Кошелек скажет спасибо: зачем банки заводят подкасты, а люди их слушают

Подкастинг – очень молодой (сам термин вошел в оборот в 2004 году с подачи британского журналиста), но стремительно развивающийся рынок. Его перспективы быстро оценили и в банках.

Иллюстрация: The Financial Express
Иллюстрация: The Financial Express

Там тестируют решения на основе искусственного интеллекта, которые сделают коммуникацию двусторонней: потребители контента смогут не только слушать выпуски, но и задавать вопросы. ИИ поможет найти ответ, а голосовой помощник его воспроизведет. Расширение границ возможного в подкастинге за счет Сonversational User Interface (с ним мы имеем дело, когда общаемся, например, с Siri) – дело ближайших 5-10 лет, считают в одном из внедряющих технологию банков, американском JPMorgan Chase.

Уже сейчас подкастинг в США – индустрия с оборотом в 1 млрд долларов в год. В 2021 году хотя бы раз в месяц тот или иной подкаст слушает каждый третий американец. Производящие подкасты продакшн-студии стоят сотни миллионов долларов, на интервью к самым популярным ведущим приходят президенты. Дорожку в 2015 году проторил Барак Обама, на протяжении часа общавшийся с подкастером Марком Мэроном. Пятью годами позже Джо Байден выкроил время в плотном предвыборном графике для общения с ведущей подкаста Unlocking Us.

Кошелек скажет спасибо: зачем банки заводят подкасты, а люди их слушают

Российскому рынку подкастов, который развивается около 15-ти лет, до американских показателей далеко – по данным ВЦИОМ, в 2020 году только 19% россиян слушали подкасты, а 66% опрошенных даже не знали о таком аудиоформате. Рынок подкастов в нашей стране продолжает расти, что объясняют и влиянием пандемии. Эксперты настроены оптимистично и прогнозируют увеличение среднемесячной аудитории российских подкастов до 28 млн слушателей к 2024 году – почти в шесть раз за пять лет. По данным IAB Russia, объем рынка аудиорекламы в подкастах к 2024 году составит 1,55 млрд рублей – почти пятикратный рост по сравнению с 2021 годом (0,33 млрд). Самыми обсуждаемыми темами в подкастах в 2020 году, рассказывают в «Яндекс.Музыке», стали коронавирус, самоизоляция, игры и родительство.

Тем, что подкасты хорошо отражают дух времени, объясняют и такую тенденцию: с каждым годом в Америке появляется все больше онлайн-аудиоканалов на темы экономики, бизнеса и финансов. Согласно исследованию Marcus, онлайн-банка, учрежденного Goldman Sachs, как минимум четверть миллениалов в США руководствуются инвестиционными советами, которые они услышали в подкастах или вычитали в соцсетях. Разумеется, степень достоверности и качество экспертизы таких рекомендаций могут быть совершенно разным.

На фоне интереса к теме личных финансов и бума подкаст-рынка ведущие банки, в том числе Газпромбанк, запускают все новые проекты. Вместе со студией «Гласно» Газпромбанк производит «Прикладывайте» – подкаст о сложных ситуациях с деньгами. Первый выпуск – про то, как быть, когда очень-очень хочешь что-то купить, но не можешь это сделать. Или можешь, но не понимаешь зачем.

Нейропсихологи уверяют: когда мы покупаем то, о чем очень долго и страстно мечтали, это приводит к выделению дофамина, именуемого также «гормоном счастья». Он правит бал и в обратной ситуации. Когда мы оказываемся не в состоянии приобрести вожделенный предмет, это провоцирует состояние, именуемое в психологии фрустрацией, и как следствие – резкое падение уровня дофамина, рассказывает в первом эпизоде подкаста «Прикладывайте» приглашенный психолог Егор Егоров. «Для мозга это провоцирует реакцию угрозы. Ты думаешь: «Вот куплю я телефон – и будет мне счастье». Если же ты его не покупаешь, это вызывает жутчайшую фрустрацию и яркую мотивацию сделать с этим что-нибудь. Со временем телефон, к покупке которого так стремился, станет просто телефоном и тебе захочется большего», — говорит практикующий психолог Егоров. Вот такой замкнутый круг.

И раз уж с помощью все новых покупок мы просто пытаемся закрыть ту или иную психологическую проблему, то какой должна быть здоровая реакция нормального человека на выходки мозга и его дофаминовые призывы к шопоголизму? Как не стать рабом собственных желаний и сохранить разумный modus operandi в мире потребления?

В первом эпизоде подкаста «Прикладывайте» отвечают и на эти вопросы, причем рекомендации многим покажутся неожиданными. В этом выпуске вообще много интересных — и актуальных для нас, потребителей, — объяснений того, как производители и продавцы манипулируют нами и заставляют хотеть то, что нам не по карману или не нужно, и как отличить свои потребности от навязанных. Лишним это знание точно не будет.

В следующих эпизодах подкаста «Прикладывайте» еще много качественной, верифицированной (ведь к участию в нем приглашают серьезных и уважаемых в профессиональной среде экспертов) и практически применимой информации. Как аргументированно просить у начальника повысить зарплату и при этом не прослыть меркантильным рвачом? Как признаться друзьям и девушке, что у тебя нет денег на ту или иную покупку? Как начать правильно копить? Когда тебе всё разжуют, ответить на эти вопросы не составит труда. Это так же легко, как расплатиться картой.

Новые эпизоды подкаста «Прикладывайте» – каждый понедельник здесь

Появление этого подкаста вполне в духе времени. Goldman Sachs, JP Morgan Chase, Barclays, UBS, Deutsche Bank и другие охотно делятся результатами исследований, отчетами аналитиков, инвестиционными идеями не только через традиционные email-рассылки, но и подкаст-каналы. Любопытно, кстати, что Goldman Sachs, выйдя в широкий подкаст-эфир (ведущий одного из каналов – управляющий директор и главный стратег инвестбанка Элиссон Натан), отменил плату за доступ к некоторым своим аналитическим материалам, которые прежде были доступны по подписке. Другой банк, Morgan Stanley, в своем подкасте Ideas нередко выходит за пределы традиционных тем и рассуждает о будущем общества без наличных в Швеции или, например, производстве упаковки из биоразлагаемого пластика.

66
2 комментария

Подкасты — действительно крутой и свежий тренд. Подсел на них из-за Крис Вазовсвки и Егора Егорова «к тебе или ко мне» но сейчас больше в фокусе маркетинговый и lifestyle контент

2
Ответить