Goodt
2683

Yota сражается с Дартом Вейдером, а МТС и PwC играют в RPG

Как крупные компании укрепляют бизнес с помощью геймификации.

В закладки

Геймификация — внедрение игровых механик в бизнес-процессы — обрела популярность в 2010 году и с тех пор стремительно развивается. Согласно прогнозам, к 2020 году капитализация индустрии достигнет $10 млрд, а к 2022 — уже $23 млрд.

Сегодня в мире реализовано множество кейсов, у каждого из них своя логика и своя точка отсчёта. В одном случае проект направлен на вовлечение сотрудников, в другом – на привлечение клиентов. В одном случае игра длится короткое, заранее обозначенное время, в другом – внедряется в компанию на долгосрочный период.

Геймификацию можно рассматривать с разных сторон: внутренняя или внешняя, краткосрочная или долгосрочная, для бизнеса или для образования. В этой статье мы рассмотрим конкретные примеры, реализованные в крупных компаниях.

Внутренняя геймификация помогает решать HR-задачи

В венгерском отделении PwC в 2014 году упростили рекрутинг, разработав игру Multipoly. Каждый желающий мог зайти на сайт и сыграть в простую RPG с видом от первого лица.

На первом этапе нужно было пройти смоделированное собеседование с ботом, чтобы стать виртуальным стажёром компании. А после этого — попробовать себя в роли консультанта, старшего консультанта или менеджера. Игроки получали задания, аналогичные тем, с которыми сталкиваются сотрудники PwC.

Сыграв в Multipoly, соискатели могли определить, способны ли они работать в компании. Прохождение не давало никаких преимуществ в дальнейшем, а только готовило к реальному собеседованию. С момента появления Multipoly число желающих устроится на работу в PwC выросло на 190%.

Менеджер по подбору персонала «PwC Венгрия» Ноэми Биро подтвердила, что кандидаты, которые прошли игру, были лучше подготовлены к собеседованию: они были заранее знакомы с политикой компании и понимали, какие навыки необходимы.

Внутренняя геймификация — условный термин. К этой категории мы относим кейсы, где игра решает внутренние стратегически важные задачи компании: подбор сотрудников, обучение и вовлечение персонала, повышение продуктивности. Мы считаем это направление наиболее перспективным и предлагаем свои решения. Наши проекты сейчас на этапе внедрения, поэтому раскрываем тему на примере сторонних кейсов.

Внешняя геймификация направлена на привлечение и удержание клиентов

Маркетологи признают Starbucks Rewards одной из лучших программ лояльности в розничной торговле. Совершая покупки в Starbucks в течение нескольких дней подряд, посетители зарабатывают звёзды в специальном приложении. Их можно обменять на бесплатную еду и напитки.

Мобильное приложение делает программу вознаграждений Starbucks динамичной. Клиенты с большим количеством звёзд постоянно получают новые бонусные предложения, которые ограничены по времени. Starbucks собирает информацию о предпочтениях участников программы и предлагает специальные акции, учитывая потребности клиентов.

После того, как сеть ввела Starbucks Rewards в 2016 году, квартальная выручка выросла на 4,6% по сравнению с предыдущем годом — до $6,31 млрд.

Краткосрочная геймификация — для решения насущных задач

В 2015 году, перед выходом на экраны седьмого эпизода «Звёздных войн», Yota запустила масштабный проект Yota Star Wars. Два месяца сотрудники боролись с тёмной стороной силы. Центральный офис представлял Империю, а точки продаж — Торговую федерацию. Для победы игроки выполняли планы продаж, соблюдали стандарты и проходили обучение.

Для игры создали специальный сайт со Skype-чатом, по ходу добавляли новые сюжетные линии, задачи и квесты. Например, продав модем и SIM-карту, работник заряжал аккумулятор и лазер своего корабля, а выполнив план — делал выстрел.

С помощью Yota Star Wars компания повысила мотивацию сотрудников, поддержала продажи в летний сезон и внедрила новые стандарты. Двухмесячный проект позволил довести количество обученных сотрудников до 98%.

Геймификация эффективна только в том случае, если учтены интересы и увлечения аудитории, оптимально подобран срок программы, поставлены амбициозные, но всё же выполнимые цели. Если задачи слишком лёгкие или их нереально выполнить, это сработает как демотиватор, как и слишком затянутые сроки программы: уже все наигрались, а игра всё никак не заканчивается.

Ольга Алексеева
PR-директор Yota

Долгосрочная геймификация носит концептуальный характер

Один из таких проектов был разработан для компании «МТС Розничная сеть»: сейчас он находится в пилотной зоне и уже работает в части салонов сети. В целях повышения уровня вовлечённости персонала, повышения производительности и сокращения текучести для сотрудников в точках продаж разработан игровой интерфейс.

Каждый работник отображается в игре в виде персонажа, который имеет питомца, дом и является частью клана — то есть конкретной точки продаж. Выполняя те или иные задачи, сотрудник «прокачивает» игрового персонажа, ухаживает за питомцем, получает бонусы.

Мы изучили ситуацию на местах и осознали, что существующие KPI и метод их подачи не прозрачны для сотрудников. Для молодёжи необходимо предоставить качественно иные форматы общения, когда все цели и бонусы отображаются интуитивно понятно и всегда находятся перед глазами в режиме онлайн.

Важно сделать рабочий процесс более игровым и азартным для массового персонала; сильнее вовлечь сотрудников, чтобы продавцам стало интереснее выполнять свою работу. После продолжительного поиска мы пришли к выводу, что решить эти задачи может геймификация.

Елена Титкова
HR-директор «МТС Розничная сеть»

Все рабочие задачи переведены на язык игры и логично структурированы. Таким образом, сотрудник видит все задачи сразу в едином интуитивно понятном интерфейсе. Такая структура позволяет не замыкаться только на одном виде задач, например, на выполнении плана продаж новых смартфонов. В поле зрения остаются и другие задачи: продажа сопутствующих услуг и аксессуаров, изучение информации о новых товарах, работа с клиентами.

Нюанс, играющий важную роль в вовлечении сотрудников в моменте: в игровом мире «МТС Розничная сеть» каждый работник моментально видит результат от выполнения того или иного целевого действия: продажа смартфонов, аксессуаров, дополнительных услуг. От невыполнения целевых действий результат также виден: потеря силы персонажа, голодный и худой питомец, испортившаяся погода.

Да, даже погода в игре говорит нам об определённых рабочих задачах, причем эта информация считывается моментально и интуитивно. Представьте: вы заходите в игровой интерфейс и видите солнечную погоду — значит ваши дела идут хорошо. Пасмурная погода — нормально, есть что улучшить. А если небо потемнело и сверкают молнии — значит по каким-то задачам явно имеет место недосмотр и недоработка, расслабляться категорически нельзя.

Каждый сотрудник видит свои успехи в моменте: если неуспевающий продавец решает улучшить свои позиции, его успехи также моментально отобразятся в игре, добавив ему азарта и укрепив его личную мотивацию. А если продавец-звезда расслабится, его позиции в игре могут быстро пошатнуться. Игра реагирует моментально.

В проекте предусмотрены индивидуальные и командные цели — цели клана. Продавая товары и аксессуары, сотрудники выполняют свои личные планы продаж и соревнуются друг с другом индивидуально. А в рамках выполнения плана продаж по точкам друг с другом соревнуются целые кланы, то есть конкретные точки продаж «МТС Розничная сеть».

Долгосрочные решения не только обеспечивают качественный перформанс, но и стабильно поддерживают и улучшают его. Работу над вовлечением сотрудников в трудовой процесс можно проводить непрерывно. Сделав первый шаг, вы открываете окно возможностей и можете планировать второй и третий, чтобы постоянно улучшать результат, а не останавливаться на достигнутом.

Константин Саратцев
директор по продуктам и решениям Goodt

Геймификация в образовании

Khan Academy началась в 2006 году с образовательных роликов на YouTube от выпускника Массачусетского технологического института и Гарварда Салмана Хана. Сейчас это некоммерческая образовательная организация с 32 миллионами зарегистрированных пользователей из 190 стран. Уже много лет академия предлагает проходить курсы, словно онлайн-игру, тем самым облегчая процесс обучения и повышая мотивацию студентов.

На сайте Khan Academy более четырёх тысяч лекций по истории, биологии, медицине, физике, математике, химии, информатике, астрономии и истории искусства. Предметы организованы в виде визуального созвездия на карте Google, а персональные результаты выглядят как древо навыков в RPG.

Студент может оценить личный прогресс при каждом входе в систему — его действия отражаются в статистике на сайте, представленной в виде наглядной инфографики. Кроме этого, можно получить моментальную обратную связь по любому вопросу в боковой панели сайта.

Геймификацию можно рассматривать с разных сторон и классифицировать по разным критериям, но одна характеристика не меняется никогда. Каждый кейс так или иначе сводится к одной цели — оптимизация процессов в компании и повышение продуктивности. Каким методом вы достигните цель – решать вам. Создавать игровые механики для клиентов или для сотрудников, вводить игровые механики на временной или постоянной основе: в каждом бизнесе и в каждом коллективе своя специфика. Но неизменно одно: можно повысить продуктивность любой системы.

{ "author_name": "Goodt", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 0, "likes": 9, "favorites": 10, "is_advertisement": false, "subsite_label": "goodt", "id": 79105, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Tue, 13 Aug 2019 15:42:22 +0300" }
{ "id": 79105, "author_id": 313189, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/79105\/get","add":"\/comments\/79105\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/79105"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 313189, "last_count_and_date": null }
Комментариев нет

Популярные

По порядку

0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }