Искусственный интеллект: в каких сферах и процессах применяется и на что способен?
Технологии искусственного интеллекта (ИИ; artificial intelligence, AI) на сегодняшний день используются во многих сферах и сервисах: от составления коротких текстов до блокировки мошеннических звонков. Мы в Summit Group, например, иногда используем его в дизайне. Где еще уже применяется ИИ?
Искусственный интеллект незаметно становится неотъемлемой частью нашей жизни. Даже не осознавая этого, мы каждый день пользуемся программами и сервисами, основанными на ИИ (например, автоматическими переводчиками). Разработчики часто заявляют, что его возможности приближаются к человеческим: если раньше он справлялся только с простыми задачами, то сейчас стал способен на выполнение даже творческих функций.
Выделяется три вида ИИ
Спойлер: но существует пока только один.
Narrow AI / Слабый ИИ
По сути, к этой категории причисляются все технологии ИИ, существующие на сегодняшний день. Такой искусственный интеллект способен на реализацию довольно простых задач и может запросто оказаться «под капотом» голосового помощник или сервиса, «подбирающего» нативную рекламу.
General AI / Сильный ИИ
Следующая ступень эволюции, которой грезят многие разработчики и над которой трудятся уже не первый год. Предполагается, что возможности этой новой категории ИИ будут максимально приближены к человеческим. Иными словами, он будет наделен подобием сознания, сможет решать сложные интеллектуальные задачи на том же уровне, что и человек. Прогнозы, когда мы сможем познакомиться поближе с сильным ИИ разнятся и, в среднем, варьируются от 10 до 30 лет.
Super AI / Супер-ИИ
Та самая «технологическая сущность», которую так любят создатели научной фантастики. В случае реализации этот вид ИИ возможно сможет выполнять задачи не просто подобно людям, но и во много раз превзойдет уровень человеческого развития. Также, считается, что супер-ИИ будет способен самостоятельно переучиваться, совершенствоваться и даже разрабатывать другие алгоритмы ИИ самостоятельно.
Где применяется ИИ?
Сейчас слабый ИИ можно так или иначе встретить практически во всех сферах жизни. Например, в медицине: с помощью технологий «компьютерного зрения» определяют признаки рака легких или ковида, а в этом году было анонсировано использование ИИ для диагностики ишемической болезни сердца.
ИИ применяют и в финансовой сфере. Например, всё большую популярность набирают «роботы-коллекторы». Они вместо живого оператора обзванивают должников и сообщают им о необходимости погасить просроченную задолженность, а также информируют о способах, которыми это можно сделать. В пользу популярности и успеха таких технологий, в частности, говорит тот факт, что с 1 января 2024 г. коллекторские агентства, банки, МФО и иные кредиторы будут обязаны предупреждать должника о том, кто ведет с ними разговор — робот или живой сотрудник.
Еще одно направление активного использования ИИ в финансовой сфере связано с предотвращением мошенничества: отслеживанием подозрительных транзакций или входов в личные кабинеты клиентов.
ИИ уже может довольно успешно работать с текстами: алгоритмы могут как выполнять сложные переводы профессиональных статей, так и создавать оригинальные материалы. Причем, эта сфера развивается довольно динамично: если буквально 3–5 лет назад Google Translate мог справиться лишь с несложными фразами, а качественно переводил только тексты с европейских языков, то сейчас мы спокойно можем читать материалы, написанные на китайском, японском, арабском, даже не зная языка. Да, периодически все еще случаются казусы в духе «сделать хотел грозу, а получил козу», но уже не так часто как раньше.
Есть и более примитивные примеры использования ИИ, например, рекомендательные системы, анализирующие предпочтения пользователя для того, чтобы предложить ему подходящую рекламу товаров и услуг.
Разумеется, нельзя не отметить, что ИИ активно используется в игровой сфере, в т. ч. для имитации диалогов, чтобы сделать коммуникацию с персонажем приближенной к разговору с реальным человеком.
ИИ – неизбежность?
Хотя искусственный интеллект развивается очень быстро, во многих сферах он еще далек от того, чтобы заменить собой реальных специалистов. Во всяком случае, полностью. Пример тому – многочисленные телефонные «помощники», с которыми сталкиваешься при попытке получить информацию по той или иной услуге, и которых порой практически невозможно уговорить перевести на живого оператора даже после нескольких неудачных попыток найти общий язык...
Тем не менее, искусственный интеллект активно развивается и процесс этот вряд ли затормозится.
А где (в каких сферах и сервисах) вы сталкивались с ИИ? Делитесь своими наблюдениями в комментариях!