Самая простая стратегия личностного роста без коучей, тренингов, регистрации и СМС

• Какой жизненный сценарий мешает увидеть объективную картину?
• Как действовать, чтобы окружение менялось в лучшую сторону?
• Как меняться не подвергая себя риску?
В этой статье я постарался интересно и вдумчиво разобраться в одной из самых простых и доступных стратегий личностного роста

Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды РОПа). В продажах давно — 29 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги аренды РОПа.

Поделитесь этой статьей с тем, кто развивает продажи. Он скажет спасибо)) И подпишитесь на ТГ-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж.

Люди — социальные существа. Наши жизненные сценарии закрепляются благодаря обратной связи от окружающих. Нам важно быть одобряемыми. Если это происходит, то мы получаем «голос» и может одобрять или не одобрять других. Вряд ли найдется человек, который не воспользовался бы этой властью.

Одобрять, а еще лучше не одобрять можно находясь в одной из трех ролей. Один не одобряет действия другого и пытается их изменить. Тот (второй) не одобряет этих изменений. Третий, видя, что у второго дела плохи, вступается за него и начинает не одобрять действия первого.

Когда отдел маркетинга наезжает на отдел продаж, что те плохо обрабатывают лиды, РОП идет к директору и рассказывает, что лиды — говно. Директор наезжает на маркетинг и мы получаем очередную статью на vc или Хабре.

Роли называются Жертва, Преследователь и Спасатель. А модель — Треугольник Карпмана или Драматический треугольник. Он имеет ряд свойств:

  1. Роли всегда манипулятивные. Декларируемые намерения не соответствуют истинным.
  2. Участники меняются ролями. Спасатель становится преследователем. Преследователь — жертвой, после чего он привлекает нового спасателя. Отсюда третье свойство.
  3. Треугольник Карпмана втягивает новых участников.

Самый простой пример — обиженный школьник зовет старшего брата, который разбирается с обидчиком. Тогда тот зовет отца, который разбирается со старшим братом. Потом полиция, местный паблик, федеральные СМИ...

Пока мы действуем в рамках Треугльника Карпмана, мы не получаем объективную связь от окружения. С одной стороны, мы по понятным причинам не прислушиваемся к мнению врагов. С другой — мы не можем оценить свою реальную востребованность у друзей, потому что дружим против кого-то.

Выход из треугольника

По словам американского психолога, одного из создателей трансакционного анализа Клода Штайнера «Жертва на самом деле не так беспомощна, как себя чувствует; Спасатель на самом деле не помогает, а Преследователь на самом деле не имеет обоснованных претензий».

Другими словами роли являются масками, позволяющими не одобрять действия других людей, при этом сохранять одобрение своих соратников.

Ролям можно присвоить утверждения:
Преследователь: «Я тебе запрещаю»;
Жертва: «Запрети ему запрещать»;
Спасатель: «Я запрещаю тебе запрещать».

Если мы хотим выйти из круга, то утверждения нужно заменить на вопросы:
Преследователь: «Что ты делаешь и чем тебе помочь?»;
Жертва: «Как принести пользу?»;
Спасатель: «Как поддержать этих двух прекрасных людей?».

В этом случае поменяются и роли: Преследователь станет Исследователем, Жертва — Героем, а Спасатель — Мотиватором. Сразу возникает вопрос — насколько каждый из них соответствует этой роли? Это первая важная обратная связь, которая сама по себе достаточно сильно меняет как самого человека, так и его окружение.

Треугольник Карпмана

Движение в этом направлении можно продолжить изменив вопросы. Если Исследователь задастся вопросом: «Как я могу помочь достигнуть максимума?». Герой спросит себя: «Как я могу достичь максимума? Мотиватор: «Как я могу помочь этим двум достичь максимума?».

Тогда роли можно назвать Созерцатель, Победитель и Стратег.

Давайте общаться

  • Напишите в комментариях какую стратегию личностного роста вы выбираете для себя.
  • Подпишитесь на мой ТГ-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж, а по средам провожу экспертные сессии в прямом эфире.
  • Либо пообщайтесь с нашим шеринговым РОПом, который может вести ваш отдел продаж. Это можно сделать в формате экспресс-аудита.
0
148 комментариев
Написать комментарий...
Татьяна

Даешь в каждую компанию штатного психолога! как в школах и детсадах)

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Копкина

Тогда работать будет некому)))) Все у психолога)))

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Вдумчиво о продажах
Автор

Тогда психолог будет зарабатывать как банкир

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Анастасия Красочная

и, желательно, комнату для отдыха))

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

В каждом втором голливудском фильма есть сцена, где психолог получает свои сто долларов за час лежания клиента на его диване.
Дурное дело - нехитрое !
( скоро и в России ? )

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
1bloger.ru

Спорный вопрос по поводу штатников, которых знаю, по большей части, просто просиживают штаны и получают копейку. На происходящее в учреждении реагируют вяло и крайне некомпетентно. Ни в коем случае не обобщаю, только те, что знаю .....

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Бляндин

Дайте два

Ответить
Развернуть ветку
Игорь про маркетинг

Для меня важно знать чего я хочу. И в принципе у клиентов замечаю, что они не всегда хотят того о чем говорят. К примеру им нужен прорыв, но внутри желание стабильности и спокойствия. Пока нет честности, человек сам себе мешает получить результат.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Себя мы обманываем мастерски

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Копкина

Получается, что умение задавать правильный вопрос может вывести из любой сложной ситуации?

Ответить
Развернуть ветку
Anton Zimin

А если еще уметь правильно отвечать, вы непобедимы!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Светлана Борис

похоже, а сейчас мы их еще и знаем)

Ответить
Развернуть ветку
Alex Z

Скорее, желание задавать вопросы говорит о том, что для чего-то нового пришло время ;) Большинству не приходит в голову, к сожалению, что все может быть и по-другому

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Alexander

Действительно правильный вопрос как правило уже содержит подсказку на ответ

Ответить
Развернуть ветку
kir.st

Да.
Потому что вопросы дают возможности.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Задать вопрос сложнее, чем озвучить утверждение. Многие этого не делают. Поэтому вопросы сами по себе уже дают большое преимущество. Благодаря правильным вопросам можно попадать только в те ситуации, в которые хочется. Ну, по крайней мере, я в это верю))

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Местный троль

Иногда правильно сформулированный вопрос моментально дает ответ самому себе

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Карпов

"Какой жизненный сценарий мешает увидеть объективную картину?" - Ну, конечно, классический сценарий "Я - центр Вселенной".

Этот сценарий заставляет человека думать, что весь мир вращается вокруг его проблем и желаний.

Отличный способ превратить свою жизнь в мыльную оперу, где все драмы кажутся эпическими, а решения - мировой важности.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

👍

Ответить
Развернуть ветку
Подментованный кот

Далеко не всем близок солипсизм

Ответить
Развернуть ветку
Слава Рюмин

Думал будет совет: встань и иди)

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Нет, тут откройте мне веки))

Ответить
Развернуть ветку
Местный троль

ахаха, точно

Ответить
Развернуть ветку
Григорий
Ответить
Развернуть ветку
Хъй Петрович

Да всем похуй, главное ж ссылку на свой вонючий канал засунуть

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Вдумчиво о продажах
Автор

Теория Дарвина тоже до сих пор не доказана

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Doronin

Константин, есть что порекомендовать руководителю для чтения на эту тему?

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Эрика Берна. Самая ходовая книга (точнее две) — это Игры, в которые играют люди и Люди, которые играют в игры

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Вдумчиво о продажах
Автор

Еще у него есть Лидер и группа. Для полноты картины

Ответить
Развернуть ветку
Поросенок Пётр

Вы там не охуели до потери пульса с накрутками лайков?

@Патруль

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Во-первых, лайки не влияют; во-вторых, если вам статья не зашла, это не значит, что и другим не интересно. Кстати, вы ее читали? Для вас она супер актуальная.

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia

Неожиданно про треугольник Карпмана в продажах

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Он везде, где людей больше двух)

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Андрей Саратовский

Треугольник Карпмана - вещь)

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Да. Я с ней уже много лет ношусь)

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Ковалева

Вспомнился мой любимый фильм Гараж, там был диалог:

- но мы пойдем честным путем,!
- честным путем пойти можно, дойти трудно!

Почему вспомнила - абсолютно согласна с изложенным в посте, задавая себе правильно ПРАВИЛЬНЫЕ вопросы, можно очень сильно прокачаться, а вот задавая себе рандомные вопросы - нет. Поэтому гораздо легче и быстрее пройти этот путь с профессиональным психологом или кочуем в зависимости от запроса, то есть с человеком, который точно знает, о чем вас спросить.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Спорить не буду. Сам пять лет с гештальтистом занимался)

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Капцан

Всю жизнь участвую в наездах между продажниками и маркетологами, но не догадывался, что в такой умной концепции участвую 😄

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Теперь жизнь разделится на до и после))

Ответить
Развернуть ветку
Alexander

Решил подчинением главного маркетолога руководителю отдела продаж

Ответить
Развернуть ветку
Поросенок Пётр

костя ты берега не попутал с накрутками лайков?

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Поросенок Петр, пишите больше комментариев. Благодаря им (в отличие от лайков) можно попасть в обсуждаемое. 👍

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Использование инструментов коучинга позволяют взглянуть на свое мышление, поведение, поступки под другим углом, по сути коуч служит второй головой, взгляд со стороны, тренинги направлены на получение новых знаний и трансформацию их в навыки. Треугольник Карпмана позволяет лишь взглянуть на некие сценарии поведения , роли но никак не помогает осознать, понять причины например прокрастинации и не научит новым навыкам. Автор или не понимает о чем пишет, или промахнулся с названием поста. Выглядит как дешёвая реклама своего тг.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Алекс, вы абсолютно правы. Но если моя статья поможет тем, для кого коуч — это БМовский наставник, я буду рад.

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Дудова

интересная интерпретация треугольника Карпмана)
Самое главное - быть честным с собой. Мне кажется, это самый сложный этап - признать, что ты жертва или спасатель. А многие вообще об этом не задумываются.
Один из моих любимых инструментов для личностного роста - пирамида логических уровней (пирамида Дилтса).

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Да, я тоже ею пользуюсь. Особенно в выстраивании отношений

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Борис

сложно все в этой теме...

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Потому что мы, люди — разные и сложные))

Ответить
Развернуть ветку
Инна Некрасова

Слышу про личностный рост - сразу плохие ассоциации, как же много этого сейчас на просторах интернета

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Есть запрос. А негативные ассоциации потому что много материалов не основанных на исследованиях.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Natalia Korennaia

Треугольник Карпмана - самая простая и в тоже время самая сложная стратегия роста, но, однозначно, того стоит.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Расти всегда сложно)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Den Az

Скорее уж не стратегия роста, а диагноз

Ответить
Развернуть ветку
Anti Anti

3. Никак
Говорю как человек с сильно повышенной чувствительностью к рискам.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

В чем-то вы правы, но меняться-то все равно приходится

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Андрей Вечерний

Я готов, погнали

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Погнали!)

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Красочная

запреты вообще тема утопическая. Решает временно, и не экологично

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Запрещать и не пущать))

Ответить
Развернуть ветку
Olga Kalashinkova

мотивации не хватает даже до конца дочитать

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Но хватило коммент написать…
К чему бы это?)

Ответить
Развернуть ветку
Rashid Shamsudinov

как я могу тебя поддержать?

Ответить
Развернуть ветку
Подментованный кот
Третий, видя, что у второго дела плохи, вступается за него и начинает не одобрять действия первого.

Откуда вы это взяли? Третий видя, что второй изгой, максимально отстраняется от него, как от прокаженного и пытается примкнуть к первому.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Лайфхак

Ответить
Развернуть ветку
Дима Игротехник

Познавательно.
Интересная модель, очень коррелирует с жизнью.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Спасибо))

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Если брать в пример маркетинг и продажи - стоит привязать мотивацию маркетинга к новым продажам, а также к допродажам Success/account отдела - когда есть условия прямого влияния на этот результат. И будет минус один треугольник) Или отдел)

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Или отдел))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Спасибо!)

Ответить
Развернуть ветку
Grigoriy Romanenkov

То есть стратегия заключается в том, что бы попасть в треугольник и выйти из него? Ох уж эти кричащие заголовки...

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

В него не надо входить

Ответить
Развернуть ветку
Milton Fridman

Заголовок подан так, как будто коучи это все плохие и инфоцыгане. Далеко не так

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

А чем вам цыгане не угодили?

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

ух ты, автор начал читать поп. психологию
что там дальше? думай медленно, решай быстро
или же что-то из фрейда? какие еще открытия ожидают нашего автора? чем он еще в рубрике "карьера" (карьера, а не психотерапия для самых маленьких) поделится? какой прочитанной книгой?

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Если популярная психология основана на исследованиях, то это прекрасно, что она популярна. Скажите, а ваш скепсис на каких исследованиях основан?

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Успешные статьи на VС.ru

Интересная статья! Как вы думаете, какой первый шаг можно предпринять, чтобы начать выходить из треугольника Карпмана?

Ответить
Развернуть ветку
Олег Викторович

Остановиться и осознать что ты в треугольнике ).

Ответить
Развернуть ветку
barack obama

Есть универсальный метод "да пошло но все на х..й!". Применим в 80% ситуаций. Еще в 19% применим метод "бегство лучшая стратагема". В 1% нужен американский метод -тонна динамита под оппонента. Нет человека-нет проблемы.
А переусложнять не надо.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Гениальный подход, мистер президент

Ответить
Развернуть ветку
v 1

Кажется заголовок написан не для этой статьи уж точно.
А идея выглядит как очередная попытка ощутить понимание, запихнув сложный процесс в прокрустово ложе умозрительных, ничем не доказанных придумок.

Словно выбираем стремление к структуре, а не к достоверности.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Очень не хватает конкретики в вашем комментарии, чтобы, так сказать, ощутить понимание…

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
v 1

-

Ответить
Развернуть ветку
145 комментариев
Раскрывать всегда