Я люблю свою работу: 6 способов победить выгорание

За 12 лет работы в корпорациях я прошла все стадии эмоционального выгорания: от эйфории и желания участвовать в 10 проектах сразу без сна и отдыха до обесценивания любых своих заслуг и полного безразличия к происходящему в компании. Разобрала вопрос до атомов и делюсь с вами экспертизой из первых уст.

Я люблю свою работу: 6 способов победить выгорание

Сегодня только глухой или безработный не участвовал в подобной дискуссии 😁

Давайте разденем эту проблему!

Ирина Хомякова
Руководитель направления ПАО ВТБ
  • 12 лет опыт работы в банках
  • 7+ лет в управлении командами от 1 до 70 человек
  • 3 года в IT

В этой статье делюсь личным опытом профилактики выгорания и наблюдениями за сотрудниками.

Маркером выгорания являются не только апатия, вялость и избегание людей.

Наоборот, первым звоночком выступают эйфория, азарт, достигаторство и чрезмерная увлеченность работой в ущерб себе!

Не спешите ставить себе диагноз, если прямо сейчас вы ночуете на работе в погоне за мечтой о повышении или сверхприбылях.

Когда наш труд ценят, мы ощущаем свою значимость и вклад — выгорание не грозит.

А вот если наши старания не оцениваются по достоинству, то происходит крушение ожиданий, и развивается синдром эмоционального выгорания.

Правда в том, что:

Я люблю свою работу: 6 способов победить выгорание

Как это происходит?

1 – Не умеем говорить "нет"

затаскиваем на себя и команду лишние задачи, возникают переработки, появляются ошибки и раздражение из-за возросшей нагрузки

2 – Не умеем расставлять границы

зона ответственности между коллегами размыта, делаем двойную работу и тратим время на избыточные коммуникации

3 – Сомневаемся в себе и своих компетенциях

транслируем неуверенность, наши аргументы звучат неубедительно, защита проекта на грани срыва, ресурсы дают другим командам, тебя как эксперта не воспринимают всерьез

4 – Ощущаем свою "маленькость", думаем, что я ещё недо...

отказываемся от амбициозных проектов и задач, стыдно задавать вопросы и просить помощь, нет драйва и развития, появляется чувство беспомощности и одиночества

Почему мы так делаем?

нет фокуса на цели

(усталость есть — успеха нет)

Ушёл за кофе — вернулся, а у тебя уже +200 сообщений в почте и мессенджерах и несколько пропущенных звонков. Всё срочно, важно, ещё вчера.

Я люблю свою работу: 6 способов победить выгорание

Знакомо? Стоп. Не поддаваться на провокации!

Нужно понимать, что аврал и ASAP — это постоянные атрибуты рабочих будней. Это не кончится никогда. Твой успех и выживаемость зависят от умения приспособиться к такому образу жизни и использовать себе во благо. Да, я говорю о приоритизации.

Делюсь заметкой из недавно прочитанной книги Грега МакКеона — «Эссенциализм. Путь к простоте»:

Слово priority закрепилось в английском языке в XV веке, и в то время у него не было множественного числа. Оно обозначало единственную самую важную или первую вещь. В течение еще пятисот лет оно использовалось только в единственном числе, и лишь в XX веке люди заговорили о «приоритетах». Нам почему-то кажется, что, поменяв одно слово, мы можем изменить и реальность.

не знаешь своих сильных сторон, нет навыка самопрезентации

(думаешь, что все всё умеют и ничего особенного ты не делаешь, кроме самообесценивания)

Мы настолько строги к себе, что СРАВНИВАЕМ СВОИ СЛАБОСТИ, СВОИ САМЫЕ УЯЗВИМЫЕ МЕСТА С ЧУЖИМИ ПОБЕДАМИ.

А НУЖНО СРАВНИВАТЬ С САМИМ СОБОЙ ВЧЕРА!

Как быть?

Оцифровать свой опыт, собрать обратную связь от коллег, упаковать это в продающее резюме и/или рассказ о себе для качественного нетворка.

Репетировать перед зеркалом важно и нужно (пока сам не поверишь в свою исключительность)

до сих пор убежден, что скромность украшает человека

(ага, дела сами говорят за мастера)

Можно ждать до пенсии, пока тебя заметят, а можно взять ответственность за свою жизнь в свои руки и действовать из взрослой позиции.

Уметь рассказать о своих личных успехах, презентовать деятельность команды, «продать» идею сотрудничества с тобой — это один из обязательных навыков современного высокоэффективного человека.

К чему это приводит?

Я люблю свою работу: 6 способов победить выгорание
  • демотивация и потеря смыслов
  • мысли о том, что с тобой что-то не так (читай мою статью о синдроме самозваца)
  • болезни и физическое переутомление

Как себе помочь?

1 – Пытаться успевать не всё, а только самое важное

Главный приоритет может быть только один.

Отметьте в своём to do-списке, какое из запланированных дел на день является самым значимым.
Даже если ничего кроме него сделано не будет — день оправдан и идёт в зачет!

2 – Принять, что нет — это не отказ человеку, это отказ по задаче

Можно начать с того, чтобы не давать ответ и обещание сразу, а брать паузу на подумать.

Дальше — составить словарик своих "спасательных фраз", если вам сложно говорить "нет".

Например, "я бы с радостью вам помог, но у меня уже всё распланировано" или "к сожалению, это направление сейчас не является приоритетным для меня, может быть в другой раз".

3 – Качественно отдыхать

Смена деятельности — это не отдых.

Отдых — это делать ничего!
Мои любимые способы быстро расслабиться: кататься на качелях во дворе, медитация, прогулка без гаджетов и музыки, горячий душ.

Важно — планировать под это время в календаре, особенно в будни, иначе соблазн загрузить себя работой/обучением/книгой будет велик.

4 – Оцифровать и присвоить себе успех

Собирать метрики и обратную связь о своей деятельности и вести дневник благодарности, в котором отмечать даже маленькие достижения.

Проще всего это делать в частном чатике в tg, чтобы всегда держать под рукой.
У меня такой чат называется "Мои приятности", туда я пересылаю приятные сообщения от коллег и пишу свои собственные восхищения проделанной работой.
Создайте его прямо сейчас!

5 – Говорить о своих желаниях вслух

Начальнику — о том, что готов брать ответственность и хочешь повышения, клиентам — просьбы оставить отзыв и дать рекомендацию и т.д.

Да, прямо словами через рот. Нет, вас за это не убьют и не осудят.

Каждый из нас думает, в первую очередь, о себе. Чтобы подумали ещё и о вас — нужно попросить!

6 – Смело заявлять о себе и идти туда, где страшно

Страх — всего лишь эмоция, можно бояться и делать!

Например, в следующий раз взять в работу ту сложную и желанную задачу, которая прокачает ваши навыки и от которой вы раньше отказывались, боясь не справиться.

Обозначайте комфортный для себя срок исполнения, чтобы было время погрузиться в тему и внести правки (30% заложите на риски).

Делитесь в комментариях своими лайфхаками по борьбе с выгоранием! 😉

Если вам интересна тема личной эффективности, управления собой и своим временем — подпишитесь на мой tg-канал "Хомякова могёт"

Вот подборка наиболее популярных постов канала:

Хомякова могёт и ты сможешь!

2626
30 комментариев

Я полюбил свои выгорания и пока читал, понял, что даже жду их. Для меня первые признаки выгорания - это сигнал о том, что пора что-то делать по-другому, выходить на следующий уровень, старые привычки перестали работать. Главное не усугублять, конечно (и советы в статье - про это).

Спасибо за напоминание взять какую-нибудь страшную желанную задачу на работе :)

2
Ответить

Я бы посмотрела на график зависимости — вспышки потенциального выгорания/внедрение изменений :-)

Никита, у тебя есть такой?

Ответить

Одна тут выгораешь? 😏

2
Ответить

Кстати, интересно, в каких нибудь корпорациях уже разработали шкалу выгорания сотрудника? 🤔

1
Ответить

есть разные тесты типо анонимные, но на самом деле вообще не анонимные и естественно, сотрудники такие тесты заполняют не правдиво , боясь,что их уволят

2
Ответить

Этим сейчас занимается Институт нейроинтеграции, у них есть отдельная шкала по выгоранию (пример шкалы - тот, что я выше в комменты скинул) и опросы

https://ru.neurointegration.org/neurobalance

1
Ответить

Нашла вот такую статистику —исследование сервиса "Доктор рядом" и HeadHunter 2020 года
Получается, 4 критерия выделяют они, возможно скоро и шкала появится)

1
Ответить