#20вопросов TechLab, PepsiCo Россия🥤

Для любой компании, которая понимает необходимость работы с инновациями и ценит тот value, который могут принести стартапы, важно правильно выстроить внутренние процессы. Ведь инновации – это, в первую очередь, про гибкость, подготовленную инфраструктуру и четкое понимание целей. Да, это некий риск, но в большинстве случаев оправданный.

В нашей рубрике #20вопросов мы спросили Александру Сухареву, руководителя лаборатории TechLab при PepsiCo Россия, о том, почему крупные международные компании открывают свои собственные инновационные лаборатории, насколько PepsiCo Россия startup friendly и инвестирует ли компания в стартапы.

Александра Сухарева
Руководитель TechLab, PepsiCo Россия

Что такое TechLab?

TechLab – это внутренняя лаборатория, нацеленная на поиск, оценку и пилотирование новых технологий в интересах бизнес-заказчиков PepsiCo. Мы сотрудничаем как с крупными организациями, так и с технологическими стартапами.

Почему PepsiCo Россия решила открыть TechLab?

Компания PepsiCo и ее бренды хорошо известны на рынке, продукты в категориях напитков, снеков, соков, молока и детского питания постоянно появляются в корзине покупок и холодильниках потребителей. Мы стремимся выпускать инновационные продукты, отвечающие требованиям времени и желаниям покупателей: продукты с меньшим содержанием добавленного сахара и соли, обогащенные продукты , продукты в более удобной упаковке, в которой используется переработанный материал. Продуктовые инновации – наш профиль, как одного из крупнейших производителей продуктов питания.

Но не только продукт требует постоянного улучшения, процессы внутри компании и сервисы для клиента также должны эволюционировать.

До 2017 года технологические инновации были сосредоточены в основном в департаменте ИТ, задача которых была создание и поддержание безопасной и удобной рабочей среды для сотрудников, обновление систем и купирование рисков. Но потребность в технологических инновациях выходит далеко за эти границы, как я уже упомянула выше. Компании и сотрудникам требуются решения в области автоматизации, роботизации и механизации задач. TechLab и стал ответом на внутренний спрос – под задачи бизнес-заказчика мы ищем технологические решения, в большинстве случаев на рынке стартапов, оцениваем и проводим пилоты.

В 2019 году вместе с партнером GenerationS перезапустили лабораторию и с тех пор работаем над решением тактических и стратегических задач: скаутинг, проведение пилотов и развитие инновационной культуры.

Есть отличия, скажем, от внутреннего акселератора?

Решения, которые мы пилотируем, обычно достаточно зрелые – они не нуждаются во взращивании и менторстве, которое дает внутренний акселератор. Что стартап-проектам действительно нужно – это иметь проводника и адвоката внутри организации, рассказывающего о процессах, помогающего в решении вопросов, формирующего ожидания по срокам, а также демонстрирующего решение стартапа более широкому кругу лиц в зависимости от специфики и fit’а технологии. TechLab и берет на себя эту роль.

А по какому принципу выбираются страны, где открываются лаборатории?

PepsiСo как международному производителю проще запустить глобальные решения, но в каждом регионе есть свои особенности, их приходится учитывать. Я бы сказала, что это общая тенденция для компании — в каждой стране смотреть на обороты и готовность локального потребителя к определенным технологиям. Существование лабораторий в России и США объясняется тем, что это два крупнейших рынка с большим числом предложений, а Израиль славится своими IT-стартапами почти как Силиконовая долина в Штатах.

Компания охотно сотрудничает со стартапами?

Да, мы видим большой потенциал в работе со стартапами с точки зрения быстрого, кост-эффективного и современного решения возникающих задач. С каждым годом компания все больше смотрит на стартап-проекты и запускает с ними пилоты. И тенденция будет укрепляться, так как пилоты и дальнейшее масштабирование приносит существенную выручку и экономию за счет оптимизации процессов.

Только из России или международными тоже?

Все лаборатории PepsiCoне ограничиваются локальными решениями, мы готовы работать со стартапом вне зависимости от страны происхождения. Основное условие –подходит ли его технология для поставленной задачи и безопасно ли ее применение в рамках нашей ИТ-архитектуры.

Какие технологии ищете?

На текущий момент нам интересны технологии в области ESG (Environmental, Social and Governance) повестки, предиктивная аналитика и трендвотчинг. Также изучаем тему цифровых двойников и планируем поддерживать эту тему и в следующем году.

Зрелые проекты или можно взять совсем молодые и доращивать?

У нас в приоритете сотрудничество со зрелыми проектами. Но это лишь один из аспектов того, какие компании и технологии мы ищем. Нам также важно, чтобы:

  • Rоманды стартапов должны понимали, какие задачи в FMCG может решить их сервис или технология;
  • Технология была гибкой, подстраиваемой под требования бизнеса;
  • В наличие был проведенный пилот;

Проекты ранних стадий мы в основном не рассматриваем и это связано с особенностями бизнеса. Ведь мы не Google, мы − FMCG производитель. Возможности дать качественную экспертизу по взращиванию технологического проекта у нас нет. Наши рекомендации помогут раскрыться и развернуться уже состоявшемуся, но еще малому бизнесу.

Компания инвестирует в стартапы?

Мы работаем со стартапами как с партнерами и заключаем с ними такие же контракты, как с другими компаниями, небольшое отличие в самом процессе закупок. Инвестициями в стартапы мы на текущем этапе не занимаемся, так как это потребует от нас изменения, во-первых, бизнес-модели – с производителя продуктов питания на ИТ-компанию. Это ключевое. Решения о подобных изменениях принимаются не на уровне региона, а на глобальном уровне. Во-вторых, потребуется значительные ресурсы, как временные, так и финансовые в развитие необходимых умений и талантов внутри организации.

В этой связи вопрос об инвестировании сейчас не стоит.

Где инновационный потенциал выше: в России или за рубежом?

«За рубежом» слишком широкое понятие – это и США, и Азия и Европа. Сложно проводить сравнение. Отвечу так: на мой взгляд, в России инновационный потенциал очень высок не только за счет того, что мы изначально страна предпринимателей и инновационный ресурс у нас большой, но и потому что мы по сравнению со многими странами не так давно системно занимаемся технологической эволюцией и имеем низкую базу, поэтому в относительных показателях потенциал роста высок.

Вашу компанию можно назвать startup friendly?

Думаю, что мы прошли большой путь в этом направлении и совершенствуемся.

А что для этого делается?

Упрощаются процессы и повышается их прозрачность для обеих сторон – как для стартапов, так и для наших сотрудников. Мы проводим сессии для того, чтобы рассказать больше о нашей внутренней кухне и помогает стартапам раскрыть максимально подробно свои возможности и поддерживаем их на всем пути от первого контакта до принятия решения о масштабировании. Ну и в качестве важного момента отмечу, что все пилоты с нашей компанией оплачиваются по справедливой цене технологии, потому что мы хотим выстраивать равноценное партнерство и поддерживать интересующие нас решения.

Открытые или закрытые инновации – что ближе?

Нам ближе гибридный путь.

Почему?

Открытые инновации – это возможность использовать более широкую базу контактов, выбирать лучшие подходы на рынке, покупать технологическую услугу, когда решение внутри нашей компании невозможно или слишком долго/дорого создавать, объединяться с другими игроками рынка для поиска решений глобальных вопросов, таких например как Sustainability.

А для областей, связанных с конкурентным преимуществом, доминантой остаются закрытые инновации.

Пандемия поменяла подход к инновациям?

Пандемия сильно изменила мир, стала катализатором изменений в технологической сфере и изменила потребности нашего клиента. Мы тоже менялись, стараясь быть более потребителецентричными.

С начала пандемии у нас изменился фокус на поиск технологий – появилось больше задач в области удаленной работы, заказов и удаленного управления объектами, потребовались инструменты предсказания и анализа трендов, а также стали более востребованы инструменты персонализации наших сообщений конечному клиенту.

Есть успешные кейсы внедрения технологий?

Их уже достаточно много – это технологии распознавания изображений, которые позволяют удешевить и ускорить визит торгового представителя в точку, одновременно повышая качество его работы и снимая рутинную задачу, и инструменты геоаналитики и удаленного сенсуса, повышающего качество проработки клиентской базы. Решения в области мультиканального мониторинга цен и ассортимента для формирования тактики продаж и развития категорий в клиентах и автоматизированный сервис по работе с блогерами для поиска наиболее подходящих кандидатов на сотрудничество через совпадение тем, мониторинг подписной базы и тональности комментариев. Часть проектов находятся все еще под NDA, но уже в следующем году можно будет о них рассказать.

Инновации – двигатель прогресса. Вы согласны?

Инновации – это всегда и риск, и шанс для компаний. Но именно благодаря им, будь то оптимизационные решения или прорывные инновации, происходит качественный скачок.

Инновационная культура – это что?

Инновационная культура в моем понимании – это совокупность знания и понимания сотрудников необходимости нововведений и их желания стать частью процесса трансформации компании, процесса или его звена и толерантность к возможным неудачам.

Инновационную культуру можно и нужно развивать.

Понимание должно быть на всех уровнях в компании?

Безусловно. Поддержка инновационный культуры должна быть и на стратегическом уровне и на местах, это позволяет получать глобально спонсорство (финановое и нефинансовое) инноваций и заниматься решением задач, которые действительно стоит решать.

Чего не хватает российским компаниям для успешных success stories со стартапами?

Среди моих коллег, занимающихся корпоративными инновациями, success stories уже достаточно много, накоплен большой опыт. Но если брать в целом ситуацию по рынку, то увеличить количество историй успешного сотрудничества может несколько факторов:

  • Развитие так называемого аппетита к риску, без которого инновациями, тем более с небольшими технологическими компаниями, заниматься компания скорее всего не будет;
  • Повышение прозрачности рынка технологических инноваций и доступная база стартапов под задачи клиентов;
  • Упрощение и ускорение процессов внутри организациях, особенно на этапе закупки;
  • Бизнес-подготовка представителей стартап-сообщества, чтобы на самых ранних этапах переговоров они уже говорили на одном языке с корпорациями.

Ознакомиться с TechLab можно тут, а послушать недавний выпуск подкаста "Den of Rich" c Александрой можно по ссылке. Выпуск интересный, легкий, а самое главное – проливает свет на многие процессы внутри компании.

44
3 комментария

Александра Сухарева лучшая! Большой профессионал!

1
Ответить

 почему крупные международные компании открывают свои собственные инновационные лабораторииЯсно-понятно, чтобы делать инновационную сладкую воду

Ответить

PepsiCo – это не только про сладкую воду. Диапазон внедрения инноваций в компании намного шире.

1
Ответить