Оффтоп Руслан Микитюк
1 812

Какие необратимые изменения запустил облачный тренд в российском бизнесе

Обзор тенденций, заданных облачными технологиями, среди российских компаний.

В закладки
Директор по развитию отраслевого программного продукта «1С: Фитнес клуб» Руслан Микитюк

Облачные технологии для бизнеса имеют значение куда большее, чем просто инструмент рациональной автоматизации. Облака меняют философию управления и действуют как катализатор для глобальных рыночных трансформаций, в том числе психологических и социальных.

В России тоже облачно

Состояние рынка облаков в России многие до сих пор характеризуют как зарождающееся и приводят растиражированные данные — 1% от мирового рынка облачных вычислений. Тем не менее отечественный бизнес уже распробовал блага перемен и сам существенно изменился за несколько лет активной миграции в облачную среду.

Последнее исследование от Selectel и iKS-Consulting показало: 80% опрошенных представителей крупного и среднего бизнеса уже используют облачные решения. Ещё 9% собираются внедрить их в ближайшем будущем. И только 11% респондентов не хотят идти в облака.

Исследование российского рынка облачных технологий от Selectel и iKS-Consulting

Не корысти ради

Стереотип номер один в теме облачных миграций — бизнес осваивает технологию для экономии бюджета. Думать так вполне резонно. Если предприниматель решил организовать ИТ-инфраструктуру компании в облаке, ему, конечно, не нужно покупать железо и заботиться о том, кто и как будет его обслуживать. Сотрудники ИТ-отдела, оборудование — эти статьи расходов точно отпадают.

По ходу работы возникает ещё много прецедентов сокращения ситуативных трат. Это касается сезонных нагрузок, например, у отелей и гостиниц, когда нужно задействовать дополнительные серверные ресурсы на короткий срок. В облаке это делается в несколько кликов.

Да, счета за использование услуг провайдера повысятся по существующим тарифам. Но сколько было бы потрачено на решение тех же проблем традиционными ИТ-средствами? На примере фитнес-рынка: аренда ПО начинается от 3990 рублей в месяц, это на порядок дешевле разового приобретения.

И потом, дополнительное оборудование будет попросту простаивать, когда на смену лету придёт зима или новый филиал клуба придётся закрыть из-за неудачно выбранной локации. В облаке же можно отключить определённые услуги, как только они стали неактуальны.

И всё-таки экономия — не первостепенная причина. В исследовании TAdviser основными мотивами предпринимателей к облачным переменам названы, во-первых, возможность ускорения запуска новых проектов и открытия новых филиалов.

При коробочном решении для открытия того же филиала фитнес-клуба нужно потратить около недели на покупку дополнительного оборудования и ещё неделю на установку и запуск. Облака сокращают процесс до пары дней. Для глобальных проектов соотношение временных издержек будет ещё более выгодным.

Во-вторых, возможность непрерывности бизнеса. Форс-мажоры вроде повреждения кабеля или перегрузки сервера для бизнеса с высоким уровнем проникновения ИТ-технологий могут иметь большие последствия. Облака помогают избежать подобных простоев. На смену нескольким рискам технических неполадок приходит один, менее вероятный — качество интернет-связи.

Исследование TAdviser: ключевые игроки рынка облачных сервисов в России

От бизнес-рутины к бизнес-творчеству

В ежедневном режиме тут и там появляются релизы о бизнес-решениях для разных ниш — системы оплаты, контроля допуска, биометрическое распознавание, боты. Интеграция таких решений с облачными ИТ-системами очень оперативна. Можно быть гибким и маневренным, не утопая в долгих процессах настройки.

Сеть фитнес-клубов Athletic-GYM, например, изначально начинала работать с облачной версией «1С:Фитнес-клуб», чтобы облегчить процесс масштабирования и собрать воедино клиентские базы всех филиалов. В итоге перемены произошли куда более масштабные: система автоматизации была интегрирована с сайтом, мобильным приложением, биометрическим контролем доступа.

Клиенты Athletic-GYM покупают и продлевают абонемент в мобильном приложении, там же записываются на занятия и оценивают работу тренеров, входят в зал и открывают шкафчики в раздевалках по отпечаткам пальцев. При этом в штате у компании нет ни одного профессионального ИТ-специалиста, а только руководители проектов.

Филиал Athletic-GYM

Предпринимателям сегмента СМБ ещё несколько лет назад было сложно представить, что столько ИТ-возможностей, ранее доступных лишь гигантам, будут в массовом доступе по низкой цене. Это, конечно, бонусы в копилку развития малого бизнеса.

Для корпораций в облачном развитии важнее дополнительные возможности обработки, хранения и использования больших данных. Поэтому облачные сервисы и дальше будут только больше интегрироваться друг с другом, предоставляя новые варианты комбинаций для ИТ-инфраструктуры компаний.

И, самое главное, на мой взгляд, что делают облака для творчества в бизнесе — избавляют от рутины. Если миграция в новую среду совершена грамотно, с пониманием чётких целей, что бывает не всегда, у бизнеса развязываются руки. Руководитель может избавить себя и команду от тяжёлого воза стандартных задач и сфокусироваться на созидательных действиях.

Например, сосредоточить усилия менеджера по работе с клиентами на индивидуальном подходе, а не на работе с базой. Ориентировать отдел маркетинга на продажи, а не ждать недельных согласований данных для формирования отчётности. ИТ-отдел может переключиться с режима постоянного латания дыр на поиск инноваций. Список можно продолжать.

Вымирающие виды

Самое заметное изменение в трансформации рынка труда — вымирание ряда профессий. Как бы грубо ни звучало, облачные решения для салонов красоты, частных клиник и фитнес-клубов уже сегодня в ряде компаний оставили без работы сотрудников ресепшн и отделов маркетинга. Их задачи делегированы программе — это выгоднее и эффективнее для бизнеса, ничего не поделать.

Малый и средний бизнес отдаёт в облака несколько самых распространённых функций. На первом месте — бухгалтерский учёт и отчётность (54% объёма сегмента SaaS). И вот уже официальный представитель Министерства финансов России заявляет, что к 2019 году профессия бухгалтера исчезнет, поскольку становится неактуальной на фоне совершенствования технологий.

Для ИП, ООО с небольшим количеством услуг сервисы для бухгалтеров могут исключить потребность в специалистах или свести её к минимуму. «Тинькофф банк», к примеру, предоставляет своим клиентам в виде бонуса бесплатную онлайн-бухгалтерию, которая помогает справляться с отчётностью самому предпринимателю.

Следующие по списку — сотрудники call-центров (16,4% объёма сегмента SaaS). Похожая судьба у кассиров, юристов. Одна из самых громких новостей 2017 года — намерение «Сбербанка» заменить больше 3000 сотрудников своих юридических отделов на роботов дала повод задуматься многим носителям профессии.

В «Атласе» вымирающих профессий, составленных центром «Сколково», 57 позиций, в списке профессий будущего — 186. Этот тренд не новость. Бизнесменам и потенциальным соискателям важно увидеть в нём возможности.

По прогнозам авторов проекта к 2030 году исчезнут 57 профессий. Одни из первых в списке — бухгалтер, сметчик, менеджер по кредитам, копирайтер, турагент

HR-трансформация

Облака сокращают кадры, но и облегчают рекрутинг: снижаются риски кадровых просчётов. Искать PR- , ИТ-специалиста, программиста — задача не из лёгких. В большинстве случаев приходится выбирать вслепую, поскольку многие компетенции сложно оценить.

Тут на помощь приходят сервисы по обработке большого количества резюме соискателей. Компания «Ростелеком» в 2017 году приступила к внедрению мощной HR-системы на основе SAP SuccessFactors. Она должна автоматизировать все процессы управления персоналом, включая рекрутинг, адаптацию и планирование карьеры.

Начальники нового типа

Наконец, облака влияют на психологию управленческих отношений. Корпоративные планировщики задач, облачные хранилища, настраиваемые системы доступа, возможность передавать любой файл короткой ссылкой, а не долгой подгрузкой, быть доступным из большинства точек мира — всё это стимулирует практику работы вне офиса и ставит руководителя и подчинённого в принципиально иные условия взаимодействия.

В России эта практика только начинает распространяться, в основном благодаря ИТ-компаниям. К фрилансерам ещё относятся с недоверием. «Как я прослежу, что он работает, а не халтурит?» — этот вопрос тормозит решения многих руководителей.

Тем не менее, тренд даёт о себе знать. Один из самых масштабных российских примеров — проект «Билайна» BeeFree по переводу сотрудников на режим удалённой работы. Его запустили в 2016 году. Сейчас в компании больше 3000 человек работают удалённо, проводя вне офиса от двух до пяти дней недели. Сами офисы перестроены в коворкинги. Конечная цель «Билайна» — задействовать в проекте около 9000 сотрудников. Этого показателя должны достигнуть в конце года.

Офис «Билайна» превратился в коворкинг. Из фоторепортажа The Village

Количество удалённых работников в стране — косвенное свидетельство зрелости менеджмента. Дело не в самом факте отсутствия или присутствия человека в офисе, а в изменении системы ценностей. Облака запустили процесс переориентирования модели работы от отсиживания часов на рабочем месте на результат.

Да, у отечественного рынка облачных вычислений ещё очень большие пределы роста. Он только вступает в активную фазу и, я думаю, на наших глазах будет развиваться в несколько раз стремительнее, чем в предыдущие годы.

Детские болезни отрасли почти преодолены — качественный интернет глубже проникает и в регионы, предприниматели больше узнают о технологии и становятся лояльнее. Трансформации, запущенные в бизнес-среде, уже необратимы. Так что о таких крупных облачных кейсах, как у «Билайна», «Ростелекома» или «Сбербанка» мы будем слышать куда чаще уже в этом году.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Руслан Микитюк", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 1, "likes": 24, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 36571, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 18 Apr 2018 13:35:43 +0300" }
{ "id": 36571, "author_id": 85753, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/36571\/get","add":"\/comments\/36571\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/36571"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

1 комментарий 1 комм.

Популярные

По порядку

3

Скоро не будет возникать вопроса "пользоваться облачными сервисами или нет?". И не потому что дёшево, уволить кого-то, а просто удобнее. Уже полно сервисов, которыми мв пользуемся являются облачными: файлообменники вместо папки common, гугл диск вместо мs офиса, мессенджеры, мобильные приложения, сайты, да и вообще весь интернет! Не может быть такого, чтобы Интернет, как глобальное облако развивался, а облачные сервисы нет.
Будущее за удобством и функционалом. Если удобно, люди будут пользоваться любым сервисом, как например, заблокированным LinkedIn.
А разработчику создать крутой продукт в облаке легче))
А тем, кому в облако "нельзя", перейдут в гос. облако, которое уже создается Ростелекомом в Удомле

Ответить

0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }