Кейс: как мы развиваем студенческое предпринимательство в регионах Казахстана

Вдохновленные «стартап нацией» и очередной покупкой их инновационного стартапа крупной американской компанией, мы задумались о том, как и с чего рождаются такие прорывные инновации и технологичные проекты, в казалось бы такой небольшой стране как Израиль с ее 8 млн населением?

Участники EcoSystemERG: Fair&Trackathon, май, 2019
Участники EcoSystemERG: Fair&Trackathon, май, 2019

Ответ был прост – из предпринимательской экосистемы. Взаимодействие различных факторов, каждый из которых отвечает за свой индивидуальный процесс воспитания, взращивания и развития человека и его проекта / стартапа / бизнеса.

Только в период с 1999 по 2014 год израильтяне создали более 10 тысяч компаний, половина из которых все еще работает, а 2,6% имеют годовой доход более 100 миллионов долларов.

Конечно, в Казахстане к 2019 году было зарегистрировано более 1 млн индивидуальных предпринимателей. Но почему-то мы не видим инвесторов, которые готовы скупать их инновацию или вложиться в их стартап. Ни Гугл, ни Интел не спешат открывать офисы или исследовательские центры в Казахстане.

Все дело в отсутствии предпринимательской экосистемы, взаимодействующий между собой для обучения предпринимательскому мышлению и навыкам, а также генерации инноваций.

В марте 2017 года по инициативе компании ERG (Евразийская Группа) в партнерстве с Алматы Менеджмент Университетом и Ассоциацией друзей Тель-Авивского университета в Казахстане стартовал проект «Экосистема студенческого предпринимательства».

Проект нацелен на укрепление учебных заведений в регионах республики и их трансформацию из классических в предпринимательские. Команда организаторов превращает учебные заведения в ключевых игроков экосистемы предпринимательства в регионе.

Первый трек работы – это обучение руководящего состава и трансформация стратегии развития вуза. Мы провели обучение во всех 9 учебных заведениях – партнерах проекта, вместе с сотрудниками и топ-менеджмент организовали стратегические сессии. Итогом этих стратсессий стали новые Стратегии развития учебных заведений с упором на предпринимательское образование. Мы обучили сотрудников проектному управлению и инструментам дизайн-мышления.

Евгений Волков, CDO в BTS Digital и участники Летней школы предпринимательского образования «YbyraiCamp» Дана Ашим
Евгений Волков, CDO в BTS Digital и участники Летней школы предпринимательского образования «YbyraiCamp» Дана Ашим

Второй трек – это повышения потенциала и лидерских навыков преподавателей. В 2017 году они прошли обучение по специальным тематикам: проектное управление, дизайн-мышление, креативное мышление, коммерциализация, организация деятельности бизнес-инкубатора, менторство, презентация бизнес-проекта. В 2019 году для преподавателей и сотрудников организована Летняя школа предпринимательского образования «YbyraiCamp».

Третий трек – это развитие предпринимательского сообщества. Мы считаем, что необходимо инвестировать в человеческий капитал в академических кругах и в исследования, и в разработку. Это включает в себя специальные события и мероприятия – чемпионат по решению бизнес-кейсов и чемпионат по решению проектов, Олимпийские предпринимательские игры, boot-camp, а также челленджи и конкурсы.

«Экосистема студенческого предпринимательства» – это наша долгосрочная программа, нацеленная на создание в регионах присутствия платформ для взращивания активной и предприимчивой молодежи, а также, в более долгосрочном плане, на улучшение бизнес-климата и развитие местной экономики.

Мы очень счастливы, что в Казахстане есть такая программа. Мы смотрим на подрастающее поколение и видим результаты своего труда. Работаем над тем, чтобы после окончания вуза студенты не искали работу, а создавали рабочие места. Чтобы они заранее получали знания и навыки в области предпринимательства, становились более смелыми, настойчивыми, самостоятельными.

Александр Машкевич, председатель Совета директоров Eurasian Resources Group (ERG)

В проекте «Экосистема студенческого предпринимательства» принимают участие 8 учебных заведений из 4 регионов Казахстана. Из них 6 высших учебных заведений – Павлодарской государственных педагогический университет, Инновационный Евразийский университет, Актюбинский региональный государственный университет им. Жубанова, Костанайский инженерно-экономический университет им. М. Дулатова, Рудненский индустриальный институт, Карагандинский государственный медицинский университет. Два колледжа – Актюбинский высший политехнический колледж и Хромтауский горно-технический колледж.

ВЫГОДЫ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА

СТУДЕНТ

- Возможность раскрыть предпринимательский потенциал

- Нетворкинг

- Приобретенные знания и навыки, которые будут полезны вне зависимости от дальнейшего профессионального пути

УНИВЕРСИТЕТ

- Конкурентоспособный ППС

- Предпочтение студентов в выборе вуза

- Предпочтение работодателя при рекрутинге выпускников в выборе вуза

Участники Летней предпринимательской школы «BigIdeasCamp», 19-25 августа, 2018 Дана Ашим
Участники Летней предпринимательской школы «BigIdeasCamp», 19-25 августа, 2018 Дана Ашим

ERG

- Долгосрочный вклад в экономическое и социальное развитие региона

- Снижение уровня ориентированности населения родных городов на предприятия Группы

- Стимулирование развития НИОКР в университетах

РЕГИОН

- Увеличение доли МСБ в экономике региона

- Появление новых рабочих мест

- Увеличение налогооблагаемой базы

Участники Летней предпринимательской школы «BigIdeasCamp», 19-25 августа, 2018
Участники Летней предпринимательской школы «BigIdeasCamp», 19-25 августа, 2018

За два года 3000 студентов и более 500 преподавателей и сотрудников прошли обучение в рамках проекта. Студентами были разработаны 282 проекта и предложено 203 решения бизнес-кейсов.

В этом году участников ждут несколько важных специальных мероприятий, а также внедрение новых предпринимательских проектов со стороны сотрудников и преподавателей учебных заведений.

33
5 комментариев

Хорошая статья, ждем продолжения.

Ответить

Спасибо :) Наши преподаватели, после Летней школы предпринимательского образования, хотят внедрить несколько проектов в своих вузах и колледжах, обязательно расскажем, что у них получилось.

1
Ответить

А чего заминусовали то, что не так?

Ответить

Да вот и мы не знаем, что не так со статьей. Зачем минусовать.

Ответить

Заплюсовал. Может быть народ минусует, так как конкретных результатов пока не увидел: числа большие (тысячи студентов, сотни учителей, десятки проектов), а импакт отложенный. Кто из выпускников по факту вышел на Рынок или пересел дальше в Акселераторы экосистемы AstanaHub/TechGarden/etc.? Кейсы есть? Живые примеры обученных.
Местами выглядит как "междусобойчик". Где смотреть весь трекшн этого движения, чтобы не разовый boot-camp или статья на VC, а каждодневная работа?
[ "Ребёнка за одно нравоучение не воспитаешь. Нужна методичная и планомерная работа" ]

Ответить