Карьера
Nemiro Ilia
2634

Сколько стоит разработчик

Речь пойдет об окладе или почасовой оплате. Говорить о том, сколько «стоит» разработчик – с одной стороны некорректно, но мы находимся в ситуации, где почти каждый разработчик пытается «продать» себя дороже компании, и неожиданно это может приобрести смысл.

В закладки

Но некорректно думать, что разработчик продает себя – на самом деле он продает свои услуги. И всем известно, что мы готовы заплатить за услуги больше, если они несут для нас какую-то особую ценность. То, что для одного может казаться бесполезным, для другого может быть важно и ценно.

Это одна из тех вещей, которая сильно демотивирует меня лично, и что в рамках большинства компаний товар – разработчики, и это заблуждение компаний, потому-что на самом деле, повторюсь – это услуги осуществляемые разработчиками.

Статья по сути набор пунктов, на которые нужно обратить внимание разработчику, чтобы понять как повысить стоимость своих услуг, когда нет понимания, почему эти услуги не продаются так как разработчик их сам оценивает.

Вопросы которые должны задать себе разработчики:

- Что является определяющими факторами в стоимости услуг?
- Что может нести в себе особую ценность, которая повышает стоимость этих услуг?
- Как вообще определяются эти ценности?

Но начать стоит с конца: какой именно не была бы ценность услуг, они должны увеличивать доход компании, масштабировать его. Если сотрудник не помогает компании заработать напрямую или косвенно, то это неэффективный сотрудник (в рамках этой компании).

Каждый разработчик должен осознавать не только сколько стоят его услуги, но и понимать сколько его услуги принесут той или иной компании косвенно или напрямую.

Обратите внимание, что на стоимость услуг практически не влияет уровень (Junior/Middle/Senior). Уровень, который определяет сам себе разработчик – слишком субъективно, и каждая компания определяет уровень по-своему, свои грейды, свои методики собеседований. Кто-то спрашивает больше теорию, кто-то практику, нет полного охвата всей компетенции, результаты оцениваются субъективно и произвольно. Всегда на первый план выходят навыки проходить сами собеседования + компетенция в рамках конкретной компании.

Большую часть факторов можно применить к любому IT специалисту, но я сам являюсь разработчиком и хочу на этом сделать больший акцент.

Компетенция

Навыки, знания, опыт – совокупность базовых характеристик. Умение быстро и качественно решать поставленные задачи. Это базовая основа оклада разработчика, т.е. качественность оказываемых им услуг.

Знания – это ценность, но без умения применять знания ничего не выйдет. Опытный хирург делающий операции по памяти, не то же самое, что начинающий хирург знающий как их делать, но не имеющий опыт и практические навыки в операциях. И не менее важно насколько качественно разработчик может решать новые возникающие проблемы.

Совокупность навыков, знаний и опыта формируют основную весомую часть оклада.

Скорость работы

Выдавая больший результат (не теряя в качестве) за меньшее количество времени, решая большее количество задач за тот же срок, разработчик как бы «уплотняет» свою работу, делает её более насыщенной, а значит оказывает большее количество услуг за меньшее количество времени.

Представьте, что вы делаете ремонт и один работник при стоимости 1000 у.е. делает работу за 3 часа, а другой при стоимости в 2000 у.е. делает её за час, что выгоднее?

Релевантность

Соответствие компетенции разработчика (его опыта, навыков, знаний) той роли, которую он будет выполнять в компании и тем задачам, которые он будет решать.

Разработчик может быть мощным архитектором высоконагруженных систем и в том числе уметь верстать лэндинги, но если компании нужен лендингист, то компания не будет платить за услуги верстки много архитектору, так как это напрямую ведет к увеличению стоимости верстки, а как следствие и увеличение стоимости конечного продукта для конечного заказчика. Ну конечно, если только компания не сделает это кил-фичей и не будет продавать эти лендинги втридорога как «особые, собранные архитектором».

Инициативность и ответственность

Своя голова хорошо, а две лучше. Каждый руководитель мечтает о самостоятельных сотрудниках, которых не надо тыкать палкой, чтобы они пошевелились, а ещё лучше которых не надо контролировать вовсе.

Если разработчик самостоятелен и инициативен, если может брать ответственность на себя (в том числе и за других сотрудников), то он снимет много головной боли компании, закроет много вопросов, а значит позволит своим руководителям выполнять большее количество задач, ведущих к прибыли компании.

Известность предыдущих компаний

CV разработчика может быть ценно именами компаний, в которых он трудился ранее. Чаще всего именитые компании не готовы предоставить разработчикам высокий оклад, даже если они семь пядей во лбу: Во-первых, если они крупные, каждый отдельный сотрудник в общей массе генерирует меньший процент дохода для такой компании. Во-вторых, благодаря своей известности, они могут привлекать большее количество кандидатов, а значит выбирать тех, кто за свои услуги просит меньше.

Психологически наличие известных компаний в опыте влияет на интервьювера и это влияет на отношение к кандидату, а значит чаще всего позволяет просить больше за свои услуги.

Размер компании

Размер компании, в которую трудоустраивается разработчик, количество сотрудников – часто коррелирует с возможным окладом. Чем меньше людей участвует в цепочке создания стоимости продукта\сервиса, тем выше ценность этих сотрудников. Т.е. чем меньше размер компании, тем больший вклад превносит каждый из разработчиков и тем больше влияет на конечную прибыль компании. Так же маленьким компаниям труднее привлечь разработчиков, а значит приходится предлагать больший оклад. Чем меньше компания, тем выше может стать оклад.

Коэффициент счастья

Если сотрудник делает руководителей и сотрудников компании счастливыми, то они становятся более продуктивными, заряженными на успех, а значит косвенно увеличивают доход компании.

Люди компании – большая шумная семья, и когда руководители и другие сотрудники счастливы от деятельности разработчика или от него самого, семья достигает больших успехов и добивается большего.

Личность

Если разработчик – известная личность, звезда, евангелист, промо-человек или лидер мнений, если само его присутствие в компании придает ей сил, делает её более известной, если сотрудники мотивируются общаясь с ним, если его имя привлекает новых клиентов или сотрудников – его услуги стоят дороже.

Впечатление

Опрятность, внешность, общение.. Даже если неприятно это осознавать, но разработчик – обслуживающий персонал бизнеса, он выполняет услуги, которые обслуживают интересы компании.Вам будет приятнее, когда к вам подойдет опрятный сомелье в ресторане и бархатистым голосом предложить выбрать вино, или если подойдет паренек в порванном свитере с сальными волосами и молча протянет вам бутылку? А часто ли вы выбираете вино по тому как выглядит этикетка?

Сюда же можно отнести токсичность и высокомерие. Токсичные люди часто хамят, оскорбляют и унижают окружающих. Высокомерные или неумеющие правильно оценить стоимость своих услуг, начинают думать, что все вокруг им чем-то обязаны, но на деле компания и разработчик строят“семью”, им нужно найти друг друга, найти общие точки соприкосновения, и тогда компания будет ценить сотрудника, а значит и ценить услуги сотрудника.

Люди работают с людьми, и каким бы крутым специалистом не был разработчик, об окладе договариваются на первых интервью и на стоимость услуг, даже если не хочется, влияет то насколько приятен разработчик, как он преподносит услуги, как общается, какое впечатление создает, т.е. то насколько приятно компании будет получать эти услуги в будущем.

Осознание

Осознание того, что разработчики продают не себя и не конечный продукт, а сам сервис – важный аспект для понимания стоимости услуг этих разработчиков. Деньги тут не основной фактор – это не то основное, ради чего существуют разработчики, но это как воздух – мы же не живём ради воздуха, но воздух нам необходим для комфортного существования.

@inemiro​

Я сам разработчик. Последний год я изучаю то, как функционируют отделы разработки компаний, как формируются и чем отличаются друг от друга они и их результаты. Буду и дальше делиться своими мыслями и открытиями.

Недавно так же запустил youtube канал об отделах разработки, где спрашиваю у компаний вопросы интересующие многих разработчиков.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Nemiro Ilia", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 12, "likes": 5, "favorites": 21, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 101909, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 28 Jan 2020 13:51:04 +0300", "is_special": false }
0
12 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
2

Вы знаете, на эту тему есть очень хороший роиан. Книга Тома Демарко "Дедлайн". Я советую почитать или послушать всем разработчикам и руководителям.
А то действительно как то не связано получилось.

Ответить
0

вот тут выжимка есть
https://vc.ru/books/16053-the-deadline

Ответить
1

Выжимка не дает прочуствовать причину той идеи. И потом в книге говорится о выводах. И понять причину того или иного вывода можно прочитав книгу целиком. 
А здесь главное прины и следствия.
Я не согласен с автором статьи, особенно когда он указал минусом, слишком много ненужных героев.

Ответить
1

Всё субьективно, тема не раскрыта до конца.

Ответить
1

Соглашусь, что четкого ответа не дано. Но возможна ли вообще объективность в этом вопросе ???

Ответить
0

Тема злободневная и для начинающих, и для продвинутых разработчиков. Оценка и самооценка труда  не всегда совпадают, и каждая из составляющих стоимости разработки важна по-своему. Вы работаете на агентство или самостоятельно?

Ответить
1

Я системный архитектор в крупной частной компании работающей в b2b секторе - преимущественно региональные сервисы. У нас несколько департаментов разработки, постоянно собеседую разработчиков к себе в команду и на аутсорсе как консультант, вопросы об оценке труда мне задают часто, и ещё чаще я вижу момент оценки собственных навыков, опыта, знаний со стороны разработчиков, когда они говорят ожидаемый оклад.

Ответить
0

Почему спрашиваю про разработсиков чат-ботов. У нас в Гильдии разработчиков чат-ботов первый выпуск Вестника как раз посчвящен теме стоимости труда. 
Скачать «Вестник Гильдии #1» можно в нашем чат-боте 👉 https://vk.me/botszilla по кодовому слову VESTNIK

Ответить
2

чат-бот, поющий осанну своему создателю... теперь я видел всё!

Ответить
0

Звучит серьезно. Как у вас обстоят дела с разработчиками чат-ботов?  

Ответить
0

может, для начала разделить - оценка на старте и премии по итогам работы? т.е. как продавать себя, и как работать. а то слишком уж много критериев - взглядом не окинешь

дальше, по грейдам: по моему, есть простое и ясное разделение: команда обычно состоит из лида и нескольких мидлов. поэтому мидл должен уметь самостоятельно закрывать 90% тасок. сеньор, соответственно - все таски (в таком небольшом проекте). лид - это сеньор + people management

если выпускник попадает в нормальную компанию, он должен выйти на мидл-уровень при 1-3 годах опыта, и сеньор - от 5 лет

если ориентироваться на такую стандартную градацию, то разница должна быть только в том, что у каких-то компаний более сложные проекты, и просто им нужны разные технологии - т.е получив большой опыт в каком-нибудь vue, ты в другой компании снова окажешься новичком поскольку они работают на react

Ответить
0

Стоимость устанавливается на старте и меняется в процессе сотрудничества.
В случае оклада (с этого начинается статья) итоги работы могут быть только по времени - ежеквартальные\ежемесячные\попроектные и т.п., но это не влияет на стоимость услуг - это благодарность компании за услуги не входящая в оклад.

Компании устанавливающие оклад разработчиков по грейдам - это компании, которые не в состоянии заниматься индивидуальной оценкой (например из-за огромного количества разработчиков или сложности такой оценки) или желающие экономить на разработчиках (оптимизировать затраты).

Уровень разработчика никак не связан с количеством закрываемых задач. уровень вообще ультрасубъективная оценка, каждая компания интерпретирует уровень по-своему. И уровень по этой же причине не влияет на оклад. С одним и тем же уровнем можно в различных компаниях получать различную сумму.

Статья по сути набор пунктов, на которые нужно обратить внимание разработчику, чтобы понять как повысить стоимость своих услуг, когда нет понимания, почему эти услуги не продаются так как разработчик их сам оценивает. Добавил это в начало статьи.

Ответить

Прямой эфир