#20вопросов Банку УРАЛСИБ

В "новой" реальности, а именно такой она и является, надо уметь реагировать быстро. Особенно банкам, которые столкнулись с рядом сложностей. Будем честными –да еще какими! Но даже из таких ситуаций находится выход в виде инновационного решения, классной технологии, которая сможет сделать клиентский опыт лучше, а банк – еще более привлекательным для новых клиентов.

Какими будут инновации в этом направлении? Существуют ли коллаборации между банками в сфере инноваций? Насколько startup friendly банковская сфера? Эти и многие другие вопросы мы задали в нашей рубрике #20вопросов Дмитрию Гришину, директору по инновациям Банка УРАЛСИБ.

Дмитрий Гришин 
Директор по инновациям ПАО "БАНК УРАЛСИБ"

Уралсиб и инновации – это как тандем...

Тренер – чемпион. Мы просматриваем и анализируем многих, смотрим, как они уже умеют работать. Немногим делаем предложение начать с нами работать. И только единицы в ходе пилота показывают, что умеют выкладываться и добиваться результата. Таких мы берем к себе на борт и вкладываемся в них, помогаем им расти. Да, потом он вырастет и пойдет завоевывать рынок, и мы были первыми получателями.

Почему?

Мы относимся к проектам, как к равным. Мы оплачиваем их пилот с нами, покрывая расходы, и у нас есть практика, что в дополнение к этому мы делимся долей от полученного экономического эффекта. Это значительно лучше обычных условий на рынке. Мы не пытаемся купить проект, команду или ключевых специалистов, или заполучить эксклюзивные права. Для нас стартап – это партнер, который помогает нам улучшить наше клиентское предложение.

Как давно банк начал работу с инновациями?

Работа с инновациями началась в 2019 году, когда было создано отдельное подразделение – дирекция инновационного развития, или iLab. С тех пор мы прошли большой путь в нашем развитии, и сейчас по праву гордимся нашим инновационным конвейером. За 2021 год мы отсмотрели более 800 проектов, из них 115 показали на 12 питч-сессиях бизнес-заказчикам со стороны банка, стартовали 18 пилотов.

Думаю, что УРАЛСИБ – один из самых startup friendly банков

Модель открытых инноваций приветствуете?

Конечно, мы в ней и работаем. Мы наладили партнерства с акселераторами и фондами , на постоянной основе транслируем в рынок наши потребности. Мы очень прагматично подходим к инновациям, рассматривая их через призму изменений бизнес-метрик: клиентского опыта, time-to-market, CAC/LTV и т.п. Если стартап умеет делать классную вещь, мы с удовольствием возьмем ее к себе на борт и будем платить за это. Лучше вместе есть большой торт, чем клевать маленькое зернышко в одиночестве.

Уралсиб можно назвать startup friendly?

Думаю, что мы одни из самых startup friendly. Во-первых, с нами очень просто выйти на контакт. Можно написать нам почту, мне в социальные сети и т.п. Во-вторых, мы умеем работать быстро, что важно для стартапов. Мы понимаем их потребности, и пилоты мы не просто оплачиваем, но и авансируем их. О том, что стартапам с нами нравится работать, является то, что некоторые проекты после начала работы с нами переводят свои счета к нам, что не являлось условием работы, в одном случае владелец проекта перешел к нам из другого частного банка на премиальное обслуживание.

В чем это проявляется?

В специальных механизмах работы банка со стартапами – оплачиваемые пилоты, отсутствие тендеров и процедур закупок, быстрое принятие решения "делаем/не делаем", прямая вовлеченность заказчиков в процесс, принятие топ-менеджерами банка решения о пилотировании и внедрении.

Есть отдел по работе с инновациями?

Да, это Дирекция Инновационного развития, входящая в Блок Банковских Технологий.

А как строите работу с функциональными заказчиками?

Каждый месяц мы проводим питч-сессии, на которых знакомим потенциальных заказчиков с инновационными проектами. Все взаимодействие между заказчиками и проектами в рамках подготовки к пилоту проходят через нашу дирекцию. Мы назначаем встречи, занимаемся юридическим оформлением сотрудничества, формируем гипотезы для проверки, делаем расчет экономики, проектируем сценарий пилотирования. После того, как заказчик решает идти с проектом в пилот, он выносит это на утверждение Комиссии по инновациям, состоящей из ТОП-менеджеров банка.

Привлекаете внешних партнеров для поиска решений?

Да, привлекаем. За 2021 год мы провели три программы скаутинга с разными подрядчиками.

Почему?

Мы считаем это более целесообразным, чем использовать собственных сотрудников. Мы хорошо умеем формулировать наши ожидания от скаутинга проектов, и это функция, которая легко аутсорсится и имеет четкие критерии оценки качества выполненной работы. В то же время, пилотирование проекта и, тем более, его внедрение в контур банка – это только in house работы. Поэтому мы вынесли во внешний контур выполнение задачи по формированию для нас воронки проектов и получаем очень хороший портфель проектов на ежемесячной основе.

Есть ли для вам среди зарубежных банков некий бенчмарк по работе с инновациями, на который вы опираетесь?

Мы опираемся не на опыт банков в работе с инновациями, а на опыт работы акселераторов и крупных IT-компаний. Безос говорит, что успех Amazon – это производная от способности проверять n гипотез в единицу времени. Мы разделяем такой подход в инновациям и стараемся ориентироваться на лучшие практики: возможность работникам предлагать свои проекты, создавать внутреннюю культуру работы с инновациями, транслировать поток релевантной информации с рынка, который обеспечивает нашим бизнес-заказчикам обзор рынка на 360 градусов. Способность банка создавать инновации не ограничивается только привлечением внешних стартапов.

Если бы могли проранжировать банки в России – какой бы назвали самым инновационным?

Есть рейтинг Сколково по инновационности банков, мы вошли в ТОП-5 инновационных частных (не гос.) банков. Если говорить именно об объеме создаваемых инноваций, то самый инновационный банк в России – это Центральный банк. Потрясающие инфраструктурные проекты, которые он создаёт (СБП, ЕБС, маркетплейсы, цифровой профиль, цифровой рубль и тп) – все это позволяет нам, как банкам, создавать продвинутые решения. Поэтому я голосую за ЦБ РФ.

А совместные коллаборации с другими банками не делаете в области инноваций?

У нас есть такой позитивный опыт и я считаю его очень полезным. На наш DemoDay финала акселерационной программы Future bank, который мы делали с нашим стратегическим партнером Агентством инноваций Москвы, мы пригласили коллег из других банков. В свою очередь и они нас приглашают в свои открытые форматы. Кроме того, с коллегами из ряда других частных банков я организовал группу в Телеграм, и мы теперь можем оперативно обмениваться информацией об успешных кейсах или верифицировать заявляемые стартапом метрики. Это помогает каждому из нас быстрее продвигаться вперед. Сейчас мы ведем переговоры с несколькими провайдерами о совместной акселерационного программе, что позволит снизить затраты на поиск одного проекта. Главное при запуске такой программе – согласовать ожидания и фокусные тематики для поиска.

Какие решения сейчас в фокусе?

Решения, которые позволят нашим клиентам сохранить их привычные пользовательские сценарии в условиях ряда имеющихся ограничений, например, в части платежей. Всегда актуальным является развитие цифровых каналов: привлечения, онбординга и обслуживания. В этом направлении пройден большой путь нашими банками и нами в том числе, но всё ещё остается значимый потенциал улучшения. Решения на основе big data и AI – must have, т.к. банк– это автоматизация управления риском, и решения этого класса просто мега-востребованы. Должен сразу предупредить наших читателей, что предлагая свои решения в этом направлении им придется столкнуться с очень высокой экспертизой профильных служб, поэтому мы ищем решения очень высокого уровня.

Финтех в России сильный?

Очень сильный. В России всегда была сильна инженерная и математическая школы, что порождает программистов высокого класса. Жесточайшая конкуренция банков за клиентский сервис при нарастающей комодитизации банковских продуктов породила супер-сервисы и технологии. Мы знаем немало проектов, которые значительно превосходят иностранные аналоги. У нас нет противостояния финтех vs банков, не при нашем уровне регуляторного контроля. У нас финтех – это и есть банки. Поищите в Европе банки, которые каждые 5 лет переезжают на новую целевую архитектуру, радикально обновляют core-системы и при этом обеспечивают стабильность работы для всех клиентов. Это как операция на открытом сердце. Да, у нас в России очень сильный финтех.

Работали раньше с зарубежными решениями?

Да, и довольно много. У нас обширная география проектов, и в целом мы позиционируем себя как банк – выбор №1 для иностранных компаний и стартапов при выходе на российский рынок. У нас в России есть много законов - 115, 161 и т.п., которые требует "приземления" сервисов на отечественную инфраструктуру. Мы, как банк, являющийся BIN-спонсором для нескольких десятков других банков (их карточные продукты работают на мощностях УРАЛСИБ), умеем оказывать инфраструктурную поддержку высокого уровня. Поэтому мы активно сотрудничаем и пилотируем проекты как из стран СНГ, например, нашим партером в этом является МФЦ Астана, так и из дальнего зарубежья, например, США, Сингапура. А также, нашими партнерами являются Ассоциация по развитию финтеха Ирландии, где, как известно, находятся европейские штаб-квартиры многих компаний из США (амазон, гугл), и Ассоциация IT-компаний Кипра, традиционного для пост-советского пространства места локализации IT проектов. Сейчас мы согласовываем условия и форматы партнерства с израильским агентством инноваций, чья экосистема насчитывает свыше 6 тысяч участников.

Что будете делать в текущей ситуации?

Работать с удвоенной силой. И уже начали. Текущая ситуация требует того, чтобы оперативно внедряли передовые решения, позволяющие реализовать открывшиеся возможности на рынке. Мы видим для себя и для стартапов много открывшихся окон возможностей.

Успешный пилот – это…?

Мы в банке придерживаемся data driven подхода, и для нас успешный пилот – это пилот, который подтвердил на транзакционных данных предпосылки, положенные в финансовую модель проекта, например, конверсию, стоимость заявки, процент правильно распознанных полей в документе и т.п. В случае, если ключевые метрики пилота лежат в допустимом диапазоне значений, я подписываю у Председателя Правления банка карточку закрытия пилотного этапа, как успешного. На основании этой карточки, стартап автоматически заключает уже полноценный коммерческий контракт без прохождения конкурсных процедур. Мы специально максимально упростили и сократили период передачи в промышленное использование успешного стартапа, чтобы наши клиенты и бизнес-заказчики могли сразу начать его использование.

Готовы масштабировать решение, если все пройдет успешно?

Наша основная задача – это находить и внедрять в банке классные решения, поэтому нас и оценивают не по количеству пилотов, – это только способ проверки гипотез, а по тому сколько новых сервисом мы внедрили. Из 18 пилотов, инициированных в 2021 году пилотов, мы уже внедрили 5, и еще 3 готовятся к внедрению в 2022 году. Помимо количественных значений – успешных внедрений, мы так же фокусируемся на экономике портфеля инновационных проектов, где доходная часть – это эффекты от внедренных сервисов, а расходная – совокупная стоимость владения инновационной инфраструктурой, где бюджеты пилотов – не самая большая часть.

Инновации для банков важны особенно сейчас, потому что ...

Изменяйся или умрешь – так природа ведет путем эволюции живые организмы. Мы, как банк, умеем быстро адаптироваться к изменившимся условиям, но стартапы умеют это еще лучше. Сейчас жизненно важно уметь быстро создавать новые клиентские сценарии.

Больше интересной информации на нашем тг-канале The Инновации.

55
Начать дискуссию