Как мы в DRIVE2 создали площадку для отзывов об автобизнесах и почему она лучше всех остальных

Если верить Forbes, на рынке автомастерских и магазинов запчастей кризис доверия: 64% автовладельцев ожидают обмана при обслуживании, 44% — опасаются плохих запчастей, 42% — сомневаются в качестве услуг. Меня зовут Ян Хацкевич, я продакт-менеджер в DRIVE2, и сегодня расскажу, как мы решили эту проблему, организовав сбор самых честных отзывов об автобизнесах.

Вот так они выглядят, а теперь читайте, в чём фишка
Вот так они выглядят, а теперь читайте, в чём фишка

DRIVE2.RU — это русскоязычная соцсеть для автолюбителей, с посещаемостью 17 миллионов уникальных посетителей в месяц, это больше чем у российского Фейсбука. Люди здесь ведут блоги своих машин: пишут о ремонте, тюнинге и запчастях. Каждый день они создают уникальный мясистый контент о тачках.

Драйвовчане доверяют друг другу. Пользователи ведут блоги своих машин (Бортжурналы) и подписываются на чужие, чтобы обсуждать, где купить запчасти, как делать тюнинг, как не переплачивать за ремонт. Это дружное сообщество.

Бортжурнал — блог машины на DRIVE2. Типичное содержание: что сломалось, как и где отремонтировал, что доделал, какие тюнячки купил, в какие поездки ездил, с какими проблемами столкнулся
Бортжурнал — блог машины на DRIVE2. Типичное содержание: что сломалось, как и где отремонтировал, что доделал, какие тюнячки купил, в какие поездки ездил, с какими проблемами столкнулся

А ещё на нашей площадке живут автобизнесы: техцентры, тюнинговые ателье, продавцы запчастей и тюнячек. Они тоже ведут блоги, но у большинства всё плохо с SMM, маркетингом, дизайном и вообще пониманием интернета. Они это не умеют, зато разбираются в тачках.

Компании на DRIVE2 создают страницы, которые оформлены как простые красивые лендинги. Страница компании <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.drive2.ru%2Fo%2Fcheviplus-ru%2F&postId=37747" rel="nofollow noopener" target="_blank">Шеви Плюс</a>
Компании на DRIVE2 создают страницы, которые оформлены как простые красивые лендинги. Страница компании Шеви Плюс

Эти два мира плохо уживаются. Автолюбители уверены, что компании пытаются их обмануть. Когда читаешь отзывы в интернете, кажется, что они все или отрицательные или купленные. Так происходит из-за того что людям приходится специально куда-то идти и придумывать текст отзыва — а такое человек будет делать, только если его сильно разозлили. В итоге в отзывах собирается один негатив, который компании компенсируют покупкой фальшивых положительных отзывов. Но так они делают только хуже — люди видят фальшь и окончательно теряют доверие.

Как компаниям заработать репутацию и влиться в тусовку автолюбителей?

Что придумали

На страницу компании вывели этаж с отзывами. Но добавить отзыв на страницу вручную нельзя. Они там появляются только сами.

Блок с отзывами на странице компании
Блок с отзывами на странице компании

Вот как это работает. Когда пользователь DRIVE2 как обычно садится и пишет в бортжурнале своей машины запись про ремонт, тюнинг или покупку запчастей, интерфейс его спрашивает: «Чувак, а в какую компанию ты обращался?», «А доволен остался?», «А напиши пару слов для других людей».

Человек делает запись о событии, произошедшем с его машиной. А мы просто вовремя просим его поделиться мнением о компании, с которой он столкнулся в процессе
Человек делает запись о событии, произошедшем с его машиной. А мы просто вовремя просим его поделиться мнением о компании, с которой он столкнулся в процессе

Из этого составляется отзыв: пара слов о компании + ссылка на основной пост + имя блогера и марка машины. Дальше он попадает на проверку модератору. Он просматривает все новые отзывы отсеивает бессодержательные и рекламные, и привязывает отзывы к нужным компаниям (ему, конечно, помогают постоянно обучающиеся алгоритмы) .

Модератор так же проверяет отзыв по 15 критериям: кто автор, как давно он зарегистрирован на платформе, что он уже писал раньше, как запись написана, какие в ней фото, есть ли признаки связей автора с компанией (сотрудник, владелец). Если отзыв полный и настоящий, он публикуется на странице компании.

Такие отзывы появляются на страницах компаний
Такие отзывы появляются на страницах компаний

Из короткого отзыва можно по ссылке уйти в подробный пост с описаниями и фотками — такому сложно не доверять.

Как мы в DRIVE2 создали площадку для отзывов об автобизнесах и почему она лучше всех остальных

В самом посте автовладельца появляется небольшая интеллигентная плашечка со ссылкой на компанию.

Как мы в DRIVE2 создали площадку для отзывов об автобизнесах и почему она лучше всех остальных

Большинство пользователей DRIVE2 — увлечённые автоэнтузиасты, которые в тачках разбираются лучше среднего автовладельца. Если в отзыве не хватает информации и хочется что-то уточнить, можно спросить и они ответят.

Под каждым постом с отзывом — цепочка комментариев, дискуссия
Под каждым постом с отзывом — цепочка комментариев, дискуссия

С момента старта в июле 2017 года мы получаем по 500-600 отзывов каждый день, и только 1-2% из них — негативные. Это отражает реальную ситуацию: мудаков на самом деле очень мало, основную часть времени автобизнесы работают порядочно. Просто об этом обычно никто нигде не пишет.

А у нас пишут, потому что человеку ничего не надо делать сверх того, что он уже сам решил сделать. Он как бы не отзыв пишет, а о жизни своей тачки рассказывает. Мы просто структурируем его рассказ и привязываем к конкретной компании.

В любом случае компания всегда может ответить на отзыв. Причём, если отзыв отрицательный, ответ компании будет видно и в самом посте пользователя — на заметной плашке. Удалить официальный ответ компании пользователь не сможет.

Компания может ответить на отзыв: поблагодарить или разъяснить свою позицию
Компания может ответить на отзыв: поблагодарить или разъяснить свою позицию

Итог: отзывы собираются сами, они проверенные, правдивые и подробные, от компетентных ребят, при этом их ещё и доспросить можно. И главное — в основном позитивные.

На момент публикации статьи на страницах компаний опубликовано 17 000 отзывов, и ещё 160 000 отзывов собрано об автобизнесах, которых пока нет на DRIVE2. Но это пока :–)

2424
46 комментариев

После того, как модераторы неоднократно сносили посты и акаунты подборщиков авто о мошенниках в официальных автосалонах - доверия такой модерации ноль

10
Ответить

Мне сложно вам ответить содержательно, потому что я не занимаюсь модерацией пользовательского контента и мне не известно, о каких именно постах вы пишете. Но кое-что я всё-таки по этому поводу расскажу.

Модераторы следят за соблюдением Правил сайта. Они довольно просты: https://www.drive2.ru/rules

В частности, пользовательский пост могут заблокировать, если в нём есть мат или переход на личности. Думаю, это самая частая причина блокировки постов с критикой компаний. Надо понимать, что если вы напишете, что работник такого-то дилерского центра Иванов Иван — пидарас и мошенник, то этот пост обязательно заблокируют и попросят привести запись в соответствие с требованиями. Всё-таки Иванов Иван — личность, пидарас — мат, мошенничество — статья, а DRIVE2 — не суд.

Что касается критики компаний. Нвозможно сосчитать количество запросов, которые мы постоянно получаем от компаний в духе: «удалите этот пост двухгодичной давности, потому что он проиндексировался в Яндексе и теперь плохо влияет на нашу репутацию!». И всегда отказываем, если пост не нарушает Правила сайтаа. Критиковать компании — нормально. Мы им для этого и сделали возможность отвечать и излагать собственную позицию.

Модерация отзывов — это совсем другая штука. Если отзыв вызывает подозрения при проверке, то он не будет привязан к конкретной компании и опубликован у неё на странице. Но если он не нарушает Правила сайта, то он останется опубликованным в бортжурнале пользователя. Мы за свободу слова.

2
Ответить

крутая штука прям, если коротко!
Сразу подумалось, где еще в travel такое можно сделать...

5
Ответить

¯\_(ツ)_/¯

Ответить

Нормиком. Ещё бы какой-нибудь каталог запчастей толковый, с отзывами на конкретные артикулы. А то собирать по кусочкам из гугла не круто =/

PS: Ребят, а чво, курсив с выравниванием по центру разве удобно? )

2
Ответить

Да, курсив вполне работает. Смотри не на отдельную карточку, а на среду, в которой она живёт: страницу компании

Ответить

Ну, и учитывай, что мы же не редактируем содержание отзыва. Там может быть много букв или мало, могут быть скобочки, эмоджи, смайлики, кучи точек — всё, что угодно. Курсив по центру меняет кегль в зависимости от объёма, а карточка при этом остаётся нужного размера.

Ответить