Даже в кризис: как стартапу привлечь инвестора💰

Привлечение финансирования – основная задача молодых предпринимателей и фаундеров стартапов. На ранних этапах проекты могут финансироваться как самими основателями, так и с помощью FFF-money (от англ. family, friends and fools). Последнее означает, что средства привлекаются от семьи, друзей и инвесторов без опыта инвестирования .

По мере роста проекта потребность в инвестициях увеличивается, и компании приходится привлекать средства извне. Но зачастую на этом этапе возникают сложности, связанные не только с внешними условиями.

Кстати, даже в период экономического кризиса, когда рискованные инвестиции уступают место более традиционным стратегиям, инвесторы по-прежнему готовы искать привлекательные проекты.

Источники привлечения инвестиций

Чтобы разобраться, как стартапам привлекать инвестиции, для начала нужно понять, какие бывают стадии привлечения инвесторов , кто может выступать в его роли (отдельный человек или компания), и какие стартапы с мировым именем получали необходимый для развития капитал на том или ином этапе. Рассмотрим 4 источника финансов, в рамках которых стартап может получить инвестиции: FFF, бизнес-ангелы, фонды; слияния и поглощения (M&A).

I этап: Friends, Family & Fools

Близкие люди и начинающие инвесторы – первые кандидаты на финансовую поддержку вашего бизнеса. Здесь важно продемонстрировать свою веру в успех проекта, даже если ваш бизнес-план пока на этапе подготовки. Как правило, такое финансирование не требует формального процесса комплексной проверки, связанной с коммерческим кредитом или бизнес-инвестициями. Обычно друзья и семья не собираются проводить тщательный анализ вашей кредитной истории или требовать большого залога для обеспечения кредита. Также вопросы применяемых процентных ставок и выбора вариантов погашения долга с близкими людьми чаще всего решаются проще .

В качестве примера можно привести проект NappyClub (российский производитель товаров для мам и малышей). Фаундеры начинали свое развитие с капитала размером в 9 млн рублей, которые проинвестировали друзья. Это сумма позволила на первоначальном этапе протестировать достаточное количество стратегий.

II этап: Бизнес-ангелы

Бизнес-ангелы – это частные венчурные фонды, которые оказывают материально-техническое сопровождение молодых стартапов на ранних стадиях их развития. Несмотря на театральные корни термина (так называли обеспеченных меценатов, поклонников театра), впервые это понятие было применено к инвесторам, не публично вкладывающим деньги в молодые бизнес-проекты. Такой термин закрепился в деловой среде еще в 1978 году. Основная роль бизнес-ангелов – помочь стартапам преодолеть этап, когда продукт уже протестирован, но еще не заинтересовал инвестиционные фонды. Бизнес-ангелам лишь нужно подтверждение, что тестовый вариант продукта работает, то есть можно инвестировать в бизнес с учетом увеличения охватов и ресурсов. Бизнес-ангелы объединяются в инвестиционные синдикаты, такие как клуб венчурных инвесторов Angelsdeck (основан российскими предпринимателями, объединяет более 750 частных инвесторов) и клуб AltaClub (по мнению экспертов, наиболее финансово успешный «русскоязычный венчурный клуб»).

Приток ангельских инвестиций происходит за счёт новичков, которые инвестируют небольшими суммами. Две трети российских бизнес-ангелов вкладывают в проекты от 20 до 50 тыс. долларов США. Как и любые инвесторы, они диверсифицируют свои портфели, вкладываясь в разные проекты.

III этап: Фонды

Суть фондов заключается в том, что коллективные инвестиции через покупку ценных бумаг в быстрорастущие проекты минимизируют риски предпринимателей за счет экспертной оценки и профессионализма участников рынка.

Чаще всего фонды не рассматривают первые пилоты или первые метрики технологических проектов. Инвестиции идут на быстрорастущие проекты, с проверенной бизнес-моделью и готовые к масштабированию.

Фонды бывают: паевые, инвестиционные, взаимные, хеджевые, торгуемые на бирже и другие. Попадаются и фонды, готовые делать рискованные инвестиции в стартапы. К примеру, на одной из венчурных конференций российский проект ExpoPromoter (маркетинговая платформа, которая продает билеты на профессиональные выставки) познакомился с крупным фондом и получил предложение об инвестировании

IV этап: Поглощение крупной компанией

Если проект перешёл рубеж в 5-7 лет, то шанс продать работающий продукт, безусловно, вырастает. Это приводит к увеличению объема инвестиций и возможности диверсифицировать рынок. Крупные российские компании, такие как «Росатом», «Лента», «Газпром нефть» понимают потенциал стартапов и готовы их поддерживать.

Самой крупной сделкой слияния и поглощения (M&A) в 2021 году в мировом IT-секторе стала покупка Oracle компании Cerner. Сумма сделки составила 28,3 млрд долларов США (тендерное предложение 95 долларов США за акцию). Компания Cerner является ключевым игроком на рынке производства цифровых систем, применяемых в здравоохранении.

Как заинтересовать инвестора?

Свежая идея. Рынок жаждет увидеть новый продукт, но важно проводить различие между свежей и уникальной идеей. Суть свежей идеи заключается в новом воплощении хорошо работающей бизнес модели. То есть свежий в данном случае тождественен оригинальному, но никак не уникальному. Например, свежими могут быть идеи привлечения потребителей в сфере дропшоппинга с использованием простых и удобных CRM (система оптимизации бизнес-процессов). Тогда как необычные и нетривиальные идеи могут провалиться (например, компания Hello, делавшая трекеры для сна).

В ТОП-5 самых успешных стартапов 2021 года вошли inDriver, «Делимобиль», VisionLabs, KazanExpress и Skipp. При составлении рейтинга учитывались сумма привлеченных инвестиций, капитализация стартапа и рост выручки компании к предыдущему году.

Грамотный анализ рынка. Около трети стартапов работают в нишах, потребительский объем которых невысок, что затрудняет поиск и привлечение капитала. Инвестору важно ориентироваться на продукты, пользующиеся высоким спросом и предназначенные для широкой аудитории.

Команда. Его нельзя признать самым строгим, но тем не менее следует учитывать. Демонстрация инвестору профессионализма командной работы – важная часть коммуникационной стратегии стартапа. Привлечь средства в работающий механизм гораздо легче.

Стоит рассмотреть свежий пример успешного привлечения средств молодыми стартапами. По данным сайта IncRussia в ТОП-5 самых успешных стартапов 2021 года вошли inDriver, «Делимобиль», VisionLabs, KazanExpress и Skipp. При составлении рейтинга учитывались сумма привлеченных инвестиций, капитализация стартапа и рост выручки компании к предыдущему году.

Классический инвестор смотрит не на идею, а на умение воплотить эту идею лучше других. Фаундеру важно четко и аргументированно объяснить потенциальному партнеру, почему бизнес будет успешным и как в этом случае команда планирует его развивать.

Привлечение инвестора – ключевой пункт развития стартапа. Так как инвестиции в молодой бизнес-проект всегда рискованны, лучшими держателями капитала, который может профинансировать проект на ранних стадиях, являются венчурные фонды. Понимание основных источников привлечения финансовых средств, а также элементов бизнес-проекта помогает молодым стартапам обратить на себя внимание.

Инвестором стартапа может выступать и государство, причем не только напрямую (выделяя деньги из различных фондов), но и за счет предоставления льгот и преференций. Ярким примером этого служит активная поддержка IT-отрасли. В частности, компании освобождены от уплаты налога на прибыль и от различных проверок, они могут брать кредиты по сниженной ставке (не более 3%), а их сотрудники могут оформить льготную ипотеку. Как заявил премьер-министр Михаил Мишустин, первый пакет льгот, который приняло правительство с февраля 2022 года, уже принес 42 млрд рублей за счет увеличения количества IT-компаний, запуска новых стартапов и увеличения экспорта их услуг.

33
3 комментария

Нет никаких ангелов, к сожалению. Кроме тех, кто входит в описанные тут FFF.

Ответить

В ТОП-5 самых успешных стартапов 2021 года вошли ... «Делимобиль»...Из Википедии:
В ноябре 2014 года власти Москвы заявили о намерении создать сервис краткосрочной аренды автомобилей — по аналогии с западноевропейскими городами. Предполагалось, что этим займётся частная компания, а город окажет поддержку в виде предоставления инфраструктуры и парковочных мест[6]. Летом 2015 года был анонсирован запуск сервиса «Делимобиль» в Москве в августе

Ответить

Михаил, добрый день. Тут речь не про то, что "Делимобиль" был запущен в 2021 году — тут многие знают, что на рынке компания давно. Мы делаем фактчекинг:)
Просто компания все равно воспринимается многими экспертами как стартап. Многие предпочитают писать так, нежели "компания".

Ответить