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Иван Карякин", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 12, "likes": 30, "favorites": 30, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 35968, "is_wide": false }
00
дни
00
часы
00
мин
00
сек
(function(){ var banner = document.querySelector('.teaserSberbank'); var isAdsDisabled = document.querySelector('noad'); if (!isAdsDisabled){ var countdownTimer = null; var timerItem = document.querySelectorAll('[data-sber-timer]'); var seconds = parseInt('15395' + '50799') - now(); function now(){ return Math.round(new Date().getTime()/1000.0); } function timer() { var days = Math.floor(seconds / 24 / 60 / 60); var hoursLeft = Math.floor((seconds) - (days * 86400)); var hours = Math.floor(hoursLeft / 3600); var minutesLeft = Math.floor((hoursLeft) - (hours * 3600)); var minutes = Math.floor(minutesLeft / 60); var remainingSeconds = seconds % 60; if (days < 10) days = '0' + days; if (hours < 10) hours = '0' + hours; if (minutes < 10) minutes = '0' + minutes; if (remainingSeconds < 10) remainingSeconds = '0' + remainingSeconds; if (seconds <= 0) { clearInterval(countdownTimer); } else { timerItem[0].textContent = days; timerItem[1].textContent = hours; timerItem[2].textContent = minutes; timerItem[3].textContent = remainingSeconds; seconds -= 1; } } timer(); countdownTimer = setInterval(timer, 1000); } else { banner.style.display = 'none'; } })();
{ "id": 35968, "author_id": 158182, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/35968\/get","add":"\/comments\/35968\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/35968"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

12 комментариев 12 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
2

Видимо наболело) Только вот с этим не согласен "ответственность нельзя передать, её можно только взять." Если задача правильно делегирована, но с ней передается и ответственность за задачу.

Ответить
1

Есть два понятия: делегирование и постановка задачи.

При постановке задачи РП исполнителю не передается ответственность.
А вот при делегировании задачи одного РП другому - в этом случае уже второй РП берет на себя ответственность. Если не возьмет, то собственно делегирование не удалось.

Ответить
2

Джим Кемп (кн. Сначала скажите «нет») пишет (выдержка из саммари):

"Беседой всегда управляет тот, кто слушает. Если вы хотите максимально контролировать ситуацию, позвольте противнику говорить. Хорошие вопросы начинаются с вопросительного слова, а не с глагола. Это открытые вопросы. Они помогают и противнику, и нам увидеть то, чего мы не увидели и не поняли раньше.»

Ваш тезис «Задавая вопрос, ты должен знать на него ответ» противоречит вышеизложенному. Предположу, что это зависит от специфики вопроса.

Автор, что вы думаете об этом?

Ответить
0

Иван, здесь я рассматриваю взаимодействие РП с Заказчиком. Как правило коммуникация сводится к выявлению требований. Заказчик чаще всего не знает что хочет и ему сложно формулировать свои мысли и отвечать на открытые вопросы.

Поэтому для эффективной коммуникации предлагаю схему, когда РП задает вопрос и далее предполагает возможные варианты ответов и предлагает их Заказчику. Заказчик выбирает тот вариант, который к нему ближе. Или генерирует свое решение.
Формулируя варианты решения на возникший вопрос, РП глубже погружается в предметную область, что тоже положительно влияет на ведение проекта.

Ответить
1

хрень какая-то для детей. что должен и чего не должен РП написано в основе основ управления проектами - PMBOK. То что вы после долгих размышлений выяснили, что РП должен быть ответственным - это конечно ноу хау.
Человек-передаст на проекте кстати очень даже может быть. Роль называется "администратор проекта".

Ответить
1

Максим.
1 - Есть реалии жизни. И многие менеджеры проектов допускают часто те ошибки, которые я описал. Думаю все с этим сталкивались. PMBOK - конечно прекрасный свод правил, но есть ещё куча реальных ситуаций, которых там нет.
2 - Человек-передаст - согласен, это аккаунт-менеджер или администратор проекта, но все-таки это не Руководитель проекта.

Ответить
0

Повторюсь, полная пурга. Взять хотя бы "Исполнитель не должен участвовать в коммуникации с заказчиком" - это вы откуда взяли?
Если например проблемы на проекте, участвует несколько подрядчиков, включая вас, плюс it отдел заказчика. Заказчик собирает на разбор полётов, все приходят с программистами и только с вашей стороны один рп будет, как он будет отдуваться?

Ответить
1

Есть частные случаи. Вы привели момент, когда в проекте проблема. Для выяснения причины проблемы и разбора полетов - согласен, стоит собрать всю команду и пообщаться с ней.

Я хотел донести суть того что основную коммуникацию должен проводить руководитель проекта. Если заказчик будет активно коммуницировать с исполнителями, то может быть коллизия в задачах от РП и Заказчика. Плюс РП может быть и не проинформирован о каких-то дополнительных требованиях в такой ситуации, что может пагубно сказаться на сдаче проекта.

Опять же и на это можно сказать, что есть разные подходы к управлению проекта и какие-то из них предполагают непосредственное общение Заказчика со всей командой на постоянной основе. Такое тоже допустимо.

Я в своей статье рассказал те ошибки, которые я встречал при взаимодействии с руководителями проектов. Все ситуации конечно я не могу рассмотреть. Рассмотрел обобщённые моменты.

В любом случае есть исключения и каждый момент в управлении индивидуален и нет четкого правила как действовать в той или иной ситуации. Есть рекомендации. Я высказал свои. Никто не отменял здравый смысл и реакцию на ту или иную ситуацию проекта.

Максим, большое спасибо за вашу реакцию и комментарии. )

Ответить
0

Вот вам ещё одна "частная" ситуация-у вас на проекте неожиданно работает бизнес-аналитик. Который по вашему мнению должен начинать общаться с заказчиком только в случае факапа. Извините, дальше просто лень спорить.

Ответить
0

У бизнес-аналитика роль такая, которая предполагает общение с заказчиком. Повторюсь, здравый смысл не надо откидывать. И понимать все слова буквально и тоннельно не стоит.

Ответить
0

Исполнитель тоже несёт ответственность за свою работу. Невозможно контролировать все - в команде из 8ми человек голова пойдёт кругом, если погружаться во все нюансы))

Ещё один важный фактор - это постоянная работа с командой над мотивацией и развитием. В этом ещё одна функция РП.

Гибкость...)) все мы должны быть немного agile)))

Ответить
0

Полностью согласен. Любой исполнитель несёт ответственность за выполнение своей задачи. Но за результат по этапу, спринту, проекта в целом все же РП.

Мотивация и развития - 100%.

Все мы немного agile - )))

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления