{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Модель личности: механизмы драйва и мотивации

Продолжаю серию статей про инженерную модель личности (оглавление). В прошлой статье «Эмоции и управление ими – наш внутренний котик» мы рассматривали механизмы эмоций, их влияние на принятие решений и способы управления ими, и основной фокус был на негативные моменты, связанные со стрессом опознанием опасностей. А в этой статье будем, наоборот, говорить про те механизмы, которые обеспечивают нам драйв и мотивацию, и про управление ими. Чтобы любая наша деятельность: работа, семья, воспитание детей – давали драйв и приносили радость и удовлетворение в достаточной мере.

Система самомотивации – два пути подкрепления

Для начала рассмотрим, как на нейрофизиологическом уровне устроена система мотивации. Она основана на серотонине, который обеспечивает внутреннее подкрепление мозга и дает удовлетворение. Вообще основная функция серотонина связана с поддержанием суточной активности организма, но заодно эволюция связала с ним внутреннюю мотивацию.

Рассмотрим это подробнее. Для начала напомним функциональную схему работы мозга, которая была в предыдущей статье.

Уровень внутреннего котика ведет постоянную оценку ситуации, в том числе с точки зрения достигнутых результатов, и включает соответствующие нейрофизиологические гормональные механизмы. Например, если мы почувствовали запах пищи, и по оценке внутренних ресурсов пища мы не закормлены до отвала, то внутренний котик включает поисковое поведение через генерацию дофамина. После того, как пища найдена или получена другим привычным способом, например, заказов в ресторане, из которого эти запахи доносились, мы начинаем ее кушать и по мере насыщения включается генерация серотонина: «я – молодец», а генерация дофамина, наоборот, выключается – надо переваривать, а не искать.

На схеме серотониновый и дофаминовый путь в мозге. Заметим, что центров генерации серотонина в мозге два. Один дает серотонин для коры головного мозга, и от него идут несколько ветвей: одна проходит через всю кору и потом доходит до гиппокампа, который накапливает наш опыт. снабженный эмоциональными маркерами, второй заканчивается на той же группе нейронов, входящих в систему желания и предвкушения вознаграждения, что и мезолимбический путь дофамина, а еще одна – идет в стриатум, отвечающий за привычное поведение, и способствует выработке привычек. Второй центр обеспечивает генерацию серотонина для исполнительных механизмов нервной системы. Оба центра находятся в raphe nuclei – ядрах мозгового шва, но в разных отделах этого шва. Еще отметим, что серотонин в организме человека работает не только в мозге, он играет важную роль в пищеварении и других процессах, но за счет гематоэнцефалического барьера системы регулирования мозга и остального организма разделены.

Таким образом, позитивным является режим, когда мы делаем привычные действия и получаем удовлетворение от их результатов. Пример с едой – простое удовлетворение потребности. А что происходит в случае, если мы занимались работой, которая напрямую с удовлетворением потребности не связана? Например, писали код или заключали сделку? Понятно, что в рациональных рассуждениях на уровне внутреннего человечка мы можем эту связь показать, но котик и крокодил к этому глухи.

Во-первых, у нас есть встроенный механизм, ориентированный на социальные взаимодействия. Человек –коллективное животное, стадное или стайное, тут тонкие терминологическая разница, которая нам не интересна. Важно, что у человека, как и у всех них, развит окситоциновый механизм подкрепления от позитивных социальных взаимодействий: похвалы, обнимашек, поглаживаний. И если вас похвалили коллеги, то этот механизм включается, гиппоталамус включает генерацию окситоцина, который поступает в миндалину (миндалевидное тело, amygdala), а далее она инициирует генерацию серотонина для подкрепления.

По принципу условного рефлекса то же самое происходит в случае, если вы сделали нечто, за что вас уже неоднократно хвалили. Также по принципу условного рефлекса серотонин будет, если вы делаете что-то, что приводит к отложенному вознаграждению, если это уже неоднократно происходило.

Правда, тут важно, что система эмоциональных маркеров ориентирована, прежде всего, на избегание опасных ситуаций. Поэтому негативный опыт запоминается лучше позитивного. Таким образом, если похвал и порицаний поровну, то человек будет оценивать, что его ругают почти всегда, а хвалят – иногда. И это следует учитывать руководителям, когда они дают обратную связь. А самому человеку надо учитывать, что при оценке собственного опыта он склонен преувеличивать значение неудач, если было оба варианта, и одна неудача может перевесить пять, десять и более успехов, которых ты просто забыл отметить.

Еще надо отметить, что в режиме выполнения привычных действий уровень человечка не работает. И это может приводить к скуке, не взирая на серотониновое подкрепление. Но если скука в одной сфере деятельности, например, на работе, компенсируется интересными активностями в других областях, то это не страшно. А вот если вся жизнь становится скучной, то это может привести к выгоранию. Оно аналогично известному выгоранию стресса, но имеет другую причину и способы борьбы. Почему так происходит? Дело в том, что у человека есть четыре нейрофизиологических механизма драйва, и надо, чтобы жизнь в достаточной мере включала все варианты драйва. Это модель Хелен Фишер, о которой речь пойдет дальше. А пока вернемся к системе внутреннего подкрепления.

Что происходит в случае, когда вы движетесь по собственной инициативе и не рассчитываете на похвалу коллектива, и делаете что-то новое, про которое гарантии понятного вознаграждения непонятны? В этом случае необходимо, чтобы сработал механизм внутренней мотивации, основанный на связи от блока сценарного планирования уровня человечка к блоку эмоциональной оценки уровня котика. Он устроен таким образом.

Во-первых, у каждого из нас есть ценности, которые он применяет для самооценки: деньги, статус, слава и многое другое. Это все выросло из статуса в стае обезьян. Но чтобы это сыграло для эмоциональных оценок важно. чтобы ансамбли нейронов, связанные с этим ценностями, были не только на уровне человечка, а распространялись до уровней и крокодила.

Во-вторых, важно, чтобы на уровне сценарного планирования наши достижения были связаны с увеличением соответствующих ценностей, или продвижением к ним. В-третьих, в целом заложен механизм, когда позитивное подкрепление вырабатывается, если изменения в окружающем мире соответствовали нашим ожиданиям, это необходимо для реализации всяких многошаговых планов.

Но, в отличие от первых двух механизмов, в случае внутренней мотивации идет конкуренция между различными оценками, и далеко не факт, что высокая оценка от человечка выиграет. В результате разработчик пишет код, а уровень котика полагает, что мы просто зря тратим ресурсы и не выдает подкрепления. Это субъективно воспринимается как усталость и разработчик со словами «что-то устал я думать» идет играть в Warcraft, где интенсивность мышления – гораздо выше. Отдыхает. Просто там – вполне понятные достижения, и похвалы от коллег по рейду при удаче.

Дальше я опишу протокол авторизации результата, который помогает получить внутреннее подкрепление для своих действий, позиционировать их как достижение. А пока подведем промежуточные итоги.

Два пути подкрепления окситоциновый – от социальных взаимодействий и серотониновый – на основе внутренних ощущений от следования своим путем.

У нас есть два нейрофизиологических механизма положительной обратной связи:

  • Оокситоциновый – от социальных взаимодействий
  • Серотониновый – на основе внутренних ощущений от следования своим путем.

Для позитивного настроения необходимы оба, хотя у разных людей чувствительность к конкретным путям разная. Отмечу, что это соответствует дихотомии Экстраверт–Интроверт типологии Майерс-Бриггс. Таким образом, дихотомия говорит лишь о том, какой путь у вас более развит, и не исключает работу над вторым, чтобы в вашем распоряжении были оба механизма. Конечно, такая схема – очень сильное упрощение, но это – вполне рабочее упрощение

Авторизация результата

Протокол авторизации результата – это техника, которая превращает решенную задачу в достижение, позволяет получить серотониновое подкрепление и зафиксировать этот результат в долговременной памяти так, что он будет всплывать, когда вы оцениваете свою жизнь. Он очень простой, и короткий, для простых дел укладывается в пару минут, поэтому лучше провести его по горячим следам. Но можно и вспоминать в конце дня.

  1. Описываю стартовую ситуацию
  2. Перечисляю все что сделал – как достиг успеха
  3. Описываю успешный результат
  4. Формирую нарратив – как могу об этом рассказать другим
  5. Спрашиваю себя зачем это делал, как связано с моими целями
  6. Дополняю нарратив, включая в него рассказ о целях

Он тут расписан очень подробно, реально при должном навыке пункты объединяются, но при этом важно не упустить аспекты, связанные с нейрофизиологией мозга. Первые три пункта поднимают воспоминания, активизируют соответствующие ансамбли нейронов – чтобы было с чем работать дальше. Если вы это делаете сразу после завершения и задача была короткой, то это и так активно, а если она была несколько часов назад или продолжительной по времени, то активность ансамблей уже ослабла, замещена активностью более свежих действий.

Четвертый пункт, нарратив перекладывает события из оперативной памяти в долговременную, снабжая ассоциациями и позитивным эмоциональным маркером в гиппокампе, то есть превращает ее в достижение. Серотониновое подкрепление появляется где-то между третьим и четвертым пунктом.

А дальше важно связать сделанное с долговременными целями, превратить решенную задачу в шаг к ним. Это последние два пункта. Иногда это уже произошло в ходе выполнения предыдущих пунктов, но так бывает не для всех задач. Тут включается дофамин, а потом – снова серотонин. Выполнение этих пунктов важно для ретроспектив по большим задачам и планам, чтобы не было эмоциональной самооценки «я занимаюсь всякой фигней, а не иду к светлому будущему».

При этом большую задачу, и даже среднюю, стоит разбивать на несколько, чтобы дальше выполнять авторизацию результата по завершению каждого шага. Особенно, если они распределены по времени. Например, есть простая и понятная задача – отремонтировать ботинки, которая состоит из двух частей: отнести в ремонт и забрать из ремонта. И правильно ее разбить на две и выполнение каждой – отметить.

Этот пример кажется очевидным, но в рабочем процессе об этом часто забывают, и себя хвалят лишь за завершение больших кусков. А это – неправильно. Сделанный кусок приближает результат и это – повод для внутренней похвалы. Понятно, что тут есть опасность начать хвалить себя просто за потраченные усилия, по известной песне «здесь мерилом работы считают усталость», и сосредоточиться на процессе. Но для этого в протоколе есть вопросы про приближение результата, формально он от такой опасности защищен. А уж какова практика применения – вопрос отдельный, у людей искусство самообмана очень развито.

Кстати, именно поэтому я публикую эту серию статей, и публиковал предыдущие – «Менеджмент цифрового мира» и «Самоопределение», а не писал это как книгу: публикация каждой статьи давало четкое ощущение значимого результата, и это поддерживало мотивацию. Написать книгу – гораздо сложнее. А статьи можно потому собрать в книгу, как я сделал с серией про менеджмент.

Блоки для авторизации результата

На пути выполнения протокола есть распространенные блоки, которые встраивает в нас существующая система воспитания. Их надо знать и избегать. Вот они.

  • Это мы-мы-мы, это не я – когда вы говорите с командой, то это правильная позиция, но наедине можно не стесняться присваивать результаты команды – ведь от результата не убудет, и вы тут не награду делите, а эмоции получаете
  • Ну, это ерунда, не о чем говорить
  • Это лишь удача, я случайно сделал – не только обесценивает, но и подрывает уверенность на следующий раз
  • Отказ от формирования своего отношения, ожидание внешней реакции
  • Занижение или завышения старта при оценке, когда учитываем черновики и драфты, и уменьшаем вложенные силы
  • Говорим, что действовали из страха – это формирует привычку ждать, пока ситуация снова станет страшной
  • Мой результат используют другие, а я сам ничего не получил – уровень котика воспринимает это как лишнюю работу, надо обязательно довести, что получил ты
  • В языке использовать «я сделал», а не «само произошло»: «я отправил отчет», а не «отчет был отправлен».
  • И при проговаривании результата не свалиться в ретро и улучшения «ой, надо было сделать вот это» – это на другом такте работы, авторизация результата – праздник, а ретро – отдельно. А если получилось ретро – устройте праздник заново.

Некоторые из этих формулировок требуют аккуратности, особенно первая: важно быть искренним в эмоциях в обоих случаях: и когда вы восхищаетесь результатами каждого члена команды, и когда вы гордитесь результатом команды как собственным. И еще распределение вознаграждения провести рационально и так, чтобы оно не повлияло на сформированные эмоциональные оценки и не вызвало обид.

Отметим, что уровень котика плохо понимает сложные абстракции. Поэтому полученный результат должен быть приведен к простым понятным категориям, которые приносят эмоциональное счастье. Исследования выявили восемь таких вариантов. Но используя этот список, надо учитывать, что для конкретного челвоека далеко не все могут быть такими, здесь играет разница культур и личного опыта.

  • Купил-добыл-принес, имею-владею
  • Улучшаю то, что у меня есть, (мытье пола и кошение газона - здесь)
  • Я стал заметнее = я закрыл старую задачу
  • Теперь я в безопасности
  • Я всемогущ (я здоров), потому что смог сделать это
  • Я понял, почему не работает, что надо делать, и буду так делать
  • Меня любят —это особенно сильно у детей, но потом ослабевает

Надо знать свои варианты и уметь правильно предвкушать и формулировать будущий результат. Заранее, на этапе планирования, а не когда дело сделано, чтобы сформировать правильные ожидания. Иначе — проблемы. Например, ожидали интересной задачи – а оказалась очередная рутина. «Есть тут сильные программисты? Пойдемте мебель разгружать» – как прикол хорошо, а если всерьез, то демотивирует.

Выгорание – обман своего котика

Что происходит, когда вы долго работаете без положительного подкрепления, на чувстве долга? Получается выгорание. По сути, это срабатывает механизм многократно обманутых ожиданий. Его действие хорошо видно на примерах взаимодействия взрослого и ребенка, если взрослый сначала дает обещания, чтобы чего-то от ребенка добиться, а потом – регулярно их не выполняет, и при этом пользуется всякими уловками, уклоняясь от обвинений. Так вот, при выгорании срабатывает тоже самое, только внутри человека, во взаимодействии между рациональным мышлением человечка и эмоциональными реакциями котика. Работает при условии, что воспитание человека научило его «держать в узде» эмоции подобно тому, как ребенка учатся подчиняться взрослым, обещаниям он верит еще и поэтому.

Обещания могут быть разными. Наиболее распространенное обещание «вот сейчас кончится этот аврал. и мы отдохнем». Или «мы напряжемся, заработаем, купим квартиру, и – заживем». Аврал заканчивается, начинается новый, квартиру покупают, но оказывается, что надо и дальше зарабатывать. И так без конца. Это сценарий выгорания стресса. Обычно его так не разбирают, говорят, что это внешние объективные обстоятельства, мол, давят. Но это – просто потому что глубоко не заглядывают. Ведь вопрос в том ,что заставляет людей так реагировать на эти внешние обстоятельства, напрягаться. Конечно, есть случаи, когда речь реально идет о выживании, но их – меньшинство. В большинстве ситуаций снижение напряжения не является критичным, и это, кстати, хорошо показывают дальнейшие сценарии жизни выгоревших людей – они уже не напрягаются, и никто не умирает от этого. А вот позитив их жизни оказывается намного ниже, чего можно было бы избежать, сняв напряжение раньше.

Вообще мозг и организм в целом устроен таким образом, что отдыхать надо до того, как сильно устал. Тогда работа идет с позитивом, и это дает дополнительную производительность. Про физическую деятельность это давно известно, принудительная работа голодных людей эффективна, только если уставшие умирают и им на смену постоянно поступают сытые. А так рабочих надо хорошо кормить.

С умственным трудом – тоже самое. Особенно творческого решения задач – это делает default-система человечка, для ее работы нужно чувство безопасности и спокойствия.

Но обманутые обещания могут относиться не только к отдыху. Обман может быть связан с отсутствием интересной работы, творческого поиска: «будет-будет интересный проект, но сначала надо сделать вот это». Эта фраза может звучать не только снаружи, но и внутри головы. И тогда наступает выгорание скуки. Оно довольно часто встречается в ИТ: люди шли в стартап или в новый проект, проектировали, экспериментировали, потом система разработана и начинается рутина ежедневной поддержки, с которой команда разработки справляется лучше – ведь она знает устройство системы. И людей разными предлогами там удерживают – и они выгорают. потому что мозг привык к творческим задачам разработки нового, человек, для этого и пошел в новый проект, а это из жизни пропало. В этом смысле существенные изменения команды при переходе от разработки к эксплуатации – часть жизненного цикла проекта, который надо планировать. Об этом забывают.

Кончено, эта модель в некотором смысле – метафора. Нет внутреннего разговора, есть возбуждение ансамблей нейронов, причем не видимое с уровня осознанных размышлений. Вопрос в том, помогает ли эта метафора решать практические задачи профилактики выгорания. На мой взгляд, она помогает лучше, так как объясняет внутренние механизмы. В отличие от другой метафоры, согласно которой ты просто переоценил свои силы и надорвался. Потому что дело не столько в переоценке сил, сколько в отсутствии эмоционального подкрепления и пренебрежении эмоциями в целом.

Авторизация негативного результата

Возвращаемся к протоколу авторизации. А что делать, если мы делали-делали, а у нас не получилось, результат негативный? В этом случае работает другой вариант протокола. Его задача – не серотониновое подкрепление, а выход из ловушки невыученного урока.

Поскольку у млекопитающих эволюция перешла от управления поведением через рефлексы и инстинкты к обучению, то заложены механизмы, требующие осмысления каждого опыта. У человека это превращается в навязчивое пережевывание прошлых неудач. Впрочем, есть компенсация в виде вытеснения таких неудач из памяти, тут тоже вопрос во взаимной силе возбуждения разных ансамблей нейронов. Но забыть – не лучший способ, потому что на забытые грабли ты снова наступишь, и тут то окажется, что ты вовсе этого не забыл.

Правильный вариант – извлечь урок, переключить мышление с прошлого на будущее. Именно для этого служит протокол авторизации отрицательного результата. Первые три пункта совпадают.

  • Описываю стартовую ситуацию
  • Перечисляю все что сделал
  • Описываю получившийся результат

А дальше надо сформировать отношение к результату в одном из следующих вариантов = не получилось и слава Богу = мне очень жаль, что так получилось, попробую с этим что-то сделать – старт по-другому = да, не получилось опять, ставлю запятую и иду дальше на следующую итерацию = не получилось, и ладно – ставлю точку, больше туда не иду, займусь другим =

  • не получилось и слава Богу, зря это начинали
  • мне очень жаль, что так получилось, попробую с этим что-то сделать – старт по-другому
  • да, не получилось опять, ставлю запятую и иду дальше на следующую итерацию
  • не получилось, и ладно – ставлю точку, больше туда не иду, займусь другим

Выбор зависит от ситуации и вашего отношения к ней. Важно, что все варианты переключают фокус внимания с прошлого на будущее.

Естественно, дальше надо переложить это в нарратив, чтобы запоминание в долговременную память: вы извлекли урок, и это – тоже достижение. Пусть не такое, как планировалось.

Анна Обухова нашла протокол авторизации результата в методических разработках Педагогического университета имени Герцена по работе со сложными детьми. Казалось бы, такая разработка должна быть использована не только для сложных детей, этому должны учить в школе. Однако, он не используется, и не только у нас, в Англии и Штатах этого тоже нет. Почему? Есть следующая версия.

Подросток, который владеет таким протоколом, быстро получает связку своих действий со своими желаниями, умеет получить ответ на вопрос «зачем». И он становится гораздо более независимым от внешней оценки со стороны учителей, чем это допустимо для массового образования. Ведь учителя обучают по программам, в которых очень часто отсутствует ответ на вопрос «а зачем мне это делать?», обучение основано на подчинении ребенка внешним авторитетам, а протокол существенно это снижает. Да и общество в целом не слишком рассчитано на самостоятельность каждого. Конечно, это всего лишь версия.

Подробнее о протоколе авторизации можно посмотреть в выступлении Анны Обуховой на AgileDay-2019 «Саботаж – понять и не простить» (видео, мой конспект) или в других. На AgileDays-2022 была расширенная версия, видео не опубликовано, но есть мой конспект.

Модель счастья Хелен Фишер

Модель Хелен Фишер описывает нейрофизиологических механизмы, которые дают нам драйв и мотивацию деятельности. А что такое драйв и мотивация, как не счастье? Модель родилась в ходе исследований любви и взаимоотношений методами современной нейрофизиологии. А затем была обобщена на другие виды деятельности.

Каждому из механизмов соответствует свой гормон. Какие же это гормоны? К трем уже известным нам дофамину, серотонину и окситоцину добавляется еще тестостерон. И получается следующие виды счастья.

  • Дофамин – счастье поиска и исследований
  • Тестостерон – счастье победы и достижения цели
  • Окситоцин/эстроген – счастье эмпатии и взаимоотношений
  • Серотонин – счастье регулярной повседневной жизни, составления планов и их выполнения

Можно полагать, что эти механизмы являются основой основных инстинктов:

  • Дофамин – любопытство и поисковое поведение
  • Тестостерон – агрессия и доминирование
  • Окситоцин – воспроизводство
  • Серотонин – самосохранение, стремление к безопасности

Механизмы – нейрофизиология мозга, поэтому у каждого человека, естественно, работают все четыре. Но, в зависимости от жизненного опыта, воспитания и других причин они работают в разную силу, обычно один-два сильнее других. Поэтому разным людям нужен разный драйв. И это меняется со временем, вернее, с изменениями в жизни человека. Однако, изменения довольно медленные, это происходит не ежедневно.

У каждого человека есть все четыре механизмы мотивации, но они работают в разную силу, поэтому разным людям нужен разный драйв

Эти механизмы поддерживают воспроизводство. Сначала идет стадия поиска партнера, тут работает дофамин. Потом срабатывает фокусировка на конкретном человеке, и включается тестостерон – человек чтобы добивается победы и секса, который связан с тестостероном и у мужчин и у женщин. Но дальше следует беременность, когда интенсивность секса падает, и для сохранения отношений, идет переключение на окситоцин. А после рождения появляется много повседневных дел, нежность переключается на ребенка, а серотониновое подкрепление позволяет эти повседневные дела выполнять.

Понятно, что это – идеальная история. а в реальной жизни все бывает по-разному, и далеко не всегда переключения у пары совпадают. В книге «Почему мы любим» она рассказывает о своих исследованиях.

Однако, эти механизмы драйва и мотивации касаются не только любви. Было проведено обобщение этих механизмов на рабочую деятельность. Это не было оригинальными исследованиями, а обобщением работы многих разных исследователей. Ссылки на конкретные исследования, которые послужили основанием связать конкретное поведение с гормональными механизмами можно посмотреть в статье автора «Four broad temperament dimensions: description, convergent validation correlations, and comparison with the Big Five».

И появился тест, в котором разные виды деятельности связаны с видами мотивации. Тест есть на сайте Хелен Фишер, и в его описании на ее сайте также приведены ссылки на публикации. Русский вариант теста есть в большом количестве вариантов, например, здесь или здесь или в других местах. Вопросы различаются слабо, а вот интерпретации и рекомендации могут отличаться довольно сильно, разные авторы ставят свои акценты.

Как этот тест использовать? Для начала – так как это задумано: пройти его и узнать, какие виды мотивации у вас являются сильнее других. Далее стоит выделить разные виды дел среди вашей текущей деятельности, и соотнести их привлекательность и удовлетворение с тем, что должно быть в соответствии с тестом. Модель эмпирическая и статистическая, так что вполне может оказаться, что для вас она не подходит.

А вот если вы увидите, что модель для вас работает, то стоит принять ее на вооружение. Использовать ее можно для двух целей: во первых, для изменения точек приложения в текущей деятельности: подумайте, может, в нее можно добавить больше того, что дает драйв именно вам, и убрать то что вы делаете без драйва, предложить кому-нибудь из команды, для кого такая работа, наоборот, подходит. Например, вместо решения технических проблем – исследовать взаимоотношения стейкхолдеров и потребности пользователей. Естественно, членам команды можно про тест рассказать, тоже попросить пройти.

Важно, что с помощью модели утверждение «это не мое» получает объективные основания. Это уже не просто субъективное нежелание чем либо заниматься. И наоборот, ощущение, что «это мне обязательно нужно» тоже получает основания.

Модель Хелен Фишер дает объективные основания для утверждений «это не мое» и «это мне обязательно нужно»

А если вы решите сменить вид деятельности, или это вам предложат, то помощью модели Хелен Фишер можно посмотреть, насколько предлагаемая деятельность будет давать вам драйв и мотивацию.

Например, если вы хотите стать руководителем проекта, можно понять, какой проект вам нужен, и соотнести с тем, что предлагается.

  • Если у вас сильна мотивация через дофамин, то в проекте должен быть поиск решений, которым будете заниматься именно вы. Это может касаться организационных вопросов, а может – проектирования, или чего-то еще. Важно, чтобы это было, и эта область осталась за Вами при разделении обязанностей. Потому что вполне может оказаться, что, например, за поиск решения технических проблем предполагается ответственность других участников проекта, а не руководителя.
  • Если у вас сильна мотивация через тестостерон, то вам подойдут проекты с вызовом и достижением победы. И это может быть связано с мобилизацией работы команды, а может быть связано с взаимодействием со стейкхолдерами, преодолением их сопротивления на переговорах. И, скорее всего, вам не подойдут проекты, где команда не видит места подвигу, а со стейкхолдерами надо работать мягко.
  • Если у вас сильна мотивация через окситоцин, то для проекта должно быть важно организация взаимодействия между людьми с получением положительных эмоций, и это также может быть внутри команды, или взаимодействие со стейкхоледрами или в обоих местах.
  • Если у вас сильна мотивация через серотонин, то вам подойдут хорошо организованные проекты, в которых надо следить за продвижением к результату, а в случае проблем – эскалировать ответственность или передавать ее людям в команде проекта или внешним экспертам. Это проекты, в которых руководитель является администратором, следит за сроками и бюджетом, и таких тоже много

Если вы уже руководил проектами, то вы, скорее всего, эти варианты представляете и сами понимаете, каким проектом хотели бы руководить. Но вот если вы участвовали в проектах лишь как исполнитель, то ряд аспектов деятельности могло быть от него скрыто. Работа с моделью в этом поможет.

Кроме того, есть типичная ошибка, когда человек не думает, чем в проекте будет заниматься он сам. Например, вы решите пойти в проект с новыми перспективными технологиями, потому что это интересно. А окажется, что это отдано разработчикам, а от руководителя ожидают административной работы. И в этом случае модель позволит вам понять, насколько важной части своей мотивации и драйва вы лишаетесь. Если у вас помимо дофамина, ответственного за освоение нового, силен серотонин, отвечающий за регулярную деятельность, то лишь эпизодические задачи по новым технологиям вас удовлетворят. А вот если дофамин является основной мотивацией, то в такой проект идти не стоит, хотя он может быть привлекателен по другим характеристикам. Или подумать о компенсации для дофаминовой мотивации в другой деятельности.

В рамках этой модели понятно, что овладение конкретным способом деятельности, например, жесткими переговорами, или, наоборот, методами мягкого взаимодействия и косвенного управления предполагает опору на определенную гормональный механизм, и если он у вас слабый – то эта деятельность у вас не получится. Это касается не только выбора деятельности, но и выбора программ и тренингов для обучения.

Управляйте своим драйвом

В заключении статьи я хочу пожелать, чтобы этот материал был не просто теоретическим знанием, а стал практическим руководством к действию. Управление драйвом и удовлетворением, которое получаете от работы – вполне реально.

Работа должна давать драйв и энергию, приносить счастье, иначе в ней нет смысла

Это начинается с оценки: сколько деятельности дает драйв, а сколько – просто забирает энергию. И если оно не устраивает – думайте, как это соотношение изменить. Продуктивные часы связаны с суточным ритмом, основная функция серотонина в этом. Поэтому иногда для этого достаточно изменить режим дня с тем, чтобы продуктивные часы тратить на работу, приносящую удовлетворение, а не на разгребание текучки. Это может быть не так просто, например, если продуктивные часы у вас с утра, а окружающие почему-то ждут, что вы с утра разгребете переписку и всем ответите. Но это возможно.

Следите за своим балансом энергии для мышления. Для решения творческих задач уровень должен быть сильно больше, чем для выполнения привычных действий. К сожалению, энергию нельзя запасти, это динамический баланс, есть темп расхода и темп восстановления, которое происходит в реальном времени. Отдых не создает запасов энергии, а лишь приводит организм в состояние, в котором восстановление энергии происходит быстрее. А хроническая усталость, наоборот, помимо траты энергии еще и снижает темп восстановление, понижает средний уровень. Поэтому отдыхать лучше до того, как сильно устал, это гораздо эффективнее, потому что зависимость – не линейная. Если тяжело работал две недели подряд. то для восстановления нужно больше времени, чем если отдыхать после каждой недели.

И отдых должен быть спланирован с учетом ваших предпочтений по способам получения драйва. Простейший пример: одним людям для восстановления энергии нужна прогулка или физическая активность, а другим – беседы и обнимашки. Первое – серотонин, второе – окситоцин. А если у вас рулит дофамин, тюлений отпуск не даст удовольствия. И учитывайте это, когда слушаете советы других людей. Очень часто их дают из своего опыта, не учитывают, что люди различаются. Поэтому когда вам предлагают чем-либо заняться, то выясняйте, от чего именно там предполагается драйв, и оценивайте, насколько такой драйв вам подходит.

Планируйте отдых с учетом предпочтений: если у вас рулит дофамин, тюлений отпуск не даст удовольствия

Чтобы увеличить долю драйва часто пробуют начать заниматься чем-то новым. И вот тут модель Хелен Фишер поможет оценить такую деятельность: есть ли шанс, что она принесет больше удовлетворения, или там больше тех дел, которые просто заберут энергию. Можно использовать и другие модели, в которых роли связаны с определенными видами деятельности, например, модель Белбина.

Но тут еще надо учитывать, что когда начинаешь заниматься новой деятельностью, то необходимо ей учиться. Период учения требует больше энергии и далеко не всегда не всегда дает драйв. Это могут вспомнить те, кто учился плавать или заниматься другим спортом – драйв приходит не сразу, а с определенным уровнем умения. Тут может помочь протокол авторизации результата, который даст подкрепление за каждый сделанный шаг. Только надо уметь отличать трудности обучения от вечной каторги, которая может быть и добровольной, как погоня за постоянно поднимающейся планкой требований.

Вообще, если у вас сильная усталость и близко выгорание, то новая деятельность – не для вас. Надо решать простые посильные задачи и фиксировать достижения, с помощью протокола авторизации результата, и попросить, чтобы вас хвалили. Про восстановление при выгорании или сильной усталости есть вебинар Анны Обуховой «Выгорание от стресса и выгорание от скуки», по которому у меня есть конспект, и ряд других ее выступлений. ищите на youtube материалы по ее фамилии.

Но все-таки лучше не доводить дело до выгорания, а своевременно отдыхать. Как со здоровьем: профилактика болезни – лучший способ лечения.

А в заключении хочу отметить, что поскольку механизмы драйва и мотивации управляются ансамблями нейронов, то конкретные предпочтения – не приговор. Можно научиться и иным способам, натренировать эти ансамбли, если вам это необходимо. Но это обучение, как и все остальные – отдельный труд, и все сказанное в предыдущих абзацах к нему относится в полной мере.

Кстати, в следующей статье разговор пойдет о том, как формируются ансамбли нейронов, как мозг получает новые знания и умения. А я завершаю эту статью, надеюсь, это было полезно. Полное оглавление серии статей «Инженерная модель личности» можно прочесть на моем сайте https://mtsepkov.org/Self-Det. Продолжение следует…

0
4 комментария
Dogadov A.

Много конечно, но прочитать нужно, хотя не адепт того что наука вообще понимает что такое человеческая личность, но все рано думаю будет интересно)

Ответить
Развернуть ветку
Максим Цепков
Автор

Спасибо! Да, очень много получилось, я не ожидал. Наука уже довольно много понимает, но комплексную модель пока не создала, поэтому собираю по кусочкам.

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

А разве после хорошего отдыха нет запаса энергии? Я сильно шустрее после отпуска.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Цепков
Автор

Тут надо различать энергию мышечную (клеточную), используемую для физической активности АТФ-цикле Кребса, запас которой действительно может создаваться и энергию для мышления, основанную на дофамине. Дофамин не хранится, он непрерывно синтезируется и расходуется в мозге. Но после хорошего отдыха повышается равновесный уровень энергии, который поддерживается на ежедневном цикле использование-восстановление, поэтому мы становимся шустрее. Но все равно важно, чтобы цикл восстановления тоже проходил. Про энергию для мышления я писал во второй статье серии "База мышления - ансамбли нейронов" https://vc.ru/hr/988186

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда