Стартапы с железной дороги: как работает Акселератор РЖД

Рассказывают руководитель Акселератора РЖД Роман Кошелев и представители команд разработчиков

В октябре Акселератор РЖД при поддержке корпоративного акселератора GenerationS отобрал 20 стартапов для дальнейшего участия в акселерационной программе, основная задача которой – найти перспективные проекты, способные повысить эффективность железнодорожного транспорта и обеспечить комфорт и безопасность пассажиров.

Акселерационная программа завершится в декабре Демо днем, на котором проекты презентуют руководству компании и официальным партнерам акселератора свои решения с планируемыми эффектами от их внедрения. Жюри, в состав которого войдут руководители РЖД, определит проекты-победители, с которыми будут подписаны Дорожные карты проведения дальнейших испытаний. По результатам пилотных испытаний будет принято решение о масштабировании решения на сети железных дорог и организации долгосрочного сотрудничества с компанией.

Организатор акселератора: Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ). В числе партнеров: «Первая грузовая компания», ТрансМашХолдинг, ТрансКонтейнер, «Синара – Транспортные машины», Газпромтранс и др.

На «экваторе» программы мы спросили у участников, какие разработки могут быть полезны РЖД, что интересного произошло за время акселерации и удалось ли компании найти общий язык со стартапами.

Роман Кошелев

Руководитель корпоративного акселератора ОАО «РЖД»

Акселератор РЖД, созданный на базе головного отраслевого научно-исследовательского института – АО «ВНИИЖТ» – один из основных элементов инновационной экосистемы ОАО «РЖД». Акселератор начал свою работу в 2019 году и успешно провел первую корпоративную акселерационную программу.

Акселерационная программа текущего года, проведенная совместно с GenerationS, вызвала большой интерес и отклик со стороны стартапов. Собрано свыше 600 заявок на участие в программе от технологических команд не только из России, но и стран ближнего и дальнего зарубежья. Технологический фокус программы 2020 года – Подвижной состав.

Очный отбор стартап-проектов состоялся в октябре, где 50 перспективных проектов представили свои предложения перед жюри, в которое вошли руководители и эксперты департаментов и функциональных филиалов РЖД, непосредственно связанных с эксплуатацией и ремонтом подвижного состава. Жюри отобрало 20 проектов-финалистов Программы.

Основной акцент в рамках проведения акселератора в 2020 году был сделан на работу с функциональными заказчиками и подтверждение положительных эффектов от потенциального внедрения решений.

На первых встречах заказчики поставили проектам дополнительные задачи, подключили к работе свои проектно-конструкторские бюро и компании, разрабатывающие продукцию для РЖД, с которыми стартапам предстоит рассмотреть вопрос интеграции. Основные направления работы проектов: мониторинг подвижного состава, прогнозирование возможных неисправностей в работе оборудования, продление срока эксплуатации быстро изнашиваемых узлов, организация работы обслуживающего персонала с помощью дополненной реальности, мониторинг состояния сотрудников, гибридные системы рекуперации энергии, очистка сточных вод. По итогам мы ожидаем получить не только теоретические расчеты и предположения, но и наглядный результат от внедрения предлагаемых проектов.

Проекты-победители программы получат поддержку Акселератора РЖД на дальнейшем этапе – команда Акселератора организует полное сопровождение стартап-проектов после Демо дня. Проекты совместно с функциональным заказчиком проведут пилотные испытания и, при подтверждении заявленных результатов, решение будет масштабировано на сети железных дорог. АО «ВНИИЖТ», в свою очередь, будет создавать условия для проведения необходимых испытаний и предоставит ресурс организационного взаимодействия с материнской компанией, являясь дочерним обществом ОАО «РЖД».

Леонид Кузнецов

Заместитель директора Центра по перспективным разработкам АО «СТМ»

Холдинг «Синара-Транспортные Машины» как крупнейший производитель современного подвижного состава является партнером акселератора РЖД и принимает участие по отбору стартап-проектов. Выбор технологий идет по принципу воронки: на первом этапе определили 12 заявок, на следующем этапе уже ограничили круг 8 стартапами. Для нас самый важный фактор – это относительный уровень готовности технологии и возможность ее реального применения в новых и модернизируемых продуктах холдинга СТМ. Мы планируем применить разработки стартапов в серийных машинах, выпускаемых по заказу РЖД, и в наших перспективных продуктах, которые включают подвижной состав для высокоскоростного движения, инновационные магистральные локомотивы и путевую технику для строительства, ремонта и содержания железнодорожных путей на всей территории нашей страны.

В данный момент мы имеем запрос на технологии сканирования и ремонта пути, которые планируем использовать в новых образцах путевой техники. По этому направлению ведем работу с несколькими стартапами, один из этапов состоит в тестировании технологии на реальном участке ремонтируемого пути.

Михаил Анисимов

Руководитель проекта IntellectProVision, участник Акселератора РЖД

Мы разработали методологию, которая позволяет делать хорошую предиктивную аналитику для разных сегментов бизнеса. Сейчас занимаемся адаптацией наших подходов под специфику РЖД.

Мы предлагаем коллегам взглянуть на бизнес-процессы с точки зрения анализа большого объема данных об инфраструктуре, эксплуатации, логистике и прочих сегментах деятельности РЖД для построения как локальных цифровых бизнес-моделей, так и комплексного цифрового двойника организации. Это позволит строить более точные прогнозы о потребностях тех или иных номенклатурных позиций на производственных участках, как следствие – оптимизировать складские запасы и закупочные кампании. Для решения этих задач мы используем принципы машинного обучения.

Нас приятно удивил профессионализм коллег из РЖД и их любовь к своему делу. Они доходчиво объяснили специфику работы всей системы РЖД, что сэкономило нам много сил, средств и нервов. В результате мы смогли создать предварительную бизнес-модель эксплуатации и ремонта специального подвижного состава, в которой нашлось и место для нашего решения.

Андрей Елагин
Генеральный директор «БиоМикроГели», участник Акселератора РЖД

Для РЖД мы предлагаем внедрение Мембран Spilltex и Флокулянтов Биомикрогели в существующую систему очистки промышленно-ливневых сточных вод. Это позволит повысить качество очистки воды и сократить количество вредных примесей. При этом будут использованы наиболее экологичные решения российского производства.

Экологичность обусловлена использованием натурального растительного сырья, позволяющего получать биоразлагаемые и безопасные для природы продукты.

Мы уже определили целевое направление нашего взаимодействия с коллегами из РЖД и нашли возможные проекты для сотрудничества. Получили исходные данные, подготовились к проведению лабораторных испытаний в одном из локомотивных депо.

Как и во всех крупных корпорациях, основной сложностью является длительность согласования документов и их количество. Акселерационная программа позволяет сократить маршрут и ускорить внедрение решений.

Совет для стартапов, которые хотят партнерства с корпорацией – не бояться трудностей. Если их нет – значит, скорее всего вы не движетесь вперед. Если вы уверены в уникальности и применимости своего решения – необходимо идти и доказывать это.

Очистка воды от масел, жиров и нефтепродуктов с помощью коагулянтов и флокулянтов Биомикрогели
Василий Манько

Генеральный директор AURORAi, участник Акселератора РЖД

Мы разработали программно-аппаратный комплекс AURORAi. Это первое в России решение для ж/д индустрии, созданное с помощью алгоритмов машинного обучения, которое позволяет делать бесконтактные измерения параметров колесной пары вагона или локомотива, искать дефекты и различного рода аномалии.

Наше решение поможет РЖД автоматизировать процесс осмотра подвижного состава для определения технического состояния локомотивов и вагонов различного типа. В дальнейшем, на основе накопленных данных мы сможем предоставлять расширенную аналитику по техническому состоянию парка вагонов, создавать различные прогнозные модели для повышения эффективности в управлении и эксплуатации вагонным и локомотивным парком.

Акселератор дает нам возможность лучше понять и изучить те производственные процессы, которые действительно требуют определенной модернизации. В создании и развитии нашего решения мы прежде всего опираемся на запрос и потребности клиентов, и именно в этом ценность прямого общения с коллегами из РЖД. Мы хотим лучше понимать «боль» и потребности нашего потенциального заказчика.

Конечно, в больших компаниях есть свои корпоративные правила и процедуры, которые накладывают определенные ограничение на быстрое движение вперед. Но в этом также есть и свои плюсы: пройдя один раз весь этот путь от начала до конца, мы получаем бесценный опыт взаимодействия с корпоративной структурой и становимся «узнаваемыми». Наше решение проходит детальную экспертную оценку. Кроме того, мы получаем возможность проверить его в полевых условиях на соответствие высоким стандартам РЖД. Для нас это своего рода знак качества.

Многим покажется, что создать свой стартап в секторе b2b и стараться заполучить в клиенты крупные корпорации или промышленные холдинги – путь долгий и сложный. Отчасти они правы. Не всё просто на этом пути: длинный цикл подготовки и согласования внедрения продукта, корпоративные ограничения, всегда нужно доказывать свою состоятельность через создание MVP или делать «бесплатные пилоты», кастомизировать решение под конкретного заказчика, а потом все это поддерживать и развивать. Но в итоге все те, кто проходят этот длинный и сложный путь, становятся сильнее, мудрее и вырастают в большие бизнесы.

Мой совет всем тем, кто задумывается делать стартап для b2b сектора – однозначно да, делайте. А всем сомневающимся отвечу цитатой Чингисхана: боишься – не делай, делаешь – не бойся, сделал – не сожалей.

Решение AURORAi в работе

Узнать больше про Акселератор РЖД и GenerationS: https://accelerator.rzd.ru/

55
Начать дискуссию